Обсуждались различные аспекты взаимодействия Правительства и Совета Федерации в ходе законотворческого процесса.
Вступительное слово Михаила Мишустина
Выступление Председателя Совета Федерации Валентины Матвиенко
Выступление заместителя председателя Совета Федерации Ильяса Умаханова о региональных брендах
Из стенограммы:
М.Мишустин: Добрый день, уважаемая Валентина Ивановна (обращаясь к В.Матвиенко), дорогие друзья!
Встречи Правительства и руководства Совета Федерации – не только хорошая традиция, это ещё и доказательство эффективных рабочих отношений, которые сложились между нами. Мы очень успешно, на мой взгляд, сотрудничаем на самых разных площадках. Мои заместители, представители министерств и ведомств участвуют в заседаниях палаты и в совещаниях комитетов и межведомственных групп. А статс-секретари министерств, которые отвечают за обновление законодательства, тесно работают с Советом Федерации. Для нас также крайне важно иметь обратную связь и в рамках правительственных часов. По итогам каждого такого обсуждения и поступивших предложений сенаторов министерствам даются поручения с конкретными задачами.
Участники встречи
-
PDF
186Kb
Список участников встречи с членами Совета палаты Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, 24 февраля 2021 года
И конечно, у нас с вами тоже сформировался довольно результативный формат взаимодействия. Практически в том же составе, что и сегодня, мы встречались с вами год назад, обсуждали достаточно широкий круг вопросов.
По итогам встречи были даны соответствующие поручения, которые на особый контроль взял вице-премьер, руководитель Аппарата Правительства Дмитрий Юрьевич Григоренко. Их было более двух десятков, они практически все выполнены. Знаю, что по двум из них работа продолжается, но всё это в рамках договорённостей.
М.Мишустин: «На прошлой встрече вы обращали внимание на необходимость ускорить процесс согласования проектов законов, принятия подзаконных актов. Мы скорректировали все необходимые процедуры. Со своей стороны Совет Федерации оказал компетентную поддержку в этом процессе, в том числе для принятия необходимых законов».
На прошлой встрече вы обращали внимание на необходимость ускорить процесс согласования проектов законов, принятия подзаконных актов. Мы скорректировали все необходимые процедуры, чтобы оперативно рассматривать их, принимать нормативные акты, которые нужны для своевременного вступления законов в силу. Со своей стороны Совет Федерации оказал компетентную поддержку в этом процессе, в том числе для принятия необходимых законов.
Хочу также сказать несколько слов о важных решениях, которые были приняты за последнее время. В первую очередь хочу поблагодарить вас за системную поддержку и сотрудничество в работе над общенациональным планом, в том числе за предложения, которые были направлены сенаторами. Мы рассчитываем, что члены Совета Федерации будут мониторить исполнение соответствующих положений плана, всех мероприятий, которые есть в регионах. И готовы использовать механизмы парламентского контроля, а также свои полномочия и при необходимости принимать оперативные решения по ситуации на местах.
И предприниматели, и депутаты, и ваши коллеги-сенаторы высоко оценили льготную кредитную программу «ФОТ 2.0», которая предусмотрена общенациональным планом. Она стимулировала бизнес из пострадавших отраслей к сохранению рабочих мест и стала одной из самых удачных мер поддержки малых и средних предпринимателей.
Программа завершается, тем не менее ряд отраслей пока не восстановился до докризисного уровня. Это сферы общественного питания, культуры, спорта и развлечений, организации мероприятий, туристический бизнес и ряд других. Всем им по-прежнему необходима помощь государства.
Сегодня на встрече с вами, представителями субъектов Российской Федерации, хочу сообщить о важнейшем решении – о новых мерах поддержки бизнеса из наиболее пострадавших отраслей, который ранее пользовался программой «ФОТ 2.0».
М.Мишустин: «Президент одобрил решение о запуске новой годовой программы – «ФОТ 3.0». Теперь ставка льготного кредита будет не 2%, а 3%. В течение первого полугодия бизнес по данной новой программе не будет выплачивать основной долг и проценты по кредиту. В программу будут допущены от микро- и малых до крупных предприятий из наименее восстановившихся отраслей. Рассчитываем, что потенциально этой помощью смогут воспользоваться около 75 тысяч предпринимателей, в компаниях которых работает порядка полутора миллионов человек».
Я накануне докладывал Президенту Российской Федерации наш подход. В том числе предложения, которые давали сенаторы. Президент одобрил решение о запуске новой годовой программы – «ФОТ 3.0». В ней немного будут изменены условия. Теперь ставка льготного кредита будет не 2%, а 3%. Это небольшое повышение, учитывая, что экономика постепенно восстанавливается. Компании получат возможности для роста. И в течение первого полугодия бизнес по данной новой программе не будет выплачивать основной долг и проценты по кредиту. Лишь во втором полугодии это можно будет делать равными долями ежемесячно.
