Михаил Мишустин провёл рабочее совещание с членами Правительства.
Вступительное слово Михаила Мишустина
Доклад Министра финансов Антона Силуанова
Доклад первого заместителя председателя Банка России Владимира Чистюхина
Доклад Министра экономического развития Максима Решетникова
Доклад Министра транспорта Виталия Савельева
Доклад Министра сельского хозяйства Дмитрия Патрушева
Из стенограммы:
М.Мишустин: Добрый день, уважаемые коллеги!
Сегодня завершился рабочий визит в Казахстан для участия в заседании Евразийского межправительственного совета.
Прежде всего мы детально обсудили актуальные темы евразийской интеграции. Договорились наращивать кооперацию в промышленной сфере. Ускоряем внедрение механизма прослеживаемости товаров, ввезённых на территорию ЕАЭС. Это необходимо для эффективной борьбы с серым импортом и нелегальным оборотом продукции. А чтобы расширить рынки сбыта для сельхозпроизводителей всех государств – членов союза, активизируем работу и по совместному логистическому проекту «Евразийский агроэкспресс». Наша продукция станет быстрее доставляться в страны Европы и Азии по выгодным тарифам.
Участники совещания
-
PDF
132Kb
Список участников рабочего совещания у Председателя Правительства Михаила Мишустина
Ещё один вектор совместной деятельности – развитие электронной торговли на пространстве ЕАЭС. Будем и дальше устранять барьеры для наших предпринимателей на этом направлении.
На полях межправсовета прошли двусторонние встречи с коллегами из Казахстана, Белоруссии и Киргизии. Каждая из них была посвящена решению задач в торгово-экономической сфере, запуску новых проектов с высокой интеграционной составляющей.
Глава Кабинета министров Республики Киргизия Акылбек Усенбекович Жапаров поблагодарил российскую сторону за плодотворное сотрудничество и отметил, что Киргизия готова и далее к взаимодействию, совместным мероприятиям и проектам по всем направлениям. Взаимодействие с Россией в рамках ЕАЭС для них является приоритетным.
Белорусский коллега Роман Александрович Головченко подчеркнул, что вопреки давлению извне наши страны успешно реализуют совместные проекты. Белоруссия готова оказывать поддержку России.
Отмечу, что по итогам переговоров с казахстанскими партнёрами подписан значимый документ – это план мероприятий по реализации Комплексной межправительственной программы экономического сотрудничества на ближайшие пять лет.
В целом все партнёры по пятёрке считают важным обеспечить стабильную ситуацию на евразийском пространстве. И решительно настроены работать над преодолением санкций, что отметил и Президент Казахстана Касым-Жомарт Кемелевич Токаев, с которым мы также провели встречу. Он предложил с учётом тесной взаимосвязи экономических, финансовых, промышленных систем в рамках союза создать рабочую группу для оценки рисков и выработки экономических мер, направленных на смягчение негативных последствий сегодняшней геополитической ситуации. Такая группа должна быть сформирована на уровне глав экономических ведомств и с участием финансовых регуляторов. Координацию работы этой группы будет проводить Евразийская экономическая комиссия.
Нам, конечно, необходимо выработать общие меры по преодолению последствий санкций, которые сегодня ужесточаются.
Встреча в Нур-Султане ещё раз подтвердила единство государств союза и общий настрой на нашу совместную работу.
У России есть свои соображения насчёт того, каким должен быть ответ на новые санкции. Важно минимизировать влияние ограничений на нашу экономику, чтобы она продолжала развиваться, сохранялась устойчивость финансовой системы. А значит – в полной мере выполнялись программы и проекты, которые мы наметили, в том числе в рамках достижения национальных целей развития, поставленных Президентом.
Первым на резкие политические заявления и разного рода ограничения реагирует финансовый рынок.
Сейчас важно внимательно следить за ситуацией на этом рынке, чтобы профильные частные и государственные институты продолжали работать в прежнем темпе, предоставляли нашим гражданам и организациям все необходимые в этой сфере услуги.
