В повестке: о проекте Транспортной стратегии до 2035 года, об установлении налоговых и таможенных льгот для бизнеса на Курильских островах, проекты федеральных законов, бюджетные ассигнования.
Вступительное слово Михаила Мишустина
Из стенограммы:
М.Мишустин: Уважаемые коллеги!
Принятые решения
Вчера в Кузбассе произошла трагедия. При взрыве в шахте пострадали и погибли горняки, а также спасатели, которые первыми пришли на помощь. Хочу выразить искренние соболезнования семьям, потерявшим своих родных. Это большое горе. Вместе с вами переживает вся страна. Прошу почтить память погибших минутой молчания.
Минута молчания.
Повестка заседания
Президент дал все необходимые поручения. Причины этого чрезвычайного происшествия должны быть расследованы самым тщательным образом. По решению главы государства на место прибыли руководитель МЧС Александр Петрович Чуприян, оперативная группа и специалисты Ростехнадзора.
Сейчас первостепенная задача – помочь пострадавшим горнякам. В Кемеровскую область направлен спецборт с нужным медицинским оборудованием. Важно поддержать семьи, оказать им моральную поддержку. Люди переживают потерю близкого человека. Необходимо организовать консультации психологов.
Подписано распоряжение о создании правительственной комиссии под руководством моего заместителя Александра Валентиновича Новака. Нужно оказать всю необходимую поддержку пострадавшим и семьям погибших. Александр Валентинович, прошу сегодня же провести заседание этой комиссии.
Перейдём к повестке. Сегодня в ней важный вопрос – об установлении налоговых и таможенных льгот для бизнеса на Курильских островах. Такая задача была поставлена Правительству Президентом в ходе работы Восточного экономического форума.
О необходимости создать привлекательные условия на Курилах для запуска новых проектов мы уже говорили во время рабочей поездки на Дальний Восток летом этого года. Удалённость от материка, неразвитая инфраструктура, тяжёлые климатические условия – конечно, всё это отпугивает предпринимателей. Ведь требуются слишком большие вложения для открытия нового бизнеса на этих территориях.
Рассмотрим изменения в Налоговый кодекс, которыми компании, желающие начать бизнес на Курильских островах, будут на 20 лет полностью освобождаться практически от всех видов налогов. Речь идёт о налогах на прибыль и имущество организаций, а также – земельном и транспортном. Будут значительно снижены тарифы страховых взносов – до 7,6%.
Кроме того, на Курильских островах вводится режим свободной таможенной территории. На операции с товарами, ввезёнными из третьих стран, не будет начисляться налог на добавленную стоимость.
Участники заседания
-
PDF
188Kb
Список участников заседания Правительства, 26 ноября 2021 года
Такие преференции распространятся на всех инвесторов. Главное – это желание открыть производство, создать новые рабочие места на Курилах.
При этом важно не допустить возникновения там новой офшорной зоны. Чтобы туда не бросились те, кто хочет лишь минимизировать налоги. Поэтому преференции будут даны компаниям, которые действительно станут работать на островах. И не занимаются добычей, переработкой углеводородов, производством подакцизных товаров, выловом крабов, финансовыми и посредническими услугами.
Подробный доклад на эту тему сделает Министр финансов Антон Германович Силуанов.
Также сегодня рассмотрим проект новой Транспортной стратегии на ближайшие 15 лет. Он в полной мере учитывает все поставленные Президентом задачи по ускорению социально-экономического развития нашей страны и достижению национальных целей.
Приоритет государства – повышение качества жизни граждан. Для этого будем активно развивать городской и пригородный пассажирский транспорт, чтобы люди как можно меньше времени тратили на дорогу домой или на работу, а поездки были комфортными и безопасными.
У нас очень большая страна, поэтому важно обеспечить высокую связанность и транспортную доступность всей территории страны, в том числе Арктической зоны и Дальнего Востока. Такое поручение дал глава государства. Мы заложили в стратегию соответствующие ориентиры на десятилетний период, чтобы дорога «от двери до двери» между любыми двумя крупными городами не превышала 12 часов. Это также позволит поддержать и внутренний туризм.
