Арктический танкер-газовоз впервые в истории совершает переход по восточному сектору Арктики в феврале.
«Северный морской путь может и должен стать важнейшей транспортной артерией России, позволяющей более чем на треть сократить морской путь из Европы в Азию. В 2020 году по Севморпути было транспортировано почти 33 млн т грузов, в том числе более 18 млн т сжиженного природного газа. За последние пять лет грузопоток возрос почти в пять раз. Но потенциал Северного морского пути гораздо выше. В соответствии с указом Президента Российской Федерации к 2024 году грузопоток по Севморпути должен быть увеличен до 80 млн т в год. Решить поставленную задачу возможно за счёт увеличения периода арктической навигации», – отметил, открывая совещание, Юрий Трутнев.
Традиционно транзитная навигация в восточном секторе Арктики завершается в ноябре и вновь открывается только в июле. Но 5 января 2021 года судоходной компанией «Совкомфлот» в интересах компании «Новатэк» при участии госкорпорации «Росатом» был начат самый поздний в истории арктической навигации высокоширотный рейс. И сейчас танкер-газовоз «Кристоф де Маржери», обладающий новыми возможностями передвижения в ледовых условиях, находится на завершающем этапе выполнения уникального экспериментального кругового рейса по маршруту Сабетта (ЯНАО) – Цзянсу (КНР) – Сабетта. Он движется под проводкой атомохода «50 лет Победы» в западном направлении от мыса Дежнёва.
Впервые в истории крупнотоннажное грузовое судно совершает переход по Северному морскому пути в феврале. Танкер успешно преодолел акватории трёх морей – Чукотского, Восточно-Сибирского и моря Лаптевых. Этот поздний экспериментальный грузовой рейс стал возможным благодаря многолетней системной работе ПАО «Совкомфлот» и ПАО «Новатэк» по развитию транзитного потенциала Севморпути. С 2010 года компании во взаимодействии с ФГУП «Атомфлот» последовательно реализуют программу экспериментальных грузовых рейсов в акватории Севморпути для развития судоходства в сложных климатических и ледовых условиях Арктического морского бассейна и дальнейшего расширения окна навигации, необходимого для организации безопасной круглогодичной морской транспортировки сжиженного природного газа из Обской губы Карского моря в восточном направлении.
Совместно с «Атомфлотом» компаниями проделана большая подготовительная работа, произведена детальная оценка всех возможных рисков, связанных со сложной ледовой обстановкой, определены безопасные критерии маневрирования при движении в караване.
Председатель правления ПАО «Новатэк» Леонид Михельсон отметил, что компания последовательно наращивает объёмы транспортировки углеводородов по трассам Севморпути, ежегодно расширяя период ледовой навигации, тестируя уникальные возможности морской транспортно-логистической системы, получая и накапливая опыт судоходства в российской Арктике. «Существенный вклад в дальнейшее развитие круглогодичного судоходства по Севморпути внесёт ввод в эксплуатацию 15 судов-газовозов, строительство которых сейчас ведётся на российской верфи “Звезда” для нашего нового проекта “Арктик СПГ 2”. Спроектированные для обеспечения круглогодичной навигации по восточному сектору Севморпути суда будут иметь более высокие ледокольные характеристики по сравнению с газовозами проекта “Ямал СПГ”. Помимо этого мы рассчитываем, что до конца 2022 года будут сданы в эксплуатацию два новых атомных ледокола типа ЛК-60. Это позволит нам и нашему партнёру “Атомфлоту” обеспечить круглогодичную транспортировку СПГ по восточному сектору Северного морского пути с проекта “Арктик СПГ 2”, запуск первой технологической линии которого запланирован на начало 2023 года», – заявил он.
По словам генерального директора – председателя правления ПАО «Совкомфлот» Игоря Тонковидова, предварительные итоги перехода доказывают, что навигационное окно в восточной части Арктики может быть существенно расширено – безусловно, при наличии эффективной ледокольной проводки, использовании транспортных судов арктического ледового класса и соблюдении высочайших стандартов безопасности мореплавания.
