Первый вопрос повестки – о проекте Транспортной стратегии на период до 2035 года.
Вступительное слово Михаила Мишустина
Сообщение Сергея Шойгу о ходе строительства 16 многофункциональных медицинских центров
Доклад Евгения Дитриха о проекте Транспортной стратегии на период до 2035 года
Из стенограммы:
Принятые решения
М.Мишустин: Добрый день, уважаемые коллеги! Вчера Президент России выступил с обращением к гражданам страны и поручил Правительству принять ряд мер, направленных на поддержку людей и экономики в связи с распространением коронавирусной инфекции. Все решения, необходимые для выполнения поручений Президента, мы должны принять сегодня. В числе таких первоочередных мер – снижение страховых взносов для малых и средних предприятий с 30% до 15% на сумму заработной платы, которая будет превышать МРОТ. Правительство получит право предоставить отсрочку малому и среднему бизнесу по налогам, и мы немедленно это сделаем, как только соответствующий закон будет оформлен. А также ввести мораторий на возбуждение дел о банкротстве. На период моратория приостанавливается исполнительное производство и начисление штрафов и пеней, а также будет упрощено заключение мировых соглашений по возникшим долгам.
Что касается средств, которые выводятся в офшоры из нашей страны в виде дивидендных выплат, я поручаю Министерству финансов в течение месяца проработать все соглашения об избежании двойного налогообложения с зарубежными партнёрами. Налог на дивиденды при их выводе за рубеж должен взиматься по ставке не ниже 15%. В случае отказа с их стороны нам будет необходимо рассмотреть вопрос об одностороннем выходе из этих соглашений.
Кроме того, мы сегодня рассмотрим законопроект, который предусматривает выплаты по больничному листу не менее одного МРОТ в месяц до конца текущего года, а также автоматическую пролонгацию выплат пособий без предоставления дополнительных документов.
Вчера также по итогам заседания президиума Координационного совета по борьбе с распространением новой коронавирусной инфекции мы подписали уже поздно вечером ряд поручений. Их цель – снизить риск развития по неблагоприятному сценарию.
Мы ограничиваем внешний приток людей, которые могут быть так или иначе переносчиками инфекции.
Повестка заседания
С 27 марта будет прекращено регулярное и чартерное авиасообщение из российских аэропортов в другие государства и обратно, за исключением полётов для вывоза российских граждан, которые находятся сейчас за рубежом.
Поручаю Министерству иностранных дел оказать им содействие с документами и проживанием за границей, а Министерству финансов – обеспечить немедленное финансирование.
Прошу тех граждан, кто не может вылететь, обратиться в посольства и консульства Российской Федерации и сообщить им свои контакты и другие необходимые данные, которые должны быть доведены до Министерства иностранных дел.
Минтранс с МИДом должны подготовить план вывоза людей из зарубежных стран. И у всех вернувшихся прямо в аэропорту будут брать анализы на выявление новой коронавирусной инфекции.
Роспотребнадзору необходимо взять под контроль наличие во всех регионах материалов для тестирования на коронавирусную инфекцию: сколько и чего необходимо будет закупить. И оперативно уже сегодня составить график поставок всех расходников для соответствующих тест-систем.
Напомню, что мы выделили около 25 млрд рублей Минпромторгу, Федеральному медико-биологическому агентству и Роспотребнадзору на производство медицинских изделий, разработку вакцин и проведение диагностики и тестирования лекарств для лечения инфекции.
Также в повестке заседания Правительства сегодня законопроект, который даст Правительству право устанавливать правила, обязательные для исполнения. В первую очередь речь идёт о регулировании рынка лекарственных препаратов и медицинских изделий. Их госрегистрация будет проходить в особом порядке, который будет определён Правительством.
Участники заседания
-
PDF
129Kb
Список участников заседания Правительства, 26 марта 2020 года
Ещё одно важное направление – это поддержка предпринимателей. Мы предусмотрели существенные изменения в законодательстве о государственных закупках, которые будут действовать в 2020 году. Можно будет закупать товары, работы и услуги без проведения торгов. Если поставщик не смог закрыть контракт из-за проблем, связанных с коронавирусной инфекцией, то могут быть изменены сроки его исполнения и списаны штрафные санкции за неисполнение обязательств.
