Тема брифинга: о мерах по борьбе с COVID-19.
Вопрос: Сегодня Правительство внесло в Государственную Думу законопроекты об использовании QR-кодов в общественных местах и на некоторых видах транспорта.
Татьяна Алексеевна, расскажите, пожалуйста, о предлагаемых изменениях и когда они начнут действовать.
Т.Голикова: Прежде чем перейти к законопроектам, которые внесло Правительство Российской Федерации, я бы хотела сказать несколько слов о том, чем обусловлена подготовка этих законопроектов.
Как вы знаете, ситуация с развитием пандемии новой коронавирусной инфекции в Российской Федерации достаточно сложная. Прошлая неделя у нас была нерабочей. В ряде регионов страны нерабочие дни были объявлены ранее, для того чтобы снизить напряжение по распространению коронавирусной инфекции и прервать цепочки.
Есть определённые результаты. Темпы распространения заболевания снизились. Но по-прежнему по итогам 44-й недели мы наблюдаем рост в 61 регионе страны, и распространённость достаточно высокая – 191 единица на 100 тысяч населения. При этом я хочу отметить, что распространённость заболевания среди пожилого населения на сегодняшний день ещё более высокая – 254 единицы на 100 тысяч населения.
К сожалению, регионов, которые демонстрируют некоторое снижение уровня заболеваемости, не так много: по итогам 44-й недели их всего шесть.
Кроме того, я хотела бы обратить внимание на серьёзное напряжение, с которым работает медицинская сеть, врачи, иной медицинский персонал.
На сегодняшний день в Российской Федерации задействовано 301,5 тыс. коек для целей ковида. Это даже несколько больше, чем в пик заболеваемости, который мы наблюдали в последний раз. Тогда было порядка 290 тыс. коек, сейчас, как я уже сказала, – 301,5 тыс.
Если соотносить параметры этого количества коек с тем, сколько коек было развёрнуто на 31 декабря 2020 года, включая ковидные, то общий процент коек, которые сегодня работают в ковиде, составляет 29%. Это очень высокое напряжение.
Из общего количества врачебного персонала оказанием помощи больным с ковидом занято 16%. И 12% среднего медицинского персонала от всего персонала, который есть в Российской Федерации.
Я также хотела бы обратить внимание на абсолютно тревожные показатели смертности населения от ковида. В последний месяц и последние дни мы наблюдаем ежедневно оперативно очень высокие цифры – более чем тысяча погибающих от ковида граждан ежедневно.
И причина кроется в том, что, к сожалению, наши граждане не соблюдают ограничительные меры, не проводят профилактические меры, к которым в первую очередь относится вакцинация населения. Мы неоднократно призывали и продолжаем призывать защитить себя и своих близких. К сожалению, мы видим, что большинство граждан, которые оказываются в реанимации и исход заболевания которых зачастую фатален, не вакцинировались. Это в основном пожилые граждане. К сожалению, есть и молодые, но большинство пожилых граждан, после 60 лет, которые отягощены серьёзными сердечно-сосудистыми, эндокринными заболеваниями и рядом других. Но с этим невозможно мириться. Это наши мамы, папы, бабушки, дедушки, близкие и знакомые. Я думаю, что почти в каждой семье есть такие потери и, к сожалению, эти потери связаны с нашим поведением. С нашим нежеланием сделать то, что мы должны сделать: просто пойти и привиться.
Сегодня, как я уже сказала, мы фиксируем достаточно серьёзные показатели смертности. За девять месяцев 2021 года (январь – сентябрь, это данные, по которым мы имеем официальную статистику) из общего количества избыточной смертности 91,2% приходится на ковид. То есть сегодня мы смело можем сказать, что это серьёзно влияет не только на потери наших родных и близких, но и на общую демографическую ситуацию в России. И я думаю, что все мы с вами исходим из того, что самое дорогое, что есть, – это человеческая жизнь и её надо сохранить.
И очень жаль, что кто-то из нас руководствуется принципом, что сосед привьётся, а меня пронесёт. Авось за счёт него и будет сформирован тот самый коллективный иммунитет, уровень которого мы должны достигнуть, и должны были достигнуть давно, – 80% взрослого населения России. К сожалению, сегодня мы приблизились только к цифре 50, и эта цифра складывается с учётом и переболевших, и вакцинированных, и уже ревакцинированных, которые выбрали такой путь.
