Обсуждались модели реализации потенциала креативных индустрий в рамках нацпроекта «Экология», развития сельских и природных территорий, а также экотуризма.
Заместитель Председателя Правительства Виктория Абрамченко провела рабочую встречу с представителями креативных индустрий в формате стратегической сессии на площадке «Точка кипения» Агентства стратегических инициатив. Участники дискуссии обсудили модели реализации потенциала креативных индустрий в рамках нацпроекта «Экология», развития сельских и природных территорий, а также развития экотуризма. В дискуссии приняли участие представители креативных кластеров и организаций, занимающихся развитием территорий, из нескольких регионов страны.
Вице-премьер подчеркнула, что генерируемый креативными индустриями человеческий капитал и стимулируемые ими дополнительные инвестиции способны внести неоценимый вклад в реализацию подписанного главой государства Указа «О национальных целях развития страны до 2030 года».
Обращаясь к участникам стратегической сессии, Заместитель Председателя Правительства предложила обсудить применение креативных индустрий в экологии и развитии территорий. «К примеру, через призму природного наследия и стратегии развития регионов необходимо усовершенствовать инфраструктуру для экологического туризма в особо охраняемых природных территориях, которые занимают порядка 13% территории страны, и привлечь до 10,3 миллиона посетителей по-настоящему уникальных для России и мира мест к 2024 году», – сказала Виктория Абрамченко. Она отметила, что при имеющейся базе отрасль экотуризма не стала до конца привлекательной, ежегодный общий доход от туристской деятельности учреждений ООПТ за 2019 год составил всего 1 млрд рублей.
Участники стратегической сессии представили проекты развития территорий. Один из них – арт-парк «Никола-Ленивец», который расположен на территории национального заповедника «Угра». Благодаря культурным проектам парк привлекает более 250 тысяч туристов ежегодно.
В Ульяновской области работает проектное бюро развития городов и деревень Urban App и фонд «Ульяновск – культурная столица», которые в том числе помогают преобразовать пространства и заброшенные территории в малых городах и сёлах силами креативного сообщества, инвесторов и экспертов для развития деревенского туризма. Здесь же запускается программа «Деревня – город» для обучения локальных сообществ и развития сельских территорий.
По словам Виктории Абрамченко, креативные индустрии также должны найти своё отражение и в реализации программ комплексного развития сельских территорий. Необходимо комплексно подходить к повышению привлекательности села как места и благоприятной среды для жизни. Численность сельского населения в настоящее время составляет 37,2 миллиона человек – четверть населения Российской Федерации (25,36%).
«Разработка и внедрение креативных технологий применительно к сельской местности станет бесспорным фактором возрождения российской деревни – повышения занятости и деловой активности, позволит внести неоспоримый вклад в создание комфортных условий проживания, – заявила Виктория Абрамченко. – Если в городах основной формой концентрации креативных индустрий на территориях являются формальные и неформальные кластеры, то в малых городах и сельских территориях такими точками роста становятся в том числе культурные события».
Кроме того, особый вклад креативные индустрии могут внести в развитие регионов, например, через формирование региональных брендов, позволяющих усилить производственный, экспортный потенциал и агротуризм.
«Сегодня у нас в регионах создана инфраструктура поддержки производственного и технологического бизнеса – работают технопарки, бизнес-парки. Но можно подумать и о создании таких точек роста для креативных индустрий, где регионы представили бы площадки и базовую инфраструктуру для творческих коллективов и предпринимателей, чтобы они могли реализовывать свои проекты», – отметила генеральный директор АСИ Светлана Чупшева.