В повестке: о повышении уровня технологической независимости страны, о поддержке переработки сельхозпродукции, о ходе реализации проекта дальневосточной концессии и повышении доступности авиаперелётов для жителей Дальнего Востока.
Вступительное слово Михаила Мишустина
Из стенограммы:
М.Мишустин: Добрый день, уважаемые коллеги!
Начнём сегодня с темы повышения уровня технологической независимости нашей страны. Буквально на прошлой неделе мы говорили о механизме поддержки крупных проектов, предусматривающих научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы с нуля. Сегодня приняты новые решения.
Правительство запускает дополнительные инструменты, которые точечно нацелены на проекты по созданию критически важных комплектующих для ключевых отраслей. Прежде всего – нефтегазового, энергетического и тяжёлого машиностроения. Также для станкоинструментальной, медицинской, химической и фармацевтической промышленности.
Участники совещания
-
PDF
121Kb
Список участников оперативного совещания с вице-премьерами, 21 февраля 2022 года
С помощью специальных грантов начнём стимулировать разработку конструкторской документации, всего того, что необходимо для организации собственного серийного производства материалов, изделий, запасных частей и инструментов, которые пока ещё приобретаются за рубежом.
В течение трёх лет на такие цели планируем направить не менее 3,6 млрд рублей. Распределение грантов будет организовано на площадке Агентства по технологическому развитию.
Важно, чтобы работа по программам импортозамещения шла эффективно. Об этом неоднократно говорил Президент. Для этого нужна соответствующая инфраструктура. Поэтому одновременно приступим к финансированию модернизации и расширения центров инжиниринговых разработок, созданных на базе высших учебных заведений и научных организаций. Речь идёт об их оснащении современным лабораторным и производственным оборудованием, установке необходимого программного обеспечения и закупке достаточных вычислительных мощностей. В целом выделим на это за три года не менее 1,5 млрд рублей.
Мы рассчитываем, что новые меры позволят в короткие сроки значительно повысить уровень локализации производства изделий, нужных для отечественной промышленности.
Ещё один вопрос – о дополнительной поддержке предпринимателей, которые вкладываются в переработку сельскохозяйственной продукции.
У нас уже действует комплексная система, позволяющая агробизнесу получать кредиты по льготным ставкам – и на короткий срок, и на более долгий – для реализации инвестиционных проектов. Период их окупаемости по ряду отраслей может быть достаточно длинным. Но до возврата льготного инвесткредита претендовать на дополнительные меры поддержки такие заёмщики не могли.
Принято решение снять эти ограничения для некоторых предпринимателей. В первую очередь для тех, кто занимается производством и переработкой рыбы, ракообразных и моллюсков, а также для тех, кто выпускает сухие молочные продукты. Обе категории смогут претендовать ещё и на получение субсидии на возмещение части прямых понесённых затрат на создание и модернизацию объектов по переработке сельхозпродукции.
Устраним это ограничение и для компаний, которые будут вкладываться в переработку масличных культур на Дальнем Востоке, что позволит повысить уровень технологической оснащённости агропрома в этом федеральном округе.
Соответствующее постановление Правительства подписано. Рассчитываем, что оно поможет аграриям повысить качество и расширить выбор продуктов для наших потребителей, а развитие перерабатывающих производств обеспечит появление новых рабочих мест, в том числе на Дальнем Востоке.
Социально-экономическому развитию Дальневосточного федерального округа уделяется большое внимание. Направлены значительные усилия на формирование комфортных условий для жизни и выгодных – для ведения бизнеса. Разработан ряд преференциальных режимов для компаний, механизмов для привлечения частных финансовых ресурсов в регионы округа. В их числе – дальневосточная концессия, которая заработала в прошлом году. С помощью такой формы государственно-частного партнёрства будут созданы новые объекты социальной инфраструктуры – школы, детские сады, поликлиники, построены целые жилые кварталы, проведены коммунальные сети, дороги.
Юрий Петрович (обращаясь к Ю.Трутневу), расскажите о ходе реализации проекта. Какие объекты и в каких регионах округа планируется построить в ближайшие годы?
Ю.Трутнев: Уважаемый Михаил Владимирович! Уважаемые коллеги!
Механизм дальневосточной концессии запущен на VI Восточном экономическом форуме.
В рамках этого механизма частный инвестор строит инфраструктуру, а государство в течение 10–15 лет возвращает ему инвестиции. Это позволит сконцентрировать финансовые ресурсы на ближайшие годы для решения наиболее важных для жителей Дальнего Востока проблем.
На прошлой неделе на заседании президиума правкомиссии по Дальнему Востоку мы одобрили первые семь проектов в Магаданской области.
Там будут построены спортивный комплекс с бассейном, новый корпус для детского лагеря «Северный Артек», лыжный стадион, общеобразовательная школа, школа с детским садом для детей-инвалидов, новый корпус для детского дома, центр реабилитации.
Стоимость этих объектов 11,6 млрд рублей. Софинансирование со стороны федерального бюджета составит 6,9 млрд рублей в течение 14 лет.
