Заместитель Председателя Правительства Виктория Абрамченко провела совещание с субъектами Российской Федерации по подготовке к пожароопасному сезону.
В режиме видеоконференции участники совещания подвели итоги пожароопасного сезона 2021 года и обсудили меры по повышению эффективности охраны лесов от пожаров в текущем году. В заседании приняли участие Министр природных ресурсов и экологии Александр Козлов, губернаторы субъектов Российской Федерации, представители МЧС, Минсельхоза, Рослесхоза, Росгидромета, Россельхознадзора, «Авиалесоохраны» и другие.
Виктория Абрамченко констатировала, что 2021 год был значительно тяжелее, чем 2020 год. Она отметила два ключевых вывода по итогам разбора ситуации прошлогоднего сезона. «Основной причиной возникновения ландшафтных пожаров является человек. Зная это, мы должны принять все необходимые меры. Существенно повысить ответственность за поджоги. Во-вторых, залогом успеха в борьбе с ландшафтным пожаром является его тушение в первые сутки. Это значит, что система обнаружения пожаров должна работать быстрее и эффективнее», – сказала вице-премьер.
Она сообщила, что Президентом страны принято решение об увеличении с 2022 года в 2,4 раза ежегодного объёма субвенций из федерального бюджета на охрану лесов от пожаров (с 6 млрд до 14,2 млрд рублей).
«Увеличение финансирования влечёт усиление ответственности за результат. И это должно быть закреплено юридически. Президентом поручено Правительству уже в марте определить целевые показатели кардинального сокращения лесных пожаров для каждого региона отдельно и по России в целом. И за достижение этих показателей губернаторы будут отвечать лично. При увеличении финансирования из федерального бюджета в 2,4 раза мы вправе рассчитывать на сокращение площади лесных пожаров вдвое», – сказала Виктория Абрамченко.
Как сообщила вице-премьер, Правительство уже приняло ряд мер для исправления ситуации с лесными пожарами. В частности, предусмотрена обязанность арендаторов лесных участков тушить лесные пожары. Кроме того, внесены изменения в Государственную программу развития сельского хозяйства, запрещающие предоставление субсидий сельхозтоваропроизводителям, которые допустили нарушение требований пожарной безопасности на землях сельскохозяйственного назначения.
Виктория Абрамченко также анонсировала законопроект, направленный на повышение ответственности граждан и должностных лиц за нарушение требований пожарной безопасности и причинение ущерба лесным насаждениям.
В рамках национального проекта «Экология» за счёт средств федерального бюджета закуплено более 43 тыс. единиц лесопожарной техники и оборудования. В первоочередном порядке оснащаются наиболее горимые регионы. Обеспеченность субъектов необходимой техникой составляет почти 93%. В текущем году будет закуплено ещё 7 тыс. единиц лесопожарной техники и оборудования.
Как сообщил Министр природных ресурсов и экологии Александр Козлов, федеральные средства на тушение пожаров доведены до всех регионов. Сейчас нанимаются сотрудники лесопожарных служб, закупается обмундирование, формируются технические задания для авиационных услуг. «Особое внимание главам всех регионов нужно обратить на недопустимость снижения регионального финансирования охраны лесов от пожаров в связи с выделением дополнительных средств из федерального бюджета, провести работу по сокращению зон контроля лесных пожаров с учётом аналитической оценки горимости региона, сформировать сводные планы тушения лесных пожаров не с формальной точки зрения, а с учётом реальной применимости в деле, предусмотрев при их составлении обязательное участие арендаторов в тушении лесных пожаров. Отмечу, что мы сводные планы уже договорились проверять вместе с прокуратурой, и по итогу обязательно будет проведён разбор полётов», – сказал Александр Козлов.
Он отметил, что на лесопожарной обстановке сказываются как аномальные погодные явления, так и системные сбои в работе. «Нужно менять подход к организации работы по тушению лесных пожаров. Проведённый анализ показал правовой вакуум в зоне ответственности органов власти и ведомств при тушении лесных и ландшафтных пожаров. Также наблюдается неслаженность действий при оперативной мобилизации. Мы уже подготовили обновлённые правила тушения лесных пожаров и правила введения ЧС в лесах. Разработан законопроект, по которому силы федерального резерва парашютно-десантной пожарной службы “Авиалесоохраны” могут использоваться, не дожидаясь введения режима чрезвычайной ситуации на территории. Также для оперативного реагирования на лесные пожары в особо охраняемых природных территориях федерального значения мы приняли решение по тушению огня лесопожарными региональными службами в первоочередном, приоритетном порядке. Взаиморасчёты за выполненные работы будут проводиться по факту, после окончания тушения», – рассказал глава Минприроды.
По данным Росгидромета, в марте с учётом анализа погодных условий на территории Российской Федерации предпосылки к формированию классов высокой и чрезвычайной опасности отсутствуют. Вместе с тем, учитывая опыт предыдущих лет, возможно возникновение пожаров, обусловленных антропогенным (человеческим) фактором, в южных районах Забайкалья, Тывы, Хабаровского и Приморского краёв.
В апреле уровень повышенной пожарной опасности в отдельные периоды возможен на юге Южного федерального округа, юге Алтайского края, в Республике Тыва, на юге Республики Бурятия, Забайкальского края, в Амурской области, Еврейской автономной области и Приморском крае.
В мае за последние годы отмечается тенденция к увеличению повторяемости пожарной опасности высоких и экстремальных классов на юге Дальнего Востока и Сибири, а также в Новгородской, Архангельской областях, в республиках Коми, Калмыкия, в Астраханской области, Воронежской, Тамбовской, Волгоградской, Ростовской областях, в восточных регионах Северо-Кавказского федерального округа, на юге Республики Крым, в Пензенской, Ульяновской, Саратовской, Оренбургской областях.