Президентом были, как вы знаете, объявлены нерабочие дни в России. Они в основном закончились, только пять регионов их продлили на эту неделю. И, как я уже сказала вначале, мы видим, что темпы прироста заболеваемости снизились, и это очень важно. Важно сохранить этот позитивный тренд и не утратить этих достижений, поэтому, посоветовавшись с губернаторами, посоветовавшись с экспертами (различного рода экспертами, которые занимаются не только ковидом), понимая последствия этого заболевания, с которым мы живём уже почти два года, мы пришли к выводу, который, по сути, реализован в тех двух законопроектах, которые сегодня в Государственную Думу внесло Правительство Российской Федерации.
В чём суть законопроектов? Остановлюсь на первом из них, который касается внесения изменений в Федеральный закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения». Вы знаете, что в соответствии с указом Президента прошлого года полномочия по введению ограничительных мероприятий в связи с эпидситуацией в конкретном регионе переданы главам регионов. Но с учётом того, как развивается ситуация, мы пришли к выводу, что необходимо, чтобы на федеральном уровне, на уровне закона было чётко зафиксировано, что все руководители высших органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации должны принять однозначные, понятные населению правила использования ограничительных мероприятий на территории конкретного региона. Речь идёт о посещении массовых и других мероприятий, организаций культуры, общественного питания, розничной торговли и ряда других, которые расположены на территории конкретного субъекта.
Исходим из того, что правила посещения мероприятий и соответствующих объектов должны содержать требование о необходимости соответствующей документации, при наличии которой гражданин может посещать массовые мероприятия и объекты. Важно сказать, что необходимость предъявления таких документов не будет нужна для организаций, которые обеспечивают население продуктами питания, товарами первой необходимости, и аптечных организаций. При этом, безусловно, посещая организации, где не требуется предъявление никакой документации, граждане должны будут соблюдать масочно-перчаточный режим.
О каких документах идёт речь? Речь идёт, по сути, о выписке из сертификата вакцинированного гражданина, единая форма которого утверждена Министерством здравоохранения на этой неделе и вступила в силу. Теперь сертификат вакцинированного содержит три позиции – это вакцинация или ревакцинация, перенесённая болезнь или медицинский отвод.
Гражданам нужно дать необходимое время для того, чтобы вакцинироваться и оформить необходимые документы тем, у кого их нет, поэтому законом устанавливается переходный период и в полном объёме использование сертификатов со всеми составляющими вступит в силу с 1 февраля 2022 года.
При этом хочу обратить внимание, что до 1 февраля 2022 года, если у гражданина нет документа, в котором отмечена вакцинация, факт болезни или медотвод, то он имеет право посещать объекты с использованием уже хорошо известного всем ПЦР-теста в случае, если он отрицательный.
Хотела бы обратить внимание и на то, что документы, которые были ранее выданы, продолжают действовать до 1 марта 2022 года. В основном речь идёт о тех документах, которые были выданы на бумажном носителе, – они продолжают действовать.
Всё,
что касается автоматизированной обработки данных, всё, что касается информации,
которая хранится на Едином портале государственных услуг, – для граждан все
изменения будут осуществлены в эти сроки, которые я обозначила, автоматически.
Что важно? Не все граждане на сегодняшний день имеют электронные сертификаты и смартфоны. Поэтому нами предложен следующий механизм получения этих документов. Как я уже сказала, любой сертификат – это единый документ. Важно, что он и в электронном виде, и в распечатанном виде содержит QR-код, то есть защиту от подделки. Мы с вами знаем, что, к сожалению, в последнее время фиксировались и продолжают фиксироваться факты, которые связаны с недобросовестными приобретателями этих документов. Не раскрывая никаких персональных медицинских данных граждан, выписка из QR-кода будет выдаваться в многофункциональных центрах по заявлению гражданина в тех случаях, когда он не зарегистрирован на Едином портале государственных услуг или живёт в отдалённой местности. Ему будет дана выписка из сертификата, в которой будут указаны фамилия, имя, отчество, QR-код и два слова: либо действителен сертификат, либо недействителен. Кроме того, гражданин при проведении вакцинации в том же медицинском учреждении может получить медицинскую справку, но уже без QR-кода, что он прошёл вакцинацию, для предъявления этого документа в какую-либо другую медицинскую организацию.
Для военнослужащих и приравненных к ним лиц законом устанавливается особый порядок действия медицинской документации и её предъявления, но сроки устанавливаются ровно те, которые установлены для гражданского населения.
Также законопроект предполагает регулирование посещений объектов или мероприятий иностранными гражданами. На сегодняшний день в соответствии с законопроектом в отношении них практически ничего не происходит.
Как и прежде, иностранные граждане посещают объекты и мероприятия, предъявляя отрицательный ПЦР-тест. При этом, безусловно, при получении ПЦР-теста, для того чтобы проверить его подлинность, данные передаются на Единый портал государственных услуг.