Есть также ряд нововведений в сфере туризма. Предусмотрен механизм использования фонда персональной ответственности туроператоров, для того чтобы возвращать потраченные туристами средства на поездку в страну, которая представляет угрозу безопасности здоровью и жизни.
При подготовке законопроекта ко второму чтению
Министерству финансов необходимо предусмотреть каникулы как по ипотечным, так и
по потребительским кредитам для людей, которые оказались в сложной жизненной
ситуации.
Необходимость мер, которые я перечислил, очевидна для всех, кто ответственно относится к сложившейся ситуации. У нас таких абсолютное большинство. Но, к сожалению, есть и люди, которые демонстрируют редкое легкомыслие в том, что касается безопасности окружающих и даже собственного здоровья. Именно поэтому мы вносим поправки в Кодекс об административных правонарушениях и вводим санкции для тех, кто откажется соблюдать установленные правила. Мы будем штрафовать и граждан, и должностных и юридических лиц.
Коллеги, вчера мы встречались с Председателем Государственной Думы Вячеславом Викторовичем Володиным, подробно обсуждали практически все элементы, связанные с изменением законодательства, и то, что необходимо сделать совместно с Государственной Думой в связи с угрозой коронавируса.
Оперативное внесение поправок в законодательство требует нашего плотного взаимодействия с Государственной Думой. Хочу поблагодарить Вячеслава Викторовича и наших коллег – депутатов Государственной Думы за организацию этой важной работы, которую мы вместе делаем в интересах общества.
Я бы хотел отметить и наше плодотворное взаимодействие с Советом Федерации, его Председателем Валентиной Ивановной Матвиенко, вице-спикерами, руководителями комитетов, с которыми мы также недавно проводили встречу и продолжаем взаимодействие в ежедневном режиме.
Мы признательны коллегам за важную помощь в подготовке всех законодательных решений.
Президент также сказал о необходимости форсировать все организационные мероприятия, чтобы семьи начали быстрее получать ежемесячные выплаты на детей от трёх до семи лет. Они предусмотрены для семей, чей доход не превышает прожиточного минимума по региону.
Предполагалось, что
люди начнут получать эти выплаты в июле. Теперь нам нужно позаботиться о том,
чтобы это было сделано на месяц раньше, и на эти цели из федерального бюджета
мы направим почти 105 млрд рублей. Ещё примерно 31,5 млрд рублей поступит из
региональных бюджетов.
Кроме того, Правительству нужно оценить уровень доходов семей с детьми и найти дополнительные ресурсы, чтобы с 1 января 2021 года увеличить ежемесячную выплату. Прошу должным образом организовать эту работу и обеспечить выполнение Указа Президента в полном объёме.
Также мы сегодня обсудим новую Транспортную стратегию на период до 2035 года. Её цель – сформировать современную транспортную инфраструктуру, которая нужна для развития страны и достижения национальных целей, о которых говорил Президент. Нам необходимо задать такую динамику в отрасли, чтобы её рост опережал запросы других секторов экономики, чтобы люди и бизнес в любой момент могли получить доступные, качественные, новые, технологичные и безопасные услуги. И одновременно чтобы доходы государства и предпринимателей росли не только за счёт внутреннего оборота товаров, но и за счёт международного транзита. Для этого мы будем строить новые дороги, расширять пропускную способность действующих трасс, включая и БАМ, и Транссиб, увеличим скорость контейнерных перевозок, будем реконструировать аэропорты, мосты, укрепим сеть логистических центров и облегчим транспортировку грузов по воде.
Уверен, что нынешние проблемы мировой экономики, которые спровоцированы коронавирусом, – явление временное, они будут решены. Поэтому уже сейчас важно принимать решения, которые ориентированы на будущее, вкладывать средства в инфраструктуру. Все шаги, которые заложены в стратегии, подчинены именно этой логике. Они призваны создать задел для укрепления позиций России как одной из крупнейших экономик мира и параллельно – одного из ведущих транзитных центров, сформировать благоприятные условия для улучшения жизни людей и роста конкурентоспособности наших предприятий.