Для этого будет сформирована современная опорная транспортная сеть через всю страну, а также – ускоренно обновляться инфраструктура и транспортный парк, прежде всего за счёт отечественных моделей. Будут построены высокоскоростные магистрали для автомобильного и железнодорожного транспорта. Предстоит и масштабное обновление аэродромной инфраструктуры, которое затронет свыше 100 аэропортов. Кроме того, перейдём к более активному использованию внутренних водных путей.
Подробнее о новой Транспортной стратегии доложит Министр транспорта Виталий Геннадьевич Савельев.
Сегодня в повестке заседания Правительства и целый блок вопросов, касающихся аграрного сектора.
Прежде всего рассмотрим изменения в Федеральный закон «О развитии сельского хозяйства», которые упростят получение гражданами и бизнесом комплексных мер господдержки в отрасли. Для этого все формальные процедуры в течение следующего года переведём полностью в электронный формат. Тогда сельхозтоваропроизводителям не придётся собирать большое количество бумажных документов. Субсидии, гранты, льготные кредиты станут доступны буквально в несколько кликов с помощью нового суперсервиса. Речь идёт об Информационной системе цифровых сервисов агропромышленного комплекса. Современные технологии помогут аграриям значительно сократить бюрократические процедуры и качественно улучшить взаимодействие с органами власти.
Правительство уделяет большое внимание комплексному развитию сельских территорий. Мы много выезжаем в регионы, общаемся с людьми. Важно обеспечить им комфортные условия для жизни не только в городах, но и в сёлах. И сейчас особым спросом пользуется программа сельской ипотеки.
Сегодня рассмотрим вопрос о выделении почти 800 млн рублей на субсидирование кредитным организациям льготной ставки, которая для сельских жителей не должна превышать 3% годовых. Программа сельской ипотеки уже помогла в текущем году улучшить свои жилищные условия 50 тысячам семей. Продолжим эту работу. Нужно активнее развивать социальную инфраструктуру, создавать новые рабочие места в аграрном секторе.
И ещё два вопроса, которые касаются поддержки сельхозпроизводителей.
Правительство продолжает оказывать финансовую помощь предприятиям отрасли. Это необходимо для того, чтобы наши граждане имели широкий выбор качественных продуктов, и в целом для обеспечения продовольственной безопасности страны.
В текущем году повысились цены на корма, в том числе для молочного крупного рогатого скота. Из-за этого предприятия, которые занимаются его разведением и содержанием, испытывают финансовые трудности. Правительство поможет таким животноводам и предусмотрит для них более 10 млрд рублей, чтобы компенсировать им часть расходов на покупку кормов. Такая мера поддержки позволит стабилизировать ситуацию в отрасли, сохранить поголовье и уровень производства молока и продуктов из него.
Кроме того, направим в бюджеты 35 субъектов Российской Федерации более 6 млрд рублей субсидий. Они пойдут на возмещение сельхозпроизводителям части прямых затрат на создание новых и модернизацию уже действующих объектов агропромышленного комплекса. Средства помогут им ввести в эксплуатацию молочные фермы, крупные плодоовощные хранилища, селекционно-семеноводческие центры и целый ряд других важных объектов. Всё это будет способствовать развитию сельского хозяйства.
Также сегодня в повестке заседания Правительства вопрос о поддержке инвестиционной активности в регионах. Мы уделяем повышенное внимание этому направлению, предоставляем кредиты на снижение долговой нагрузки и ресурсы на реализацию инфраструктурных проектов. Кроме того, уже в этом году 19 субъектов Российской Федерации получат из федерального бюджета ещё почти 860 млн рублей. За счёт этих средств они смогут частично компенсировать выпадающие доходы, которые возникают при предоставлении бизнесу льготы по налогу на прибыль, тем самым снизив нагрузку на свои бюджеты. Помощь будет стимулировать регионы активнее привлекать ресурсы, запускать новые инвестиционные проекты на своей территории, способствовать росту занятости и, конечно, усилению экономического потенциала как самих субъектов Российской Федерации, так и нашей страны в целом.
