Тема брифинга: об актуальных вопросах внешнеэкономической деятельности.
Вопрос: Латкин Александр, ТАСС. Во вторник был опубликован указ Президента, позволяющий Минэкономразвития направить в 52 иностранных государства своих экономических представителей – атташе по экономическим вопросам. Каковы основные цели создания этого института представителей за рубежом Минэкономразвития? Не получится ли определённого дублирования функций с работой, которую уже выполняют коллеги в торгпредствах? И в какие из 52 стран в первую очередь планирует Минэкономразвития направить своих представителей?
М.Решетников: Действительно, Президентом подписан указ, который позволяет иметь Минэкономразвития своих представителей за рубежом.
Немного об истории. В 2018 году все торгпредства были переданы вместе с их функциями из Министерства экономического развития в Минпромторг. И оказалось за это время, что некоторые функции нашему Министерству сложно выполнять, не имея представителей за рубежом. В первую очередь это вопросы, связанные с защитными мерами во внешней торговле, с сопровождением инвестиционных проектов как российских компаний за рубежом, так и зачастую иностранных предприятий здесь, которые требуют связи с соответствующими странами. И поэтому мы последний год прорабатывали вместе с коллегами из Минпромторга этот вопрос. Договорились о том, что Минпромторг часть численности ставок, которая ушла, вернёт. При этом физически всё так и останется. То есть это будут рабочие места, это будут люди, которые будут работать в торгпредствах, но функционально и штатно они будут в штате Минэкономразвития. За счёт этого мы рассчитываем восстановить управляемость. В первую очередь, конечно, задачи будут связаны с обеспечением деятельности межправкомиссий. Как вы знаете, у нас практически со всеми странами есть межправкомиссии, которые, как правило, раз в полгода собираются, рассматривают реализацию конкретных вопросов в торговой сфере, в инвестиционной сфере, где какие споры есть и так далее. Межправкомиссии возглавляют министры, заместители Председателя Правительства, иногда замминистры – в зависимости от интенсивности обмена. И конечно, для поддержки этих комиссий, для решения конкретных вопросов как раз очень важно наличие представителей в стране.
Всего в общей сложности планируем направить 100 человек в 52 торгпредства. Где-то это будет по одному представителю, где-то – два-три, в отдельных случаях – до четырёх человек. Кадровый состав начнём формировать в ближайшее время. Здесь потребуются определённые навыки и требования (такие проработки у нас тоже есть) и, безусловно, знание стран, опыт и так далее. Поэтому все эти вопросы мы решим.
Наверное, ещё одна задача, которую мы хотим поставить перед представителями, помимо того, что я сказал, – это привлечение иностранных инвестиций в российские регионы.
У нас активно сейчас развиваются и особые экономические зоны, и технопарки. И есть возможности привлечь инвестиции в строительство, в промышленные объекты, в логистику и так далее. Поэтому формируем как раз единую систему инвестиционных проектов, условно от регионального уровня до крупных проектов на федеральном уровне. И конечно, там, где будут стоять задачи по привлечению инвесторов, будем эти задачи транслировать как раз представителям за рубежом, обеспечивая их материалами, коммуникациями и так далее. То есть задача – сделать очень подвижную открытую систему, которая бы отрабатывала все вопросы, что называется, в режиме онлайн.
Есть идея ещё некоторые новые функции попытаться реализовать. Во-первых, поставим задачу продвигать МСП на внешние рынки. Вы знаете, что в рамках нацпроекта по экспорту многое делается. Хотим такую тему отпилотировать. Предлагаем также потенциальные ниши искать для развития российского экспорта услуг – это большое перспективное направление, – также участвовать в развитии электронной торговли, продвигать российские маркетплейсы, решать логистические задачи и вопросы для российских компаний.
И важное направление – это защищать и разъяснять позицию нашей страны по климатической повестке и, соответственно, те сопутствующие вопросы, которые встают.
В конечном итоге рассчитываем, что это нововведение, это для нас очень важное решение Президента позволит активнее защищать интересы российских компаний за рубежом, с одной стороны, а с другой стороны, более активно привлекать иностранных инвесторов в страну.
Вопрос: Наталья Ильина, «Известия». Недавно Всемирный банк сообщил, что он больше не будет выпускать рейтинги Doing Business. Что Вы, во-первых, об этом думаете? Во-вторых, какой теперь рейтинг Минэкономразвития планирует в качестве эталонного для себя брать и на что ориентироваться?
М.Решетников: Надо сказать, что рейтинг Doing Business – это был такой очень большой и очень сложный проект, который длительное время реализовывался и ставил очень амбициозную задачу: сравнить ведение бизнеса в 189 странах по десяти направлениям. То есть это комплексный взгляд на очень разные страны, практики, законодательства, культуры, в том числе корпоративные, управленческие культуры. Это была очень большая работа.
Участие в этом рейтинге позволило нашей стране существенным образом изменить административные процедуры, посмотреть на них со стороны – в сфере таможни, налогообложения, регистрации прав собственности, подключения к сетям, оформления прав, защиты прав инвесторов и так далее. Это большая работа. По всем направлениям есть прогресс, по очень многим направлениям прогресс существенный. Благодаря Doing Business очень многие реформы запущены, часть завершена, часть ещё идёт.
Поэтому отсутствие рейтинга не остановит наши усилия по улучшению инвестклимата, с одной стороны. С другой стороны, Doing Business подтолкнул рейтингование регионов. В самом рейтинге у нас участвовала сначала только Москва, в финальных стадиях – Москва и Санкт-Петербург. Речь идёт о процедурах, которые касались именно регионов, в первую очередь связанных со стройкой, с инженерными сетями. Но дальше эту практику подхватило Агентство стратегических инициатив вместе с Министерством экономики и оттранслировало в регионы. И у нас там почти 10 лет существует рейтинг инвестиционной привлекательности регионов, который построен во многом на тех же подходах, что и Doing Business. Это оценка законодательства, это соответствующие опросы предпринимателей, то есть как это законодательство реализуется, и так далее.
В этом плане мы делаем следующий шаг: сейчас разрабатывается и готовится к внедрению региональный инвестиционный стандарт, который обобщил все лучшие практики, этот длительный путь, и который должен позволить в первую очередь регионам, у которых пока недостаточно компетенции и активности, подтянуться, чтобы они понимали, как работать с инвесторами. Как раз этот региональный инвестиционный стандарт предполагает перечень инвестиционных проектов, инвестиционные карты, своды правил и так далее.
Существует достаточно много международных рейтингов климата. И мы будем дальше мониторить, как и где мы находимся, на каких позициях, вести этот сравнительный анализ. С другой стороны, мы продолжим работу на федеральном уровне по всем этим вопросам. Потому что задачи стоят, это вошло во все «дорожные карты» трансформации делового климата и так далее. Будем активно продвигать их на региональном уровне в рамках регионального инвестиционного стандарта и того рейтинга инвестиционной привлекательности, который есть.