Тема правительственного часа – «О перспективах интеграционных процессов в рамках Евразийского экономического союза».
Из стенограммы:
Уважаемая Валентина Ивановна! Уважаемые сенаторы, уважаемые коллеги!
Позвольте поблагодарить за возможность проинформировать вас о работе Правительства по направлению интеграции в ЕАЭС на евразийском пространстве.
Принимая решение об экономической интеграции, страны ставят перед собой задачу снизить издержки производителей и потребителей с целью увеличения взаимного товарооборота. Это приводит к повышению доступности товаров и услуг, расширению рынков сбыта, росту занятости, доходов и покупательной способности населения. Таким образом, интеграционный процесс формирует более благоприятные условия для роста экономик интегрирующихся стран. Достижение этой цели требует от государств-участников снижения или устранения торговых барьеров и выравнивания финансово-экономических условий хозяйствования, что сопровождается передачей части полномочий на наднациональный уровень.
Наш интеграционный процесс имеет свои особенности. Ещё совсем недавно государства – участники ЕАЭС были частями одной большой страны с плановой экономикой, централизованной системой управления и населением в 291 миллион человек. Между республиками СССР существовали глубокие кооперационные связи, а созданные объекты индустрии были рассчитаны на рынок большой страны. Поэтому нынешний интеграционный процесс часто воспринимается как попытка восстановления утраченного, что имеет как сторонников, так и недоброжелателей.
В декабре 2012 года, я хочу привести эту цитату, государственный секретарь США Хиллари Клинтон говорила: «Существует инициатива по ресоветизации региона. Её будут называть по-другому. Её будут называть Таможенным союзом, её будут называть Евразийским союзом или ещё каким-либо в этом роде. Но давайте не будем на этот счёт ошибаться. Мы знаем, какова настоящая цель, и мы пытаемся найти эффективные способы замедлить или предотвратить это». Это был 2012 год.
Период между 2012 и 2016 годами оказался сложным в истории евразийской интеграции. Сбор таможенных пошлин упал с 26,6 млрд долларов в 2011 году до 10,7 млрд долларов в 2015 году. Однако экономика государств – членов ЕАЭС адаптировалась: объём ВВП государств – членов ЕАЭС в 2020 году по сравнению с 2016 годом в долларовом выражении увеличился на 17,3%. При этом хочу отметить показатели стран – участниц ЕАЭС: Беларусь – 25,7%, Казахстан – 24,7%, Россия – 16,1%. Даже в переживших в тяжёлом пандемийном году Армении – войну и Киргизии – революцию рост ВВП за пять лет составил соответственно 20% и 13,2%. При этом аналогичные показатели этих двух стран по благоприятному 2019 году составляли 29,5% и 30,9%. Интеграция создала этим странам дополнительные возможности для развития, и с этим тяжело спорить.
Стресс-тестирование экономик государств – членов ЕАЭС в 2020 году продемонстрировало их жизнеспособность. Экономический спад на пространстве ЕАЭС составил 2,9%. Для сравнения: у ВВП Евросоюза это падение – 6,3%, еврозоны – 6,6%. В I квартале 2021 года рост взаимной торговли у нас уже увеличился на 16,7% и демонстрирует доверие экономоператоров к интеграционному процессу. Ожидаемый рост экономики союза в 2021 году будет на уровне 3,2%.
Экономическому союзу семь лет. Все эти годы осуществляется трансформация Таможенного союза в экономический союз, где должно быть обеспечено свободное движение товаров, услуг, капиталов и трудовых ресурсов. Реализация этих четырёх свобод является базовым условием обеспечения безбарьерного доступа к рынку с населением более 184 миллионов человек. Расширяя рынки сбыта для наших товаропроизводителей, мы тем самым создаём устойчивые условия для роста нашей экономики и экономик государств – членов ЕАЭС.
В исключительную компетенцию союза государства-члены уже передали вопросы таможенно-тарифного регулирования, применения защитных мер, технического регулирования и защиты конкуренции на трансграничных рынках. При этом у государств-членов в данных сферах сохраняются отдельные изъятия и национальная компетенция.
