Обсуждались вопросы социально-экономического развития региона, в частности, реализация нацпроектов, развитие туристической инфраструктуры, а также санитарно-эпидемиологическая ситуация и совершенствование медицинской помощи в крае.
М.Мишустин: Уважаемый Вениамин Иванович!
Прежде чем мы начнём нашу встречу, хочу от всей души поздравить Вас с юбилеем! Пожелать удачи, здоровья, семейного благополучия. И подарить Вам традиционный правительственный подарок. Это блокнот, куда Вы можете записывать самые важные поручения Президента, и ручка, которой можно подписывать самые важные для людей решения.
В.Кондратьев: Спасибо.
М.Мишустин: Уважаемый Вениамин Иванович, прежде всего хотел бы спросить, какова социально-экономическая ситуация в Краснодарском крае. Как обстоят дела с эпидемиологией?
В.Кондратьев: Уважаемый Михаил Владимирович, считаю, что ситуация в крае стабильна. В первую очередь хочу поблагодарить Вас за компенсацию недополученных доходов в бюджет. Компенсация из федерального бюджета – объём 11,6 млрд рублей. Это достаточно большой объём финансирования. И это та самая поддержка, которая нам позволит продолжить реализацию многих социально-экономических программ в крае и ни в коем случае их не свернуть. Ещё раз подчёркиваю, для нашего края это очень существенная, необходимая компенсация. Мы можем не только сохранить стабильность региона, но и двигаться к целям, которые намечали до пандемии.
В региональном бюджете на поддержку жителей края и бизнеса было предусмотрено (и уже реализовано) в совокупности 18,5 млрд рублей. 1,5 млрд рублей – это выплаты малоимущим, многодетным, а также семьям, где один из родителей потерял работу. Я считаю, это была очень своевременная поддержка для той части населения нашего края, которая в ней на самом деле нуждалась. 2 млрд рублей – это прямые выплаты бизнесу. Это тоже были необходимые выплаты, чтобы бизнес мог прожить этот непростой период пандемии, когда в нашем крае были введены достаточно серьёзные ограничительные меры.
Также мы применили такие инструменты, как отсрочка налоговых платежей. Отсрочку налоговых платежей мы предоставили на сумму около 10 млрд рублей. И льготы на сумму 5 млрд рублей. Это тот инструментарий, который мы могли себе позволить задействовать для финансовой поддержки жителей и бизнеса, что привело к стабильному дальнейшему развитию нашего края.
В целом ВРП региона по итогам семи месяцев объективно уменьшился на 3,3%, но это для нас не критично, потому что достаточно устойчиво развиваются агропромышленный комплекс, промышленность и строительство. И не просто устойчиво развиваются или показывают положительные тенденции – у нас по отношению к прошлому году сельское хозяйство показывает рост 2,2%, а промышленность – 1,8%. То же самое и строительный бизнес. Для нас сегодня это важно. Это динамика, которую мы сегодня видим. Главное, чтобы ничего больше типа второй волны пандемии не произошло. Я думаю, что мы восстановимся к концу года и сможем быть достаточно активными с точки зрения не только сохранения объёмов наших социально-экономических программ, но и их увеличения и в том числе внедрения новых.
Что касается реализации нацпроектов. Михаил Владимирович, также хотел Вас поблагодарить за огромное внимание к реализации нацпроектов в нашем крае и, конечно, за финансирование. Мы сегодня говорим о 49,7 млрд рублей на реализацию нацпроектов. В крае у нас процент выполнения – 42% на текущий день. Очень активно реализуется проект «Безопасные и качественные автомобильные дороги». Мы уже приступили к реализации планов на 2021 год. Всё запланированное в рамках нацпроекта по дорогам на этот год мы уже выполнили. Программы расселения аварийного жилья и создания комфортной городской среды у нас тоже достаточно активно реализуются. Я думаю, что мы закончим это раньше срока.
