Михаил Мишустин в режиме видеоконференции выступил на пленарной сессии «Возможности развития территорий и существующие барьеры: взгляд лидеров муниципального управления» и ответил на вопросы участников.
Из стенограммы:
М.Мишустин: Дорогие друзья!
Хочу в первую очередь поприветствовать всех участников форума, на который в Великий Новгород собрались представители органов муниципального управления со всей России. Вы работаете на земле, в самом плотном контакте с людьми. Хорошо знаете нужды жителей вашего округа, города или села, отстаиваете их интересы. Понятно, что не все проблемы вы можете решить собственными силами. Когда муниципалитету не хватает для этого средств и ресурсов, требуется поддержка.
По инициативе Президента были приняты поправки в Конституцию. Органы федеральной, региональной власти и местного самоуправления теперь образуют единую систему публичной власти в России. Вместе защищают интересы людей, которые живут в регионе, в каждом городе и муниципалитете. Муниципальная власть получает важные гарантии, в том числе в финансовом отношении.
Президент поручил в течение года подготовить проект основ государственной политики в области развития местного самоуправления на десятилетнюю перспективу. К этой работе привлечены профильные министерства и ведомства, общественные, научные, экспертные организации.
Уже с 1 января 2021 года заработает закон о так называемом народном бюджетировании, который закрепил правовые основы новой системы выдвижения инициативных проектов на местах. Предлагая их, жители муниципалитетов сами решают, какие вопросы местного значения будут приоритетными, и непосредственно участвуют в реализации проектов, направленных на создание комфортной среды для жизни в их городе или селе. Это благоустройство парков, детских и спортивных площадок, мест для проведения досуга. Это сохранение местных традиций, культурного наследия. С такими вопросами люди всегда обращаются в муниципалитеты, рассчитывая на помощь. Важно, чтобы они её получали.
Подготовленные с участием Правительства поправки в законодательство должны закрепить механизмы, которые позволяют вести такую работу более эффективно. А главное – при непосредственном участии людей и, конечно, с учётом их мнения. Определяются также источники финансирования инициативных проектов – как бюджетные, так и внебюджетные средства.
Правительство уже внесло в Государственную Думу законопроекты, уточняющие правовое положение территориальных общественных самоуправлений (ТОСов), которые сейчас действуют. Предлагается отнести их к социально ориентированным некоммерческим организациям (НКО). Это даст им возможность получить от региональных органов государственной власти и муниципалитетов финансовую, имущественную и информационную поддержку, а также помощь в подготовке волонтёров и добровольцев.
Ещё один законопроект направлен на сокращение бумажного документооборота в муниципальных образованиях. В частности, речь идёт о переводе регистрационных процедур уставов муниципалитетов в «цифру».
Важно все вопросы, связанные с местным самоуправлением, обсуждать публично. А обязательным условием любых преобразований должна стать самая надёжная система обратной связи с людьми, внимание и уважение к их позиции.
Предстоит большая и ответственная работа, в которой нет мелочей. Сегодня хотел бы услышать ваши вопросы и предложения о том, в каких мерах государственной поддержки больше всего нуждается система местного самоуправления.
Рассчитываю на откровенный разговор. Давайте приступим к обсуждению.
А.Никитин (губернатор Новгородской области, модератор сессии): Спасибо, Михаил Владимирович.
Разрешите мне взять на себя функции модератора.
Первый вопрос. Я хотел бы коснуться вопросов инфраструктуры. По всей стране активно и очень успешно реализуется проект «Безопасные и качественные автомобильные дороги». Выделяются серьёзнейшие федеральные средства. Однако стоит достаточно остро проблема дорог местного значения. Это дороги, по которым, например, родители ведут ребёнка в школу или детский сад. И конечно, на местном уровне эти вопросы постоянно задаются главам муниципальных образований.
Хочу передать слово Вячеславу Николаевичу Ермакову – главе администрации Кораблинского городского поселения Рязанской области.
В.Ермаков (глава администрации города Кораблино Рязанской области): Добрый день, уважаемый Михаил Владимирович! Добрый день, уважаемые коллеги!
Наверное, дороги – это наш извечный вопрос. В настоящее время в основном строительство и ремонт дорог ведётся в рамках национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги». Мы видим результат этой программы, видят и наши жители. Но этот проект включает в себя только крупные населённые пункты, а все дороги, которые вне, оставляют желать лучшего. И основной вопрос, который нам постоянно задают жители на встречах, личных приёмах, – это ремонт, строительство дорог именно в маленьких населённых пунктах. Мы со своей стороны пытаемся, решаем вопросы, получаем субсидии областного центра, средства дорожного фонда, но этих денег не хватает. Абсолютно не хватает, мы закрываем какие-то небольшие программы.