Кроме того, теперь в программу будут допущены от микро- и малых до крупных предприятий из наименее восстановившихся отраслей, которые на сегодняшний день пока ещё до конца не вернулись на докризисный уровень.
Рассчитываем, что потенциально этой помощью смогут воспользоваться около 75 тысяч предпринимателей, в компаниях которых работает порядка полутора миллионов человек. За это время мы, надеюсь, завершим основную часть вакцинирования людей, спрос на услуги этих отраслей вырастет, и они смогут начать быстрое восстановление. Такая мера государственной поддержки даст бизнесу новый импульс к развитию.
Есть и целый ряд других решений, которые мы принимали в тесном сотрудничестве с Советом Федерации. Созданы необходимые условия для беспрепятственного перехода плательщиков единого налога на вменённый доход на иные налоговые режимы. Хорошие результаты показывает такой новый механизм привлечения инвестиций в регионы, как соглашения о защите и поощрении капиталовложений. На текущий момент около трёх десятков таких соглашений заключено в самых разных отраслях.
Мы также продолжаем работы и по совершенствованию механизма госзакупок. По обновлению лесного законодательства, о котором мы как раз говорили на предыдущей встрече. Конечно, огромное значение для повышения качества управления и создания механизмов обратной связи с людьми имеет внедрение цифровых технологий. Занимаемся этим в рамках развития центров управления регионами.
Рассчитываю, что сегодня мы с вами выйдем на конкретные решения, которые нужны для успешного развития регионов, тем более что в вашей палате немало бывших глав субъектов Российской Федерации с опытом аппаратной работы и знанием положения дел на местах, что помогает не только в выработке стратегических подходов, но и в точечной настройке всех необходимых управленческих процессов. Активная позиция сенаторов сейчас, когда мы ведём работу по преодолению последствий распространения коронавируса, особенно важна.
М.Мишустин: «Мы оказали беспрецедентную поддержку, направив субъектам Российской Федерации более 1 трлн рублей (1,1 трлн примерно) в виде дотаций, в том числе на выравнивание бюджетной обеспеченности, а также для стабилизации ситуации в здравоохранении. В текущем году также предусмотрели дотации в размере 100 млрд рублей на поддержку сбалансированности их бюджетов».
Правительством был принят ряд важных решений для того, чтобы смягчить ситуацию на местах. Мы оказали беспрецедентную поддержку, направив субъектам Российской Федерации более 1 трлн рублей (1,1 трлн примерно) в виде дотаций, в том числе на выравнивание бюджетной обеспеченности, компенсацию падения их собственных доходов, а также для стабилизации ситуации в здравоохранении, чтобы помочь регионам обеспечить качественную, своевременную медицинскую помощь.
Мы продолжим поддерживать субъекты Федерации. В текущем году также предусмотрели дотации в размере 100 млрд рублей на поддержку сбалансированности их бюджетов. Кроме того, ведём работу по 10 индивидуальным программам улучшения социально-экономического положения в наиболее сложных регионах.
Хочу поблагодарить Вас, Валентина Ивановна, за системную поддержку такого подхода. Вы всегда поддерживали это направление работы, и буквально в самом начале работы, я помню, Вы в том числе активно участвовали в обсуждении, как такие программы реализовывать.
Уверен, что сенаторы из этих регионов докладывают Вам о достаточно эффективной реализации этих программ. Ведь главная цель индивидуальных программ – это повышение уровня доходов и качества жизни людей, создание новых рабочих мест, точек роста в этих субъектах Российской Федерации.
Многие из десяти регионов я уже посетил в ходе своих рабочих поездок и намерен побывать в каждом из них. Ведь, сидя в кабинете, принимать эффективные решения достаточно сложно, если не невозможно. Такого же подхода придерживаются все мои заместители, которые присутствуют сегодня на этой встрече, министры Правительства – это хорошая основа для нашей совместной работы.
Перейдём к обсуждению.
Вам слово, уважаемая Валентина Ивановна.
В.Матвиенко: Уважаемый Михаил Владимирович! Уважаемые члены Правительства! И перед исполнительной, и перед законодательной властью сегодня стоят общие цели и задачи, успех реализации которых определяется эффективностью взаимодействия и координации наших общих усилий. Хочу поблагодарить Вас, уважаемый Михаил Владимирович, за возможность руководству Совета палаты встретиться с Вами, членами Правительства в таком уже ставшем традиционным рабочем формате, который позволяет обсудить наиболее важные вопросы как развития страны, так и проблемы, волнующие регионы, наметить планы на будущее и услышать из первых уст ваши оценки, определить дальнейшие пути нашего взаимодействия.