Всего в работе по дальневосточной концессии – проекты по созданию 40 объектов инфраструктуры более чем на 270 млрд рублей частных инвестиций. Из них 33 объекта на 108 млрд рублей – это социальная инфраструктура. Например, центр восточных единоборств во Владивостоке, детский лагерь в Хабаровском крае, новое здание Дальневосточного художественного музея, медицинские учреждения в ряде регионов. Семь объектов на 164 млрд рублей – это инфраструктура для инвестиционных проектов, в том числе автодорога для Баимского ГОКа, аэропорт в Новой Чаре для Удоканского месторождения, энергообеспечение в Кючусе.
Запуск только этих трёх проектов позволит создать более 5 тыс. новых рабочих мест на Чукотке, в Якутии и Забайкальском крае.
До 2024 года в рамках механизма дальневосточной концессии планируем привлечь до 500 млрд рублей инвестиций в строительство инфраструктуры на Дальнем Востоке.
В соответствии с запросами жителей наибольшее внимание уделим развитию медицины, образования, качеству дорог, созданию новых рабочих мест.
М.Мишустин: Спасибо, Юрий Петрович.
Есть ещё один важный проект. Он направлен на решение довольно серьёзной проблемы для жителей Дальнего Востока – это высокая стоимость авиабилетов. Для многих граждан передвигаться даже внутри самого округа ещё не так давно было очень дорого. Не говоря уже о путешествии в Москву, Санкт-Петербург или куда-то на отдых, в Крым.
Чтобы по более низким ценам перевозить жителей дальневосточных регионов по социально значимым маршрутам, чуть больше года назад была создана Единая дальневосточная авиакомпания.
Юрий Петрович, как организована её работа? Какие ещё меры поддержки разработаны, чтобы сделать более доступными перелёты не только внутри округа, но и по всей стране?
Ю.Трутнев: Для Дальнего Востока, занимающего более 40% территории нашей страны, связанность регионов имеет особое значение. Мы должны дать людям возможность путешествовать, посещать центральную часть России.
Правительством Российской Федерации разработаны три программы субсидирования авиаперевозок.
Первая предназначена только для жителей Дальнего Востока и обеспечивает доступные перелёты в Москву и Санкт-Петербург. При этом один человек может воспользоваться возможностью приобретения льготных авиабилетов два раза туда и обратно, то есть приобрести четыре билета, в течение года.
В прошлом году на программу выделено 5,5 млрд рублей. Более 500 тысяч человек купили билеты по цене не выше 10 200 рублей в одну сторону.
В текущем, 2022 году на программу будет выделено 6,5 млрд рублей. Будет перевезено более 600 тысяч пассажиров.
По второй программе билеты по сниженным ценам могут приобрести льготные категории граждан – это молодёжь, многодетные семьи, пенсионеры, инвалиды. Среди них как дальневосточники, так и те, кто не проживает на Дальнем Востоке, но хочет посетить регион.
В 2021 году на эту программу направлено 4,4 млрд рублей. Перевезено более 450 тысяч пассажиров.
В то же время желающих воспользоваться программой оказалось значительно больше.
По поручению Президента Российской Федерации Владимира Владимировича Путина с 2022 года введён механизм автоматического субсидирования. Теперь, даже если средства, выделенные на субсидирование перелётов, закончатся, люди смогут приобрести билеты по льготной цене. Затем средства будут возмещены авиакомпаниям из федерального бюджета.
И третья программа направлена на развитие межрегиональных авиаперевозок внутри округа. В 2021 году на её реализацию было выделено 1,2 млрд рублей. В 2022 году эта сумма возросла почти в пять раз и составила 5,9 млрд рублей.
Оператор программы – Единая дальневосточная авиакомпания, о которой Вы сказали. В 2021 году по 20 новым маршрутам внутри ДФО компанией перевезено более 69 тысяч пассажиров. В 2022 году мы значительно увеличим количество маршрутов и планируем перевезти 250 тысяч пассажиров.
Цены на билет начинаются от 1038 рублей за перелёт из Улан-Удэ в Хужир, а максимальный тариф составляет 10 670 рублей за перелёт Хабаровск – Якутск.
Заполняемость новых маршрутов высокая, в среднем от 60% и выше.
В целом на все три программы в 2021 году было выделено 11,1 млрд рублей. В 2022 году эта сумма возросла в полтора раза и составляет 16,6 млрд рублей, что позволит большее количество людей перевезти по льготным тарифам.
Также в этом году начнём обновлять воздушные суда Единой дальневосточной авиакомпании.
М.Мишустин: Спасибо, Юрий Петрович.
Опережающее развитие Дальнего Востока Президент определил в качестве одной из приоритетных задач для государства. В округе действует целый комплекс программ, которые направлены на создание благоприятных условий для жизни людей, ведения бизнеса и туризма. Очень важно эффективно реализовывать все запланированные мероприятия и выполнять обязательства перед нашими гражданами. Прошу вас, коллеги, обратить на это особое внимание.