Обсуждались, в том числе, результаты работы службы за первое полугодие и прогнозы до конца года, поддержка бизнеса в период пандемии, а также новые проекты, реализованные ФНС.
Из стенограммы:
М.Мишустин: Даниил Вячеславович, сейчас полным ходом идёт бюджетный цикл, фактически формируется бюджет на трёхлетку и лимиты бюджетных обязательств на следующий год. Федеральная налоговая служба – это крупнейший администратор доходов. Фактически 70% доходов федерального бюджета администрирует Федеральная налоговая служба и порядка 80% доходов всей бюджетной системы Российской Федерации. Это большая ответственность, и от качества и эффективности того, как сработает служба, зависят в том числе все социальные и прочие выплаты государства, которые гарантируются гражданам Российской Федерации.
В первую очередь мой вопрос: как обстоят дела с налоговыми поступлениями, как выглядят итоги первых шести месяцев, какие прогнозы до конца года?
Д.Егоров: В этом году у нас серьёзный рост экономики по сравнению с прошлым годом. И это, конечно, не могло не сказаться на поступлениях налогов. Мы наблюдаем рост консолидированного бюджета более чем на 29%. И если говорить об общей сумме, то в этом году за полугодие поступление составляет 12,816 трлн рублей. Если говорить чисто о росте, то это 2,9 трлн рублей.
Понятно, конечно, что 2020 год это некое исключение, некая аномалия и корректнее сравнивать с поступлениями 2019 года. Если мы говорим о сравнении с 2019 годом, то всё равно это рост более 15%, то есть это 1,678 трлн рублей. Если мы уберём нефтегазовые доходы, то рост составит более 2 трлн рублей.
М.Мишустин: А если инфляцию убрать?
Д.Егоров: Если инфляцию убрать, то у нас получается рост 14%.
М.Мишустин: Это всех или ненефтегазовых?
Д.Егоров: Это всех. Я сейчас, если нужно, отдельно разложу по ненефтегазовым.
Если говорить о факторном анализе, то здесь три основных фактора. 70% – это, безусловно, экономика. 20% – это законодательство, это как изменение ставок акцизов, так и поступления по налогам, по которым были предоставлены отсрочки в предыдущем году, и изменение ставки НДФЛ для сверхдоходов. Кстати, по ставке НДФЛ уже собрано более 29 млрд рублей, и в целом мы по году рассчитываем выйти на 70 млрд рублей. Напомню, что эти суммы пойдут на помощь детям с орфанными заболеваниями. Это первое.
Касаясь оценки того, как мы планируем закончить год с поступлениями, то здесь следующая картина. Мы, конечно, исходим из консервативного подхода, но то, что мы уже наблюдаем сегодня, позволяет рассчитывать на поступление 25,5 трлн рублей, что больше, чем в прошлом году, на 4,5 трлн рублей. Соответственно, если у нас не будут изменены экономические показатели, то мы выйдем примерно на такие цифры.
М.Мишустин: В этот непростой год достаточно большое количество элементов поддержки, которая была оказана людям во время пандемии, шло через технологические сервисы и платформу Федеральной налоговой службы. Прежде всего это главная, основная инициатива Президента о выплатах президентских грантов в сумме: МРОТ умножить на численность людей.
После этого – соответствующая программа «ФОТ 2.0», которая позволила в течение шести месяцев брать кредит под 2% с одним главным условием, что вы сохраняете численность вашей компании в размере 90% и тогда сможете списать соответствующий кредит, который предоставлялся также в размере МРОТ, умноженного на численность сотрудников, по тем видам экономической деятельности, которые наиболее пострадали в период пандемии. Это позволило более чем 5,4 миллиона людей удержать на работе, дать возможность бизнесу в сложное, тяжёлое время не разрушиться, а работать.
Далее был ещё целый ряд президентских инициатив, по которым мы работали. Одна из них совсем недавно была высказана Президентом при встрече с Правительством. Вы помните, когда мы говорили о вопросах, связанных в том числе и с последствиями пандемии, Президент предложил также сделать платформу для выплат в размере МРОТ на численность сотрудников, тем компаниям, которые пострадают в случае локдауна, который будет вводиться по поручениям санитарных врачей. Эта работа сегодня исполняется. Хотел бы, чтобы Вы рассказали также о реализации новых проектов службы, которые стоят на повестке дня.
