Из стенограммы:
М.Решетников: Коллеги, начну с текущей ситуации.
Первое, кризис носит структурный характер – иными словами, причины внешние. Внешние ограничения, связанные с экспортом товаров и с импортом продукции, в том числе комплектующих. Поэтому на сегодняшний момент перед предприятиями стоят очень большие вызовы, связанные с перенастройкой производственной деятельности, с необходимостью, по сути, выстраивания новых производственных и логистических цепочек. Всё это ещё накладывается на внешние ограничения по логистике – предприятия не могут доставить необходимые товары и услуги. Поэтому очень большой системный блок именно структурных вопросов перед экономикой встал. И конечно, всё это накладывается на текущую финансовую нестабильность. Финансовые рынки ищут по-прежнему новую точку равновесия – и пока, скорее, не нашли. Поэтому всё это в совокупности говорит о том, что потребуется определённое время на восстановление экономической активности.
В этой связи ответ Правительства заключается в максимальной гибкости работы экономики, снятии всех внутренних ограничений. Это касается не только контрольно-надзорной деятельности. Вы знаете, здесь принят большой блок решений, и он касается уже не только малого и среднего бизнеса. Введён запрет на плановые и внеплановые проверки для всех без исключения предприятий вне зависимости от размеров, за очень небольшим перечнем исключений – там, где действительно объекты высокой степени риска.
Параллельно с этим буквально сегодня подписано постановление, связанное с продлением всех лицензий и разрешений, – более 2,5 млн различного рода документов продлены на срок до года. И это, соответственно, тоже снимает с предприятий большую нагрузку. И главное, наверное, послабление связано с изменением порядка сертификации продукции. Иными словами, в ближайшее время в течение полугода предприятия смогут сами гибко перенастраивать производственные процессы, заменять одни компоненты другими. Это не потребует сертификации продукции в лабораториях, а предприятия могут сами на основе собственных производственных процессов под свою ответственность выпускать декларации, и, соответственно, это сильно ускорит выход продукции на рынок.
То же самое касается вопросов импорта. На сегодняшний момент серьёзные послабления уже введены в процедурах импорта продукции. Это касается также сертификации. Теперь импортёры могут быстрее завозить продукцию и потом её сертифицировать уже в процессе, одновременно выпустив в обращение. Допускается выпуск продукции по копиям документов и так далее. То есть это мы отработали с бизнесом в рамках того закона, который Президент подписал, первого антикризисного пакета. Правительству были даны широкие полномочия, и, соответственно, Правительство ими воспользовалось, и все эти процедуры стали возможны. И это уже те вещи, которые буквально с этой недели запущены в работу.
Параллельно с этим мы совместно с Центральным банком реализуем ряд программ, связанных с финансовой поддержкой в первую очередь малого и среднего бизнеса. На прошлой неделе совет директоров Банка России принял решение по льготным программам. Правительство выпустило необходимые для этого документы. Был определён перечень видов деятельности предприятий, у которых появляется возможность реструктурировать кредиты. Параллельно с этим были запущены две программы льготного кредитования. 300 млрд рублей – льготное фондирование банков, чтобы они продолжили кредитовать малый и средний бизнес. Ещё 200 млрд дополнительно появится возможность выдать благодаря совместным программам с корпорацией развития малого и среднего бизнеса и так далее. То есть это тоже большой блок мер, которые принимаются.
Если говорить в целом об идеологии, то наша задача в текущих условиях – максимально создать условия для бизнеса, чтобы бизнес активно перенастраивал цепочки, активно импортировал продукцию: комплектующие, конечную продукцию, здесь налаживал производство. И конечно, очень важно сохранять гибкость системы ценообразования, поскольку при таких колебаниях валютного курса, безусловно, потребуется время на то, чтобы цены подстроились под новые условия, под новую структуру спроса – предложения. Сейчас очень важно дать возможность бизнесу, предпринимателям сделать свою работу для подстройки к этим новым условиям. Поэтому Правительство максимально будет содействовать в этом, плюс очень важно, чтобы мы как крупный заказчик продукции в рамках бюджета, бюджетных товаров, работ, услуг тоже сохранили стабильность. Очень важно, чтобы мы вовремя авансировали (вы знаете, что объём авансирования по госконтрактам увеличивается), максимально быстро проходили оплаты – это тоже предложение бизнесу. Такие решения готовятся. Чтобы мы максимально как заказчик тоже стимулировали экономику.
