Обсуждались в том числе первые итоги работы новой модели казначейской системы, переход на централизованный бюджетный учёт, цифровизация казначейских услуг, а также подготовка к работе по новому закону о казначейском сопровождении.
Из стенограммы:
М.Мишустин: Уважаемый Роман Евгеньевич, Федеральное казначейство играет важнейшую роль как в обеспечении финансирования расходов государства, так и во многих других элементах государственного управления. В преддверии завершения работы над трёхлетним бюджетом, формированием лимитов бюджетных обязательств хотел бы поговорить с Вами о том, как выстроена работа Казначейства.
Мы сегодня должны обеспечить чёткое и ритмичное финансирование всех, в том числе социальных, обязательств государства, которые были определены Президентом Российской Федерации. Также очень важные вопросы финансирования стратегических инициатив, социально-экономического развития страны, о которых мы говорили с Президентом. Буквально совсем недавно определили основные направления, по которым будет идти финансирование. Естественно, это традиционные государственные программы, национальные проекты, фактически все расходы государства. Казначейство работает по новой модели. Я бы хотел, чтобы Вы рассказали, как работает эта новая модель и в целом как обстоят дела в Федеральном казначействе России.
Р.Артюхин: Уважаемый Михаил Владимирович, действительно, с 1 января этого года заработала новая модель казначейской системы. Мы провели полномасштабную модернизацию всей казначейской системы. Заработала система казначейских платежей.
В чём суть новой модели? У нас до этого было открыто большое количество банковских счетов публично-правовым образованием в банке России. Все счета закрыты. Их было около 50 тыс. Создан и заработал единый казначейский счёт. Теперь вся ликвидность всей бюджетной системы находится на этом счёте. Очень важно, что все деньги работают. Мы являемся при этом активным участником денежного рынка, предоставляем ликвидность бюджетной системы на основе рыночных биржевых инструментов участникам рынка. Эффект от этой модели уже почувствовали все субъекты Российской Федерации. За первое полугодие в субъекты мы перечислили дополнительно доходов в размере 6,5 млрд рублей. До конца года будет ещё перечислено 11 млрд рублей.
В целом Казначейство России вошло в пятёрку крупнейших администраторов доходов бюджета именно благодаря эффективной системе управления остатками средств на едином казначейском счёте. В прошлом году доходы федерального бюджета от этого инструмента составили 191 млрд рублей, в этом году они уже превысят 230 млрд рублей. Это ощутимый результат модернизации казначейской системы в целом.
М.Мишустин: Каждый рубль бюджета должен идти в дело. Оборачиваемость капитала и скорость перечисления – любых транзакций, в том числе государственных органов управления, должна быть выстроена эффективно. Это важно, поскольку рынок меняется, цифровая трансформация в банках, электронных системах, аналогах, экосистемах предъявляет достаточно серьёзные требования к государственному управлению. Казначейство идёт в этом тренде.
Я знаю также, что вы готовитесь к работе по новому закону о казначейском исполнении, который вступает в силу с нового года. Он был принят этим летом. Хотел бы спросить: какие основные задачи Вы видите в этой связи перед службой, как это будет организовано?
Р.Артюхин: Действительно, этим летом был принят закон о так называемом казначейском сопровождении. Мы традиционно воспринимаемся как орган, который обеспечивает только бюджетные платежи. Но закон о казначейском сопровождении расширил границы казначейской системы, включив в неё получателей авансов, субсидий. Даже в настоящее время у нас 58 тыс. государственных контрактов примерно на 11 трлн рублей находится в периметре казначейского сопровождения. Всего мы обслуживаем 22 тыс. юридических лиц, а остатки по этим счетам составляют внутри казначейства 659 млрд рублей.
Наши новые клиенты требуют от нас высокого качества обслуживания, к которому они привыкли, например, в банковской системе. Мы должны помимо новой технологической централизованной платформы быстрых платежей создать так называемую модель бюджетного мониторинга, по аналогии с той, которая существует в банках для противодействия незаконным финансовым операциям. В основе этой модели у нас будет взаимодействие с Федеральной налоговой службой, Росфинмониторингом. Понимание всей палитры рисков, которые несут эти операции.
Мы видим эффект этой новой системы в том, что у нас платежи будут быстрее доходить до конечных получателей. Обеспечиваться целевое, адресное использование этих бюджетных средств. Этот проект, как и первый, о котором я сказал, включается во всю палитру стратегических задач Казначейства России, которые были поставлены Правительством Российской Федерации.
Помимо платёжных отношений, мы ещё являемся учётной системой государства. Вами в прошлом году был подписан акт Правительства, предусматривающий переход на централизованный бюджетный учёт 50 федеральных органов исполнительной власти, находящихся в ведении Правительства. Хочу доложить, что переход осуществляется в соответствии с утверждённым графиком. Уже 1700 наших учреждений из 2200 перешли на централизованный бухгалтерский учёт. У нас формируется единая главная книга в режиме реального времени, где мы видим все финансовые активы, обязательства. Важно также, что мы уже сейчас в единой информационной системе обеспечиваем начисление и выплату заработной платы 370 тысячам государственных служащих. Это тоже создаёт новые возможности путём интеграции с единой информационной системой по кадровому составу, которую ведёт Минцифры. Формируется единое цифровое пространство и в этом направлении.
И ещё очень важный документ, он был подписан в середине лета, – поправки в ФЗ №44. Там огромное количество изменений, но самое основное, которое касается всей бюджетной системы, относится к тому, что теперь акты выполненных работ будут представляться и подписываться заказчиками в электронном виде в единой информационной системе. Мы отработали все технологии движения этих актов с Федеральной налоговой службой для того, чтобы они были как универсальный передаточный документ для налогового учёта. Возникающие вопросы своевременности оплаты, сроков оплаты тоже должны быть решены через прозрачность этих бизнес-процессов. Таким образом, мы будем видеть информацию о дебиторской задолженности, кредиторской задолженности, которые порой формируются в ряде субъектов Российской Федерации или в бюджетных автономных учреждениях.
Мы полностью опираемся на базовые ценности, которые Правительство Российской Федерации сформулировало. Для нас очень важно оказывать услуги нашим клиентам на высоком уровне. Цифровизация – это инструмент, который позволяет совершенствовать бизнес-процессы и оптимально исполнять их с наибольшим эффектом.
М.Мишустин: Роман Евгеньевич, очень важно то, что Вы сказали. Упрощение процедур и правил через цифровую трансформацию внутри ведомств, которые оказывают услуги, очень хорошо может помочь. Неважно, это организации или федеральные органы исполнительной власти, граждане Российской Федерации. ФЗ №44, о котором Вы упомянули, упрощение всех процедур, связанных с непростыми тендерами в государственном регулировании, строительстве, контрольной деятельности, о которых говорил Президент, – всё это необходимо сделать в Правительстве основным драйвером этого года. У нас на сегодня из колоссального количества излишних нормативных требований порядка 2/3 уже завершили свою работу. «Гильотина» позволила это сделать. Последние изменения в ФЗ №44 – хороший пример этого.
Хочу вам пожелать удачи. Чтобы чётко и быстро исполнять необходимую работу для развития нашей страны.