На совещании, в частности, обсуждалась реализация научно-исследовательских программ, призванных изучить изменение Мирового океана для анализа ситуации, связанной с массовой гибелью гидробионтов в конце сентября.
Заместитель Председателя Правительства Виктория Абрамченко провела рабочее совещание по вопросам реализации экологических проектов и развития агропромышленного и рыбохозяйственного комплекса в Камчатском крае. Как сообщила вице-премьер, Камчатский край станет пилотным регионом, который внедрит экологический мониторинг в рамках создания единой системы на территории всей страны. Пилотный проект будет реализован в 2021 году Росгидрометом совместно с правительством Камчатского края. Паспорт проекта должен быть представлен в Правительство уже 30 ноября. По поручению вице-премьера, ведомствам предстоит сформировать архитектуру системы мониторинга и определить ключевые экологические параметры. «Естественные изменения в Мировом океане спровоцировали гибель гидробионтов. Разумеется, в первую очередь мы отрабатывали другие версии, связанные с деятельностью человека, но учёные настаивают, что происшествие нетехногенное. Создание комплексной системы мониторинга окружающей среды, проведение научных исследований – важные направления, которые мы закладываем в обновлённый нацпроект “Экология”. Концепция создания единой информационной системы мониторинга для всей страны уже утверждена Правительством. А на примере конкретного региона будет создан локальный пилотный проект», – сказала вице-премьер.
Кроме того, как сообщила Виктория Абрамченко, по поручению Правительства в 2021 году будет организована экспедиция Российской академии наук для изучения экологических изменений. Сопровождать программу будут Минприроды и Министерство науки и высшего образования.
Природоохранное значение в регионе имеет вопрос затонувших кораблей. Вице-премьер поручила региону провести оценку необходимого финансирования для поднятия судов и их ликвидации. По итогам совещания принято решение о необходимости поднятия в акватории морского порта Петропавловск-Камчатский четырёх судов в первоочередном порядке.
Вице-премьер отметила, что Минтрансом внесены в Правительство законопроекты, предусматривающие внесение изменений в Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации и Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации. Изменения предполагают введение нового порядка учёта, подъёма и уничтожения затопленных судов, в том числе ответственность собственника судна за подъём и утилизацию. «Необходимо полностью пересмотреть механизмы борьбы с появлением “кладбищ” кораблей. Затопление судов – это не утилизация. Подобная практика негативно влияет на экологию, рыболовство, мешает судоходству. Изменения в законодательство должны установить ответственность собственников за утилизацию своего имущества. Это не должно происходить за счёт налогоплательщиков», – сказала Виктория Абрамченко.
Пристального внимания Правительства требует решение вопросов продовольственной независимости дальневосточных регионов, прежде всего в части обеспеченности продукцией овощеводства, заявила вице-премьер Виктория Абрамченко. По поручению Председателя Правительства по итогам поездки на Дальний Восток предусмотрен комплекс мер господдержки, направленной на обеспечение прироста сельхозпродукции собственного производства в регионах Дальневосточного федерального округа.
Как сообщила Виктория Абрамченко, с 2022 года предполагается выделение средств из федерального бюджета бюджетам субъектов ДФО для возмещения части прямых понесённых затрат в размере 20% предельной стоимости объекта на создание и модернизацию тепличных комплексов для производства овощей в защищённом грунте.
Также один из обсуждаемых блоков – развитие рыбохозяйственного комплекса. На совещании обсуждалась альтернативная железнодорожному транспорту доставка рыбной и иной продукции из водных биологических ресурсов с Дальнего Востока (с выходом из порта Петропавловск-Камчатский) на территорию европейской части России. Данный вопрос, напомнила Виктория Абрамченко, находится в поле особого внимания и контроля со стороны главы государства. Принимаемые меры призваны снизить затраты на доставку рыбной продукции с Дальнего Востока в европейскую часть России по Северному морскому пути. Стоимость такой морской перевозки рыбной продукции почти в два раза ниже перевозки в рефрижераторном контейнере железнодорожным транспортом.
Сейчас Росрыболовством прорабатываются вопросы организации постоянной судоходной морской линии по Северному морскому пути. В проект плана мероприятий будут включены мероприятия по развитию портовой, логистической и судоремонтной инфраструктуры, а также по изучению возможности снижения тарифов на перевозки по Северному морскому пути.
В сентябре 2020 года атомный лихтеровоз-контейнеровоз «Севморпуть» осуществил перевозку 206 рефрижераторных контейнеров с рыбной продукцией общим весом 5,3 тыс. т. С 2021 года ФГУП «Атомфлот» готово выполнять до четырёх рейсов ежегодно.
Одновременно с этим, подчеркнула вице-премьер Виктория Абрамченко, заинтересованным федеральным органам исполнительной власти в 2021 году следует завершить разработку вопроса обратной загрузки судов из западных регионов страны, в том числе сельскохозяйственной продукцией.
В совещании приняли участие Министр природных ресурсов и экологии Александр Козлов, губернатор Камчатского края Владимир Солодов, а также представители Минтранса, Росрыболовства, Росприроднадзора, Росгидромета, Российской академии наук.
За период 2008–2019 годов предприятиями рыбохозяйственного комплекса в развитие своих береговых перерабатывающих мощностей и модернизацию рыбопромыслового флота вложено более 45 млрд рублей, на побережьях полуострова построены 25 современных заводов мощностью от 150 до 360 т в сутки для выпуска высококачественной рыбной продукции, построено, приобретено и модернизировано 20 судов. Вылов водных биологических ресурсов в Камчатском крае за январь – июнь 2020 года составил 805,7 тыс. т, что на 14,6% больше по сравнению с аналогичным периодом 2019 года.