«Накопленный компанией опыт судоходства в Арктическом морском бассейне свидетельствует о том, что условия работы в регионе требуют от экипажа дополнительных серьёзных компетенций и высочайшей дисциплины, причём в обозримом будущем потребность в специалистах такого уровня значительно вырастет. В период с 2023 по 2025 год “Совкомфлот” планирует принять в эксплуатацию 18 новых ледокольных газовозов для проекта “Арктик СПГ 2”, что создаст свыше тысячи новых рабочих мест для российских моряков. В 2020 году “Совкомфлот” начал реализацию масштабной программы подготовки требуемых кадров из числа собственных офицеров. Считаем также целесообразным активизировать подготовку таких специалистов в рамках ведомственной системы морского профессионального образования», – заметил он.
Как доложил капитан газовоза «Кристоф де Маржери» Сергей Гень, рейс проходит в штатном режиме, судно находится в исправном состоянии, экипаж в составе 33 человек здоров. «Мы гордимся тем, что нашему экипажу выпала честь совершить этот исторический рейс. Впервые танкер таких размеров преодолевает восточный сектор Арктики в феврале. Ледовую обстановку по трассе оцениваем как сложную, но в пределах ожидаемого», – сказал капитан.
Кроме атомного ледокола, информационно-навигационное сопровождение по маршруту плавания газовоза осуществлял также Штаб морских операций (ШМО) ФГУП «Атомфлот». Как сообщил заместитель генерального директора – директор Дирекции Северного морского пути государственной корпорации по атомной энергии «Росатом» Вячеслав Рукша, к началу летне-осенней навигации 2020 года была введена в эксплуатацию автоматизированная система управления (АСУ) Штаба морских операций. В ней круглосуточно ведётся сбор и анализ информации о гидрометеорологической, навигационной и ледовой обстановке в акватории Северного морского пути. В режиме реального времени судоводителям предоставляются персональные рекомендации плавания и самая актуальная информация обо всех навигационных опасностях на пути следования судов в акватории Северного морского пути. В 2020 году ШМО ФГУП «Атомфлот» выполнил 11 безледокольных проводок судов в акватории Северного морского пути.
В настоящее время ФГУП «Атомфлот» завершило разработку технического задания на создание на базе АСУ Штаба Единого диспетчерского центра управления (ЕДЦУ) плаванием судов на Севморпути. Он позволит оптимизировать маршруты движения судов и расстановку атомных ледоколов в акватории Северного морского пути. Конечной целью внедрения продукта будет переход на автоматическую маршрутизацию в Арктическом регионе, что повысит его логистическую составляющую, обеспечит максимальную безопасность движения судов и отразится на коммерческой привлекательности Севморпути.
«В настоящее время в акватории Севморпути наблюдается средний тип ледовых условий. Максимальная толщина льда на маршруте движения каравана достигает 1,5 м. Встречаются обширные торосистые участки. Несмотря на это, караван уверенно продолжает движение в акватории Севморпути в направлении порта Сабетта. Средняя скорость с начала проводки – 7 узлов», – проинформировал с борта атомного ледокола «50 лет Победы» капитан Дмитрий Лобусов. Он поблагодарил за содействие Штаб морских операций, капитана и экипаж газовоза «Кристоф де Маржери» за высокий профессионализм, а также компании «Новатэк» и «Совкомфлот» за оказанное доверие и высокую подготовку специалистов.
«Этот рейс ещё на шаг приблизил нас к реализации планов руководства страны по наращиванию навигации и увеличению грузопотока Северного морского пути. Я уверен в том, что Северный морской путь конкурентен, что изменения ледовой обстановки и улучшение морских технологий создают новые условия для его освоения. Севморпуть будет пользоваться всё большим интересом, будет увеличиваться количество транзитного транспорта, а это важно в интересах развития экономики страны, в интересах наших арктических территорий», – подвёл итоги совещания Юрий Трутнев.
В мероприятии приняли участие председатель правления ПАО «Новатэк» Леонид Михельсон, председатель совета директоров ПАО «Совкомфлот» Сергей Франк, генеральный директор – председатель правления ПАО «Совкомфлот» Игорь Тонковидов, заместитель генерального директора – директор Дирекции Северного морского пути государственной корпорации по атомной энергии «Росатом» Вячеслав Рукша, специальный представитель государственной корпорации по атомной энергии «Росатом» по вопросам развития Арктики Владимир Панов.