Антон Германович (обращаясь к А.Силуанову), пожалуйста, расскажите, что сделано для обеспечения стабильности в сфере финансов.
А.Силуанов: Уважаемый Михаил Владимирович!
Экономическая и финансовая ситуация в стране в целом стабильна. Предприятия реального сектора и финансовые организации работают в штатном режиме.
Коммерческие банки осуществляют все операции в обычном порядке. Речь идёт об операциях по депозитам, операциях по счетам, выдаче кредитов.
Правительством и Банком России приняты меры по обеспечению экономической и финансовой стабильности.
Для обеспечения курсовой и ценовой устойчивости задействованы накопленные в благоприятный период резервные средства. Речь идёт и о золотовалютных резервах, и о средствах Фонда национального благосостояния.
Финансовым организациям обеспечен бесперебойный доступ к ликвидности – как в национальной, так и в иностранной валюте.
Для обеспечения плавной адаптации финансовым организациям предоставлены регуляторные послабления.
В связи с ростом стоимости заимствований приостановлено размещение государственных долговых обязательств. Мы планируем сократить объём заимствований в текущем году – задействовать для этого средства Фонда национального благосостояния.
Крупнейшими компаниями, финансовыми организациями совместно с Правительством и Банком России были сформированы планы по защите от возможных санкций и иных угроз. Сейчас они реализуются.
Главная задача – обеспечить устойчивую работу компаний и банков, сохранить рабочие места.
Правительство совместно с Банком России продолжает внимательно отслеживать ситуацию на финансовых рынках и при необходимости принимать меры в целях поддержания финансовой стабильности, включая укрепление капитальной базы системообразующих банков.
В настоящее время рисков финансовой устойчивости нет. Банки обеспечиваются ликвидностью, в том числе наличными средствами как в рублях, так и в валюте. Снятие наличных и проведение переводов в рублях и валюте осуществляется в прежнем режиме.
Обеспечена бесперебойная работа пластиковых карт внутри России. В настоящий момент определённые проблемы могут возникать с использованием карт отдельных банков за границей. Поэтому этот момент следует учитывать при решениях о поездках за рубеж.
Во всех банках, в том числе попавших под ограничения, все средства клиентов в иностранной валюте сохранены и могут быть выданы в валюте счёта. Наблюдаемые колебания валютных курсов и биржевых котировок носят краткосрочный характер. Это нужно учитывать при управлении сбережениями и не принимать поспешных решений.
Правительство Российской Федерации осуществляет непрерывное взаимодействие с банками – участниками финансового рынка и будет оказывать необходимую поддержку финансовым организациям.
М.Мишустин: Спасибо, Антон Германович.
Нужно держать ситуацию под контролем и, конечно, оперативно реагировать на запросы и людей, и бизнеса. Правительство и Банк России находятся в тесном взаимодействии и будут оказывать любую необходимую поддержку, в том числе кредитным организациям, которые попали под санкции. У банков высокий запас прочности, они продолжают работу по кредитованию проектов. Попросил бы представителя Банка России дать оценку текущей ситуации.
Владимир Викторович (обращаясь к В.Чистюхину), Вам слово, пожалуйста.
В.Чистюхин (первый заместитель председателя Банка России): Первоочередная задача Банка России сейчас – обеспечить финансовую стабильность, непрерывность функционирования и долгосрочную устойчивость всех финансовых институтов.
У нас есть все необходимые ресурсы и возможности – как регулятивного, так и практического характера – для обеспечения этой деятельности. Мы будем их использовать и уже используем.