Д.Егоров: Что касается поручений Президента, то мы уже очень плотно работаем с Министерством экономического развития, определяем контуры системы и готовимся к тому, чтобы выплаты проходили в таком же режиме, как это происходило в том году, чтобы это всё было быстро, качественно и без дополнительных бумажек от бизнеса, чтобы люди могли очень быстро ощутить помощь государства.
Что касается проектов, которые были реализованы. Естественно, с нас никто не снимал ответственности по всем проектам, которые были намечены ранее. Тут следует отметить, что за прошлый и текущий годы есть, как нам представляется, несколько серьёзных проектов, которые уже реализованы.
Первое – это государственный ресурс бухгалтерской (финансовой) отчётности, который выполнил две фундаментальные задачи. Больше бизнесу не нужно сдавать бухгалтерскую (финансовую) отчётность в разные ведомства. Теперь всё сдаётся только в налоговую службу, что, собственно, реализует принцип «одного окна». Данные финансовой отчётности публикуются на сайте налоговой, и любой пользователь в случае необходимости может их получить, как наблюдая за финансовыми показателями отдельной компании, так и для, по сути, промышленной обработки этих данных. Более 120 компаний уже сегодня по технологии API получают эти данные и фактически рождают новую добавленную стоимость, обрабатывая эти данные.
Второе. Запустился ресурс на базе МСП – того ресурса, который Вы создавали. Следующий ресурс – это ресурс поддержки МСП. Там прописаны все участники любых программ льготирования как на федеральном, так и на региональном уровне, что позволяет анализировать, насколько качественно оказывается помощь бизнесу.
Третье. Буквально несколько месяцев назад был принят закон о том, чтобы предоставлять имущественные и инвестиционные вычеты нашим гражданам в автоматическом, по сути, проактивном режиме, где нужно выбрать просто счёт, на который ты получаешь деньги. Эта система запущена, уже более 9 тыс. вычетов гражданам предоставлено. И мы будем наращивать, естественно, линейку банков (потому что это обмен с банками), подключённых к этой системе. Таким образом, люди без дополнительных каких-то перипетий со сбором и предоставлением документов смогут эти вычеты получать.
Всё это вместе вкладывается в общую программу, которую мы представили и Министерству финансов, и Правительству. Мы считаем, что все вычеты, которые фигурируют в Налоговом кодексе, нашим гражданам должны предоставляться в автоматическом режиме. И мы разработали программу, согласно которой люди смогут как имущественный, так и социальные, стандартные вычеты получать в автоматическом режиме.
Кроме того, у нас реализован проект прослеживаемости. С июля этого года запустилась прослеживаемость, теперь она работает. Сейчас компании к этому привыкают. И пока всё идёт очень хорошо. Данные предоставляются по 10 группам товаров, и мы планируем выйти к концу года на то, что оборот в районе 150 млрд рублей уже будет в системе прослеживаемости.
Также мне кажется важным сказать о том, что в июле завершилась программа реформы онлайн-касс. Был последний, четвёртый этап.
М.Мишустин: Непростой.
Д.Егоров: Да, непростой. Мы с 2017 года её запускали, делали поэтапно, аккуратно.
М.Мишустин: Я вспоминаю, когда мы пришли с этой инициативой к Президенту, насколько было непросто и совсем не очевидно сделать такую реформу. Но поддержка Владимира Владимировича и напряжённая, системная работа всех федеральных органов исполнительной власти, которые в этом принимали участие, наших коллег из правоохранительного блока позволила сделать это очень, мне кажется, эффективно с точки зрения оборота, с точки зрения увеличения количества касс в разы и, самое главное, удобства пользователя. Это удобно и тем, кто покупает, и тем, кто продаёт. Для бизнеса, который сегодня уже как должное воспринимает эту технологию, это очень удобно. Плюс обеспечена полная прозрачность перед государством в отчётном режиме в рознице.