Прошедший год, об этом нельзя не сказать, стал настоящим экзаменом для всех органов государственной власти. Сегодня можно уже уверенно утверждать, что Правительство под Вашим руководством, уважаемый Михаил Владимирович, сумело сохранить, несмотря на все сложности, социально-экономическую, финансовую стабильность, чётко, без проволочек выполнить все поручения Президента по поддержке граждан и экономики. В итоге мы входим в постковидный период объективно в гораздо лучшей форме, чем многие другие развитые страны. Вижу в этом большую заслугу и Вас лично, и Вашей команды – Правительства России.
При этом хочу отметить, что даже в таких, прямо скажем, экстремальных условиях вам удалось серьёзно усовершенствовать работу Правительства, внедрить передовые управленческие механизмы. Думаю, что никто не будет спорить с тем, что на сегодняшний день это не комплимент, а констатация факта: Правительство России совершенно точно одно из самых продвинутых, современных и эффективных. Мы видим это и на примере нашего с вами сотрудничества. Кардинально улучшилась ситуация с подготовкой как законопроектов, так и подзаконных актов. Это тот редкий случай, когда одновременно выросла оперативность, скорость работы и её качество.
Отдельная благодарность Дмитрию Юрьевичу Григоренко, который очень ответственно и системно ведёт эту тему. Кстати, на декабрьской встрече членов Совета палаты со статс-секретарями Дмитрий Юрьевич пообещал, что в нынешнем году мы наконец выйдем на интеграцию информационных систем Правительства и Совета Федерации. Совместно с Минцифры мы уже активно этим занимаемся, в том числе хотим создать современный цифровой парламент. Хочу отдельно Минцифры и министра поблагодарить за это.
Мы также высоко оцениваем наше взаимодействие в формате правительственных часов, открытого диалога с министрами, дней субъектов Федерации, других парламентских мероприятий. Правительство всегда оперативно реагирует на обращения сенаторов, на рекомендации, которые мы направляем в ваш адрес.
Многие наши предложения были учтены в общенациональном плане действий. Отдельно хочу сказать, что плодотворным стало наше сотрудничество по так называемой лесной теме – Виктория Валериевна (Абрамченко) это подтвердит. Специально созданная при Совете Федерации рабочая группа в течение года системно работала. Все предложения, которые мы направили в Правительство, были учтены и в новом законе, который принят, и в планах мероприятий, и в стратегии, которая разрабатывается.
В течение года приняты стратегически значимые законы, в подготовке которых принимали самое активное участие сенаторы. Например, это долгожданные изменения в Гражданский кодекс в части коммерциализации результатов интеллектуальной деятельности, вовлечения их в хозяйственный оборот. Это была инициатива Совета Федерации и Совета по интеллектуальной собственности.
Начата реформа институтов развития, о которых мы не раз говорили. Также ещё раз отмечу, что из 24 поручений, которые Вы дали, Михаил Владимирович, по итогам нашей прошлой встречи, 22 в полном объёме выполнены, над двумя мы работаем – там есть дополнительная необходимость согласования, но уверена, что они также будут исполнены.
В рамках данных Вами поручений Правительством внесён в Государственную Думу долгожданный законопроект о семеноводстве. Без преувеличения, это стратегический для нашего сельского хозяйства и продовольственной безопасности закон. К сожалению, по-прежнему сохраняется очень высокая импортная зависимость по многим видам сельхозкультур. Я всё время привожу пример, что даже укроп, петрушку, салат мы выращиваем из зарубежных семян. И когда был наш отечественный укроп, был такой запах мощный, такой вкус, а сейчас силиконовый вкус и укроп даже не пахнет.
Конечно, всё это не уровень аграрной державы. Мы активно будем способствовать принятию данного закона, но одного закона недостаточно. У нас, казалось бы, всё есть: приняты документы стратегического значения, в том числе Стратегия продовольственной безопасности. Но, к сожалению, по ряду направлений развития семеноводства она принята с очень скромными целевыми показателями, и пока ещё активной практической работы мы не видим. Просили бы Вас дать поручение принять конкретный план действий со сроками, ответственными и с активным подключением нашей сельхозакадемии, которая должна также активно этим заниматься.
