В повестке: о поставке белорусских нефтепродуктов через российские морские порты, о смягчении условий казначейских кредитов для регионов, о корректировке госпрограммы развития промышленности, о новой госпрограмме развития Арктики, об организации капитального ремонта многоквартирных домов.
Вступительное слово Михаила Мишустина
Доклад Виталия Савельева о поставке белорусских нефтепродуктов через российские морские порты
Из стенограммы:
М.Мишустин: Добрый день, уважаемые коллеги!
На прошлой неделе Президент поручил Правительству проработать меры дополнительной поддержки регионов. Нужно помочь им укрепить финансовую систему и привлечь инвестиции, в том числе и в инфраструктуру, а в конечном итоге – сформировать условия для успешного достижения национальных целей развития.
Одно оперативное решение мы можем предложить уже сейчас. Планируется смягчить условие предоставления казначейских кредитов. Это позволит регионам в этом году не учитывать ограничение по государственному долгу и потенциально большему числу субъектов Российской Федерации поможет привлечь короткие бюджетные займы.
Появится возможность решить ряд текущих вопросов, на которые не хватало ресурсов, и тем самым укрепить устойчивость бюджетов с повышенным уровнем государственного долга, поддержать людей и региональную экономику, а также создать стимулы для наибольшей активности в будущем. Конечно, при этом важно продолжать тщательно контролировать ситуацию с региональными финансами, чтобы стабильность бюджетной системы не ослабевала.
Участники совещания
-
PDF
165Kb
Список участников совещания с вице-премьерами, 5 апреля 2021 года
Теперь о важных решениях в сфере промышленной политики. Правительство уточнило целевые показатели государственной программы развития промышленности. Срок её действия продлён до 2030 года, с тем чтобы она в полной мере работала на достижение национальных целей развития, поставленных Президентом на ближайшие десять лет.
Плановые значения отдельных индикаторов были скорректированы с учётом динамики развития промышленности, а также для достижения поставленной цели – увеличения экспорта несырьевых товаров в размере не менее, чем на 70% по сравнению с показателем прошлого года.
Особый акцент в обновлённой госпрограмме сделан на мерах поддержки индустриальных парков и промышленных технопарков. Будем наращивать объём введённых в эксплуатацию производственных площадей со всей необходимой инфраструктурой. И если раньше ключевые показатели были ориентированы на рост количества технопарков, теперь это будет объём внебюджетных инвестиций и выпуск промышленной продукции.
Благодаря расширению горизонта стратегического планирования на ближайшие десять лет промышленные предприятия смогут более эффективно выстраивать свою деятельность. Появится больше возможностей для реализации крупных инвестиционных проектов с длительными сроками окупаемости. Мы рассчитываем, что это будет способствовать созданию новых высокотехнологичных производств, повышению конкурентоспособности промышленных товаров и росту их экспорта.
Важно, что в регионах будут формироваться новые точки роста экономики. А это значит, что людям будет легче выбрать достойную работу. Повысится и уровень их жизни.
Правительство также утвердило Правила предоставления субсидии Национальному научному центру компетенций для работы в сфере противодействия незаконному обороту промышленной продукции. Объём выделяемых средств будет напрямую зависеть от решения поставленных задач в этой сфере, в первую очередь при проведении научных прикладных исследований, а также подготовке качественных прогнозов развития ситуации на теневых рынках.
Все эти меры позволят повысить эффективность разработки современных методов борьбы с контрафактом.
По поручению Президента Правительство утвердило новую государственную программу развития Арктической зоны. Она рассчитана на ближайшие четыре года. На её реализацию в течение трёх лет будет направлено около 15 млрд рублей, в том числе уже в текущем году – почти 3,5 млрд. Цель этой программы – обеспечить устойчивое развитие региона. Создать десятки тысяч новых рабочих мест и повысить доходы людей, оказать бизнесу поддержку в реализации перспективных проектов и привлечь в регионы Арктики инвесторов и квалифицированных специалистов, обеспечить приток частных капиталов в объёмах, которые во много раз превосходят вложения государственных средств. При этом крайне важно улучшить качество жизни и сохранить традиции коренных малочисленных народов Севера, Сибири, Дальнего Востока, проживающих в Арктической зоне России. Принятая государственная программа позволит скоординировать усилия органов власти, бизнеса и общества при реализации масштабных проектов, важных для экономики страны.
Теперь поговорим о теме, которая важна для жителей всех многоквартирных домов. Их у нас по России – миллионы.
Правительство уточняет процедуры привлечения подрядчиков для проведения капитального ремонта таких домов. Средства на эти цели люди отчисляют немалые. И они должны понимать, кто и как будет проводить ремонт за их деньги. Поэтому и порядок отбора подрядных организаций должен быть прозрачным, чтобы обеспечивать привлечение добросовестных компаний, имеющих необходимый опыт и квалифицированный персонал.