Следующий вопрос (об этом говорил Министр обороны Сергей Кужугетович Шойгу на предыдущем заседании Правительства) – это вопрос поддержки семей погибших военнослужащих, которые получают пенсию по случаю потери кормильца. Сейчас при её начислении не учитываются заслуги погибшего, даже если он был Героем России, ветераном Великой Отечественной войны или имел другие награды. Мы изменяем этот порядок так, чтобы в её размере учитывалась надбавка за личный статус погибшего. Эта мера распространяется и на членов семей погибших или умерших военных пенсионеров, а также сотрудников служб, приравненных к военной, в том числе полицейских, пожарных, приставов и других.
Также на прошлой неделе мы выделили 8,8 млрд рублей Министерству обороны на строительство инфекционных центров, о чём мы также говорили с министром. Эти средства позволят построить 16 центров на базе модульных быстровозводимых конструкций в 15 субъектах Российской Федерации. Нам надо обеспечить скорейшее возведение этих центров, чтобы в случае необходимости наша военная медицина была готова противодействовать инфекции.
Сергей Кужугетович, знаю, что Вы хотели проинформировать о том, как идёт эта работа. Пожалуйста, Вам слово.
С.Шойгу:
Спасибо, Михаил Владимирович.
Во-первых, хотел поблагодарить за такое оперативное выделение средств на строительство 16 многофункциональных медицинских центров общей ёмкостью на 1600 койко-мест. Таким образом, мы приступили к возведению шести центров в Западном военном округе, это Одинцово, Подольск в Московской области, Нижний Новгород, Смоленск, Калининград, Пушкин в Ленинградской области; трёх – в Южном военном округе, это Ростов-на-Дону, Севастополь, Волгоград; трёх – в Центральном военном округе, это Новосибирск, Омск, Оренбург; четырёх центров – в Восточном военном округе, это Улан-Удэ, Уссурийск, Петропавловск-Камчатский, Хабаровск.
К строительству приступили 20 марта. На сегодняшний день в нём задействовано почти 3 тысячи человек, 750 единиц техники. Работы ведутся круглосуточно, к ним привлечены железнодорожные и инженерные войска.
Строительство планируется выполнить в два этапа. До 30 апреля, то есть через месяц, ввести восемь центров в Одинцове, Подольске, Нижнем Новгороде, Волгограде, Новосибирске, Оренбурге, Улан-Удэ и Уссурийске. До 15 мая завершить строительство оставшихся восьми центров общей ёмкостью на 800 коек (Ленинградская область, Смоленск, Калининград, Ростов-на-Дону, Севастополь, Омск, Петропавловск-Камчатский, и Хабаровск).
В настоящее время в Вооружённых силах проведено 3241 тестирование военнослужащих на предмет коронавируса. Все результаты отрицательные, заболевших нет. В 32 госпиталях развёрнуты специализированные отделения на 3591 койко-место, подготовлено 2782 аппарата искусственной вентиляции лёгких. Работает девять оперативных групп по мониторингу санитарно-эпидемиологической обстановки, развёрнуто 15 современных многофункциональных мобильных модульных комплексов для выявления возбудителя коронавируса. Действует 5537 стационарных контрольных пунктов термометрии.
Для дезинфекции местности сформировано 1647 специальных боевых расчётов, оснащённых самой современной техникой.
М.Мишустин: Спасибо, Сергей Кужугетович.
Уважаемые коллеги, прежде чем мы начнём работать по сегодняшней повестке, я хочу обратиться к Сергею Викторовичу Лаврову в связи с юбилеем. Хочу сказать, что подписано соответствующее постановление о вручении Вам медали имени Столыпина. Хочу Вас поздравить с этим! Для нас большая честь работать с таким профессионалом, каким Вы являетесь, которого знает и уважает весь мир.