По всем этим направлениям Правительство активно работает вместе с Банком России в постоянном взаимодействии с бизнесом.
Г.Фёдоров (портал «Объясняем.рф»): Вопрос, который очень многих волнует: действительно ли будут закрываться магазины иностранных торговых сетей?
М.Решетников: Первое, это зависит от самих иностранных торговых сетей. Это их решения, в каком объёме и как продолжать здесь деятельность. На сегодняшний момент, мы с вами знаем, такие решения есть, но эти решения связаны с приостановкой деятельности. И значительная доля этих решений обусловлена в том числе и проблемами с логистикой. С теми же проблемами, с которыми столкнулся российский бизнес, сталкиваются и иностранные компании. Мы неделей ранее проводили встречу с иностранным бизнесом, который работает в России, и первые вопросы, которые они ставили, были связаны с логистикой, с необходимостью перенастройки производственных цепочек, с поиском поставщиков в азиатских странах и заменой европейских поставщиков на азиатских. Как раз блок решений, который я озвучил, был сформулирован и реализован в том числе на основе обращений и российского, и иностранного бизнеса, который работает в нашей стране.
На сегодняшний момент решения, которые приняты, касаются приостановления деятельности. Мы исходим из того, что, безусловно, значительная часть бизнеса, перенастроив эти цепочки, вернётся к работе в России, потому что наш рынок никуда не делся. Компании зарабатывали здесь достаточно долгое время, и это рентабельный бизнес в нашей стране. И это даёт нам основание надеяться, что ситуация нормализуется.
Вопрос: В рамках поддержки бизнеса можно ли говорить о том, что может быть введён беспошлинный ввоз товаров, например, до 5 тыс. долларов?
М.Решетников: В связи с поручением Председателя Правительства мы на подкомиссии в прошлый четверг рассмотрели достаточно широкий перечень продукции, и было принято решение обратиться в Евразийскую комиссию с предложением об отмене пошлин на эту продукцию. Это касается продовольственных товаров, это касается медикаментов, необходимой продукции для фармацевтики, продукции для сельского хозяйства, комплектующих и так далее.
И это, мы думаем, только первый пакет. У нас есть ещё предложения от отраслевых ведомств, которые мы дальше будем отрабатывать. Министерство промышленности и торговли, Министерство сельского хозяйства, Минэнерго сформировали свои перечни. Мы будем их отрабатывать, и, конечно, предлагать «обнулить» на определённый период пошлину на эту продукцию с тем, чтобы предприятия быстрее подстроились к новой ситуации.
Вопрос: Ещё один вопрос, который волнует всех, – это рост цен. Как именно Правительство работает над регулированием этого процесса?
М.Решетников: Вы знаете, что в рамках в том числе ковидных ограничений у нас наработан определённый опыт взаимодействия с торговыми сетями, с производителями. Этим плотно занимается Министерство промышленности и торговли, Министерство сельского хозяйства, Федеральная антимонопольная служба. Но очень важно в текущей ситуации, в условиях таких колебаний и самих мировых цен, и валютного курса сохранить максимальную гибкость ценообразования. Потому что если мы будем чрезмерно жёстко диктовать сетям, производителям и так далее цены какие-либо, то очень скоро мы столкнёмся с дефицитом. Поэтому здесь решения принимаются, что называется, по ситуации, по конкретным видам продукции, на конкретных рынках. Но, ещё раз подчеркну, в этих условиях нам очень важно сохранять рыночный характер нашей экономики. Только это позволит нам максимально избежать снижения экономической активности и максимально быстро восстановиться.