С 1 июля 2021 года для отдельных видов контроля, определённых Правительством, будет введена процедура обязательного досудебного обжалования решений надзорных органов. С 1 января 2023 года она начнёт поэтапно внедряться для всех видов контроля, которые регулируются законом о госконтроле. Об этом сообщил Заместитель Председателя Правительства – Руководитель Аппарата Правительства Дмитрий Григоренко на совещании, посвящённом реализации пилотного эксперимента в этой сфере.
По общим правилам, если гражданин или предприниматель не согласны с решением контрольного органа или действиями проверяющего, они могут обратиться либо в контрольный орган, который проводил проверку, либо непосредственно в суд. Однако до настоящего времени единого порядка разрешения споров с контрольными органами не было – сроки и процедуры рассмотрения жалоб каждое ведомство устанавливает самостоятельно. Существующий механизм, помимо большой нагрузки на суды, приводит к дополнительным временным и материальным затратам как самих граждан и бизнеса, так и контрольных органов.
В 2020 году в России был принят закон «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле», который ввёл новую процедуру – обязательное досудебное обжалование решений надзорных ведомств или действий проверяющих. Процедура рассмотрения жалоб законом чётко регламентирована: на ответ заявителю даётся 20 рабочих дней.
В августе 2020 года Председатель Правительства Михаил Мишустин подписал постановление о проведении эксперимента по досудебному обжалованию решений надзорных органов. В «пилоте» участвуют 19 контрольных ведомств по 63 видам контроля.
В рамках эксперимента на Едином портале государственных и муниципальных услуг создан сервис, который позволяет подать жалобу в контрольный орган в электронном виде, отслеживать все этапы её рассмотрения и взаимодействовать с должностными лицами без посещения ведомства.
«Сервис реализован по принципу наиболее распространённых жизненных ситуаций, с которыми сталкиваются граждане и предприниматели в процессе общения с контрольными органами, – пояснила заместитель Руководителя Аппарата Правительства Ольга Чепурина. – В их числе такие как нарушение процедуры проведения проверки, несогласие с назначенными мерами, с действиями должностного лица или с принятым решением по жалобе».
В электронном виде можно оспорить, к примеру, решения по итогам контрольных мероприятий МЧС, Минпромторга, Ростуризма, Роспотребнадзора, Росздравнадзора, Рособрнадзора и Ростехнадзора.
Обращение гражданина, в том числе имеющего статус индивидуального предпринимателя, подписывается простой либо усиленной электронной подписью. Для организации требуется усиленная квалифицированная электронная подпись.
Система досудебного рассмотрения решений уже доказала свою эффективность. Например, в Федеральной налоговой службе, где такая практика стала обязательной с 2014 года, количество обращений в суды значительно снизилось.
«Масштабное внедрение подобной системы сделает взаимодействие граждан и бизнеса с госорганами более комфортным, позволит сократить временные и финансовые издержки. Важно также, что с помощью этого механизма мы сможем получить объективные данные о том, какие аспекты деятельности контрольных органов вызывают наибольшее количество нареканий, и принять меры для повышения эффективности их работы», – подчеркнул Дмитрий Григоренко.
По словам председателя Общероссийской общественной организации «Деловая Россия» Алексея Репика, бизнес поддерживает внедрение института досудебного обжалования. «В первую очередь потому, что это ускоряет решение вопроса, сокращает издержки», – уточнил он, выступая на совещании.