Что касается эпидемиологической обстановки в крае. Я её тоже считаю стабильной. В целом заболевших в крае было выявлено 11 294 человека. Из них 82% уже выздоровели. Для нас это хороший показатель. В среднем в сутки за последний месяц мы фиксируем 90, 86, 84 человека. То есть ситуация устойчивая, что позволяет нам уверенно смотреть в завтрашний день с точки зрения контроля эпидобстановки. Естественно, мы принимаем все профилактические меры по рекомендациям Роспотребнадзора, чтобы сохранить эту стабильность.
У нас коечный фонд – 4289 коек, около 30% коечного фонда сегодня свободно. Аппаратов ИВЛ – 538, и практически 80% из них не задействованы в лечении больных. Это говорит о том, что врачи у нас в крае научились уже достаточно быстро понимать, что необходимо больному в случае заражения коронавирусом, и не допускают до стадии, когда нужно его подключать к аппарату ИВЛ. Это принципиально важно. Когда мы ввели в крае достаточно жёсткие меры карантина, наши медики ещё не совсем были готовы к этому лечению, к той методологии, которая сегодня уже выработана. Сегодня мы уже говорим о качественном лечении, и подтверждение тому, ещё раз хочу подчеркнуть, что больного чаще всего не подключают к аппарату ИВЛ.
Выплаты медицинским работникам. Тоже хочу поблагодарить: благодаря решению Президента и очень оперативным действиям Правительства у нас сегодня объём поддержки медицинских работников – 2,3 млрд рублей. 1,8 млрд – это федеральные деньги, 543 млн – деньги краевые. На сегодняшний день у нас 18 161 медработник уже получил выплату на общую сумму 1,8 млрд рублей: 1,5 млрд – это деньги федеральные, 300 млн – деньги краевые. Медики чувствуют заботу государства о них – Президента, Правительства и понимают, что их труд сегодня достойно вознаграждён. Они работают в красных зонах, рискуя жизнью. Огромная благодарность от медицинских работников нашего края за такую материальную поддержку.
В рамках той же медицинской темы: у нас в крае 21 ковидный госпиталь – понятно, что они межрайонные. На побережье у нас сегодня достаточно большой процент отдыхающих. Может быть, мы где-то и запоздали с курортным сезоном из-за ограничительных мероприятий, пандемии, но, по данным, до 1 ноября забронированы практически все отели на побережье. Но есть проблема: у нас в крае 643 машины скорой помощи, из них половина примерно, чуть больше, – старше пяти лет. При этом на ковидные мероприятия мы отвлекаем машины скорой помощи, которые должны работать в муниципальных образованиях. Поэтому, если возможно поддержать нас в этой ситуации, нам необходимо 50 машин скорой помощи класса B и 10 машин класса С. Нам это необходимо, потому что мы надеемся, что курортный сезон не просто продлится, а будет очень долгим. Сложно сейчас прогнозировать ситуацию с пандемией. Но машины скорой помощи нам нужны не только для того, чтобы максимально быстро довозить больных до ковидных госпиталей, но и в целом для функционирования скорой медицинской помощи в нашем регионе.
М.Мишустин: Вениамин Иванович, конечно, да. Без сомнения, это важная, чувствительная сфера. От того, как быстро автомобиль до человека доедет, как он оснащён, зависят жизни людей. Поэтому поможем, соответствующие решения будут приняты.
Ещё хотел спросить Вас. Совсем недавно край серьёзно пострадал из-за пожаров. Какие были приняты меры? И как Вы оцениваете потери?
В.Кондратьев: Край курортный, туристический. Не только агропромышленный и промышленный сектор здесь развивается. И внутренний туризм, несмотря на ограничительные мероприятия, которые в крае были, растёт. Слава богу, люди едут на побережье Краснодарского края. Я знаю, коллеги в Крыму тоже достаточно положительно отзываются уже о текущем сезоне.
