Совещание на эту тему прошло под руководством трёх вице-премьеров – Юрия Борисова, Андрея Белоусова и Александра Новака.
В совещании также приняли участие руководство Минэнерго, Минпромторга, Минэкономразвития, Минфина, а также ПАО «Газпром», ПАО «Новатэк», ПАО «КамАЗ» и группы «ГАЗ».
Участники совещания обсудили финансовые меры господдержки развития газомоторного рынка.
В начале совещания Юрий Борисов напомнил о том, что в декабре 2021 года в г. Набережные Челны прошло совещание, на котором были обсуждены ключевые вопросы развития газомоторного рынка. По результатам совещания был дан ряд поручений ФОИВ, в том числе по увеличению лимитов бюджетного финансирования на предоставление субсидий на переоборудование техники на газомоторное топливо, на стимулирование спроса на газомоторную технику. Также было поручено расширить перечень субъектов Российской Федерации, получающих субсидии из федерального бюджета на строительство газозаправочной инфраструктуры компримированным природным газом. По мнению Юрия Борисова, необходимо увеличить меры поддержки спроса на колёсные транспортные средства, работающие на газе, со стороны государства.
«Сегодня транспорт, в первую очередь автомобильный, находится на этапе глобального перехода на альтернативные источники энергии: природный газ, электричество, водород. Если говорить о переходе с бензина и дизеля, газомоторное топливо представляет собой крайне перспективный вариант по совокупности факторов. Два из них – экологичность и большие запасы газа, которыми располагает наша страна. При этом наша страна поддерживает тренд по зелёному энергопереходу и снижению выбросов в атмосферу. Развитие газомоторного рынка – один из шагов в этом направлении. Поэтому у газомоторного рынка в России огромные перспективы», – сказал Юрий Борисов.
При этом он отметил, что успех в реализации планов по переходу на газомоторное топливо зависит от слаженности действий всех участников этой масштабной и комплексной работы: «С одной стороны – производителей газомоторного топлива, и здесь я имею в виду наши основные газодобывающие и перерабатывающие компании (“Газпром”, “Роснефть”, “Новатэк”, “Лукойл” и др.). Это также строительство газозаправочной инфраструктуры и покрытие сетью заправок максимального количества регионов нашей страны – не 28 субъектов Российской Федерации, как сегодня, а всех регионов России. Другая часть ответственности за успех лежит на автопроизводителях и, разумеется, на российских предприятиях, производящих газовые двигатели и баллоны».
В ходе совещания Александр Новак отметил, что популярность газомоторного топлива у потребителя постоянно растёт: если в 2014 году объём потребления не превышал 400 млн куб. м газа, то на сегодня он достигает уже 1,4 млрд куб. м потреблённого газа в качестве топлива. «Кроме того, есть устойчивый запрос со стороны регионов на снижение вредных выбросов в атмосферу, чему способствует перевод на газ. К вопросу поддержки отрасли подошли системно с 2018 года, когда Минэнерго России была разработана комплексная подпрограмма “Развитие рынка газомоторного топлива”. Ежегодно за счёт действующих субсидий в 700 млн рублей на газ переходят до 15 тысяч владельцев авто. Но с тех пор в программе назрел ряд изменений – сейчас необходимо актуализировать состав участвующих в ней регионов, так как не все пользуются субсидиями в полной мере и развивают свой рынок, а также увеличить объёмы её финансирования. Также стоит рассмотреть возможность стимулирования приобретения транспорта не на КПГ, а на СПГ, с тем чтобы построить заводы – мини-СПГ и загрузить газовые заправки на основных магистралях», – подчеркнул вице-премьер.
Участники совещания согласились с необходимостью более активного вовлечения в процесс муниципальных образований, которые, формируя спрос на транспорт при закупках, должны отдавать приоритет именно машинам, работающим на газе, – и крупных автоперевозчиков.