Во-первых, мы создаём необходимый комфортный регулятивный режим для финансовых институтов на период повышенной волатильности и затем на время адаптации к новым условиям. Так, мы уже зафиксировали курс в регулятивных целях, изменили правила о переоценке ценных бумаг для финансовых институтов. Принято решение по смягчению требований по таким важным сегодня для банков нормативам, как нормативы ликвидности. Это будет распространяться на системно значимые кредитные организации. Такую же меру мы примем для брокеров. Мы создадим дополнительные возможности по работе в рамках института «Знай своего клиента» для банков и их клиентов, для того чтобы было проще проводить операции и открывать счета. И наконец, мы примем решение по комфортному расчёту процентных ставок для формирования отчётности.
Всё это делается для обеспечения стабильности кредитных организаций и иных участников финансового рынка, чтобы они могли непрерывно осуществлять свой функционал для клиентов.
Во-вторых, у нас серьёзный запас прочности с точки зрения финансовой стабильности. Это и наши золотовалютные резервы, и те макропруденциальные буферы, которые накоплены кредитными организациями. И сейчас как раз тот момент, когда мы этот ресурс должны задействовать.
Вы знаете, что Банк России приступил к валютным интервенциям для стабилизации валютного рынка. И данные меры дают свой результат. Сегодня мы приняли решение разрешить банкам использовать накопленные макропруденциальные капитальные буферы по валютным кредитам. Мы будем все эти ресурсы использовать своевременно и рационально.
Мы в режиме реального времени мониторим ситуацию и готовы включать дополнительные меры по необходимости.
Отдельно хотел бы сказать о поддержке банков, попавших под санкции. Мы сделаем всё необходимое для того, чтобы банки смогли перестроиться в нормальном рабочем режиме к условиям работы под санкциями, а их клиенты испытали минимально возможное в данных обстоятельствах давление. Мы на связи со всеми банками. Все они заблаговременно разработали планы по обеспечению непрерывности деятельности. Эти планы нам представляются адекватными. Они выполняются в полной мере, при изменении обстоятельств своевременно корректируются.
Средства клиентов защищены, находятся в сохранности. Санкции на них не влияют. И мы, Банк России, готовы оказывать банкам поддержку ликвидностью при необходимости.
Также хочу напомнить, что национальная финансовая инфраструктура обеспечивает бесперебойность финансовых транзакций внутри страны. Все банки, в том числе попавшие под санкции, консультируют своих клиентов по распоряжению их средствами.
Ещё раз в заключение хочу сказать, что Банк России продолжит держать на контроле развитие ситуации на финансовом рынке и при необходимости дополнять комплекс применяемых мер.
М.Мишустин: Спасибо, Владимир Викторович. Экономика по итогам прошлого года показала хорошую динамику. Активно идут процессы импортозамещения. В текущей ситуации, конечно, надо обратить особое внимание на работу системообразующих организаций. Надо внимательно следить за их работой. И в случае необходимости принимать меры для их системной поддержки.
Максим Геннадьевич (обращаясь к М.Решетникову), как обстоят дела в целом? Пожалуйста, Вам слово.
М.Решетников: Уважаемый Михаил Владимирович! Уважаемые коллеги!
Первое, действительно, с чего хочется начать, – финансовые рынки успокаиваются. И конечно, в основе этого – наша стабильная макроэкономическая конструкция: накопленные резервы и низкий уровень государственного долга, значительные международные резервы. Но, соответственно, на первый план сейчас выходят долгосрочные последствия санкций, которые вводятся. Основная цель их вполне очевидна – сдержать развитие российской экономики.
Мы на сегодняшний момент очень внимательно изучаем все документы, которые выходят. Потому что заявления, которые звучат, даже официальных лиц, комментарии экспертов и зачастую документы, которые мы потом видим, – там имеются большие разночтения. И конечно, нам нужно в первую очередь смотреть именно первичные документы. Мы создали группу экспертов и в онлайн-режиме всё это изучаем.
Что сейчас уже понятно? Есть три группы санкций, которые нацелены на три направления.