Что касается пожаров, то с точки зрения климатических предпосылок… Очень жарко – средняя температура, может быть, такая же в целом, как обычно, но отсутствие дождей... И человеческий фактор: так называемые дикари либо экотуристы ведут себя зачастую не совсем так, как должны себя вести. Поэтому здесь должна быть чёткая позиция в отношении, в частности, Утриша – это у нас курорт. Реликтовые леса, которые принадлежат не только краю – они всей стране принадлежат. Они пострадали, около 130 га сгорело. Я думаю, сегодня у нас достаточно нормативных актов, касающихся того, как себя вести отдыхающим, в том числе в заповедниках. А ведь там часть заповедника, а часть заказника. Притом заповедник – федеральный, заказник – краевой. Но что в одном – заказнике, что в другом – заповеднике – по большому счёту большой разницы нет. А регламент предусматривает, что там не должны находиться люди. Если должны там находиться экскурсионные группы, то только с сопровождающим. Я там был, видел: там одни сплошные лежанки, протоптанные тропы. Костровища буквально под каждым деревцем, под каждым кустиком. Безусловно, здесь нам надо то, что наработано, регламенты, нормативные акты, реализовывать – и контролировать их выполнение. Поэтому огромная просьба: мы готовы отдать ту часть Утриша, которая является краевым заказником, под федеральный заповедник, но надо посмотреть, в том числе вместе с Министерством природы России… Мы готовы максимально обеспечить режим заповедника и исключить на определённый период нахождение там даже экотуристов, которые, конечно, считают Утриш своим домом. Безусловно, сегодня нужно говорить о восстановлении заповедника, и этим сейчас занимаются учёные. Тем не менее, если мы сможем обеспечить хотя бы временный запрет на посещение туристов, я уверен, Утриш, его природа сама восстановится.
Михаил Владимирович, ещё одна просьба. Мы заговорили о курортах. Курортная инфраструктура. Мы сегодня при Вашей поддержке, конечно… И Владимир Владимирович (Путин) уделяет особое внимание развитию туризма в нашей стране – и государственная программа по развитию туризма готовится. Я хочу сейчас акцентировать внимание именно инфраструктуре наших курортных городов в первую очередь. Потому что коммуникации здесь ещё с 1970–1980-х годов. И сегодня износ сетей – 70–80% практически. Поэтому в пик сезона мы имеем перебои с энергоснабжением, наши курортные города – с водоснабжением (яркий пример – Геленджик), с ливневыми стоками, очистными стоками. Поэтому, если возможно, заложить средства на модернизацию курортной инфраструктуры, потому что это крайне необходимо. Потому что рано или поздно это делать будет нужно, где-то её модернизировать, где-то, может даже, создавать новую. Если мы будем откладывать, это обойдётся ещё дороже. Могут пострадать в целом наши курорты, а это недопустимо. При поддержке Вами, и, конечно, Президентом развития внутреннего туризма, я думаю, мы к этому будем готовы.
Михаил Владимирович, и ещё одна очень серьёзная просьба. Это детский отдых. Детский отдых у нас в Краснодарском крае – это Анапа. Это место всегда было детским курортом. Но сегодня, надо признать, владельцы детских санаториев всё больше и больше рассматривают вопрос перепрофилирования детских здравниц. Конечно, их понять можно. Они говорят о том, что очень большой спрос за организацию детского отдыха. Естественно, очень жёсткие требования. Но они не получают нужной им прибыли. Поэтому, если возможно, просим рассмотреть вопрос, в том числе в рамках государственной программы, субсидирования либо преференций в отношении детских здравниц, чтобы их владельцы всё-таки понимали, что нужны, чувствовали государственную поддержку и ни в коем случае не уходили в перепрофилирование. Если мы лишимся детских здравниц, мы лишим многих детей отдыха не только в крае, но в стране, что само по себе не допустимо.
М.Мишустин: Спасибо, Вениамин Иванович. Очень важно то, что Вы сказали, – это, без сомнения, развивать инфраструктуру и внутренний туризм. И конечно, Краснодарский край – это одна из самых важных здравниц России. Ваши предложения все интересные, я по приезде обсужу их с Дмитрием Николаевичем Чернышенко, с вице-премьером, который сейчас аккумулирует все предложения по формированию ещё одного направления в наших национальных проектах, это направление «Туризм». И буквально в ближайшее время, думаю, мы посмотрим на всё, что Вы предлагаете. Просил бы Вас это оформить, направить в Правительство. Всё, что возможно, сделаем. И думаю, что, конечно же, Краснодарский край будет украшением нашего национального проекта «Туризм».
Продолжение следует...