Мы очень ценим Ваше умение сохранять достоинство в самых сложных ситуациях и находить самый верный, а иногда, наверное, единственный выход из них. Вы очень твёрдо и последовательно отстаиваете интересы России на мировой арене. Вы гордость не только российской дипломатии, но и всей России. Позвольте Вам вручить эту медаль!
Переходим к обсуждению.
Слово предоставляется Министру транспорта Евгению Ивановичу Дитриху.
Е.Дитрих: Уважаемый
Михаил Владимирович!
Вы абсолютно точно обозначили задачи, разработанные Транспортной стратегией, ведь транспортный комплекс определяет условия функционирования, является драйвером для многих отраслей. Транспортная доступность напрямую влияет на возможность людей передвигаться, делать это быстро, комфортно и безопасно.
Транспорт оказывает непосредственное влияние на стандарты и тренды цифровой, экономической и инновационной повестки. С учётом этих установок, исходя из необходимости достижения национальных целей развития, сформулированы цели Транспортной стратегии до 2035 года. Их пять: обеспечение транспортной связанности территории страны, организация эффективной перевозки грузов, а также доступных и качественных перевозок пассажиров, встраивание транспортной системы в мировую транспортную сеть и обеспечение безопасности транспортного комплекса.
Определены конкретные задачи для достижения каждой из целей стратегии. Решение задач подтверждается показателями, которые установлены для горизонта 2024, 2030 и 2035 годов.
В числе задач также крупнейшие, наиболее значимые для страны транспортные проекты, которые мы планируем реализовать. Это важно для восприятия стратегии как документа не только системного, но и максимально конкретного, понятного нашим гражданам.
Коротко пройдусь по целям и некоторым важным задачам.
Обеспечение связанности территории страны – первая цель, она напрямую влияет на достижение национальной цели по вхождению нашей страны в пятёрку крупнейших экономик мира и обеспечению темпов роста выше мировых.
Первая цель стратегии также окажет непосредственное влияние на национальную цель по созданию в базовых отраслях экспортно ориентированного сектора.
Крупнейшие экономики обладают современной транспортной инфраструктурой, составляющей основу развития страны, обеспечивающей потребности отраслей, реализацию инвестиционных проектов, экономический рост.
Масштабная модернизация инфраструктуры – эффективная мера для запуска экономики в трудные времена. Многие страны – и в исторической перспективе, и совсем недавно – преодолевали спад именно за счёт инвестиций в развитие транспортной инфраструктуры и выходили на траекторию устойчивого роста.
В рамках достижения первой цели до 2024 года запланированы строительство и реконструкция участков автомобильных и железных дорог, входящих в международные транспортные коридоры «Север – Юг» и «Восток – Запад». Это Байкало-Амурская и Транссибирская железнодорожные магистрали (Восточный полигон), а также автодорожный маршрут Европа – Западный Китай.
За этот период будет построено и реконструировано 3,5 тыс. км федеральных автодорог и 33 автодорожных моста. В результате все мосты на сети федеральных дорог к 2024 году будут приведены в нормативное состояние.
В четверти существующих аэропортовых комплексов будут модернизированы и построены взлётные полосы и другие обеспечивающие объекты, увеличена их пропускная способность. Более половины региональных трасс будут приведены в нормативное состояние и поддерживаться в таковом. В семь раз уменьшится протяжённость участков внутренних водных путей, ограничивающих пропускную способность. Достигнет 85% доля качественной и безопасной дорожной сети в 104 крупнейших городских агломерациях.
Второй целью является обеспечение экономически эффективных перевозок грузов, ускорение доставки и снижение транспортных издержек, возможность выбора грузоотправителем наиболее оптимальных маршрутов, использование цифровых сервисов – это то, что необходимо для роста отечественной экономики и достижения национальных целей.
В рамках второй цели будут внедрены технологии электронного документооборота, предоставляющие возможность заказа услуг и контроля за обработкой и перевозкой грузов в режиме онлайн, обеспечивающие мультимодальную перевозку грузов.