Особая позиция отмечается по необходимости соблюдения организациями любой организационно-правовой формы сроков сдачи информации о полученном результате ПЦР-теста в информационную систему. К сожалению, сегодня мы столкнулись с тем, что не все организации эти данные передают и граждане получают результаты ПЦР-теста спустя достаточно длительное время.
Для того чтобы избежать этих нарушений, закон устанавливает норму, согласно которой в течение 24 часов медицинская организация, осуществляющая ПЦР-тестирование, при наличии добровольного согласия гражданина (это важно) передаёт данные в информационные системы, для того чтобы можно было проверить наличие отрицательного результата. И в целом, конечно, это важно для соблюдения прав граждан и тех сроков, которые должны соблюдать лаборатории в соответствии с решениями санитарно-эпидемиологической службы.
Для территориальных органов федеральных учреждений регламентация порядка посещения этих учреждений осуществляется (или будет осуществлена) Правительством Российской Федерации.
Также я бы хотела обратить внимание на то, что ответственность за сохранность данных, за наличие их в личном кабинете на Едином портале государственных услуг несёт федеральный орган, который осуществляет функции по нормативно-правовому регулированию в сфере информационных технологий, то есть Минцифры.
И ещё один момент, на который следует обратить внимание. Вы знаете, что на сегодняшний день в соответствии с законодательством Российской Федерации о санитарно-эпидемиологическом благополучии главные санитарные врачи регионов и санитарный врач России имеют особые полномочия в период распространения эпидемии или пандемии. В соответствии с новым законопроектом главные санитарные врачи регионов наделяются ещё одним полномочием: они представляют информацию о ситуации губернатору соответствующего региона и также рекомендации по реагированию на ситуацию. Если губернатор не согласен с этими предложениями, то он должен в короткие сроки представить мотивированное заключение, почему он не согласен с этими предложениями. Если такая ситуация складывается, то меры реагирования должен принимать Главный санитарный врач России.
Есть ещё ряд моментов, которые отражаются в данном законопроекте, но я бы хотела обратить внимание на следующее. Законопроект имеет срочный характер, действует до 1 июня 2022 года. Почему до 1 июня 2022 года? Потому что мы рассчитываем, что нам всё-таки удастся достигнуть показателей коллективного иммунитета, которые мы для себя установили как критериальные: 80% взрослого населения. Хотя хочу подчеркнуть, что страны, которые сейчас имеют уже опыт масштабного прививания своего населения, поднимают эту планку до 90–95%, для того чтобы победить распространение пандемии.
Достижение 80%, с учётом того, как сегодня идёт вакцинация, и, я очень надеюсь, соблюдения ограничительных мер, которые будут введены на территории регионов нашей страны в соответствии в том числе с данным законопроектом, дадут нам возможность в течение этого срока сформировать эти показатели и уже не допускать такого уровня распространения пандемии, который мы наблюдаем сейчас.
Вопрос: Татьяна Алексеевна, затронут ли эти изменения, эти меры детей и подростков?
Т.Голикова: Нет, закон никоим образом не затрагивает детей и подростков. Вы знаете, что в Российской Федерации пока не принято решение о вакцинации детского населения. Вакцинация начинается с 18 лет. Поэтому всё регулирование, которое здесь отражено, направлено на граждан старше 18 лет.
Вопрос: Татьяна Алексеевна, Вы сказали, что в законопроекте есть норма о том, что медицинские организации должны передавать результаты ПЦР-тестов на портал госуслуг в течение суток. Предусмотрена ли какая-то ответственность за нарушение срока?
Т.Голикова: Данный закон такой ответственности не предусматривает. Но я напомню, что медицинские организации – а лаборатории имеют статус таких организаций, поскольку они получают медицинскую лицензию, – могут быть в случае нарушений проверены уполномоченными федеральными органами власти, и если такие факты будут подтверждены, то они могут лишиться этой лицензии.
Вопрос: Ещё очень важный вопрос. Например, заболел ребёнок или умер родственник. Что делать человеку, если ему нужно срочно вылететь в другой регион, а QR-кода у него нет?
Т.Голикова: Ещё раз хочу повторить: эта норма вводится не сейчас, эти нормы вводятся с 1 февраля, и у всех наших граждан есть полная возможность за этот период пройти вакцинацию. Тем более что формирование иммунитета осуществляется в течение 42 дней, и до 1 февраля достаточно времени, чтобы эту возможность реализовать.
Вопрос: Виталий Геннадьевич, законопроект об использовании QR-кодов на транспорте касается только межрегиональных и международных авиа- и железнодорожных перевозок. Почему было принято именно такое решение?