В связи с этим вопрос. Уважаемый Михаил Владимирович, можно распространить национальный проект на всю сеть автомобильных дорог без ограничения? Или это может быть какой-то отдельный проект – местные дороги.
М.Мишустин: Вячеслав Николаевич, хорошие дороги, конечно, должны быть везде. Это вопрос и удобства людей, и скорости логистики, и безопасности.
За ближайшие четыре года, к 2024 году, планируется привести в нормальное состояние не менее половины дорог регионального значения. Но мы действуем на перспективу. Минтранс уже прорабатывает предложения по корректировке национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги», с тем чтобы в его рамках заняться дорогами в небольших городах и населённых пунктах, где проживают свыше 100 тысяч человек.
Что касается сельских поселений, то там приводить дороги в нормальное состояние уже есть возможность в рамках программы «Комплексное развитие сельских территорий». На ближайшие три года на это в федеральном бюджете запланировано около 21 млрд рублей.
Я согласен, что необходимо рассмотреть возможность распространения национального проекта на города и населённые пункты, где проживают от 100 тысяч до 200 тысяч человек, и увеличить поддержку сельских дорог. Я дам поручение проработать этот вопрос. Мы вам ответим.
А.Никитин: Уважаемый Михаил Владимирович, когда мы готовились к форуму, одной из центральных тем обсуждения, конечно, стало строительство: садики, школы, дома культуры – всё то, что относится к полномочиям муниципальных образований. Это объекты, которых очень ждут люди. Сегодня есть реестр типовых проектов, который призван упростить строительство. Не изобретать велосипед во второй, третий, пятый, десятый раз. Однако есть некоторые сложности с реализацией типовых проектов. И я хотел бы предоставить слово Ратмиру Рафиловичу Мавлиеву – главе администрации городского округа города Нефтекамска Республики Башкортостан.
Р.Мавлиев (глава администрации городского округа города Нефтекамска Республики Башкортостан): Добрый день, уважаемый Михаил Владимирович!
В первую очередь хотел бы выразить слова признательности за замечательную площадку, на которой мы с коллегами можем пообщаться и донести до Вас наше видение решения тех или иных задач. Спасибо.
В рамках реализации национальных проектов предусмотрено строительство большого количества социальных объектов – школ, садиков. И мы заинтересованы в том, чтобы построить их быстро, качественно и за доступные деньги. Жители уже сегодня ждут от нас открытия объектов, строительство которых предусмотрено, торопят нас.
Есть замечательный реестр типовых проектов на сайте Минстроя, к которому мы постоянно обращаемся. Но, к сожалению, не всегда эти проекты содержат актуальную информацию о климатических, сейсмических зонах, энергоэффективности здания и его эксплуатационных характеристиках. Поэтому мы бы хотели внести предложение этот список актуализировать и постоянно совершенствовать, для того чтобы ускорить процесс строительства в рамках национальных проектов.
М.Мишустин: Мы вообще совершенствованием реестра, который ведёт Минстрой, занимаемся. Сделать качественно и при этом найти возможность сэкономить – это всегда актуально. Действительно, применение проектной документации из реестра в этом вопросе очень помогает. Но на сегодняшний день сам этот ресурс требует переформатирования. Здесь нужна автоматизация системы, чтобы облегчить поиск наиболее подходящей документации.
И конечно, во-вторых, надо наполнить реестр качественными проектами, теми, которые сегодня востребованы. В первую очередь школы, садики, поликлиники. В нём должна быть максимально полная информация о типовых проектах, со сведениями о климатических и сейсмических зонах. Важно сделать такую систему, чтобы в конечном итоге бюджетные расходы на строительство сократились. Чтобы сэкономленные средства можно было направить на строительство социально значимых объектов.
Что касается несоответствия проектов действующим нормам и регламентам, необходимо, чтобы в реестре была только актуальная документация – это очевидно. И дальнейшая автоматизация реестра будет способствовать этому.
Поддерживаю Ваше предложение. Соответствующее поручение Минстрою мы дадим, чтобы проработали вопрос использования одной из информационных систем, которая уже существует в отрасли.
А.Никитин: Спасибо, Михаил Владимирович.
Один из самых острых вопросов муниципального управления, который благодаря Вашей поддержке сегодня решается, – это вопрос расселения аварийного жилья. Огромное спасибо Правительству за то, что появились инструменты ускорения этой программы. Однако на этом пути существуют сложности, связанные с тем, что дальше делать с территориями, с которых это аварийное жильё было расселено.
Я бы хотел предоставить слово Алексею Викторовичу Брицуну – главе администрации Волховского муниципального района Ленинградской области.
А.Брицун (глава администрации Волховского муниципального района Ленинградской области): Уважаемый Михаил Владимирович!