Первое. Это ограничение доступа на мировые финансовые рынки – на это направлены ограничения по суверенному долгу, санкции против крупнейших компаний и банков. В SDN-лист, который предусматривает блокировку и заморозку активов в Соединённых Штатах и делает крайне нежелательными партнёрами эти организации в других странах, на первом этапе текущего кризиса были внесены Промсвязьбанк и Внешэкономбанк вместе с дочерними организациями. И на втором этапе, уже вчера, были добавлены ВТБ и ряд других банков.
Усиление санкционного режима по Сбербанку менее жёсткое – введены ограничения на корсчета в Соединённых Штатах Америки. И все американские финансовые институты должны закрыть в течение 30 дней любые свои счета в Сбербанке.
В то же время такие ограничения не должны стать для нас каким-то препятствием для развития банковской системы. У нас существуют свои внутренние мощные накопленные ресурсы. Это средства предприятий – почти 40 трлн рублей, которые существенно выросли по итогам прошлого года в результате прибыли, которая сформировалась в экономике. Это сбережения населения, которые надёжно защищены системой страхования депозитов. Доверие к нашей банковской системе высоко.
Это всё хорошая основа для продолжения финансирования не только текущей деятельности предприятий, но и инвестиционных проектов, которые сейчас реализуются.
При этом особую важность в условиях ограничения внешнего фондирования приобретает взвешенная денежно-кредитная политика Банка России, которая в последнее время проводится. И очень важна, особенно сейчас, стабильность ставок.
Это те вопросы, над которыми мы постоянно работаем в виде бюджетных расходов, их ритмичности и своевременности. Очень важно дальше насыщать экономику. И конечно, запуск финансирования проектов в рамках Фонда национального благосостояния и реализация инфраструктурных бюджетных кредитов – это тоже дополнительная ликвидность в экономке.
Это те программы, которые запущены. Именно сейчас их значение особо актуально, поскольку они имеют яркий антисанкционный, антикризисный, предотвращающий негативное развитие событий характер.
Второе направление – это ограничения на импорт в Россию технологий. Соединённые Штаты и Евросоюз планируют существенно ограничить доступ к технологическим решениям, необходимым для развития не только оборонной промышленности, но и стратегических отраслей нашей экономики. Детали будут известны позже, пока детальные документы далеко не все ещё доступны. Мы будем внимательно их анализировать, но уже понятно, что это окажет определённое давление на эффективность инвестиций, поскольку эти технологические ограничения на нас повлияют. В то же время они не являются для нас чем-то особо новым. С рядом ограничений на поставки высокопроизводительных чипов, инженерного, программного обеспечения, оборудования для электронной промышленности мы сталкивались и раньше. Здесь реализуются программы импортозамещения, существуют новые стратегические инициативы, связанные с технологическим прорывом, – в общем, это то, к чему мы готовились.
И третье направление, о котором надо сказать: в целом санкции направлены на ограничение интеграции России в мировую экономику. Это самый яркий момент. Присутствие на рынках Соединённых Штатов, Евросоюза, Канады, Японии, Австралии будет существенно осложнено по ряду товаров, а доля этих стран в нашем экспорте в 2021 году была чуть больше половины. При этом сразу надо сказать, что, конечно, энергетический сектор из-под всех санкций сейчас выведен, поэтому доля экспорта, которая почувствует на себе это влияние, существенно ниже, тем не менее весьма заметна.
Самый заметный удар нанесён по российской системе поддержки экспорта, в первую очередь – несырьевого неэнергетического. Это связано с санкциями в отношении ВЭБа и группы РЭЦ. Здесь нам в кратчайшие сроки необходимо адаптировать систему, с тем чтобы сохранить для экспортёров возможность пользоваться востребованными инструментами поддержки – экспортным кредитованием, страхованием, наиболее эффективными видами субсидий. У нас очень серьёзно за последние годы малый бизнес пошёл в экспорт, и очень важно на основе этих инструментов это поддержать.