В Совете ЕЭК правительствами ведётся системная работа по устранению барьеров, изъятий, ограничений из режима экономического союза. На начало 2020 года в реестре барьеров, изъятий и ограничений на внутреннем рынке ЕАЭС было квалифицировано 19 барьеров, 37 ограничений и 14 изъятий. По состоянию на конец 2020 года количество препятствий в реестре снизилось до 12 барьеров, 35 ограничений и 11 изъятий. Это было самым значительным сокращением количества препятствий в истории союза после 2016 года.
В 2018 году вступил в силу Таможенный кодекс союза, принят единый таможенный тариф, однако у государств-членов пока остаётся право применения временных нетарифных мер в одностороннем порядке. Также принята единая товарная номенклатура союза.
Евразийской комиссией принято 49 технических регламентов, из которых 43 вступили в силу. Они охватывают более 50% производимой в союзе продукции или 85% продукции, взаимообращаемой в ЕАЭС. В разработке находятся 11 технических регламентов.
Поэтапно формируется единый рынок услуг по отдельным секторам экономики, предусматривающий беспрепятственный доступ поставщиков услуг на рынки друг друга на основании принципа национального режима. Единый рынок услуг функционирует сейчас в 53 секторах и охватывает 57% производимой продукции. Работа по формированию единого рынка услуг будет продолжаться.
В ЕАЭС улучшаются условия для свободного обращения капиталов. Постепенно увеличивается использование во взаимных расчётах наших национальных валют. В торговом обороте между странами ЕАЭС отмечается тенденция к усилению роли российского рубля. На протяжении последних пяти лет его удельный вес в структуре платежей увеличился до 72,5% в 2019 году.
Действуют межгосударственные финансовые институты – Евразийский банк развития, Евразийский фонд стабилизации и развития. Новая стратегия ЕАБР ориентирует его прежде всего на поддержку интеграционных проектов.
Наибольшей глубины интеграция достигла в сфере рынка труда.
Важным шагом на пути развития ЕАЭС стало утверждение главами государств в декабре 2020 года Стратегических направлений развития евразийской экономической интеграции до 2025 года.
Принятый документ содержит 332 мероприятия, и реализация стратегии потребует заключения более 50 международных договоров, а также разработки и утверждения свыше 180 нормативных актов.
Следует признать, что стратегия является компромиссным документом, принятым на основе консенсуса. Её реализация позволит достичь такого уровня интеграции, на который была готова пойти страна, видевшая в ней наибольшее количество угроз своему национальному суверенитету. Поэтому в принятой стратегии не говорится сегодня об унификации законодательств и мер ответственности за нарушения их требований. Над этим ещё предстоит работать.
Вместе с тем современные вызовы подталкивают государства ЕАЭС к более тесной интеграции. К этим вызовам следует отнести цифровизацию, проблемы климатической повестки, пандемию и её социально-экономические последствия.
Цифровая трансформация оказывает влияние на экономику союза, включая рынки товаров, услуг, капитала, рабочей силы. Перемены коснутся всех четырёх свобод, провозглашённых Договором о союзе, и отвечать на эти вызовы мы намерены, прежде всего развивая собственную цифровую платформу ЕАЭС. Первые результаты уже есть и приносят пользу людям.
С целью восстановления деловой активности разработано и запущено электронное приложение «Путешествую без COVID-19». Им уже воспользовались более 300 тысяч человек в ЕАЭС. И мы стремимся к тому, чтобы пандемия не мешала людям осуществлять связи между нашим странами.
Наши усилия также направлены на борьбу с незаконным оборотом промышленной продукции, предполагающую обеспечение прослеживаемости товаров.
Особое внимание в нашей работе мы отводим формированию комфортных условий для поиска вакансий во всех государствах – членах ЕАЭС, получению необходимых государственных услуг, разрешений, документов в цифровом виде. В ближайшее время запускается платформа для поиска работы в ЕАЭС.
Климатическая повестка таит в себе серьёзные вызовы для экономик наших стран. Это не про потепление в мире, хотя и про него тоже. Следует принять, что в целях сокращения выбросов углекислого газа, а скорее всего, в целях формирования условий для нового экономического роста развитые страны решили отказаться не только от углеводородных источников энергии и двигателей внутреннего сгорания, но и от товаров, при производстве которых возникает значительный углеродный след. Ожидаемые меры реализации этой политики будут иметь характер торговых барьеров. Новые ограничительные меры затронут основные статьи российского экспорта. Это приведёт к необходимости масштабной реструктуризации экономики.