Жилой фонд, который у нас сегодня находится в поселениях, – это наследие послевоенных лет. Очень много домов уже не соответствуют требованиям, которые жители предъявляют к комфортному и качественному жилью. Решение которое Вы по поручению Президента приняли в сентябре этого года, о выделении дополнительных средств из резервного фонда, для того чтобы побыстрее реализовать программу, очень своевременное и необходимое.
Однако мы сталкиваемся с тем, что после того, когда люди выезжают из этих аварийных домов – в том числе эти аварийные дома могут быть и объектами культурного наследия, что подразумевает особый порядок по реализации этой программы, – мы остаёмся с территориями, которые нужно дальше комплексно осваивать.
Мы реализовали ряд таких пилотных проектов в Ленинградской области и готовы поделиться опытом, который у нас накоплен в 47-м регионе, но требуется именно комплексный подход в освоении этих территорий.
М.Мишустин: Алексей Викторович, конечно, проблема эта актуальная. На прошлой неделе в Госдуму внесён законопроект, он был разработан членами Совета Федерации и депутатами и как раз направлен на создание механизмов обновления городских территорий и расселения ветхого жилья по региональным или муниципальным программам. Здесь речь идёт о комплексном обновлении городской застройки. Концептуально Правительство эту инициативу поддерживает. Вместе с коллегами из Госдумы и Совета Федерации мы будем участвовать в доработке законопроекта. Документ должен быть до конца этого года подготовлен. И важно, чтобы в нём была чётко прописана возможность участия местных жителей. Чтобы их мнение обязательно учитывалось при принятии решений о дальнейшем развитии их муниципалитета. В частности, о включении их домов в программы расселения жилья. Это то, что людей волнует.
Что касается ускорения расселения аварийного жилья. Эта работа ведётся в первую очередь в рамках федерального проекта. У нас есть проект, если Вы знаете о нём, – «Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда». Чтобы люди быстрее переехали из непригодных для жизни домов. И совсем недавно мы выделили 50 млрд рублей. Эти средства позволят ускоренными темпами – Вы сказали об этом – реализовать программу и расселить в ближайшие два года более миллиона квадратных метров аварийного жилищного фонда, который признавался таким до 1 января 2017 года (мы по 2017 году отсечку ведём).
В Думу внесён и законопроект об обеспечении ускоренной реализации региональных программ переселения, который разработан группой депутатов. Конечно, эта работа будет продолжена. Необходимые поручения Минстрою России уже мной даны.
А.Никитин: Всероссийский конкурс лучших проектов создания комфортной городской среды коренным образом изменил ситуацию в наших городах, исторических поселениях. Появилась возможность впервые за многие десятилетия радикально улучшить качество жизни в таких городах. Однако, к сожалению, этот проект имеет две точки отсечения. Снизу – он не включает посёлки городского типа, а зачастую в них проживает даже больше людей, чем в городах, – такая ситуация есть. И верхняя точка отсечения – это города с населением более 100 тысяч человек.
Хотел бы предоставить слово Денису Валерьевичу Добрякову – главе городского округа города Рыбинска Ярославской области. Коллеги очень давно занимаются городской средой и хотели бы рассказать о своём опыте.
Д.Добряков (глава городского округа города Рыбинска Ярославской области): Добрый день, уважаемый Михаил Владимирович, уважаемые коллеги!
Население нашего города – чуть меньше 200 тысяч, нам в следующем году 950 лет. Мы уже около пяти лет занимаемся целевым образом восстановлением исторической части города. Это и городской бюджет, и предприниматели, собственники домов. Это фасады, кровли. Это особая программа восстановления исторических вывесок, которая уже привлекла федеральное внимание и получила одобрение горожан. Мы все по-новому посмотрели на свой родной исторический город. В 2017 году наш опыт был отмечен на конкурсе Минстроя в качестве одной из лучших практик.
Тем не менее до сих пор господдержка таким инициативам оказывается или на уровне исторических поселений, или городов с населением до 100 тысяч. Мы бы хотели получить поддержку государства для своей инициативы, к тому же она уже имеет практические результаты.
М.Мишустин: Денис Валерьевич, конкурс этот потрясающий, он себя отлично зарекомендовал. В этом году у нас было 80 победителей. И на следующий год мы мало того что увеличили в два раза сумму – мы ещё в два раза увеличили количество проектов, отобрали 160 проектов. А за всё время проведения конкурса гранты на благоустройство получили уже свыше 400 проектов. И мы планируем 10 млрд рублей (увеличив в два раза сумму, как я сказал) ежегодно выделять, начиная со следующего года, на его дальнейшее постоянное проведение.
Что касается Вашего предложения о том, чтобы включать большие города, то конкурс создавался для поддержки именно небольших городов – с населением до 100 тысяч человек. Можно расширить его и на города с населением 300, 400, 500 тысяч жителей. Но тогда малым городам будет сложнее конкурировать. И они рискуют остаться без системной поддержки, уступая в конкуренции населённым пунктам, которые крупнее.
