Добрый день, уважаемые дамы и господа!
Рад приветствовать всех участников Гайдаровского форума.
По традиции именно площадка Президентской академии открывает каждый деловой год, собирает экспертов в самых разных сферах, задаёт высокую планку обсуждения актуальных задач социально-экономического развития нашей страны.
В этом году форум снова пройдёт в онлайн-формате. Риски новых волн коронавируса остаются. Хотя ситуация кардинальным образом отличается от прошлогодней. Появились вакцины – сначала у нас, потом и в других странах. К концу прошлого года доля тех, кто сделал прививку первым компонентом, в целом по миру приблизилась к 60% – это несколько миллиардов человек. Вакцинация позволила снизить давление на экономику. Хотя не везде и не всегда равномерно. Из-за таких дисбалансов правительствам многих стран пришлось принимать дополнительные решения, чтобы поддержать людей и бизнес, продлевая действие целого ряда программ.
Избыток ликвидности, низкие процентные ставки привели к разгону инфляции. В ряде государств она достигла многолетних максимумов. Обострились и другие проблемы. Замедлился процесс глобализации. Усилилась риторика в поддержку местных производителей. Резко обострилась борьба за технологическое лидерство. Под давлением остаются целые отрасли: рынок туристических услуг, транспорт, офлайн-торговля, досуг, развлечения.
Российская экономика восстановилась быстрее ожиданий. Уже во II квартале наш валовой внутренний продукт достиг допандемического уровня. В целом по году мы вышли на довольно высокие значения по ключевым параметрам ВВП, объёмам промышленного производства, перевозке грузов. Сравнительно быстро восстановилась занятость, сохранялся устойчивый внутренний спрос. Благоприятная картина сложилась и по традиционным статьям российского экспорта.
Во многом эти позитивные изменения стали следствием мер поддержки, которые были реализованы Правительством по поручениям Президента. Люди получили прямую помощь от государства. Самый большой пакет был предназначен семьям с детьми. А бизнес – прежде всего небольшие компании – смог опереться на льготные кредиты и программы стимулирования занятости.
В этот непростой момент действие ряда инструментов, ранее ориентированных только на предпринимателей, было распространено и на социально ориентированные некоммерческие организации, что позволило поддержать и тех наших граждан, кто нуждается в особой помощи.
Серьёзная поддержка была оказана и регионам. Снижена кредитная нагрузка. По данным на начало декабря, почти на 220 млрд рублей реструктуризированы бюджетные кредиты. И почти 335 млрд рублей было выделено в виде долгосрочных займов на замещение рыночного долга регионов и муниципальных образований. Предоставлялись ресурсы на развитие, в том числе – инфраструктуры. На федеральном уровне также проводилась ответственная бюджетная политика.
Несмотря на существенные дополнительные расходы, Правительству удалось сохранить макроэкономическую устойчивость. Бюджет выполнен с профицитом. Уже в этом году есть планы вернуться к обычным параметрам бюджетных правил, что будет способствовать снижению инфляции и сбалансированному развитию экономики на основе частных инвестиций.
Период адаптации к вызовам пандемии завершён. Можно и нужно двигаться дальше – в рамках достижения национальных целей развития, которые определил глава нашего государства.
Для координации действий – как на федеральном, так и на региональных уровнях – мы приняли единый план. Он объединил мероприятия национальных проектов, государственных программ, а также 42 новых стратегических инициатив, которые необходимы для более эффективного достижения национальных целей. Эти инициативы учитывают все современные тенденции и вызовы, на которые предстоит ответить нашей стране. Каждая из них направлена на улучшение благосостояния людей, развитие инфраструктуры, формирование новых точек роста в регионах, развитие нашего государства в целом.
Для реализации всего задуманного необходим прочный фундамент – это уверенный рост экономики. В среднем – не менее 3% в год. И разумеется, опережающие темпы инвестиций в основной капитал. Ряд шагов для этого мы сделали ещё в прошлом году. Например, приняли план по формированию доступных финансов для инвестиционных проектов, запустили новые инструменты стимулирования притока капиталов, утвердили Национальный план развития конкуренции. Чтобы обеспечить эффективную трансформацию сбережений в инвестиции, а значит, в дальнейшее повышение уровня и качества жизни граждан, сейчас Правительство дорабатывает Стратегию развития финансового рынка на ближайшие 10 лет. Мы планируем принять её в ближайшее время. Стратегия определит основные приоритеты, долгосрочные цели и инструменты развития этой сферы.