При этом особую значимость приобретает работа над диверсификацией экспортных рынков. Продвижение российских товаров и услуг на рынки Латинской Америки, Азии, стран Африки, Ближнего Востока становится одной из наших основных задач. И конечно, важное направление – с чего Вы начали – это дальнейшее развитие интеграции в рамках Евразийского экономического союза, усиление торговых, экономических связей с нашими партнёрами, странами-наблюдателями – Узбекистаном, Азербайджаном, активно растущими экономиками.
В целом надо сказать, что наша экономика на порядок устойчивее, это признают все международные финансовые институты. Глобальный ответ на все эти санкции – это продолжение реализации той политики, которая проводилась, национальных проектов, государственных программ, рост вложений в инфраструктуру, улучшение инвестиционного климата, обеспечение предприятий доступными кредитными ресурсами, поддержка национального бизнеса – всё то, что вчера обсуждалось на встрече с представителями деловых кругов у Президента Российской Федерации.
И несколько цифр по январю – выходит свежая статистика. У нас продолжился динамичный рост промышленного производства – плюс 8,6% год к году. То есть эта цифра даже выше, чем в декабре. Причём растёт и добывающая отрасль, и обработка, и особыми локомотивами роста остаются ключевые несырьевые отрасли – пищевая промышленность, химическая промышленность, машиностроение. Это говорит о том, что экономика развивается. И ограничения, которые вводятся, глобально не способны повлиять на наше последовательное развитие.
М.Мишустин: Хорошо, спасибо.
Просьба в кратчайшее время проанализировать комплекс мер, которые можно предложить, особенно по поддержке системообразующих предприятий. Я Андрея Рэмовича (Белоусова) попрошу скоординировать это и потом доложить.
Ещё одна очень важная сфера – это наша транспортная сфера. От её стабильной работы зависит и производство, и передвижение наших граждан по делам либо для личных целей.
Виталий Геннадьевич (обращаясь к В.Савельеву), знаю, мы договорились, создан штаб, который сегодня максимально оперативно отрабатывает все текущие вопросы. Конечно, нужно урегулировать ситуацию с перевозками на юге России, особенно там, где авиационное сообщение временно закрыто. Необходимо, чтобы все наши граждане смогли добраться до дома или до работы с минимальными издержками.
Пожалуйста, расскажите, что делается для стабильного функционирования транспорта. Нужны ли от Правительства какие-то дополнительные решения?
В.Савельев: Уважаемый Михаил Владимирович! Уважаемые коллеги!
Хотел бы остановиться на двух вопросах. Первый – это ситуация в 11 аэропортах, в которых мы ввели уведомление NOTAM.
По 11 аэропортам. Как вы знаете, для обеспечения безопасности в российском воздушном пространстве авиационными службами Минтранса был выпущен NOTAM (уведомление, которое запрещает полёты в указанных аэропортах). Ограничения у нас действуют с 24 февраля, с 3.45 по московскому времени, до 2 марта – 3.35 по московскому времени. При необходимости мы продлим действие NOTAM. Это всемирно признанная мера. Так, например, закрывали Белоруссию и другие страны.
Под моим руководством, как Вы отметили, был создан оперативный штаб 24 февраля. Мы вчера провели три заседания штаба. Если на 10 часов утра в указанных 11 аэропортах было скопление пассажиров – примерно 7800 человек, то по итогам вчерашнего дня до 00.00 восстановлена полностью нормальная работа всех аэропортов.
Аэропорты, которые закрыты: там обеспечивается движение с помощью автобусов и железной дороги. Мы на поезда добавляем дополнительные вагоны для вывоза пассажиров. Там, где автобусное сообщение позволяет нам перевозить в близлежащие аэропорты, мы это делаем. Например, мы создали временный хаб в аэропорту Сочи, где обслуживаем близлежащие аэропорты, которые закрыты уведомлением NOTAM.
Пока всё у нас получается. Штаб будет работать и дальше. Завтра в 10 часов мы опять собираемся.