Вместе с тем Президент дал поручение обеспечить поддержку исторически сложившихся территорий городов. Где-то это старый центр. Где-то просто примечательный район, люди туда охотно приходят. У нас сохранились памятники культуры. Словом, места, где можно прикоснуться к истории. И это как раз для крупных городов – возможность поучаствовать в конкурсе.
Конечно, таким территориям надо уделять особое внимание. Поэтому Правительство рассматривает возможность расширить конкурс, чтобы в нём могли участвовать и исторически сложившиеся территории городов.
И от себя хочу сказать, я по стране езжу и вижу эти «островки народной любви» – люди приходят в какие-то места, и им это нравится. Недавно я был на Дальнем Востоке, видел в Магадане такое место, на Камчатке. Это очень важно – продолжать не только этот конкурс, но и саму идею наведения порядка и территориального планирования. Кстати, у Андрея Сергеевича есть замечательные проекты в Новгородской области.
А.Никитин: Спасибо, Михаил Владимирович, мы стараемся здесь держать планку древней столицы Руси. Очень важный вопрос, о котором Вы постоянно говорите, и абсолютно справедливо, – нельзя только рассчитывать на федеральную поддержку. Нужно развивать экономику, развивать малый бизнес, формировать в муниципалитетах самостоятельную налоговую базу. И один из путей – это развитие отраслей, которые основаны на творчестве и реализации потенциала жителей городов. Так называемые отрасли креативной экономики.
Каждый регион здесь идёт по своему пути. Кто-то поддерживает креативную индустрию, кто-то – предприятия народного художественного промысла. Но, безусловно, эти лучшие практики уже сегодня формируют общий запрос на поддержку этих усилий и систематизацию их на федеральном уровне.
Хотел бы дать слово Коновалову Сергею Николаевичу, главе города Глазова Удмуртской Республики.
С.Коновалов (глава города Глазова Удмуртской Республики): Уважаемый Михаил Владимирович, Удмуртия – это регион промышленный, регион, который славится в том числе оборонными предприятиями, как и многие регионы Российской Федерации. И важный для нас бренд – это автомат Калашникова. Мы благодарны за поддержку нашего промышленного комплекса, оборонного комплекса. Но всё-таки нам бы хотелось, чтобы сегодня наша молодёжь, особенно в малых городах, не стояла перед выбором – работать у станка или уезжать в столицу, когда интересы лежат в области творческого или интеллектуального развития. И именно поэтому в Удмуртской Республике мы сегодня ставку делаем на поддержку этих креативных индустрий, креативной экономики. И в будущем видим её как один из драйверов развития.
В городе Ижевске сегодня работают грантовые программы по поддержке таких кластеров креативных предприятий, по поддержке туризма. Даже в малых городах на уровне стратегий муниципальных образований мы рассматриваем эти направления как приоритетные. И будем стараться сконцентрировать доступные нам меры поддержки на развитии этих индустрий.
Сегодня уникальный опыт сложился у Новгородской области по возрождению и развитию народных ремёсел, народных промыслов. На уровне региона – Ханты-Мансийского автономного округа принят закон по поддержке креативных экономик. И в Якутии принята соответствующая концепция.
Уважаемый Михаил Владимирович, сегодня регионы и города сформировали определённый опыт по развитию креативной экономики, развитию народных промыслов и ремёсел, туризма. Мы бы хотели, чтобы этот опыт был транслирован на другие муниципалитеты и другие регионы и на его основе мы сформировали комплекс мер по поддержке развития креативной экономики, народных художественных промыслов и туризма.
М.Мишустин: Спасибо, Сергей Николаевич. Очень важный вопрос.
У нас, конечно, таких городов, которые известны не только на всю страну, но и за её пределами, много. Они прославились не размерами территорий и количеством жителей. Их любят за уникальную природу, удивительную историю, архитектуру. Это города Золотого кольца, это Плёс, остров Валаам. Либо они знамениты своими мастерами – как Палех, Жостово, Гусь-Хрустальный.
На федеральном уровне мы поддерживаем народные художественные промыслы. Субсидируем затраты на производство и реализацию такой продукции.
И губернаторы, которые вовремя оценили потенциал народных промыслов, получили мощный ресурс для создания региональных брендов, поддержки и развития малых городов, исторических поселений.
В этой работе каждый регион может найти и продвинуть какую-то свою изюминку. Мир сейчас более сжатый, и посредством информационных технологий, интернета это достаточно быстро может распространиться. Была бы изюминка. И конечно, здорово, если это станет оригинальным брендом, создаст мотивацию к изучению своей истории, её возрождению в современном звучании.