Перейдём к обсуждению.
Савельев Виталий Геннадьевич, пожалуйста, – об утверждении Транспортной стратегии до 2030 года с прогнозом на период до 2035 года.
В.Савельев: Уважаемый Михаил Владимирович! Уважаемые коллеги!
Минтрансом России разработан проект Транспортной стратегии до 2030 года с прогнозом до 2035 года. В разработке принимали участие научно-техническое экспертное сообщество, отраслевые ассоциации и объединения. 19 октября на заседании президиума Государственного совета разработанная Минтрансом Транспортная стратегия была одобрена Президентом Российской Федерации Владимиром Владимировичем Путиным.
Правительству Российской Федерации дано поручение утвердить стратегию в срок до 20 декабря этого года. Ранее, в октябре, стратегия была также рассмотрена и одобрена Правительственной комиссией по транспорту, Комитетом Государственной Думы по транспорту и развитию транспортной инфраструктуры, рабочей группой Государственного совета по направлению «Транспорт», а также подготовительным семинаром-совещанием Госсовета 18 октября.
За время разработки Минтрансом России получено свыше 1 тыс. идей и предложений, из которых учтено порядка 700. Хотел бы поблагодарить Андрея Рэмовича Белоусова за поддержку в ходе разработки, за высказанные идеи для включения в текст и общее руководство процессом подготовки и согласования стратегии.
Также хочу поблагодарить Марата Шакирзяновича Хуснуллина за конструктивные предложения, многие из которых нашли отражение в тексте, например, в части развития общественного транспорта и инфраструктуры.
Значительный вклад в разработку стратегии внёс Игорь Евгеньевич Левитин. Мы во многом подхватили и развили идеи, заложенные в предыдущих редакциях стратегии, обеспечив преемственность документов. И конечно, благодарю всех коллег – членов Правительства и их ведомства за направленные предложения и участие в разработке нашей стратегии.
Предпосылками к обновлению Транспортной стратегии стали значительные технологические и макроэкономические изменения, произошедшие в России и в мире. Стратегия учитывает положения указов Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 года «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года» и от 7 мая 2018 года «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года», в том числе в части достижения целевых темпов экономического роста.
Разработка стратегии велась параллельно с разработкой инициатив социально-экономического развития. Мы использовали полученные в ходе стратегических сессий опыт и данные при подготовке стратегии и формировании образа будущего транспортной отрасли. В соответствии с Вашими установками, Михаил Владимирович, в основу стратегии лёг принцип клиентоцентричности. Мы поставили в центр внимания наших клиентов – пассажиров и грузовладельцев, третьим выгодоприобретателем стало само государство. Мы учли важнейшие мировые тренды, включая декарбонизацию, зелёный транспорт, переход на новые источники энергии.
В части декарбонизации наши наработки учитывают положения недавно утверждённой Правительством Стратегии социально-экономического развития Российской Федерации с низким уровнем выбросов парниковых газов до 2050 года, но не противоречат Энергетической стратегии на период до 2035 года.
В стратегии впервые выделен блок по цифровой трансформации в качестве важнейшего инструмента достижения целей. Он включает наши известные инициативы по беспилотному транспорту, проекты-маяки, перевод перевозочных документов в электронный вид, оцифровку инфраструктуры, цифровой профиль пассажира и другие. Цифровизация позволит достичь снижения издержек и роста производительности труда минимум в два раза в транспортной отрасли.
Мы разработали критерии отнесения объектов инфраструктуры к единой опорной транспортной сети на всех видах транспорта для создания мультимодальной синергии.
Целью развития единой опорной транспортной сети является достижение нормативного состояния для 85% сети к 2035 году и устранение узких мест. Сегодня в сети порядка 62% объектов и сооружений находятся в нормативном состоянии.
