Тема брифинга: о мерах по улучшению инвестиционного климата в России.
Вопрос: Сегодня Правительство поддержало законопроект об упрощённом порядке получения вида на жительство для зарубежных инвесторов. Максим Геннадьевич, расскажите, пожалуйста, подробнее, что меняется в законодательстве.
М.Решетников: Законопроект, который сегодня поддержан Правительством, направлен на решение двух задач. Во-первых, мы развиваем наше миграционное законодательство и повышаем привлекательность страны для приезда сюда людей, которые способны создавать новые рабочие места, готовы инвестировать. А во-вторых, мы делаем наш инвестиционный климат более привлекательным, потому что спрос на такой инструмент есть – более 20 стран ввели инструмент вида на жительство в обмен на инвестиции. Вопрос достаточно давно обсуждался, и в результате нам удалось согласовать все позиции. Законопроект представлен в Правительство и поддержан.
Причём это уже следующий шаг в выстраивании миграционного законодательства. У нас уже есть возможность ускоренного получения вида на жительство для высококвалифицированных специалистов и для выпускников вузов с красными дипломами. Теперь такая возможность есть и у инвесторов.
Что конкретно упрощается?
Сегодня оформление вида на жительство занимает полтора года: полгода идёт процедура оформления разрешения на временное проживание, потом год человек живёт на основе разрешения на временное проживание, и уже после этого он может подавать заявку на получение ВНЖ. Теперь эта процедура уходит в прошлое, и он может сразу подавать на вид на жительство.
Что даёт сам по себе вид на жительство? Это практически объём прав, равный правам гражданина Российской Федерации, за исключением участия в выборах, службы в армии и так далее. То есть это возможность работать, открывать своё дело, возможность работать не только в регионе, где получено разрешение, а на всей территории страны, возможность пользоваться социальными услугами. Соответственно, тот, кто вид на жительство получает, платит все налоги, является налоговым резидентом Российской Федерации, то есть тут система сбалансирована.
Ключевой вопрос, которому пришлось уделить большое внимание и придётся этим ещё заниматься, это, конечно, вопрос критериев, а именно: сколько должен составлять минимальный объём инвестиций, чтобы инвестор мог претендовать на вид на жительство.
На сегодняшний момент мы обсуждаем объём инвестиций в 30 млн рублей. Это та базовая сумма, вокруг которой идёт обсуждение с бизнесом, с коллегами из других федеральных ведомств. Эти 30 млн рублей инвестор должен вложить двумя путями. Либо он создаёт компанию и вкладывает туда, и нам здесь очень важно быть уверенными, что эти 30 млн рублей пошли в основные фонды, создали рабочие места. Кстати, один из дополнительных параметров, который обсуждается, – это создание дополнительных рабочих мест. Это первая часть. И второй путь – это вложение в недвижимость. Тоже обсуждается объём в 30 млн рублей, но это уже как долгосрочное вложение в российскую недвижимость.
После обсуждения проекта в Государственной Думе мы рассчитываем, что он будет поддержан, и эти решения будут закреплены в акте Правительства, с тем чтобы весь механизм заработал. Мы рассчитываем, что законопроект будет принят в весеннюю сессию и, соответственно, со следующего года такая возможность появится. Мы буквально на днях обсуждали эту новацию с европейским бизнесом, бизнес хорошо её воспринял.
Никаких ограничений, разумеется, по странам, откуда смогут приезжать инвесторы, не будет, мы рады всех видеть. И этот механизм укладывается в нашу повестку последовательного поэтапного развития возможностей привлечения инвестиций в страну, повышения открытости страны для инвесторов и технологий из других стран.
Вопрос: «РИА Новости», Лейла Хамзиева. Вчера Президент выступил с посланием. Могут ли меры, озвученные в послании, как-то повлиять на ваши оценки экономического роста в этом году и следующие годы, а также на инвестиционную активность?
М.Решетников: У нас действительно утверждены сценарные условия, на основе которых мы приступаем к формированию бюджета, и не только мы, но ещё и регионы Российской Федерации, муниципалитеты. То есть бюджетный процесс в стране стартовал, сценарные условия размещены, но, безусловно, послание Президента окажет влияние на ряд параметров.
Это прежде всего два параметра. Это оценка реальных располагаемых доходов населения, поскольку объявлено о такой значимой программе по дополнительным выплатам. Там есть и системные меры на долгосрочной основе, есть и краткосрочные, а значит, разовые выплаты по этому году. И конечно, мы это учтём при формировании прогноза уже итогового, который ляжет в основу бюджета. Это краткосрочные эффекты. Но есть долгосрочные эффекты – это то, что связано с инвестициями. Для оценки влияния этого фактора нам потребуется чуть больше времени, потому что большой объём инвестиций озвучен. Напомню, что это 500 млрд рублей инфраструктурных бюджетных кредитов регионам и ещё 400–450 млрд рублей – это замещение, скажем так, долгов регионов: там и коммерческие долги, и казначейские кредиты. Соответственно, средства у регионов будут высвобождены в большом объёме, и дальнейшее направление этих средств тоже будет увязано с инвестициями.
Почему требуется время на то, чтобы оценить влияние этих мер на экономику? Всё будет зависеть от качества и готовности тех проектов, которые есть у регионов, степени этой готовности. Потому что одно дело, когда есть идея, пусть очень правильная, но которая потребует проработки, потом разработки проектно-сметной документации, потом экспертизы и так далее. Другое дело, когда проект либо уже стартовал и просто не хватило средств, либо готов вот-вот стартовать при условии предоставления финансирования. Это несколько другая ситуация, это значит, что будет быстрое влияние на экономику.
И сейчас мы начинаем активно работать с регионами, то есть мы должны определить условия реализации этой программы. Мы вместе с Министерством финансов начали уже это обсуждать, и будем обсуждать это вместе с регионами – Вы знаете, что Президент анонсировал Государственный совет по тематике межбюджетных отношений. Мы, конечно, все ключевые решения вынесем туда и будем обсуждать. Параллельно с этим начинаем мониторинг готовности проектов. По итогам всей этой работы уточним наш прогноз – какой объём дополнительных инвестиций поступит в экономику в этом году, следующем году, 2023 году и так далее. И в том числе мы это ещё наложим на параллельно идущую работу в части Фонда национального благосостояния. Президент уже некоторые объекты в послании озвучил. Мы ведём сейчас построение финансово-экономических моделей – SWOT-анализ по ним, есть и другие объекты для анализа.