Хороший пример, когда город из обычной точки на карте превращается в центр притяжения туристов благодаря грамотным управленческим и креативным решениям – как Великий Устюг, Мышкин. Могу только поддержать такие проекты. И конечно, их должно быть больше. Чтобы небольшие провинциальные города привлекали туристов.
И кстати, говоря о появлении новых точек притяжения, недостаточно просто создавать бренд региона, повышать его узнаваемость. Здесь любой опыт пригодится. Надо, чтобы люди хотели посещать эти места. Для этого нужна туристическая инфраструктура – достойная, современная, удобная. И если соединить эти два фактора, можно добиться успеха. Регион станет привлекать ещё больше людей. Над созданием такой инфраструктуры и в целом над развитием туристических сервисов Правительство будет работать в рамках национального проекта в сфере туризма. Его подготовка сейчас завершается. Поддерживая развитие внутреннего туризма, Ростуризм запустил программу по компенсации части затрат на путешествия по России. Планирует продлить её до конца года и на новогодние каникулы. Её условия будут скорректированы, чтобы больше людей могли воспользоваться такой возможностью и лучше узнали свою страну. В целом очень поддерживаю то, что Вы сказали, Ваши идеи.
А.Никитин: Михаил Владимирович, Новгородской области, можно сказать, повезло – мы стали участником пилотного проекта Минтруда Российской Федерации по внедрению социальных контрактов наряду с ещё 20 регионами нашей страны. Огромная и очень важная тема – борьба с бедностью. Сегодня мы видим первые результаты и очень благодарны Правительству за поддержку, которую чувствуем. Хотели о них рассказать. Слово – Сергею Анатольевичу Яковлеву, главе Крестецкого муниципального района Новгородской области.
С.Яковлев (глава Крестецкого муниципального района Новгородской области): Добрый день, Михаил Владимирович. Сегодня в Новгородской области порядка 11 тысяч семей находятся в сложной жизненной ситуации. Мы очень активно работаем в этом проекте Минтруда. Эта работа ведётся путём заключения социального контракта.
Что мы делаем? Первое – мы очень активно работаем совместно с региональной властью, это муниципалитет и региональная власть. Созданы комиссии в каждом муниципальном образовании, которые решают, как подписать данный контракт и дальше с ним работать. Второе – мы пошли таким путём, чтобы не снизу вверх, а сверху вниз. То есть не семья идёт к нам, а мы идём в каждую семью, находим эту семью, рассказываем, информируем и помогаем заключить данный контракт. Третье, что мы делаем, – на протяжении всего действия данного контракта с отдельной семьёй работает отдельный человек, так называемый социальный менеджер. Это даёт очень положительный эффект. Работа, которая происходит на территории нашего региона, имеет положительный эффект, и, наверное, этот опыт можно распространить на все остальные регионы.
М.Мишустин: Хочу сказать, что знаю о том, какие непростые были дебаты на тему социального контракта. У нас сейчас в 21 регионе продолжаются такие эксперименты. Это очень хорошее предложение, мы его поддержим.
Социальный контракт действительно помогает семьям, которые оказались в непростой ситуации, наладить жизнь. Тем более что в этом году такие пилотные проекты не просто в 21 регионе работают, а на сегодняшний день сводятся Министерством труда, и у нас уже заключено более 60 тыс. таких контрактов. Мы продолжим распространять такую практику на всю страну, на каждый регион. Об этом в послании говорил Президент. Минтруд постоянно контролирует, как идёт эта работа, и совершенствует её с учётом полученного опыта. Не так давно возможности использования средств социального контракта были серьёзно расширены. Разумеется, будем использовать и опыт Новгородской области.
Очень важно также смотреть и думать о возможности расчётов доходов по домохозяйству или по семье. Это сразу помогает правильно перераспределять имеющиеся у страны и региона ресурсы. Я надеюсь, что, обобщив все результаты пилотных проектов, мы будем дальше смотреть, каким образом подойти к этому непростому вопросу.
А.Никитин: Следующая тема – это здравоохранение. Вопрос, конечно, региональных полномочий, безусловно, не муниципальных.
Но когда глава района, глава администрации приезжает в отдалённые сельские поселения, где живёт 10, 15, 20, 50 человек, ему такие вопросы задают. Граждане также хотят получать от глав муниципалитетов ответы на вопросы о доступности первичного звена здравоохранения.
Хотел бы передать слово Александру Георгиевичу Виноградову – главе Троицкого городского округа Челябинской области.
А.Виноградов (глава Троицкого городского округа Челябинской области): Добрый день, уважаемый Михаил Владимирович, уважаемые коллеги!
Вопрос касается улучшения качества предоставления медицинских услуг в сёлах, малых и отдалённых населённых пунктах.
