Из стенограммы:
М.Мишустин: Уважаемый Олег Валентинович, мы с Вами встречаемся в преддверии праздника – Дня железнодорожника. Я хочу, пользуясь случаем, поздравить Вас, коллектив «РЖД» с этим праздником, пожелать здоровья, удачи, и тем семьям особенно, которые ждут железнодорожников, если они в пути. Пожелать отрасли, которую Вы возглавляете, всего самого наилучшего.
РЖД являются связующей магистралью России – от Владивостока до Калининграда. Вы один из самых крупных работодателей в стране, около 700 тысяч человек работают в «РЖД». И конечно, очень важно, чтобы все программы, в том числе и социальные, работали.
В связи с пандемией ваша отрасль испытала достаточно непростые времена. К сожалению, необходимо было сокращать инвестиционную программу. Но мы пошли навстречу, и бессрочные облигации, которые «РЖД» выпустило, помогли сохранить высокий уровень инвестиционной программы, который был запланирован. Надеюсь, что также помогут справиться со всеми задачами, которые стоят перед вами.
Хочу попросить рассказать, как на сегодняшний день обстоят дела в «РЖД», какие есть вопросы. И особенно упомянуть о сервисах, которые вы предоставляете гражданам России.
О.Белозёров: Хочу поблагодарить Вас, Михаил Владимирович, за поздравления и от лица железнодорожников заверить, что все поставленные задачи традиционно будут выполнены. Хочу лично Вас поблагодарить за то, что всё это время очень внимательно следили за нашей работой, за поддержку Правительства по разным направлениям.
Железные дороги отличаются всегда безопасностью и надёжностью. Этот период мы прошли с соблюдением всех требований. Прежде всего мы заботились о пассажирах, о нашем большом коллективе. Мы занимаем первое место в мире по безопасности. Наш глобальный индекс безопасности выше на 22%, чем у всех остальных железных дорог мира. Сейчас мы пересмотрели наши правила работы. В пассажирском составе происходит дезинфекция дверных ручек и иных элементов. У нас используются новые вагоны с возможностью дезинфекции воздуха. Новые вагоны оборудованы бесконтактными технологиями подачи воды, мыла. Проводим термометрию персонала перед рейсом.
Очень нам помогли цифровые сервисы. Вы знаете, я докладывал, что мы подключаемся к системам, работаем с железными дорогами в других странах. У нас принята стратегия цифровой трансформации, есть цифровые платформы. Соответственно, минимален элемент контакта. И за последнее время мы видим в такой необычной ситуации очень хороший результат – мы получили почти 300 новых предприятий, которые сейчас пользуются нашим сервисом. По некоторым направлениям мы приросли на десятки процентов, хотя в целом ситуация была достаточно сложной.
Мы соскучились по пассажирам, апрель и май были очень тяжёлыми: пассажиропоток снизился в среднем на 70%, больше всего по дальнему следованию. И здесь, спасибо большое, Правительство очень быстро отрабатывало все наши запросы. Мы попали в перечень системообразующих, нас поддержали как особо пострадавших – это пригородные компании, это компании-операторы. На сегодняшний момент мы восстановились по пригороду до 65%, по дальнему следованию – порядка 50%. Буквально каждый день идёт серьёзный прирост. Возвращены более 180 поездов – «Сапсаны», «Стрижи», «Ласточки». Растёт занятость подвижного состава.
Хочу доложить Вам, что Ваше поручение по запуску прямого маршрута «Ласточки» между Москвой и Костромой выполнено. Работа проведена очень большая, изменены маршруты. Благодаря тому, что вы поддержали нашу инвестиционную программу, мы закупили дополнительный, новый высококлассный подвижной состав, и этот маршрут запущен.
М.Мишустин: Это мы с Вами решили, когда посещали Кострому несколько месяцев назад.
О.Белозёров: Да, Михаил Владимирович, было поручение, и мы его выполнили. Точно так же мы работали по восстановлению пассажирского движения по другим регионам. Для нас это важно, мы участвуем практически во всех туристических направлениях. В качестве примера: возобновлено движение через Волгодонск Ростовской области – оно прекратилось 23 года назад, мы восстановили инфраструктуру и движение запущено. Запустили движение и в Новороссийск, Ростов, Валдай, Старую Руссу, то есть практически по всей стране сейчас развивается пассажирское движение.
М.Мишустин: Какие льготы и тарифы вы предлагаете для семей, которые с детьми путешествуют?
О.Белозёров: Михаил Владимирович, мы устанавливаем на маршрут новый подвижной состав – это двухэтажные купейные поезда, и, соответственно, весь поезд состоит из этого подвижного состава, а льготы для ребят от 10 до 17 лет распространялись только на плацкарт и общий вагон. Вы сейчас создали как раз механизм, благодаря которому ребята могут путешествовать за 50% от стоимости плацкартного вагона. Мы со своей стороны уже 5 лет предоставляем скидки в летний промежуток времени для школьников от 10 до 17 лет в размере 50%, а дети до 5 лет едут бесплатно, от 5 до 10 лет – 35%. И акции, в том числе для многодетных семей, для людей, кто любит путешествовать, постоянно у нас появляются.
По грузовым перевозкам у нас небольшой спад. Не такой, как мы изначально видели: мы рассматривали вариант падения вплоть до 15%, погрузка снизилась всего на 5,2%. А последние несколько недель видим прирост. Экономика быстро восстанавливается. По некоторым направлениям, как я уже говорил, это прежде всего контейнерное направление, в целом прирост 15%, а по транзитному направлению – более 20% прироста.
Соответственно, мы поддержали экономику скидками. Более 70 решений по снижению тарифов было принято. Вместе со всей экономикой проходим тяжёлый период. При этом мы опираемся на энергоэффективность и экологическую безопасность. Мы в марте, небольшой промежуток времени был, выпустили «зелёные» облигации по уникальной ставке 0,84%. Считаем, что эту практику нужно проработать более детально. Наша инвестпрограмма за счёт того, что была поддержана Правительством, была очень хорошо воспринята на рынке. Мы выпустили из 370 млрд первые 30 млрд, заявок было в два с лишним раза больше. Планируем сейчас поэтапно под нашу программу выпускать этот объём, соответственно, программа будет полностью выполнена.
В первом полугодии мы освоили 243 млрд рублей – это и закупка подвижного состава, и инфраструктура. По итогам года всё намеченное мы планируем выполнить.
М.Мишустин: Спасибо.
<…>