Участники заседания, прошедшего под председательством вице-премьера в формате видеоконференции, обсудили вопросы деинституциализации государственной системы попечительства над детьми.
В своём вступительном слове вице-премьер Татьяна Голикова сообщила, что в России численность детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по состоянию на начало 2021 года составила 406 128 человек, почти 365 тысяч из которых находились на воспитании в замещающих семьях.
По мнению Татьяны Голиковой, в целом, несмотря на пандемию, в 2020 году сохранилась положительная динамика семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Так, например, численность воспитанников в организациях для детей-сирот в прошлом году уменьшилась на 6% и составила немногим более 37 тысяч. На безвозмездную форму опеки было передано более 19,5 тысячи детей, на возмездную форму – почти 12 тысяч. Усыновлено 2,5 тысячи детей. Численность детей-сирот в государственном банке данных в среднем по России сократилась на 6,6%, а в 28 регионах страны – на 10–30%.
Одновременно в 2020 году на 8,4% сократилась численность выявленных детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе на 20% уменьшилось и составило 1,5 тысячи число отобранных у родителей детей в связи с непосредственной угрозой их жизни или здоровью.
Вице-премьер отметила, что для более эффективной работы по профилактике социального сиротства и помощи семьям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, важно понимание причин, по которым дети оказываются без попечения родителей. С этой целью по поручению совета был проведён анализ форм статистической отчётности и их содержания. По итогам анализа Росстатом принято решение дополнить форму федерального статистического наблюдения №103-РИК данными о причинах выявления детей-сирот.
Таким образом, теперь доступна статистика о численности детей, у которых оба родителя (или единственный родитель) ограничены в родительских правах, признаны недееспособными (ограниченно дееспособными), находятся под стражей или отбывают наказание в виде лишения свободы, объявлены в розыск; данные о численности детей, оставленных родителями в организациях по окончании срока временного пребывания, а также детей, отобранных у родителей или оставленных при рождении.
«Мы все понимаем, что основная задача – это сохранение семейных отношений между кровными родственниками и развитие таких форм, как опекунство и усыновление», – подчеркнула Татьяна Голикова, отметив важность понимания причин выявления детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, для повышения эффективности работы органов опеки и попечительства.
Зампред Правительства обратила внимание, что органы опеки в настоящее время перегружены полномочиями. «Федеральным законодательством на опеку возложено более 50 функций и полномочий, региональным – ещё порядка 39, зачастую несвойственных опеке. При этом средняя нагрузка на одного специалиста составляет 3 тысячи детей», – заявила Татьяна Голикова, добавив, что сложившаяся ситуация требует переформатирования работы органов опеки и попечительства.
Вице-премьер напомнила, что эта работа уже начата. В частности, по поручению совета в июле 2020 года создана межведомственная рабочая группа по разработке Концепции совершенствования деятельности органов опеки и попечительства. Разрабатываемый документ предполагает установление универсальной модели органов опеки и попечительства и формирование единой терминологии в области защиты прав детей и семьи. Это, как считают эксперты, позволит установить общие правила в области опеки и попечительства и дифференцировать правовые режимы в отношении детей и их законных представителей.
Однако ещё более масштабная работа связана с переходом до 2024 года к единой модели подчинённости организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и органов опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан в субъектах Российской Федерации. Соответствующий план мероприятий («дорожная карта») утверждён Минпросвещения, Минтрудом и Минздравом по итогам поручений Правительства и совета. Между тем в ряде регионов вопрос о переходе к единой подведомственности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, уже решён, а в отдельных регионах, среди которых Москва, данная модель реализуется на практике.