Помимо удобства и экономической выгоды для бизнеса, внедрение таких технологий позволяет выровнять условия конкуренции между разными видами транспорта, обеспечить бесшовную их стыковку. Становятся прозрачными дисбалансы в налоговых, тарифных и ценовых режимах по всей цепочке поставки. Для владельца инфраструктуры такие подходы позволяют оптимизировать, перераспределять загрузку, в полной мере задействовать пропускные способности.
Цель номер три стратегии направлена на обеспечение перевозок людей качественно, безопасно и доступно по цене. От объёма таких услуг зависит, насколько человек может реализовать свои социальные, трудовые и культурные потребности. Показателем доступности и востребованности таких услуг является транспортная подвижность населения, её уровень у нас примерно в два раза ниже по сравнению с другими странами. В рамках достижения третьей цели стратегии планируется сократить это отставание, предоставить людям возможность вести более мобильный образ жизни.
Достигнуть этого результата возможно путём решения целого ряда задач. В частности, хотел бы обозначить замену устаревшего подвижного состава на современный, в том числе автобусов, троллейбусов и трамваев, в региональных центрах и крупных городских агломерациях.
Важно также обеспечить доступность транспорта для маломобильных групп населения. Мы поставили перед собой масштабную задачу – обеспечить к 2035 году полную доступность инфраструктуры, всех видов транспорта для маломобильных граждан.
Цель номер четыре – встраивание транспортной системы в мировую транспортную сеть. Это окажет существенное влияние на достижение другими отраслями экономики сразу нескольких национальных целей – в первую очередь вхождение в пятёрку крупнейших экономик и создание в базовых отраслях экспортно ориентированного сектора.
Предстоит повысить скорость доставки грузов по маршрутам международных транспортных коридоров. Это будет обеспечено за счёт увеличения пропускной способности железнодорожных подходов к портам, увеличения объёмов производственной мощности самих портов, строительства и модернизации наиболее загруженных пунктов пропуска через государственную границу.
Отрасль должна внести существенный вклад в рост выручки от экспорта транспортных услуг. На его долю к 2024 году должно приходиться около 30% всего несырьевого экспорта, это около 25 млрд долларов.
Повышение защищённости объектов инфраструктуры и транспортных средств от угрозы незаконного вмешательства, а также от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера – наш постоянный приоритет.
Главная цель – обеспечить безопасность пассажиров, снизить травматизм, не допускать гибели людей на транспорте. Стремиться в этом направлении к одному результату: ноль погибших. Это полностью соответствует достижению национальной цели по повышению продолжительности жизни. Основным инструментом решения задач в этой сфере является комплексная программа обеспечения безопасности населения на транспорте.
Одним из механизмов достижения целей стратегии является внедрение инноваций, ориентация на наилучшие разработки в сфере защиты окружающей среды. Массированный переход на гибридные электродвигатели, битопливные системы и двигатели, использующие сжиженный газ, – не только новые рамки и ожидающие нас ограничения, это новые резервы для повышения экономичности и экологичности.
Внедрение электронного документооборота на всех видах транспорта, цифровой анализ и управление транспортными потоками, создание условий для формирования бесшовных логистических связей – это лишь часть того, как в ближайшее время «цифра» изменит транспортный комплекс.
Среди реализованных цифровых проектов, которые будут активно развиваться в дальнейшем, получать новые возможности, – системы «ЭРА-ГЛОНАСС», ЕГИС ОТБ, АСУ ТК, «Платон». Продолжается тестирование беспилотных систем на воздушном, морском, автомобильном, железнодорожном транспорте.
В заключение хочу отметить, что при подготовке Транспортной стратегии проделана серьёзная работа по увязке направлений развития транспортной системы с развитием других базовых отраслей. Проработали эти вопросы с коллегами из промышленного блока, топливно-энергетического, агропромышленного комплекса, соответствующие подразделы включены в Транспортную стратегию и согласованы.
С Минфином, Минэкономразвития проект также проработан, согласован. У Андрея Рэмовича (А.Белоусова) мы рассмотрели, обсудили, сняли имеющиеся вопросы.
Просил бы сегодня одобрить проект Транспортной стратегии до 2035 года.
<…>