Обсуждались вопросы эффективности особых экономических зон (ОЭЗ) и функционирования преференциальных режимов в отдельных регионах.
«В настоящее время на территории Российской Федерации действуют 33 особые экономические зоны, 90 территорий опережающего развития в моногородах и ЗАТО, 22 ТОР на Дальнем Востоке и одна ТОР в Арктике. Среди этих преференциальных территорий есть как эффективные, так и не очень эффективные экономические зоны. Среднее значение сводного показателя эффективности по всем особым экономическим зонам (без учета туристического кластера) составляет 94,2% за 2019 год и 86,6% за период с начала функционирования ОЭЗ. Это достаточно неплохой показатель», - отметил, открывая заседание,Заместитель Председателя Правительства - полномочный представитель Президента в ДФО Юрий Трутнев.
Вместе с тем, вице-премьер обратил внимание присутствующих, что, если рассматривать территории опережающего развития с точки зрения соотношения частных и бюджетных инвестиций, то их оценка существенно отличается. «Если на Дальнем Востоке текущее значение мультипликатора составляет 35,3 рублей частных вложений на 1 рубль бюджетных инвестиций в инфраструктуру, то для ОЭЗ на Северном Кавказе – 60 копеек на 1 рубль бюджетных средств», - заметил он.
Юрий Трутнев напомнил, что Президент поручил повысить эффективность использования бюджетных средств при создании и функционировании ОЭЗ и ТОР, не допускать создание неэффективных образований. Именно для осуществления такой деятельности и была создана рабочая группа по ТОР и ОЭЗ. «Рабочая группа будет рассматривать предложения губернаторов и ключевых инвесторов по созданию новых преференциальных территорий. Прежде всего мы будем тщательно разбираться с каждым предложением, убеждаться в том, что территория опережающего развития или особая экономическая зона «живая», что они будут работать, что есть необходимые условия для того, чтобы инвестиции состоялись», - пояснил он.
Вице-премьер поручил Минэкономразвития и Минвостокразвития России провести анализ действующих преференциальных зон и в тех ситуациях, когда на такой территории нет работающих инвесторов, а сама преференциальная зона является «пустым» образованием, внести в Правительство предложение по её ликвидации. «Пустых особых экономических зон и территорий опережающего развития нам точно не надо. Девяносто ТОР в моногородах – огромное количество, убежденности в их эффективной работе у меня нет, прошу коллег проверить и доложить», - подчеркнул он.
На заседании было одобрено создание трех ОЭЗ и четырех ТОР в моногородах с общим объемом заявленных инвестиций 53,5 млрд рублей и созданием более 3,5 тыс. новых рабочих мест.
За прошедший год на рассмотрение Минэкономразвития были представлены десять заявок на создание новых ОЭЗ. Из этих десяти заявок пять оформлены в проекты постановлений и внесены в Правительство. Как доложил заместитель Министра экономического развития Сергей Галкин, в трех ОЭЗ в Московской, Владимирской и Астраханской областях заявлено 12 инвесторов, готовых реализовать проекты на общую сумму свыше 30 млрд рублей и создать около 1,5 тыс. рабочих мест. К 2030 году ими будет уплачено свыше 7,3 млрд рублей налоговых и таможенных платежей при использовании соответствующих льгот в объёме 11 млрд рублей. «На этапе создания ОЭЗ мы просим регионы показывать «живые», актуальные проекты с уже подтверждёнными намерениями конкретных инвесторов. Учитывая интерес инвесторов к ОЭЗ, нет сомнений, что первоначальные планы по инвестициям и другим показателям будут даже перевыполнены», - сообщил он.
Участники заседания также рассмотрели вопрос формирования портовой особой экономической зоны в Астраханской области. В июне Юрий Трутнев поручил Минэкономразвития и Минфину совместно с правительством Астраханской области дополнительно проработать и представить в Правительство России согласованные предложения об источниках финансирования строительства объектов инфраструктуры создаваемой ПОЭЗ. Как пояснил губернатор Астраханской области Игорь Бабушкин, поскольку создание ПОЭЗ планируется реализовывать в два этапа, то было принято совместное решение о финансировании сначала работ по первому этапу, который включает модернизацию существующих причалов. По результатам будут предусмотрены деньги на второй этап. «Создание ПОЭЗ имеет для региона важное стратегическое значение, которое позволит нам создать современную портовую инфраструктуру, новые перерабатывающие производства и повысить инвестиционную привлекательность», - сказал он.