Серьёзное внимание мы уделяем и изменению структуры инвестиций. В нашей стране растут вложения в развитие информационных технологий, микроэлектронику, освоение и выпуск телекоммуникационного оборудования, генетику. К концу этого десятилетия внутренние затраты на исследования и разработки за счёт всех источников должны увеличиться в текущих ценах почти втрое.
Кроме того, в рамках принятых программ и планов мы предусмотрели масштабные вливания в развитие инфраструктуры. Среди важнейших проектов – расширение Восточного полигона, обеспечение круглогодичной навигации Северного морского пути, развитие автодорог международного коридора Европа – Западный Китай, завершение газификации российских регионов, развитие электротранспорта и много других.
Традиционно большое внимание мы уделяем рынку жилья. В прошлом году был достигнут самый масштабный ввод объёмов за всю российскую историю – порядка 90 млн кв. м. Президентом поставлена цель – ежегодное улучшение жилищных условий 5 миллионов семей.
Конечно, задачей номер один, не только из-за пандемии, мы считаем поддержание здоровья людей, увеличение ожидаемой продолжительности жизни. Это долгосрочная стратегическая работа, которая включает в себя целый комплекс мер: раннюю профилактику, развитие как базовой, так и высокотехнологичной медицинской помощи, разработку и организацию производства лекарств нового поколения.
Не менее важно в ближайшие годы отладить комплексную систему защиты от новых биологических угроз – от ранней диагностики до оперативной разработки вакцин, терапевтических препаратов и организации их производства. Многие специалисты предупреждают: эта пандемия может оказаться не последней. И мы должны быть к этому готовы.
На стыке сфер технологического развития и экономики – ещё одна важная задача – адаптация к глобальному энергопереходу. Осенью Россия приняла стратегию низкоуглеродного развития. Её реализация должна обеспечить нам достижение углеродной нейтральности к 2060 году или даже, возможно, раньше – как за счёт мер по контролю и снижению выбросов парниковых газов, так и управления природными экосистемами.
Ежегодно расходы на комплексные меры по снижению углеродного следа, по предварительной оценке, могут составить от 1 до 2% ВВП в горизонте до 2050 года. Мы планируем двигаться по нескольким направлениям – от полного восстановления лесных массивов после их вырубки до развития альтернативных источников энергии и формирования на их основе новой инфраструктуры промышленности и транспорта.
В рамках экологической повестки была разработана специальная программа поддержки предприятий. Она предполагает субсидирование процентной ставки или купонного дохода. Первый отбор прошёл ещё летом прошлого года. В течение ближайших трёх лет предусмотрено ежегодное финансирование на сумму порядка 4 млрд рублей.
Государственная поддержка проектов по созданию мощностей на основе низкоуглеродных источников будет осуществляться и по другим направлениям, включая средства Фонда развития промышленности и специальные инвестиционные контракты.
Ещё одна важная часть нашей работы касается развития кадрового потенциала. Список востребованных профессий постоянно обновляется, поэтому непрерывное обучение становится главным трендом современного образования.
Осенью стартовала программа «Приоритет-2030», которая направлена на формирование особого пула университетов – лидеров по созданию нового научного знания, технологий и разработок для внедрения в экономику и социальную сферу.
Это самая масштабная программа поддержки высшей школы в современной российской истории: в ней принимают участие более 180 университетов. Вузы-участники будут вырабатывать и масштабировать во всех регионах лучшие практики научно-исследовательской, инновационной и образовательной деятельности. Это позволит повысить конкурентоспособность субъектов Российской Федерации и привлекательность наших высших учебных заведений, в том числе и для иностранных студентов и учёных с мировыми именами.
Уважаемые друзья!
Уверен, что благодаря участию в работе форума экспертного сообщества будут предложены эффективные и взвешенные решения. Правительство внимательно проработает все интересные идеи, которые сегодня прозвучат.
Завершая своё выступление, хотел бы пожелать организаторам, участникам, гостям форума продуктивных дискуссий.