Мы внимательно отслеживаем ситуацию со стоимостью авиабилетов. Авиакомпании и аэропорты работают достаточно чётко. С населением работают волонтёры. Внутри работают службы, которые помогают нашим пассажирам принять одно из решений – о сдаче билетов. Очень многие люди сдают билеты, возвращаются домой. Все относятся с пониманием к ситуации. Тем не менее мы подстраховались – организовали возможность горячего питания (по федеральным авиационным правилам, мы обязаны кормить горячим питанием через четыре часа). Также через шесть часов в случае необходимости – это не понадобилось – мы готовы были предоставить и места ночлега.
Пока всё это рассасывается сейчас. Сочи работает в нормальном режиме: примерно 2500–2700 пассажиров – это нормальный режим аэропорта. Пассажиры из остальных аэропортов с помощью автобусов и поездов развозятся по местам назначения.
Сейчас Минтранс рассматривает вопрос организации двух поездов, которые будут доставлять из Симферополя людей в Москву. Оператором является Гранд Экспресс.
В целом ситуация нормальная. У нас, Михаил Владимирович, Вы знаете, достаточно большой опыт по вывозу пассажиров. Объём пассажиров небольшой. Мы не видим критической ситуации. Мы её вчера купировали полностью. Поэтому пока всё идёт в нормальном режиме.
Д.Мантуров: Уважаемый Михаил Владимирович, уважаемые коллеги!
Максим Геннадьевич (Решетников) уже сегодня сказал о том, какие показатели статистики за январь месяц. По обработке даже больше, чем в целом по промышленности – 10,1%. Это больше, чем по отношению к 2020 году, к январю доковидного периода. В складывающихся условиях исходим из двух равнозначных приоритетов в части промышленности. Имею в виду продолжение реализации инвестиционных проектов, а также поддержание текущей деятельности в стратегических отраслях – это машиностроение, радиоэлектроника, фармацевтика, металлургия, химическая промышленность и, конечно же, оборонно-промышленный комплекс.
Особый акцент делаем на предприятиях, напрямую или косвенно попавших, в частности вчера, под новую волну санкций. Ситуация сейчас управляемая. Мы намного лучше готовы к рестрикциям, если сравнивать с периодом 2014 года, не говоря уже о 2008 годе, когда на нашу страну начали накладывать ограничения со стороны Соединённых Штатов Америки. И в последние восемь лет в стране развёрнута масштабная программа импортозамещения. Помимо вывода на рынок свыше 1300 единиц критической номенклатуры наши научные, производственные организации на сегодняшний день существенно нарастили свои компетенции. Ряд предприятий выработал способы противостояния санкциям. Всё это является прочной базой для оперативного расширения производств той продукции, поставки которой могут быть ограничены в текущих условиях.
Частично на эти цели направлена новая программа импортозамещения – «Импортозамещение 2.0», которую утвердили. Новые планы по 23 отраслям содержат почти тысячу позиций сырья, материалов, комплектующих и готовой продукции. В том числе по этой программе у нас зарезервировано на НИОКР на период 2022–2024 годов 247 млрд рублей.
По ряду проектов мы считаем целесообразным осуществить опережающее финансирование. Сейчас мы прорабатываем эти объёмы необходимых перебросок на текущий год.
В целом мы видим готовность ведущих индустриальных партнёров из стран ЕС, Северной Америки: несмотря на ситуацию, они тем не менее настроены продолжать сотрудничество. И практика последних лет показывает, что там, где это возможно, бизнес находит решения для своей кооперации. Мы, конечно, не питаем иллюзий, что таким путём пойдут все компании, но точно это не будет фронтальный отказ от взаимодействия.
Отдельно о ситуации в торговой сфере: предприятия потребительского рынка работают в штатном режиме. Особое внимание уделяем магазинам в южных регионах – это Ростовская, Воронежская, Белгородская область, Краснодарский край, Крым и Севастополь. Непростой период в марте – апреле 2020 года позволил нам отработать все механизмы для бесперебойного, гарантированного насыщения торговых объектов всеми товарами первой необходимости. Минсельхоз нам помогает взаимодействовать с производителями продуктов питания, то есть вся цепочка, от поля до прилавка, выстроена и чётко скоординирована.