Определено 5 якорных резидентов ПОЭЗ, готовых реализовать инвестиционные проекты по строительству и эксплуатации инфраструктуры морского порта, логистической деятельности и другие с общим объёмом заявленных инвестиций 17,26 млрд рублей.
В Московской области к четырем уже существующим ОЭЗ принято решение создать еще одну площадку - «Максимиха». О готовности реализовать инвестиционные проекты заявили две компании. Инвесторы представили проекты по созданию промышленно-продовольственного кластера и мультимодального терминально-логистического центра. Общий объём инвестиций в проекты составляет более 10,1 млрд рублей. В ОЭЗ «Максимиха» только на первом этапе будет создано порядка 550 рабочих мест, а всего планируется больше 5 тысяч. «На территории Московской области действуют уже четыре экономические зоны, все они подтвердили свою эффективность. Проект ОЭЗ «Максимиха» мы планируем реализовать с банком ВТБ. Мы уже провели ряд совместных встреч по поводу наполнения резидентами территории ОЭЗ, которая составляет порядка 2 тыс. га», – проинформировал присутствующих губернатор Московской области Андрей Воробьев.
О формировании ОЭЗ ППТ «Доброград-1» в Ковровском районе Владимирской области доложил глава региона Владимир Сипягин. По его словам, «проект «Доброград», в том числе создание особой экономической зоны, является хорошим примером решения государственных задач в области экономики и промышленности, жилищного строительства, а также социальной сферы с использованием механизмов государственно-частного партнерства и ориентирован на улучшение качества жизни населения». Потенциальные резиденты ОЭЗ планируют развернуть там производства пенополиуретана, мебельной и текстильной продукции, а также деталей для машиностроительной отрасли. Под новую инвестиционную площадку будут построены объекты инженерной, транспортной и социальной инфраструктуры. Общий объём заявленных инвестиций пяти будущих резидентов составит более 2,6 млрд рублей.
Рассмотрено также создание четырёх ТОР в моногородах Инза Ульяновской области, Кувшиново Тверской области, Кондрово Калужской области и Верхняя Тура Свердловской области. По данным Минэкономразвития, Инза относится к моногородам со стабильной социально-экономической ситуацией, Верхня Тура – к моногородам с риском ухудшения социально-экономической ситуации, Кондрово и Кувшиново – к моногородам с наиболее сложной социально-экономической ситуацией. Общая численность населения этих моногородов составляет более 50 тыс. человек. В июле 2019 года проекты создания ТОР были одобрены на Комиссии по вопросам создания и функционирования ТОР в моногородах при Минэкономразвития России. По результатам соответствующие проекты постановлений были внесены в Правительство. Как отметил Сергей Галкин, создание ТОРов позволит диверсифицировать экономику указанных моногородов, привлечь не менее 58 инвесторов, которыми будет создано 2,6 тыс. новых рабочих мест и осуществлено 25 млрд рублей инвестиций.
В заседании приняли участие помощник Президента Игорь Левитин, первый заместитель Министра экономического развития Михаил Бабич, первый заместитель Министра транспорта Иннокентий Алафинов, заместитель Министра экономического развития Сергей Галкин, заместитель Министра промышленности и торговли Михаил Иванов, заместитель руководителя Федеральной таможенной службы Руслан Давыдов, заместитель Министра финансов Ирина Окладникова, и.о. заместителя Министра внутренних дел Андрей Храпов, исполнительный директор Ассоциации индустриальных парков России Денис Журавский, генеральный директор АО «Особые экономические зоны» Владимир Логинов, председатель совета директоров АО «Атом-ТОР» Николай Пегин, президент – председатель правления банка ВТБ Андрей Костин, главы регионов, руководство управляющих компаний ОЭЗ, представители деловых кругов.