Вы знаете, что Совет Федерации – это прежде всего палата регионов. Наша миссия – отстаивать интересы субъектов Федерации, соблюдать их. И мы ценим то серьёзное личное внимание, которое Вы, Михаил Владимирович, уделяете вопросам регионального развития. Ваши рабочие (я бы сказала «непарадные») поездки в самые сложные регионы – это верный знак того, что Правительство стремится решать проблемы субъектов Федерации не поверхностно, не под общую гребёнку, а с индивидуальным, адресным подходом, со стремлением раскрыть потенциал каждого региона и дать не рыбу, а удочку.
В период пандемии субъектам Федерации действительно была оказана существенная финансовая поддержка, об этом говорят все губернаторы. Вместе с тем по итогам 2020 года состояние региональных бюджетов разное в силу объективных причин, в силу разной структуры экономики. Где-то больше потери, где-то меньше. В целом выросла задолженность. В таких условиях, конечно же, нельзя руководствоваться общими методиками, средней температурой по госпиталю. Здесь нужна точечная, адресная работа с каждым регионом, чтобы ни один из них не оказался в зоне бедствия. Совет Федерации готов к дальнейшему расширению форматов сотрудничества с Правительством по региональной тематике.
Безусловно, развитие регионов должно стать лейтмотивом стратегии социально-экономического развития России до 2030 года, которая сейчас готовится Правительством. Наслышаны, что проводятся мозговые штурмы, серьёзная работа. Мы, сенаторы, готовы также подключиться к ней. Хотела бы попросить Вас, Михаил Владимирович, поделиться хотя бы в общих чертах ви́дением новых подходов к развитию экономики страны. За счёт чего можно решить самую острую на сегодня, пожалуй, проблему – поднять доходы населения?
Кроме того, мы рассчитываем на Ваше внимание в реализации госпрограммы «Комплексное развитие сельских территорий». Здесь нельзя сокращать финансирование. За этими цифрами стоят сотни и тысячи сельских ФАПов, домов культуры, школ, дорог – это качество жизни многих миллионов наших граждан. Им неважно, как именно, из каких источников доходят эти средства до их родного села – важнее результат. Давайте подумаем, как его реально обеспечить.
Не могу обойти стороной тему экологической безопасности. Это сегодня национальный приоритет не только для власти, наши граждане ставят экологию в число приоритетных тем. Это основа благополучия, развития страны. Ситуация с разливом нефтепродуктов в Норильске и многомиллиардный штраф «Норникелю» стали индикатором того, что вести бизнес по принципу «после нас хоть потоп» уже не получится. Считаем необходимым принять дополнительные меры по повышению экологической ответственности бизнеса. Эта тема станет одной из приоритетных в рамках предстоящего в мае этого года IX Невского международного экологического конгресса, в подготовке которого вместе с Правительством принимает участие Совет Федерации.
С учётом сложности задач, стоящих сегодня перед страной, надо консолидировать усилия всех уровней власти, общества, бизнеса. И в целом, мне кажется, именно сегодня пришло время формировать национально ориентированный и социально ответственный бизнес, создавать условия, при которых бизнесу было бы выгодно не выводить многомиллиардные прибыли за рубеж и в офшоры, а вкладывать их в развитие своей страны, новые, современные бизнесы, инфраструктурные проекты.
В одном из своих первых выступлений Президент Соединённых Штатов господин Байден сказал, что компании, которые не производят продукцию на территории Соединённых Штатов и не находятся в их юрисдикции, не будут допускаться к государственным заказам. То есть это проблема не только для нашей страны. Конечно, бизнесу не прикажешь, ничего не надо отнимать. Нужна мотивация, чёткие гарантии вложенных инвестиций и неизменность правил игры, что называется, вдолгую. Безусловно, надо активнее развивать государственно-частное партнёрство, не квази-, а настоящие концессии. Тем более что на фоне усиливающейся русофобии на Западе бизнес всё в большей степени осознаёт, что нас там особо не ждут, могут ввести в любой момент незаконные санкции, заблокировать счета, а то и просто отнять. Дома как-то надёжнее.
А крупные компании должны быть ответственными. И многие из них таковыми и являются. Надо работать штучно, индивидуально. Знаю по своему опыту работы в Санкт-Петербурге: если бы нам не удалось привлечь частный бизнес, частные компании, частных инвесторов, нам бы не удалось обеспечить такие темпы развития города и реализовать столь много как крупных, так и иных проектов. Мы вправе ожидать от бизнеса, особенно крупных компаний, социальной ответственности, участия в обустройстве своей страны, создания современных условий жизни для людей в городах их базирования. Это, кстати, не наше ноу-хау, это мировая практика. Всех денег не заработаешь, а репутация, имидж компаниям стоят намного дороже. И мне кажется, надо подумать над тем, как возродить традиции российского меценатства, чтобы у нас появились новые Демидовы, Морозовы, Третьяковы. Меценаты Российской империи основывали заводы, строили железные дороги, открывали музеи, школы, больницы, приюты. Государство всячески должно поощрять таких предпринимателей, и над такой системой поощрения тоже нужно думать. Конечно же, у нас есть сегодня такие представители бизнеса, но, к сожалению, далеко не все.