Правительство Российской Федерации выделяет значительные средства на приобретение автомобилей скорой помощи. Но когда автомобили скорой помощи приезжают в сёла, отдалённые или малые населённые пункты, зачастую это заканчивается госпитализацией. Что касается плановых приёмов, то сегодня медицинским работникам сложно добраться до пациентов, а пациентам в свою очередь сложно добраться до врачей. И жители откладывают плановые визиты к врачу. Среди жителей есть категории, на которые нужно обращать особое внимание. Это семьи с маленькими детьми, люди пожилого возраста, люди с хроническими заболеваниями.
В связи с этим у меня вопрос и предложение. Есть ли возможность у Правительства оказать содействие субъектам Российской Федерации в приобретении легкового автотранспорта для обеспечения медицинских учреждений и решения данного вопроса? И ещё, как вариант, может быть, приобретение транспорта для медицинских работников, которые живут в малых населённых пунктах. И тогда бы, с одной стороны, они могли обеспечить более одного населённого пункта, а с другой стороны, это стало бы дополнительным стимулом для привлечения новых медицинских работников в эти населённые пункты. И стимулом для уже живущих и работающих там медицинских работников.
М.Мишустин: Александр Георгиевич, вопрос важный.
Регионам именно сейчас нужно вплотную проработать этот вопрос с Министерством здравоохранения. Объясню почему. Со следующего года начнут работать региональные программы модернизации первичного звена здравоохранения. Мы ежегодно будем на них выделять по 90 млрд рублей. И часть средств, которые получит регион по своей программе, можно будет направить на закупку транспорта для медицинских работников в сельской местности и малых населённых пунктах, о чём Вы говорите. Это не машины скорой помощи, а именно транспорт для врачей и фельдшеров, которые едут к пациенту.
В ближайшее время Правительство утвердит правила распределения этих средств. И субъект Федерации при подготовке проекта региональной программы должен включить в неё приобретение такого автотранспорта и, соответственно, направить на согласование в Минздрав, определив, сколько на это нужно средств.
Как правило, фельдшерско-акушерский пункт или амбулатория находятся в структуре центральной районной больницы – так по стране сложилось. И важно, чтобы приобретаемый транспорт был у фельдшера и врача амбулатории, а не оставался в головной организации. Ведь основная задача – приблизить медицинскую помощь к малонаселённым и отдалённым территориям. Это возможно за счёт выезда медицинских работников к людям на дом. Я обязательно ещё раз поговорю с Министром здравоохранения, скажу об этом. И (Вы сказали, что Вы из Челябинской области, правильно я запомнил?) нужно, соответственно, с субъектом Федерации уже начинать такое планирование.
А.Никитин: Спасибо, Михаил Владимирович. Очень важное решение и действительно очень нужное. Я думаю, все регионы обязательно это учтут при планировании программы модернизации первичного звена.
Следующая тема – налоги. Сегодня все доходы от упрощённой системы налогообложения – налог на профессиональный доход, налоги, которые поступают от малого бизнеса и самозанятых, зачисляются в региональные бюджеты. И дальше каждый регион уже определяет то, насколько он делится этими налогами с муниципальными образованиями. В то же время мы понимаем, что 99% вопросов малого бизнеса, вопросов самозанятых сосредоточено именно в муниципалитетах. И, безусловно, именно от муниципальной власти зависит то, как будет развиваться малый бизнес на конкретной территории. Есть разные практики в регионах. Одна из наиболее интересных у нас в Ульяновской области. Я хотел бы передать слово Дмитрию Александровичу Вавилину – исполняющему обязанности первого заместителя главы города Ульяновска.
Д.Вавилин (исполняющий обязанности первого заместителя главы Ульяновска): Добрый день, уважаемый Михаил Владимирович. Сегодня в Ульяновске порядка 40% организаций и индивидуальных предпринимателей используют специальный налоговый режим в виде единого налога на вменённый доход. Это налог, который идёт полностью в муниципальный бюджет. В связи с тем, что с 1 января 2021 года этот вид налога отменяется, мы сталкиваемся с определёнными проблемами при формировании бюджета. Сегодня у регионов есть возможность компенсировать выпадающие доходы путём установления норматива отчислений отдельных налогов, в частности по упрощённой системе налогообложения, в муниципальные бюджеты. Вместе с тем норматив таких отчислений устанавливается единым для всех муниципальных образований региона, несмотря на то что у каждого муниципалитета своя уникальная экономика, свои условия, свой уровень бюджетной обеспеченности.
На мой взгляд, решением проблемы являлось бы наделение регионов правом установления индивидуальных дифференцированных нормативов отчислений по упрощённой системе налогообложения для каждого муниципалитета. Михаил Владимирович, на Ваш взгляд, возможно ли скорректировать сегодня федеральное законодательство, чтобы дать возможность регионам устранить возникающую диспропорцию при распределении налогов по упрощённой системе налогообложения?
