Обсуждались итоги работы в первом полугодии, результаты реформирования службы, в том числе, перевод таможенного декларирования в электронный формат, а также новые проекты в рамках плана реализации Стратегии развития ФТС до 2030 года.
Из стенограммы:
М.Мишустин: Уважаемый Владимир Иванович, идёт бюджетный процесс на трёхлетку, на текущий год. Он заканчивается, и очень важно при формировании бюджета учитывать все аспекты, связанные с администрированием доходов Российской Федерации. Таможенная служба как один из основных поставщиков доходов государства играет здесь важнейшую роль. От эффективности работы таможенной службы зависит сбалансированность бюджета и многое другое. Прежде всего я имею в виду таможенные платежи, которые администрирует таможенная служба. Расскажите, пожалуйста, как идёт эта работа и в целом какова ситуация.
В.Булавин: Сегодня уже можно подвести некоторые итоги по результатам работы за первое полугодие. Федеральной таможенной службой в доход федерального бюджета за шесть месяцев перечислено 2,96 трлн – это на 28%, или 652 млрд, больше прогнозного задания, которое доведено до нас в рамках закона.
Платежи по импорту составили 2,031 трлн, платежи по экспорту – около 900 млрд рублей. Хотел бы специально отметить, что прежде всего это связано с увеличением товарооборота. В этом году товарооборот за шесть месяцев составил 340 млрд долларов. Это на 27% больше, чем в прошлом году. Тенденция такая, что стали больше завозить машин, механизмов, технологических линий, изделий из пластмасс. Всё это свидетельствует о том, что наша экономика возрождается. Мы считаем, что по товарообороту в этом году мы выйдем на уровень 2019 года.
Среди основных наших партнёров по взаимной торговле на первом месте Китай, затем Германия, Голландия, Белоруссия и Соединённые Штаты Америки.
Хочу также доложить, что в этом году вся таможенная система работает в условиях новых координат. В прошлом году мы закончили широкомасштабное реформирование таможенной службы. Были созданы электронные таможни. 16 центров электронного декларирования, в которых сейчас сосредоточено всё декларационное оформление. Появились таможни фактического контроля и посты фактического контроля.
В этом году перед нами стояла непростая задача – закончить этот переходный процесс и вывести таможенные органы на оптимальный режим работы. Результаты работы за первые шесть месяцев показывают, что мы с этой задачей справляемся. Всё таможенное декларирование – 99,8% – сосредоточено в центрах электронного декларирования. В этом году мы уже оформили 2,7 млн деклараций, что на 17% больше, чем в прошлом году. Причём свыше 2 млн деклараций автоматически зарегистрировано. Около 680 тыс. деклараций автоматически выпущено. Автоматический выпуск – это 4–5 минут. То есть каждая четвёртая декларация в этом году выпускается в автоматическом режиме информационной системой, значит – быстро, просто и более объективно.
Надо отметить, что задачи, которые мы ставили в связи с реформированием таможенной системы, достигнуты. Повысилась управляемость таможенными органами, обеспечено единообразие в принятии решений, существенно уменьшились таможенные и коррупционные риски, разорван личный контакт выпускающего инспектора с участниками внешнеэкономической деятельности. Поскольку все центры электронного декларирования находятся на государственных площадях, мы обеспечили в них понятный, но достаточно эффективный режим безопасности.
В прошлом году, Михаил Владимирович, Вы утвердили Стратегию развития Федеральной таможенной службы до 2030 года. Затем мы разработали детальный план реализации стратегии, разбили его на два этапа – до 2024 года и с 2024 до 2030 года. Наша главная цель – создать таможню будущего. Чтобы таможня была более гибкой, насыщенной искусственным интеллектом, но самое главное – она должна связать таможенные органы с внешними и внутренними партнёрами «цифрой».