Следующий вопрос – это новый этап Десятилетия детства. План его основных мероприятий на ближайшие семь лет уже подписан. Хочу поблагодарить Вас, Михаил Владимирович, и всех профильных членов Правительства, отдельно – Татьяну Алексеевну Голикову за качественный документ, в котором учтены многие предложения Совета при Президенте по реализации государственной политики в сфере защиты семьи и детей.
На последнем заседании совета мы предложили сосредоточить полномочия в области государственной семейной политики, которые, к сожалению, сегодня разбросаны по целому ряду ведомств, в рамках единого федерального ведомства. Нам показалось, что это могло бы быть Министерство труда и социальной политики. Рассчитываем здесь на Вашу поддержку, но это право Правительства – принять решение.
Сегодня у нас есть реальный шанс многое сделать в этой чувствительной и важной сфере (повторюсь, но тем не менее): привести по-настоящему в порядок всю детскую медицину, школы, сады, повсеместно создать условия для развития детей. В продолжение темы хотела бы упомянуть о фонде «Круг добра», который был создан по инициативе Президента в начале этого года. Это очень весомое дополнительное подспорье в лечении детей с тяжёлыми, в том числе орфанными, заболеваниями. При этом его создание ни в коем случае не отменяет другие механизмы помощи: ни госгарантии, ни работу благотворительных фондов, ни усилия волонтёрских организаций. Но здесь важно с первых шагов, что называется, не допустить недопонимания, сопровождать такие семьи, нуждающиеся в поддержке, объяснять им, как, куда нужно обращаться, чтобы с первых дней пошло движение в правильном направлении.
Уважаемый Михаил Владимирович! Тем для обсуждения сегодня немало, я
затронула лишь некоторые из них. Мои коллеги – члены совета палаты подробнее
остановятся на других актуальных вопросах нашей общей повестки. Ещё раз
благодарю Вас за эту встречу и за внимание. Спасибо.
М.Мишустин: Спасибо, Валентина Ивановна. Пожалуйста, Галина Николаевна Карелова, Вам слово.
Г.Карелова (Заместитель председателя Совета Федерации): Уважаемый Михаил Владимирович! Уважаемая Валентина Ивановна! Коллеги!
Позвольте ещё раз отметить, что мы поддерживаем и высоко оцениваем деятельность Правительства России по борьбе с коронавирусной инфекцией. В сжатые сроки, как Вы отметили, Михаил Владимирович, были действительно приняты беспрецедентные меры. Однако новые вызовы высвечивают и особо острые проблемы, которые требуют дальнейшего решения, одна из них – это необходимость модернизации инфекционной службы. В этом плане уже тоже многое начато. В экстремальной ситуации удалось совместными усилиями федеральных и региональных властей оперативно построить 40 быстровозводимых инфекционных госпиталей, и в текущем году на реализацию мер по развитию инфекционной службы тоже выделяются весьма солидные средства. Однако в 25 регионах всё ещё отсутствуют инфекционные больницы, сохраняется дефицит медицинских кадров в этом сегменте, и он намного выше, чем в среднем по всей системе здравоохранения.
В этой связи считаем необходимым предложить Правительству ускорить разработку и принятие отдельной крупной стратегической программы по модернизации инфекционной службы на период до 2026 года. Проект соответствующей концепции у Минздрава есть, другое дело, что эта концепция ещё не утверждена, но основа очень добротная.
Уважаемый Михаил Владимирович, прошу прокомментировать, есть ли такие планы у Правительства и в какие сроки можно разработать такую программу.
Спасибо.
М.Мишустин: Валентина Ивановна, мы всех выслушаем, потом, наверное, в конце прокомментируем, да?
В.Матвиенко: Как Вам удобно, Михаил Владимирович.
М.Мишустин: Тогда, Андрей Анатольевич Турчак, пожалуйста.
А.Турчак: Спасибо, Михаил Владимирович.
Мой вопрос касается телемедицины. На сегодня в рамках действующего законодательства её возможности существенно ограничены – это консультации, сбор сведений о пациенте, дистанционное наблюдение. При этом врач не может поставить диагноз и назначить лечение без очного приёма пациента. В результате медицинская помощь с применением такой современной технологии сегодня фактически представляет собой набор информационных услуг.