В.Савельев:
Решение было принято, потому что проведённый
анализ показал следующие результаты: с августа 2020 года по август 2021 года
авиационным воздушным транспортом перевезено 90 миллионов человек, из которых
уникальных пассажиров всего 34 миллиона, то есть 34 миллиона пассажиров
совершило 90 млн полётов.
В железнодорожном транспорте при 84 миллионах перевезённых пассажиров (тоже за этот период, с августа по август) – 24 миллиона уникальных пассажиров. То есть тех, кто совершил поездки в этот период, всего 58 миллионов человек. Мы запросили Минцифры, которое через госуслуги дало нам возможность совместить системы и посмотреть, сколько из этих 58 миллионов пассажиров привитых: 29,5%, то есть около 30%, это примерно 18 миллионов человек. То есть из 58 миллионов 40 миллионов человек, россиян, кто путешествует, не привиты. Это показывает статистика. Надо учесть, конечно, что есть и переболевшие. Мы сейчас этим занимаемся. Цифра немного будет скорректирована, тем не менее она очень большая.
Поэтому было принято решение ввести ограничения и предъявление документации в соответствии с законом, о котором сейчас говорили Татьяна Алексеевна, 52-ФЗ: при покупке билетов и при посадке как в самолёт, так и в вагон железной дороги будет предъявляться специальная утверждённая законом медицинская документация. Время начала будет определено Правительством, если такие законы будут приняты. И тогда уже мы, не дожидаясь этого, начинаем работать с авиакомпаниями, с железнодорожными нашими компаниями, в частности с «РЖД». И мы отрабатываем технологию, как можно быстро проверять медицинскую документацию, которая будет предъявляться, чтобы не задерживать пассажиров на посадке.
Если такое решение будет принято, то на железной дороге и на воздушном транспорте такие меры будут приняты. Мы имеем большой опыт, который получили в течение двух лет в борьбе с пандемией. Авиация практически восстанавливается. Железная дорога по пассажирским перевозкам восстановилась. Поэтому, я думаю, больших сложностей здесь не будет.
Конечно, у каждой авиакомпании есть свои системы бронирования, поэтому их надо будет совмещать с системой госуслуг, чем мы сейчас и занимаемся. По поручению Председателя Правительства Михаила Владимировича Мишустина создана рабочая группа, которую возглавляет Татьяна Алексеевна, где мы будем отрабатывать все нюансы и логистику, которую должны будем осуществлять, для того чтобы оперативно, без каких-либо задержек и проблем могли реализовывать те решения, которые будут приняты в рамках этих двух законов.
Т.Голикова: Ещё нужно дополнить следующее: в понимании этих двух законопроектов важны сроки. Я уже сказала, что в полном объёме сертификат вакцинированного или выписка из сертификата вакцинированного начнёт действовать с 1 февраля 2022 года. В этом случае это становится абсолютным документом для реализации, практического применения тех нововведений, которые предполагаются законопроектами.
Как сказал Виталий Геннадьевич, закон не содержит даты, с которой вводится правило, в соответствии с которым реализация билетов или заключение договора перевозки с пассажиром осуществляется при предъявлении того самого документа. Предполагается, что после принятия закона, если это произойдёт, Правительство выпустит своё решение. Но срок будет таким, чтобы он был достаточным для интеграции систем бронирования авиационного и железнодорожного транспорта и государственной информационной системы – Единого портала государственных услуг. Это будет сделано таким образом, чтобы было удобно для граждан и не допускало сбоев и при посадке, и при нахождении в зале ожидания или на платформе.
Также законопроект предполагает некоторые дополнительные полномочия Министерства транспорта по тому, за какой период гражданин должен уведомить о наличии или отсутствии у него медицинской документации при приобретении билета.
В случае если гражданин не выполнил требования закона, перевозчик в одностороннем порядке имеет право расторгнуть договор перевозки, и тогда в течение 30 дней возвращаются соответствующие деньги.
Важно, что этот законопроект также действует до 1 июня 2022 года и также носит срочный характер. И в этой связи я бы ещё раз обратилась к нашим гражданам: дата 1 июня 2022 года не случайна. Вы прекрасно помните, что в прошлом году мы переживали сложную осеннюю волну заболеваемости, которую ещё сложнее переживаем сейчас. Переживали весеннюю волну заболеваемости. И, по сути, то, как мы закончим этот год и войдём в год следующий, зависит от нас с вами.
Если все меры безопасности будут нами как гражданами Российской Федерации осуществлены и реализованы, вполне возможно, что ряд мер вводить не придётся. Это целиком зависит от нас с вами. И я прошу всех вас к законодательным инициативам Правительства относиться именно таким образом.
В данном случае мы с вами партнёры. Мы вам ничего не навязываем. Мы с вами вместе должны одинаково переживать за наших близких, друзей и за страну в целом.