Председатель Правительства ознакомился с процессом сборки двигателей, осмотрел экспозиции двигателей для гражданской, транспортной и боевой авиации, для специальной техники и вертолётов, а также побеседовал с руководством предприятия.
Акционерные общества «ОДК-Пермские моторы» и «ОДК-Авиадвигатель» входят в состав «Объединённой двигателестроительной корпорации» госкорпорации «Ростех».
АО «ОДК-Пермские моторы» производит авиационные двигатели для гражданской авиации, промышленные газотурбинные установки для электростанций и транспортировки газа. АО «ОДК-Авиадвигатель» осуществляет разработку и опытное производство авиационных двигателей.
В числе продукции «Пермских моторов» – двигатели семейства ПС-90, которые устанавливаются на самолёты Ил-96-300, Ил-96-400Т, Ил-76, Ту-204/214. Объём производства в 2020 году составил 20,9 млрд руб. Численность персонала предприятия – 9,2 тыс. человек.
Михаил Мишустин посетил завод «Пермские моторы». С вице-премьером Юрием Борисовым и управляющим директором – генеральным конструктором АО «ОДК» Александром Иноземцевым
Михаил Мишустин посетил завод «Пермские моторы». С вице-премьером Юрием Борисовым и управляющим директором – генеральным конструктором АО «ОДК» Александром Иноземцевым
Михаил Мишустин посетил завод «Пермские моторы». С Министром промышленности и торговли Денисом Мантуровым и губернатором Пермского края Дмитрием Махониным
АО «ОДК-Авиадвигатель» является головным разработчиком ПД-14 – семейства двигателей пятого поколения для среднемагистральных самолетов типа МС-21.
Создание базового двигателя семейства ПД-14 – один из приоритетов государственной программы «Развитие авиационной промышленности» на 2013–2025 годы. Двигатель разрабатывается в кооперации с ведущими предприятиями АО «ОДК». Научные исследования и опытно-конструкторские работы ведутся в тесном сотрудничестве также и с ведущими отраслевыми институтами: ЦИАМ им. П.И.Баранова, ЦАГИ им. Н.Е.Жуковского, ВИАМ, с академическими институтами РАН.
С 2016 года предприятие приступило к созданию семейства двигателей большой тяги на базе газогенератора двигателя ПД-35 для перспективных широкофюзеляжных дальнемагистральных пассажирских и тяжелых транспортных самолетов (российско-китайский проект по созданию дальнемагистрального самолета SR-929). Объём производства в первом полугодии 2021 года составил 4,97 млрд руб. Численность персонала предприятия – 3,2 тыс. чел.
Из стенограммы:
А.Аракелян (начальник сборочного цеха №51): Здравствуйте, Михаил Владимирович!
Меня зовут Аракелян Армен Седракович. Я начальник данного сборочного цеха. И хотел бы задать один вопрос.
На территории Уфимского моторостроительного производственного объединения был построен центр профессионального образования, где на сегодняшний день проходят обучение специалисты в области двигателестроения в соответствии со всеми современными требованиями. Также в планах нашей корпорации масштабирование данного полученного опыта на все регионы, предприятия России. Мы бы хотели надеяться на Вашу поддержку в данном вопросе.
М.Мишустин: Вопрос в надежде на поддержку? Она есть, стопроцентная. Без «цифры» сейчас не летает ничего, не ездит, не плавает. Поэтому Вы здесь абсолютно правы. Компетенция, которая сегодня есть и которую мы строим, нуждается в IT-специалистах. Это одна из федеральных программ по поддержке IT-кадров для отрасли информационных технологий.
По поручению Президента мы приняли уже два пакета, связанных с целым набором и льгот, и мер поддержки IT-индустрии. Одно из важнейших направлений – это воспитание кадров, в том числе в наших университетах. Мы будем ежегодно увеличивать выпуск специалистов по IT-специальностям. Я дам поручение по приезде Министру высшего образования и науки Валерию Николаевичу Фалькову, чтобы посмотрели, что можно сделать специально для вашего направления.
Мы с Сергеем Викторовичем Чемезовым, посещая целый ряд предприятий, говорили о необходимости создания своих технологических систем, в том числе и своей компетенции для поддержки сложных систем. В частности, это системы автоматизированного проектирования – САПР – тяжёлые, которые нужны и в ОСК, и для двигателестроения, и для авиастроения. Договорились о сотрудничестве с рядом вузов, самых крупных предприятий, в том числе ОАК и ОСК, для того чтобы это делать. Поэтому то, о чём Вы сказали, – это будущее, и, без сомнения, мы это поддержим.
А то, что у вас всё переведено на «цифру» и что практически все коллеги – технологи высочайшего уровня, это здорово. Только так можно делать современные двигатели, для того чтобы конкурировать с ведущими мировыми корпорациями.
А в военной области, по-моему, никому ничего объяснять не надо – все понимают, кто является лидером в ней.
Спасибо вам.
Н.Андреев (директор по инфраструктуре): Михаил Владимирович, я Андреев Николай, директор по инфраструктуре «Пермских моторов».
Такой вопрос. Мы во исполнение поручений Президента уже проделали большую работу по разработке уникальных двигателей большой тяги по программе ПД-35. Предприятия ОДК, ведущие институты при поддержке Правительства уже провели большую работу на этапе научно-исследовательских работ, уже сделали первый демонстрационный газогенератор, который успешно прошёл испытания, показал работоспособность, показал, что заложенные характеристики и параметры соответствуют нашим ожиданиям.
Но для того, чтобы дальше продвинуться уже на этапе опытно-конструкторских работ, нам необходимо быстрее определиться с бортом – воздушным судном, которое будет являться базовым для этого двигателя. Этот вопрос надо решить в ближайшее время.
М.Мишустин: Понятно. Все коллеги – профессионалы высочайшего класса должны вместе ответить на этот вопрос. Я сегодня уже сказал о том, что очень важна экономика того, что вы произведёте. Что борт будет – это точно. Наверное, вначале это будет транспортная авиация. Так мы говорили. Военно-транспортная авиация примет вначале, для того чтобы мы эту вашу работу правильно «припарковали» в хорошем смысле слова на лидер – воздушное судно. Но для того, чтобы сделать основной борт, найти своего заказчика, конечно, надо очень внимательно посмотреть, как это получится с экономической точки зрения.
Первое – это касается Китая. То, что мы ведём совместную работу по производству широкофюзеляжного дальнемагистрального самолёта, ни для кого не секрет. Это очень важный момент, и я думаю, что надо сделать всё для того, чтобы Китай захотел в конкурентной борьбе покупать, приобретать этот двигатель. Сколько примерно ёмкость рынка? Примерно 1100 самолётов Китая, умножаем на два (если я правильно считаю), получается 2200. Это уже рынок, за который надо бороться.
Как за него можно бороться? Естественно, меньше цена, лучше производительность. Цена / производительность должны быть выше классом, чем соответствующие западные аналоги. Если это получится – я знаю, что инженеры не любят, когда заранее много говорят, – вот вам и вторая часть направления.
И конечно это вопрос, который я просил Министра транспорта, Министра промышленности и торговли и коллег рассматривать как можно быстрее, – это лидер, который может потом появиться. Наша общая задача – сделать всё, чтобы это произошло.
Спасибо вам за вопросы и спасибо за вашу работу. Всего доброго.