В прошлом году наш Совет по развитию цифровой экономики при Совете Федерации разработал поправки в Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан». Нашими поправками предлагается разрешить, подчеркиваю, в отдельных случаях и только по решению лечащего врача постановку предварительного диагноза, а также разрешить постановку окончательного диагноза при условии наличия результатов диагностики и проведения очного приёма.
Эти предложения мы детально обсуждали с профессиональным сообществом, Михаил Владимирович, врачи нас в этом поддержали. Дистанционная постановка предварительного диагноза и назначение лечения возможны по целому ряду нозологий.
Сегодня во многих наших регионах, в том числе в Москве, Татарстане, уже разработаны и внедряются продвинутые телемедицинские сервисы. Потенциал их использования технологически очень широк – от психологической помощи пациенту до электронных рецептов и электронных больничных листов.
Мы считаем, что необходимо в кратчайшие сроки обеспечить их работу нормативной базой, и предлагаем Правительству ещё раз обсудить наши предложения, в том числе посмотреть на них с учётом опыта борьбы с коронавирусом, и оперативно снять все разногласия.
Благодарю за внимание.
М.Мишустин: Спасибо. Ильяс Магомед-Саламович Умаханов, пожалуйста.
И.Умаханов (Заместитель председателя Совета Федерации): Уважаемый Михаил Владимирович! Уважаемая Валентина Ивановна! Уважаемые коллеги!
Совет Федерации на протяжении ряда лет активно занимается продвижением региональных брендов. Как сказала Валентина Ивановна, в Совете Федерации с 2012 года функционирует Совет по интеллектуальной собственности. Совсем недавно была принята законодательная инициатива сенаторов по географическим указаниям, и с 1 июля закон вступил в силу.
Выполняя поручение Валентины Ивановны, при непосредственном участии сенаторов только в последнее время было зарегистрировано 88 брендов, притом что всего в реестре Роспатента значится около 240 наименований. Но для нашей огромной страны с её культурным, историческим разнообразием, природно-климатическими и географическими особенностями, конечно, это непозволительно мало. Для сравнения: в Европейском Союзе правовую охрану имеют 4 тыс. наименований товаров.
И мы видим, что наименование места происхождения товаров, географические указания становятся важным инструментом не только экономической политики, не только конкурентоспособности отечественных производителей, но это и важный стимул для развития туристических, гастрономических, культурных брендов. И конечно, важная составляющая – это сохранение национальной самобытности, культурного кода нашего многонационального народа. Это хорошо видно на примере таких туристических кластеров, как Сочи, Кавказ, целый ряд других регионов.
Мы продолжаем мониторить правоприменительную практику в этой сфере, особенно в свете потенциальной правовой коллизии с ранее зарегистрированными товарными знаками, которые содержат географическое указание, но не связаны с месторасположением товаропроизводителя. Такой вопрос существует.
На очереди задача обеспечения правовой защиты отечественных брендов в международном плане. Речь идёт об ускорении присоединения России к Женевскому акту Лиссабонского соглашения об охране наименований мест происхождения товаров и географических указаниях.
Мы просим, Михаил Владимирович, дать поручение Минэкономразвития ускорить внесение соответствующего законопроекта в парламент. Я знаю, что такой законопроект министерством уже подготовлен.
И наконец, последнее. Без целенаправленной популяризации, без системной поддержки со стороны Правительства России, федерального центра региональным брендам, как правило, пробиться, выйти на общероссийскую аудиторию очень трудно, и регионы очень ждут, рассчитывают на такую поддержку. Поэтому хотелось бы, уважаемый Михаил Владимирович, знать Вашу позицию по этим вопросам, тем более что Вы отчасти затронули эту тему во время рабочей поездки в Адыгею.
Спасибо.
М.Мишустин: Спасибо. Пожалуйста, Андрей Владимирович Яцкин.
А.Яцкин (Первый заместитель председателя Совета Федерации): Спасибо, Михаил Владимирович.
Мой вопрос – о скорейшем запуске государственной программы эффективного вовлечения земель сельскохозяйственного назначения и развития мелиоративного комплекса Российской Федерации.
Программа разработана по поручению Президента Российской Федерации по итогам заседания Государственного совета в целях реализации Доктрины продовольственной безопасности. Программа поддержана губернаторским корпусом, сенаторами и депутатами Государственной Думы.
На недавнем заседании Совета законодателей, который включает в себя всех председателей региональных парламентов, выражена общая позиция о скорейшем утверждении этой программы. Особенно, Михаил Владимирович, важен первый этап программы, 2022–2024 годы, который включает не только организационные процедуры, но и вопросы кадастрирования, межевания земельных участков. Эта проблема для регионов очень важна. Регионам необходим ориентир с федерального уровня в качестве утверждения этого стратегического документа, особенно это важно накануне предстоящей работы по планированию бюджетных проектировок на период 2022–2024 годов.
