Обсуждались актуальные вопросы подготовки регионов к дорожно-строительному сезону. В мероприятии, прошедшем в режиме видеоконференции, приняли участие представители Минтранса, Минфина, Росавтодора и главы субъектов Федерации.
В 2021 году на реализацию дорожных работ предусмотрены федеральные средства в размере 131 млрд рублей, ещё 70,5 млрд рублей распределено в рамках разблокировки средств и 10,5 – выделено Республике Крым из резервного фонда.
Марат Хуснуллин отметил, что вопросы исполнения финансовых обязательств находятся на особом контроле федерального центра. Освоение выделенных средств необходимо обеспечить к 1 декабря текущего года.
Кроме того, по мнению Заместителя Председателя Правительства, на развитие транспортной инфраструктуры необходимо привлекать внебюджетное финансирование. Вице-премьер акцентировал внимание губернаторов на важности увеличения доли реализуемых ГЧП-проектов.
«Мы должны максимально привлекать внебюджетные деньги. Задача, которую мы себе ставим на ближайшие три года, за счёт различных источников привлечь в отрасль порядка 1 трлн рублей», – сказал Марат Хуснуллин.
Он также добавил, что необходимо поменять подходы к формированию программ дорожных работ. В первую очередь нужно выделять финансирование на ремонт дорог, входящих в опорную сеть страны. Во-вторых, включать в перечень ремонта транспортные артерии с высокими пассажиро- и грузопотоками.
Ключевой темой совещания стала подготовка регионов к старту нового дорожно-строительного сезона. Первый заместитель Министра транспорта Андрей Костюк отметил, что наиболее масштабные работы пройдут в рамках национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги». Всего в программу мероприятий 2021 года вошли порядка 5 тыс. объектов, более 77% из них законтрактованы. Также регионам поставлена задача по формированию трёхлетних программ дорожной деятельности, детализированных по срокам и объектам.
«Заблаговременная контрактация объектов 2022–2023 годов позволит подрядным организациям проработать вопрос ресурсного обеспечения дорожного хозяйства, в том числе достаточности техники, строительных материалов, трудовых ресурсов, а также принять меры в целях недопущения дефицита и роста цен», – подчеркнул Андрей Костюк.
Результатом планомерной работы всех субъектов должно стать достижение целевых показателей нацпроекта к 2024 году, в том числе увеличение до 85% доли дорог городских агломераций в нормативном состоянии.
Другая важная задача – внедрение интеллектуальных транспортных систем в городских агломерациях с населением свыше 300 тысяч человек. На эти цели в 2020 году 22 субъектам было выделено порядка 3 млрд рублей. В этом году работа будет продолжена: предусмотрено финансирование в объёме 3,95 млрд рублей 25 регионам.
«Развитие интеллектуальных транспортных систем – это одна из ключевых задач, стоящих перед нами. Благодаря наладке этой системы мы можем увеличить пропускную способность дорожной сети вплоть до 20%», – сообщил Марат Хуснуллин.
Также Андрей Костюк обратил внимание регионов на своевременное проведение противопаводковых мероприятий на региональных и местных дорогах.
В завершение совещания был рассмотрен проект строительства мостового перехода через реку Лену в районе города Якутска. Его реализация позволит снять инфраструктурные ограничения, повысить конкурентоспособность экономики и качество жизни населения на северо-востоке страны.
«Концептуально я поддерживаю строительство этого моста, однако считаю, что проект необходимо корректировать с точки зрения его стоимости. Прошу главу Якутии, Минтранс России, Росавтодор и “Главгосэкспертизу” в течение двух недель доработать проект и представить свои предложения по его оптимизации», – заявил Марат Хуснуллин.