Среди основных проектов на 2021 год я хотел бы отметить следующие. Создание интеллектуального пункта пропуска. Мы сформировали подходы по всем видам пунктов пропуска. Создадим цифровую платформу, с которой будем получать всю информацию со всей контрольно-измерительной техники, которая присутствует в пунктах пропуска. И что самое главное – все контролирующие органы, которые присутствуют в пунктах пропуска, будут пользоваться этой цифровой платформой. Подобный опыт у нас уже имеется в морских пунктах пропуска. Для бизнеса это будет означать безостановочное прохождение партий товаров, по которым не выявлены таможенные риски.
Следующий достаточно большой проект. Вы знаете, что наша система управления рисками построена по субъектно-ориентированному принципу. То есть мы всех наших декларантов заранее разделили и отнесли к различным секторам: сектору с минимальными рисками, сектору со средними рисками и сектору с высокими рисками.
В настоящее время у нас из более чем 120 тысяч декларантов 11 тысяч относится к сектору с минимальными рисками, то есть к «зелёному» сектору. Но должен сказать, что на эти 11 тысяч декларантов приходится 75% всего декларационного массива и, что самое главное, 85% платежей в федеральный бюджет.
Система управления рисками у нас интегрирована в наши информационные сети. Риски в настоящее время – практически 90% – выявляются автоматически. Но что самое главное, автоматически формируются и индикаторы рисков, в том числе стоимостные индикаторы.
Однако, на наш взгляд, эта система, несмотря на то что она себя зарекомендовала как в целом эффективная, имеет отдельные изъяны. Поэтому наш следующий проект, к которому мы приступили в этом году и заказали научно-исследовательскую работу по нему, это оценка каждой товарной партии в режиме онлайн. То есть мы, условно говоря, от администрирования декларантов всё-таки перейдём к более предметному администрированию товарных партий. И будем оценивать каждую товарную партию с точки зрения наличия таможенных рисков. Привлечём на таможенную службу искусственный интеллект. Поставили задачу перед математиками, которые должны решить нам данный вопрос в этом году, с тем чтобы в 2022 году мы начали эксперимент и дальше уже приступили бы к эксплуатации.
Должен сказать, что тот объём цифровых технологий, которыми располагает сейчас Федеральная таможенная служба, немыслим без своего центра обработки данных. Поэтому мы начали строить центр обработки данных. Первый этап строительства у нас в этом году – в 2021 году. С 2022 года мы начинаем обеспечивать центр обработки данных технологическим оборудованием и технологическим информационным оборудованием. И эта работа ведётся. В наших планах в 2023 году запустить центр обработки данных.
Ещё один проект, о котором я хотел бы упомянуть, это работа по автоматизации получения и анализа снимков инспекционно-досмотровых комплексов. Кто видел эти снимки – первый раз там трудно что-либо понять. Поэтому в наших планах – обучить «цифру» читать эти снимки и выдавать нам готовые решения. Мы считаем, что реализация этих проектов внесёт свой вклад в создание и развитие цифровых транспортных коридоров, особенно на китайском проекте, в силу тех задач, которые Вы перед нами поставили.
Мы достаточно активно с нашими китайскими партнёрами работаем. Провели множество экспериментов. Например, по взаимному признанию результатов таможенного контроля. В этом году мы приступили к обмену данными по таможенной стоимости. И считаем, что по китайским товарам мы точку напряжения с нашим бизнесом в оценке таможенной стоимости тем самым снимем.
Я думаю, что это существенным образом скажется и на снижении конфликтного потенциала в таможенной сфере. Нужно отметить, что за последние три года с точки зрения предъявления к нам исков мы этот конфликтный потенциал уменьшили практически в пять раз.
Есть определённое взаимное движение таможни и бизнеса навстречу друг другу. Мы эти тенденции сохраним.
М.Мишустин: Очень важно, что в условиях пандемии, когда закрывались границы, таможня продолжала работать качественно и эффективно. И результат налицо. В этом смысле эффективность – это простота, скорость и удобство для людей. Как раз то, что на сегодняшний день показывает таможня за счёт цифровизации, автоматизации. Уверен, что и применение искусственного интеллекта, интернета вещей и всех технологий, о которых Вы рассказали, поможет сделать таможенную систему ещё более качественной современной и удобной для наших людей.