М.Мишустин: Дмитрий Александрович, было много дискуссий про ЕНВД, но мы уже неоднократно говорили, что в первую очередь изменения, которые есть, и отмена режима ЕНВД направлены на то, чтобы укрепить в том числе и налоговую базу муниципалитетов. Мы поправки, о которых Вы говорили (Вы как в воду глядели, в хорошем смысле этого слова), подготовили в Бюджетный кодекс. Они были приняты Государственной Думой, должны быть сегодня рассмотрены Советом Федерации.
Уже с начала следующего года регионы смогут устанавливать для каждого района или городского округа индивидуальные нормативы отчислений от упрощенной системы налогообложения с учётом их особенностей. Это позволит компенсировать им выпадающие доходы из-за отмены ЕНВД. Это правильно. Вообще, надо наращивать свою налоговую базу путём создания новой добавленной стоимости, приглашения инвесторов. Я думаю, что всё будет в порядке и вы компенсируете возможные потери из-за отмены ЕНВД.
А.Никитин: Ещё одна очень успешная программа Правительства, которая давно работает, – программа комплексного развития сельских территорий. Всегда количество желающих попасть в неё муниципалитетов больше, чем возможности бюджета. Эта программа действительно позволяет решать наиболее наболевшие проблемы сельских территорий, снижать отток населения из сельской местности. При этом коллеги – те, кто работает давно, те, кто активно пользуется этим инструментарием, наработали ряд предложений по развитию программы развития сельских территорий, по её дополнению. Хотел бы дать слово Дмитрию Александровичу Тараканову – главе местного самоуправления Княгининского муниципального района Нижегородской области.
Д.Тараканов (глава местного самоуправления Княгининского муниципального района Нижегородской области): Михаил Владимирович, добрый день. Коллеги, добрый день. Действительно, отток жителей села становится давно уже проблемой для всех сельских территорий. Город Княгинин – это небольшой город, на территории которого реализуется много программ по благоустройству. Мы двигаемся в этом направлении постоянно вперёд. Город Княгинин уникален ещё и тем, что создана уникальная образовательная среда, от яслей до аспирантуры. Наш университет реализует более 50 образовательных программ почти для 5 тысяч студентов. И мы являемся самым студенческим городом Европы.
Несмотря на такое присутствие молодёжи, мы всё равно сталкиваемся с этой проблемой – с оттоком населения. Стали задумываться, что же не хватает жителям. А не хватает именно самореализации – реализации профессиональной, личной, воплощения каких-то «мечт». И вот в результате такой работы мы пришли к мнению, что очередной проект, который мы будем реализовывать, должен быть наполнен смыслом. Мы разработали программу по реконструкции сельских домов культуры, в которую будут включены несколько смыслов. Утром это может быть лекторий, днём – бизнес-центр, вечером – концертный виртуальный зал или киноплощадка.
Михаил Владимирович, мы выходим с предложением включить в программу комплексного развития сельских территорий изменение в направлении именно реконструкции сельских домов культуры, так как это единственное место притяжения, как Вы сказали, остаётся на селе. И включить три направления: образование, культура и бизнес. Нижегородский регион готов выступать пилотом в этом направлении. Готовы над проектом работать дальше и тиражировать его.
М.Мишустин: Идея очень интересная. Клуб, дом культуры – это такой центр общественной жизни в сельской местности. А если в рамках одного пространства есть разные возможности, о чём Вы сказали, так людям, конечно, будет удобнее общаться. Важно, чтобы дома культуры не закрывались, а, наоборот, становились современными, брали на себя такие новые функции, как Вы, собственно говоря, это и предлагаете, становились центром притяжения. Именно поэтому Правительство активно поддерживает строительство новых клубов и реконструкцию старых зданий. В первую очередь – по линии Минкультуры. За прошлый год было построено и отремонтировано свыше 300 домов культуры более чем в 63 регионах. Ими уже пользуются почти миллион сельских жителей. В текущем году направим более 3 млрд рублей на эти цели. И примерно столько же и в следующем году.
Кроме того, развитие клубов и домов культуры ведётся и по госпрограмме «Комплексное развитие сельских территорий». В этом году выделили более 1,5 млрд рублей. Я дам поручение Минсельхозу продолжить эту работу.
А.Никитин: Михаил Владимирович, второй год подряд мы проводим форум в партнёрстве с Агентством стратегических инициатив. На форуме присутствует Светлана Витальевна Чупшева, она активно вовлекается в проблемы местного самоуправления, развития территорий. У АСИ есть несколько проектов на эту тему. Знаю, что она Вам о них докладывала. Разрешите предоставить ей слово для комментария.
С.Чупшева: Уважаемый Михаил Владимирович! Уважаемые коллеги!
Для нас действительно очень интересно и важно участвовать в организации форума муниципальных образований. Мы активно участвуем в содержательной повестке, в вопросах, связанных с развитием отдельных территорий, муниципалитетов, проблемами, возможностями.