ЕАЭС предстоит разработать и принять общую экономическую политику в этой сфере и, таким образом, воспользоваться коллективным переговорным ресурсом для взаимодействия с такими крупнейшими экономиками, как ЕС, США и КНР. Мы начинаем двигать эти вопросы в ЕАЭС и в Совете ЕЭК.
Пандемия сблизила наши страны. Мы без проволочек договорились о беспошлинном ввозе и запрете на вывоз лекарств, медицинских изделий, средств индивидуальной защиты, а также ряда социально важных продовольственных товаров. Также пандемия подтолкнула к обсуждениям более системных решений, нацеленных на защиту нашего общего рынка и его потребителей. Мы начинаем обсуждать возможность создания чрезвычайного продовольственного фонда союза.
Приведённые вызовы касаются каждой из стран ЕАЭС, но ни одна из них не способна ответить на них самостоятельно. Понимание важности этих проблем и эффективности их совместных решений нам предстоит доносить до партнёров по ЕАЭС.
Вторая группа факторов, которые будут способствовать развитию интеграционного процесса и сближению, касается реализации крупных инвестиционных проектов.
В первую очередь это инвестиционные проекты в сфере транспорта и логистики. Географическое положение ЕАЭС – между рынками Азии и Европы – является источником нашей природной ренты. Поэтому транзитный потенциал ЕАЭС должен быть реализован.
Ведётся работа по реализации проектов международных транспортных коридоров, в том числе «Север – Юг», «Восток – Запад», Северный морской путь. При этом также разрабатываются и внедряются новые цифровые решения.
Если говорить о направлении «Север – Юг», то здесь тоже появляются новые возможности. Есть свои ограничения и сложности, но есть перспективы для развития маршрутов, связывающих нас с Индией, Пакистаном, Ираном, Афганистаном.
Укреплению нашей интеграции способствует реализация инвестиционных проектов на принципах промышленной кооперации. С Белоруссией мы занимаемся проектами в сферах радиоэлектроники, автомобилестроения, сельскохозяйственного и строительно-дорожного машиностроения. Производственные связи с Казахстаном развиваются в областях автомобилестроения, авиастроения и сельскохозяйственного машиностроения. Производственная кооперация, нацеленная на создание цепочек добавленной стоимости, даёт нашим партнёрам доступ к освоению высоких технологий и позволяет задействовать свой экспортный потенциал, в значительной степени превышающий потребительскую способность их внутренних рынков. Такие экономические преимущества наши партнёры могут получить, только находясь в Евразийском экономическом союзе.
Большие задачи также стоят в сфере энергетики. До 2025 года предстоят выполнение принятых «дорожных карт», гармонизация законодательства с выходом на создание общих рынков электроэнергии, газа, нефти и нефтепродуктов.
Вопросы энергетики также связаны с использованием водных ресурсов, имеющих особое значение для государств Центральной Азии – возможных кандидатов в члены Евразийского экономического союза.
Интереснейшая по масштабу и содержанию задача – создание более широкого интеграционного контура Большого евразийского партнёрства, которое может стать платформой для взаимоувязки и сопряжения интеграционных процессов на континенте, таких как «Пояс и путь», Европейский союз и АСЕАН. Это сотрудничество пока находится на начальных этапах, но мы намерены работать вместе с партнёрами над его развитием. Именно на этом треке открываются кооперационные возможности, о которых в своей статье «Быть открытыми, несмотря на прошлое» говорит Президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин.
В заключение хочу отметить, что евразийство – это идея, которая созрела не сегодня, не с появлением ЕАЭС, не с появлением Советского Союза и даже не с появлением Российской империи.
Этому цивилизационному пространству, где люди, представляющие различные этносы, вместе живут, торгуют, объединяются в союзы, уже более тысячи лет. За это время евразийство стало частью нашего общего культурного кода, объединяющего все народы региона.
Успешное развитие союза и его позиционирование в качестве неотъемлемой части мировой экономики – одна из главных задач нашего Правительства. Уверен, что и наша сегодняшняя встреча послужит её воплощению.
Спасибо.