Стратегия впервые предполагает региональное измерение. Предполагается, что на уровне субъектов должны быть разработаны региональные стратегические планы, детализирующие положения стратегии.
Кратко остановлюсь на отдельных показателях.
В России высокая неоднородность транспортной мобильности в дальнем сообщении. Более 70% всех поездок приходится на 30% населения, проживающего в 20 крупнейших агломерациях. Всё это негативно влияет на мобильность населения. Планируем добиться роста мобильности на 80% за счёт поддержки со стороны государства, развития низкобюджетных перевозок и иных инструментов.
Благодаря развитию инфраструктуры и сопутствующим мерам мы сможем ускорить перемещение грузов в транспортной системе страны. В рамках стратегии к 2035 году прогнозируется четырёхкратный рост скорости перемещения несырьевых грузов (до 1 тыс. км в сутки) с использованием контейнерных поездов.
Будем наращивать провозные мощности железнодорожной инфраструктуры в восточном направлении (Восточный полигон), Азово-Черноморском и северо-западном. Совокупный прирост составит от 197 млн до 327 млн т в зависимости от экономической конъюнктуры.
У нас есть возможность нарастить транзит всеми видами транспорта до 3,7 млн ДФЭ при условии снятия инфраструктурных ограничений. Вместе с МВД России будем снижать транспортный риск в три раза на горизонте до 2035 года. Это лишь отдельные плановые показатели.
В заключение хочу сказать, что разработка стратегии и анонс планов – это только начало работы. Стратегия задаёт в первую очередь вектор развития, ценностные и технологические ориентиры для отрасли.
Перед нами стоит ряд задач, поставленных Президентом: разработать план реализации стратегии и генеральную схему развития опорной транспортной сети. Для обновления направления развития инфраструктуры мы начали разработку транспортно-экономического баланса. Это большая работа в будущем совместно с Минэкономразвития России, с научными организациями.
Отдельная благодарность Максиму Геннадьевичу Решетникову за участие в работе над стратегией.
Важно, что мы планируем поддерживать наше видение долгосрочного развития отрасли в соответствии с новыми реалиями и тенденциями.
Пандемия коронавируса продемонстрировала, что цепочки поставок и транспортная система должны уметь адаптироваться к меняющейся конъюнктуре рынков. Стратегия будет актуализироваться на регулярной основе.
Уважаемый Михаил Владимирович! Уважаемые коллеги!
Прошу поддержать и утвердить разработанную Минтрансом Транспортную стратегию до 2030 года с прогнозом на период до 2035 года.
М.Мишустин: Мы принимаем Транспортную стратегию.
По вопросу о внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации – Силуанов Антон Германович.
А.Силуанов: Уважаемый Михаил Владимирович! Уважаемые коллеги!
Михаил Владимирович, Вы уже во вступительном слове определили основные задачи законопроекта. Действительно, создаётся беспрецедентный льготный налоговый режим для новых организаций, которые будут зарегистрированы на Курильских островах уже в следующем году.
Законопроектом предусматривается, что организации в течение 20 лет с момента регистрации, но не позднее конца декабря 2046 года, не будут уплачивать налоги на прибыль организаций, земельный, транспортный налоги, налог на имущество организаций. В течение всего этого периода страховые взносы также будут иметь пониженный размер – 7,6%.
Указанные преференции будут предоставляться автоматически при соответствии организаций следующим условиям. Речь идёт об отсутствии у таких организаций обособленных подразделений за пределами Курильских островов. Организации не должны осуществлять посредническую деятельность, переработку подакцизных товаров и их производство, добычу углеводородов, а также вылов ценных видов ракообразных. Доля доходов от пассивной деятельности организаций не должна превышать 10% от всех видов доходов.
Кроме того, законопроектом устанавливается возможность применения на территории Курильских островов процедуры свободной таможенной зоны. При этом операции с товарами под этой процедурой будут освобождены от налога на добавленную стоимость.
Законопроект проработан с министерствами, ведомствами, проработан с регионом, его ждут предприниматели.
Просьба поддержать. Спасибо.
<…>