Спасибо Вам большое, Михаил Владимирович, за поддержку конкурса лучших социально-экономических практик регионов. По Вашему поручению возглавил комиссию этого конкурса Марат Шакирзянович Хуснуллин. Мы в этом году провели экспертизу порядка 700 лучших социально-экономических практик регионов и муниципалитетов. Самые лучшие – с доказанной эффективностью, чёткой «дорожной картой», просчётами, финансовыми ресурсами, необходимыми под реализацию той или иной практики, выложили на нашу цифровую платформу «Смартека». Сегодня этими практиками активно пользуются десятки, сотни муниципальных образований, 70 субъектов Российской Федерации.
Очень важно, Михаил Владимирович, если поддержите, рассмотреть вопрос мотивации регионов и муниципалитетов – наставников, доноров этих лучших эффективных решений. Сегодня регионы не только делятся своими успешными решениями, но и выступают в роли наставников, делятся своими командами, людьми, которые выезжают на места, помогают внедрять, обучают другие команды в муниципалитетах, в городах.
Мне кажется, если бы был какой-то ещё стимул на поощрение команд регионов, муниципалитетов в организации этой работы, то эффект был бы намного сильнее.
И здесь очень важно, Вы об этом тоже сказали, вовлекать в такие проекты в городах население, людей, граждан активных, которые готовы, могут и участвуют уже в формировании проектов городского благоустройства, городской среды. И мы вместе с «Росатомом» реализуем такой проект – «Сто городов». У нас также несколько десятков городов участвует в этой программе. Это несколько тысяч жителей, которые сами вместе с руководством муниципалитетов проектируют общественные пространства. В этом году мы взяли тему ревитализации промышленных площадок, в том числе в центре городов. Благодаря активной поддержке Министерства строительства эти проекты смогли привлечь федеральное финансирование. Спасибо вам огромное за поддержку этого конкурса по комфортной городской среде. Все очень рады, что бюджетное финансирование на этот проект увеличилось в два раза. Это действительно даст возможность многим малым городам принять участие в проекте и многим жителям самим принимать решения о том, какие пространства им нужны в этом городе. И самое главное, что они также участвуют и в таком проекте, как «Народный бюджет», выбирают, что именно им нужно в их дворе, на прилегающей территории, там, где они живут.
Мы вместе с Министерством строительства формируем атлас типовых проектов школ и типовых проектов по реконструкции и тоже очень рады, что многие муниципалитеты, города сегодня берут это на вооружение. Уже не изобретают какие-то новые проекты, а используют эффективные решения. Поэтому для нас этот форум, эта площадка – возможность на проблемы, которые озвучивают главы городов, находить уже какие-то успешные решения, ими делиться, учиться друг у друга. А самое важное – это доносить какую-то свою общую позицию до федерального уровня, Михаил Владимирович, иметь возможность этой обратной связи и поддержки Вашей личной в решении общих задач и проблем.
М.Мишустин: Спасибо, Светлана Витальевна, я знаю, мы недавно с Вами обсуждали, что вы очень серьёзно занимаетесь в том числе вопросами стратегического планирования в муниципалитетах, в регионах. Без сомнения, предложения, которые у вас есть, надо будет рассмотреть. Пожалуйста, передайте их уже в более оформленном виде. Мы обязательно подумаем, в том числе как стимулировать регионы, которые так или иначе будут делать модельные или типовые проекты и помогать своим коллегам.
А.Никитин: Михаил Владимирович, спасибо Вам огромное за то, что в Вашем плотном, жёстком графике смогли найти время пообщаться. Большое количество вопросов, предложений, идей не удалось в течение сегодняшнего пленарного заседания озвучить. Прошу Вашего поручения: мы совместно с Министерством экономического развития всё это обобщим и представим в Правительство – те идеи, которые в рамках форума будут высказаны.
М.Мишустин: Спасибо, Андрей Сергеевич. Спасибо, дорогие друзья. Хочу вас всех поблагодарить за участие в этой дискуссии, за неравнодушие и откровенный разговор. Вы затронули серьёзные проблемы, которые требуют решения как можно скорее. По итогам нашего разговора будут даны соответствующие поручения руководителям органов исполнительной власти, профильным министерствам, ведомствам. Прошу членов Правительства держать под постоянным контролем все вопросы, которые относятся к сфере муниципального управления. От того, как они решаются, зависит качество жизни каждого человека в России, комфорт и благополучие всех жителей городов и сёл.
И ещё один важный момент. Любой проект, который реализуется на местах, всегда должен включать эффективную систему обратной связи с людьми, учитывать их мнения и пожелания. Это главное условие работы каждого органа власти любого уровня. Правительство всегда открыто для диалога с муниципалитетами и новых предложений.
Хочу от всей души пожелать вам дальнейших успехов и плодотворной работы.