Михаил Владимирович, наша просьба – оперативно принять решение Правительства Российской Федерации об утверждении этой программы и обеспечении её достойного финансирования.
Спасибо за внимание.
М.Мишустин: Спасибо. Я прокомментирую несколько поставленных вопросов.
В первую очередь вопрос, который Галина Николаевна задала, – по модернизации инфекционной службы. Президент подписал в этом году закон о биологической безопасности, который фактически обеспечивает комплексное регулирование в этой сфере. Правительство теперь определяет единую государственную политику в области обеспечения биологической безопасности. Здесь я могу сказать только одно: то, что произошло за прошедший год с нашей инфекционной службой, наверное, не происходило много-много лет. Мы колоссальнейшие резервы мобилизовали на то, чтобы соответствующим образом построить эффективную работу нашей инфекционной службы, и очень много что сделали.
Несколько цифр приведу. Мы построили 40 новых инфекционных больниц на 4 тысячи человек. Выделили только, например, на оснащение лабораторий для диагностики коронавируса, самых современных лабораторий, – более 1 млрд рублей. Закупили свыше 60 тыс. единиц медицинского оборудования. И в целом мы старались очень оперативно реагировать на любые запросы коллег – профессионалов, учёных, врачей по поводу организации инфекционной службы.
Другое дело, что сама угроза распространения подобных заболеваний требует пересмотреть подходы к работе наших инфекционистов. Поэтому мы предусмотрели меры по развитию этого направления, когда готовили (кстати, вместе с вами) общенациональный план действий, в том числе развитие лабораторной службы, а также инфекционных стационаров, амбулаторий, поликлиник, внедрение самых современных методов в этой области.
К модернизации инфекционной службы необходимо, конечно, подходить очень комплексно. Это непростая история. Ведь нужны не только новые здания или отремонтированные помещения в уже действующих клиниках, но и лаборатории, совершенно современные, с соответствующими технологиями, которые позволят нам организовать эту системную работу очень эффективно. Мы продолжим эту работу по модернизации лабораторий.
На модернизацию инфекционной службы в текущем году предусмотрено 18 млрд рублей – это значительные средства, и эти средства, конечно же, пойдут на то, о чём я сказал: и на лаборатории, и на современную соответствующую систему, которая будет охранять нас от возможных вариантов новых инфекционных заболеваний.
Ваше предложение о новой программе интересное. Главное – чтобы мы координировали её с соответствующей программой модернизации первичного звена здравоохранения. Это коротко о том, что сделано и что предстоит сделать... Мы обязательно подумаем, как посмотреть на использование ваших предложений в текущей работе.
Второй вопрос – по телемедицине. Хочу сказать, что на сегодняшний день цифровые технологии применяются во многих сферах, и здравоохранение здесь не исключение. Конечно, было бы удобно оформить и электронный больничный в удалённом режиме, но здесь все врачи, которые так или иначе обсуждают эту тему, профессионалы, говорят о том, что есть определённые риски – риск неправильного диагноза, который может негативно отразиться на здоровье людей.
Уже практикуются контакты врачей с пациентами с помощью таких технологий, это мы учитываем. Законодательно вопрос применения соответствующих телемедицинских услуг в здравоохранении уже урегулирован, его ничто не мешает нам развивать. Сейчас такие технологии применяются при расшифровке данных ЭКГ, эндоскопии и многих других исследованиях.
Кроме того, телемедицинские консультации активно развиваются в медицинской среде с помощью специальных мобильных приложений, знаю, что их очень активно использовали во время пандемии, эти платформы. Главное – точно понимать, кто стоит за мобильным приложением, что это действительно профессионал, врач, который способен оказать вам эту медицинскую услугу. При этом, мне кажется, здесь очень важно предусмотреть юридическую ответственность за жизнь и здоровье пациентов, так как телемедицина – это ещё далеко не вся медицинская помощь, а лишь очень важная её часть. Здесь, конечно, надо определять объёмы и качество таких услуг.
Также нам необходимо сформировать перечень услуг, которые могут быть связаны с использованием телемедицинских технологий. Скажу честно, я поддерживаю эти направления, но очень аккуратно, потому что, например, устройства для дистанционного наблюдения за здоровьем, о чём многие говорят, – это не телемедицина, это обычная дистанционная передача данных о показателях человека.