К примеру, для подрядчика, который ремонтирует лифты, вводится требование о том, чтобы сотрудники, ответственные за монтаж и пусконаладочные работы, имели квалификации в соответствии с профессиональными стандартами.
В то же время мы пошли навстречу бизнесу и сокращаем срок проведения электронного аукциона для подачи заявок с двадцати до семи дней по ряду объектов. Как показывает опыт регионов, такого срока вполне достаточно для проведения процедур предварительного отбора подрядчиков.
Необходимо, чтобы все эти услуги или работы выполнялись качественно и в срок. Надо и дальше тщательно мониторить ситуацию в этой чувствительной для жителей многоквартирных домов сфере.
И ещё один важный вопрос. По поручению Президента в начале этого года Правительство проработало и подписало межправительственное соглашение о поставке белорусских нефтепродуктов через российские морские порты. Этот документ рассчитан на три года и предусматривает возможность автоматического продления. За это время должно быть перевезено почти 10 млн т белорусских нефтепродуктов.
Месяц назад в этом направлении началась активная работа. Через наши морские порты уже отгружено более 220 тыс. т. Это почти на четверть превышает запланированные объёмы. По прогнозам, в апреле также ожидается значительное превышение плановых показателей – как минимум на 100 тыс. т. Это хороший темп.
Образована уже не просто цепочка экспортных поставок в рамках Союзного государства, а, по сути, создан новый международный транспортный коридор.
Я просил бы Министра транспорта Виталия Геннадьевича Савельева подробнее доложить о том, как идёт перевалка белорусских нефтепродуктов.
В.Савельев: Уважаемый Михаил Владимирович, уважаемые участники совещания!
5 марта 2021 года с Мозырского НПЗ Республики Беларусь для перевалки на терминале «Портэнерго» в морском порту Усть-Луга несколькими составами было отправлено более 5 тыс. т белорусского бензина. Следом 6 марта осуществлена перевозка партии мазута общим объёмом 3,6 тыс. т. Груз проследовал для перевалки на Петербургский нефтяной терминал в Морском порту Санкт-Петербурга. Так началась реализация важного для экономики наших стран проекта. Два крупнейших северо-западных порта России стали важными звеньями нового международного транспортного коридора, о чём Вы упомянули, Михаил Владимирович.
По итогам месяца для перевалки через терминал морского порта Усть-Луга было доставлено почти 111 тыс. т бензина при планируемой соглашением норме 86 тыс. т. В Петербургский нефтяной терминал было направлено для перевалки 96,6 тыс. т мазута вместо изначально планируемых 90 тыс. т. Кроме того, на терминал в Усть-Лугу успешно доставлено 14,6 тыс. т газойля. При этом поставок данного вида груза в марте не планировалось.
Март мы прошли с опережающей прогрузкой. Доходы российских компаний от экспорта транспортных услуг по перевозке и перевалке белорусских нефтепродуктов в марте составили около 348 млн рублей. В том числе на железнодорожном транспорте 142 млн рублей, для терминалов морских портов – 206 млн рублей.
Даётся позитивный прогноз на текущий месяц. График отгрузок нефтеперерабатывающих заводов на апрель предусматривает отправку около 280 тыс. т нефтепродуктов, среди которых 106 тыс. т газойля, 92,5 тыс. т мазута и 71 тыс. т бензина, притом что в апреле была предусмотрена отгрузка не менее 180 тыс. т продукции. В мае – июне запланирована отправка около 360 тыс. т нефтепродуктов, среди которых 281 тыс. т газойля и 79 тыс. т мазута. Отмечу, что минимальный гарантированный объём, указанный белорусской стороной на 2021 год, составляет около 1,8 млн т.
В целях реализации соглашений между хозяйствующими субъектами двух стран были подписаны соответствующие договоры, где железнодорожным оператором выступило дочернее общество ОАО «РЖД» «Федеральная грузовая компания». Государственный статус данной компании стал твёрдой основой для реализации соглашений и гарантий надлежащего качества перевозки.
Уважаемый Михаил Владимирович, данное соглашение стало возможным за счёт создания более выгодных и надёжных логистических цепочек для грузоотправителей по сравнению с портами Прибалтики. Ярким подтверждением этого является то, что с апреля к указанному объёму ежемесячно добавляется 27 тыс. т бензина, поставляемого из Беларуси и произведённого из азербайджанской нефти.
В настоящее время Минтранс России обсуждает с белорусскими коллегами возможность переадресации более широкого спектра экспортных грузов через российские порты. Мы получили от коллег предложение и условия, которые сейчас детально прорабатываем.
М.Мишустин: Спасибо, Виталий Геннадьевич.
Конечно, эту работу нужно продолжать. И очень важно обеспечивать качество и своевременность поставок. Речь прежде всего идёт об укреплении наших экономических связей, загрузке транспортной инфраструктуры и в дальнейшем – создании единых энергетических рынков.
Надо активнее использовать и приумножать наши конкурентные преимущества – России и Белоруссии.