Тема брифинга – о работе системы общего образования в условиях пандемии коронавирусной инфекции.
Вопрос: Сергей Сергеевич, сколько регионов и школ вернулось к очным занятиям после новогодних каникул?
С.Кравцов: Хочу сразу сказать, что нашей главной задачей было сохранение здоровья школьников, родителей учащихся и учителей. Данный приоритет остаётся и в дальнейшей нашей работе. Мы работали в постоянном контакте с регионами весь прошлый год. Эта совместная работа принесла свои результаты. При этом мы неоднократно говорили, что дистанционные технологии никогда не заменят традиционный формат обучения, а будут дополнять и развивать классическое школьное образование.
После новогодних каникул поэтапно, начиная со следующей недели, школьники возвращаются за парты. С понедельника, 18 января, школы всех 85 субъектов Российской Федерации, в том числе Москвы, открывают свои двери, возобновляя традиционный образовательный процесс. За исключением всего 10 школ в семи регионах, которые на сегодняшний день продолжают оставаться на карантине в связи с ковидом.
Надо иметь в виду, что есть и иные, сезонные, факторы, влияющие на образовательный процесс. Например, в Якутии на днях температура местами опускалась до минус 50 градусов, что делает невозможным посещение школ. Но это не связано с ковидом.
Хочу подытожить: несмотря на то что в последнее время в социальных сетях и родительских чатах нередко распространялась разного рода информация, слухи о том, что дистанционка навсегда, это не соответствует действительности. В то же время обращаю внимание, что школам по-прежнему необходимо уделять особое внимание соблюдению мер эпидемиологической безопасности. Требования Роспотребнадзора хорошо известны: термометрия, проветривание помещений, дезинфекция. Они показали свою эффективность и позволяют нам сохранить здоровье учащихся, родителей и учителей.
Соблюдение этих требований даёт возможность школам вернуться к очному формату обучения. Мы продолжаем мониторить ситуацию и призываем регионы тщательно контролировать выполнение данных требований Роспотребнадзора.
На фоне улучшения ситуации ещё раз обращаюсь ко всем учителям, родителям, ученикам. Будьте внимательны и соблюдайте установленные требования. В целом соблюдение мер безопасности позволит нам держать ситуацию под контролем и беречь здоровье всех, кто задействован в системе образования.
Вопрос: Сергей Сергеевич, есть ли у родителей выбор – водить детей в школу или продолжать обучение дома, дистанционно?
С.Кравцов: В соответствии с действующим законом об образовании у родителей есть право и возможность выбрать форму обучения – очное или домашнее. Детям, которые по той или иной причине проходят школьную программу дома, в освоении материала помогут в том числе возможности цифровой образовательной среды. Ещё раз подчеркну, что она не заменяет систему образования, а дополняет. На первое место мы всегда ставим вопросы образования, а на второе место – вопросы использования информационных технологий в поддержку традиционной системы образования. Мы сейчас активно создаём цифровую образовательную среду, оснащаем школы необходимым компьютерным оборудованием, интернетом, качественным контентом. Цифровая образовательная среда – не замена традиционного урока. Она призвана помочь педагогам, родителям в случае нахождения ребёнка дома давать ему качественное образование, чтобы не было пробелов в знаниях и не понижался уровень качества образования.
Вопрос: Расскажите, пожалуйста, как в этом году будет проходить итоговая аттестация выпускников 9-х и 11-х классов.
С.Кравцов: С учётом ситуации, которая имеется, мы понимаем, что необходимо максимально соблюдать требования, установленные Роспотребнадзором, и таким образом обеспечить, чтобы проведение основного государственного экзамена и Единого государственного экзамена было безопасным. Как показало проведение Единого государственного экзамена в прошлом году, если соблюдать все требования, то никаких вспышек, никакой угрозы здоровью организаторов Единого государственного экзамена и учащихся нет.
В 9-х классах аттестаты в этом году будут выдаваться на основе результатов только двух обязательных предметов – русского языка и математики. Основной государственный экзамен по предметам по выбору проводиться не будет. Пока экзамены запланированы на конец мая. Для девятиклассников также будут проведены контрольные работы по выбору по одному учебному предмету. Результаты этих контрольных работ будут влиять на получение аттестата и допуск к итоговой аттестации. По срокам – это тоже май. Конкретные даты проведения контрольных работ определяют региональные органы управления образованием либо школы.
Одиннадцатиклассникам, которые не планируют поступать в вузы, вместо Единого государственного экзамена надо будет сдавать государственный выпускной экзамен – также в конце мая по двум предметам: русскому языку и математике. Планирующим поступление в вузы для получения аттестата достаточно сдать Единый государственный экзамен по русскому языку, а также по тем предметам, которые будут необходимы для поступления. Особо отмечу, что ЕГЭ по математике базового уровня в этом году проводиться не будет. Все сроки увязаны с графиком приёмной кампании в вузы, чтобы те, кто будет сдавать ЕГЭ в этом году, имели возможность подать документы в выбранное ими учебное заведение. Остаётся добавить, что итоговые сочинение и изложение, которые являются для одиннадцатиклассников допуском к государственной итоговой аттестации, пройдут в середине апреля.
Наконец, ещё раз хотел бы подчеркнуть, что при проведении экзаменов будут соблюдаться все правила Роспотребнадзора, которые успешно зарекомендовали себя по опыту прошлого года и позволили предупредить всплески заболеваемости.
Вопрос: Сергей Сергеевич, как ситуация с коронавирусом в целом повлияла на состояние системы общего образования?
С.Кравцов: Конечно, вынужденная ситуация домашнего обучения с использованием дистанционных технологий стала определённым вызовом для системы образования. В этой связи хочу сказать, что мы провели в начале учебного года всероссийские проверочные работы, посмотрели уровень знаний школьников по каждому региону, по каждой школе. В целом каких-то серьёзных опасений нет. Наша задача – чтобы уровень знаний не понизился. Сегодня организована точечная работа с каждой школой по компенсации возможных пробелов, которые возникли у ребят. Также в регионы направлены соответствующие методические рекомендации по корректировке учебных планов, программ – именно для того, чтобы восполнить возможные пробелы в знаниях в связи с домашним обучением.
Но ещё раз хочу подчеркнуть, что каких-то серьёзных опасений, как мы видим по результатам всероссийских проверочных работ, здесь не возникает.