Много можно здесь развивать, но очень аккуратно, потому что всё равно никакая телемедицина, никакая цифровая платформа не заменит собой врача. Наверное, мы все как пациенты так или иначе обращаемся к доктору, но не все из нас обращаются посредством телемедицины. Поэтому я хочу обратить внимание на то, чтобы мы были аккуратны в этом.
Андрей Анатольевич, я знаю (мы об этом много говорили), что эти предложения у вас выверены. Мы готовы расширять, ещё раз скажу, телемедицину как платформу, для того чтобы помогать доктору оказывать соответствующую услугу любому гражданину нашей страны.
Третий вопрос был у Ильяса Магомед-Саламовича – по поводу региональных брендов. Хочу сказать сразу, что Вы попали прямо в точку. В Адыгее как раз мы очень подробно обсуждали, как защитить региональный бренд. Адыгейские сыры всем известны. Кстати, я ещё специально спросил: «Моцареллу вы тоже делаете? Это бренд или название сыра?» Мне сложно ответили на этот вопрос, сказали: «Нет, мы моцареллу не делаем». Но бренд «адыгейский сыр» всем известен. Более того, когда мы готовились к посещению Адыгеи, где нам показали очень много совершенно замечательных проектов, как раз мы и выбрали это предприятие, потому что все его знают в стране. Это очень известный региональный бренд. И покупатели, как российские, так и иностранные, как раз по брендам судят о качестве товара очень часто.
Конечно, мы продолжим помогать нашим предпринимателям выходить на внешние рынки. Сейчас мы возмещаем им часть затрат на сертификацию таких товаров. В текущем году мы направим на это в четыре раза больше средств, чем было до этого, – 448 млн рублей. Помогать в этом им будет Российский экспортный центр. У нас в 2020 году было просубсидировано 68 заявок на 100 млн рублей.
Думаю, что (отвечаю на Ваш вопрос) коллегам нужно обращаться в Российский экспортный центр, заполнять документы на получение субсидий. Уверен абсолютно, мы будем сильнее и сильнее развивать это направление.
И конечно, региональным брендам ещё нужна юридическая защита. Для этого в прошлом году в Гражданском кодексе мы закрепили охрану географического указания и наименования места происхождения товара. Это тоже очень важный элемент.
Введение таких правовых механизмов способствует развитию местных промыслов, оживляет туристический бизнес. Очень много коллег, когда мы по регионам ездим, говорят об этом. Все хотят развивать туризм. Это общемировая практика.
Поэтому спасибо за вопрос. Мы внимательно к нему относимся и будем, ещё раз скажу, системно увеличивать финансирование на продвижение в том числе наших региональных брендов.
Вопрос, который задал Андрей Владимирович (Яцкин), очень важный. Мы очень активно сейчас занимаемся обновлением законодательства о земле. Законопроект, о котором Вы сказали, – о плодородии земель сельхозназначения – сейчас дорабатывается. Мы его после этого сразу же внесём в Думу. Он стоит на особом контроле у нас. Но это не единственный закон, который сейчас разрабатывается. Готовится целый пакет законопроектов, в том числе о землеустройстве, о предоставлении земельных участков фермерам без торгов, а также о признании невостребованных земельных долей муниципальной собственностью.
У нас, действительно, очень много заброшенных земель, права на которые должным образом не оформлены. Фактически до разработки закона о государственной регистрации прав на недвижимое имущество все нормативные акты, которые были в Советском Союзе до этого, не были соответствующим образом оформлены. Известно, кто был тогда собственником – государство. Было два вида собственности: государственная и колхозно-кооперативная.
Соответственно, создание институтов собственности – это кадастровая система, это система государственной регистрации прав собственности – фактически началось в 1998 году. А до этого, когда кадастр отсутствовал, когда фактически его функции подменялись рядом федеральных органов исполнительной власти, очень сложно было определить, чей это участок, кому он принадлежит, кто им владеет.
На сегодняшний день все эти вопросы комплексно должны быть урегулированы. Я уверен абсолютно, что чем чётче мы будем видеть связь субъекта права с объектом недвижимости через правовую систему, со всеми ограничениями, обременениями, которые законом даются, тем нам легче будет соответствующим образом стимулировать развитие территорий, территориальное планирование, любое развитие.
Виктория Валериевна занимается этим серьёзно и системно, она профессионал в этом. Поэтому я думаю, что мы в ближайшее время этот комплекс законопроектов завершим и соответствующим образом его представим в Думу.
Что касается конкретно, Андрей Владимирович, государственной программы вовлечения сельхозземель в оборот, то она доработана Минсельхозом и внесена в Правительство. Сейчас Минсельхоз и Минфин уточняют, как всегда, объёмы и источники бюджетного финансирования. Как закончат, сразу же реализуем.