Крупными федеральными и региональными сетями создан и поддерживается товарный запас в магазинах, в распределительных центрах по основным социально значимым категориям, превышающий 40 дней торговли. Это в среднем, а, например, по бакалее – это макароны, гречка – запасы достигают 70 дней. То же самое по средствам гигиены. Чтобы поддержать эту планку, мы с коллегами ведём ежедневный мониторинг не только по наличию номенклатуры, но и по ценам, а также спросу в 50 основных федеральных и региональных сетях. По нашему указанию все субъекты Федерации отслеживают ситуацию по малым торговым форматам, таким как ярмарки, а также розничные рынки. В случае необходимости торговые организации готовы организовать работу по ускорению доставки товаров. Пока такой потребности мы не видим.
М.Мишустин: Спасибо. И ещё одна очень важна тема – это цены на продукты. Наш агропромышленный комплекс достаточно активно во многих сферах реализует проекты по развитию собственного производства. Выполняет задачи по продовольственной безопасности, по самообеспечению.
Конечно, необходимо вести мониторинг во всех сегментах продовольственного рынка. Особенное внимание нужно уделить ценам на социально значимые товары.
Это сфера компетенции Министерства сельского хозяйства. Дмитрий Николаевич (Патрушев), пожалуйста, расскажите, какая ситуация в целом, какая работа ведётся по этому направлению.
Д.Патрушев: Спасибо. Уважаемый Михаил Владимирович, уважаемые коллеги!
Что касается агропромышленного комплекса нашей страны и в том числе предприятий перерабатывающей и пищевой промышленности, они работают в штатном режиме. По предварительным данным, и Максим Геннадьевич (Решетников) об этом сказал, в 2021 году индекс производства пищевой продукции у нас составил 103,2%. Ситуация на рынке продовольствия стабильная. Денис Валентинович (Мантуров) тоже об этом упомянул. На складах и в распределительных центрах продукции достаточно. Поставки в объекты розничной торговли осуществляются без сбоев. Мы находимся на связи постоянно с коллегами в регионах и с нашими коллегами из Минпромторга, и на данный момент информации о каких бы то ни было проблемах не поступало.
Далее. По предварительным данным регионов, состояние озимых посевов значительно лучше, чем в прошлом году, и даже лучше и выше среднемноголетнего уровня. При этом сейчас начинается важнейшей этап в работе нашей отрасли – посевная кампания. Работы в 2022 году идут опережающими темпами. В настоящее время ведётся активная подкормка озимых. В отдельных регионах техника уже выходит в поля. В 2021 году на аналогичную дату работы ещё не начинались.
Общая посевная площадь в 2022 году превысит 81 млн га – это также больше уровня прошлого года. Вчера я общался с главами субъектов, которые подключаются уже к весенним полевым работам, в частности это регионы на юге и в центральной России. Руководители регионов подтвердили, что необходимая подготовка проведена. У аграриев в наличии основные материально-технические ресурсы, в том числе семена, техника, ГСМ и удобрения. Также отмечу, что проведение посевной обеспечено средствами господдержки. Весь объём финансирования из федерального бюджета доведён до регионов ещё в декабре прошлого года.
Уважаемый Михаил Владимирович! Минсельхоз постоянно контролирует все эти вопросы. При необходимости оказываем соответствующую поддержку.
И в завершение хочу напомнить, что Российская Федерация полностью обеспечивает себя основными видами продовольствия: зерном и продуктами его переработки, мясной и рыбной продукцией, сахаром, растительном маслом и другими ключевыми продуктами питания. Собственное производство молочной продукции, овощей и фруктов уже обеспечивает значительную часть нашего внутреннего потребления.