Обсуждалась текущая ситуация в экономике в связи с пандемией новой коронавирусной инфекции и меры поддержки реального сектора и граждан.
Вступительное слово Михаила Мишустина
Сообщение Председателя
Центрального банка Эльвиры Набиуллиной
Из стенограммы:
Принятые решения
М.Мишустин: Добрый день, уважаемые коллеги!
Я собрал вас, чтобы обсудить текущую ситуацию. Сейчас наша экономика испытывает влияние двух негативных факторов – это коронавирусная инфекция и значительная волатильность на фондовых рынках, а также на глобальных рынках нефти и газа. Мы принимаем проактивные, упреждающие меры, чтобы сократить эти эффекты для финансовой системы России, для реального сектора и людей.
Мы утвердили План первоочередных мероприятий по обеспечению устойчивого развития. Этим постоянно занимается комиссия, возглавляемая Андреем Рэмовичем Белоусовым. Действуем совместно с Банком России. В начале недели мы приняли меры против экономического влияния коронавируса, волатильности на глобальных финансовых и сырьевых рынках. А вчера Банком России было объявлено о целом комплексе мер по поддержке граждан и экономики, который дополняет и подкрепляет действия Правительства. Хотел бы поблагодарить наших коллег и Вас, Эльвира Сахипзадовна (обращаясь к Э.Набиуллиной), за такую оперативную и профессиональную работу.
Совместно с Банком России мы решаем две взаимосвязанные задачи. Во-первых, не допустить снижения объёмов кредитования реального сектора. И во-вторых, поддержать малый и средний бизнес. Это турагентства, небольшие гостиницы, парикмахерские, ремонтные мастерские и другие небольшие компании сферы услуг, которые из-за сокращения спроса, ограничений в связи с распространением коронавирусной инфекции оказались в достаточно затруднительном положении. А ведь они обеспечивают занятость и, самое главное, – доходы миллионов россиян.
Банк России запускает большую дополнительную программу льготного кредитования таких небольших компаний, чтобы помочь им избежать финансовых проблем. Что очень важно, об этом уже говорили, вводится новый инструмент с объёмом финансирования полтриллиона рублей, в рамках которого малые и средние предприятия смогут получать кредиты.
По своей линии Правительство предоставит небольшим предприятиям отсрочку по арендным платежам.
Кроме того, принимается целый ряд мер по поддержке доступности ипотечного кредитования. Смягчается регулирование для банков по кредитам компаний в пострадавших отраслях. А также тех предприятий, которым необходима сейчас поддержка для расширения производства, прежде всего медицинских товаров и лекарств.
И Правительство, и Банк России продолжают в ежедневном режиме анализировать ситуацию. В случае необходимости мы будем, каждый со своей стороны, принимать дополнительные меры, о чём будем оперативно информировать.
Назову несколько принципиальных моментов, которые сейчас волнуют людей и на которые мы должны обратить особое внимание.
Первый – это рынок труда, возможные сокращения и даже безработица. Сегодня можно и нужно использовать самые разные гибкие формы занятости людей – где-то сокращённый рабочий день, где-то удалёнку, которая в наибольшей степени соответствует рекомендациям медиков. Мы будем отдельно следить за тем, как идёт перевод на удалённый режим. Но увольнение, даже в нынешней, не очень простой ситуации, должно быть крайней мерой.
Если у кого-то возникнет соблазн воспользоваться шумихой вокруг коронавируса и решить свои текущие проблемы за счёт сокращения персонала, такие предприятия будет проверять трудовая инспекция, Федеральная налоговая служба и прокуратура. Так же будем поступать, если будут жалобы на задержку в выплате заработных плат.
Специально на портале «Онлайнинспекция.рф» развёрнут сервис, где и граждане, и работодатели могут найти интересующую их информацию, получить консультацию. Тут помогут выбрать оптимальный режим для сохранения занятости и многое другое.
Понятно, что у многих предприятий из-за сокращения числа клиентов могут возникнуть финансовые трудности, кассовые разрывы и другие вопросы, которые связаны с невозможностью для работников исполнять свои обязанности. Но сотрудники здесь страдать не должны. Вы знаете, что мы установили мораторий на проверки малого и среднего бизнеса, за исключением деятельности, которая может принести вред здоровью или жизни людей. Хочу ещё раз всех предупредить: если будут долги по зарплате или необоснованные сокращения, для таких предприятий мораторий будет отменён со всеми соответствующими последствиями. Прошу Роструд следить за этим особо.
Чтобы такого не происходило, мы вводим еженедельный мониторинг ситуации на рынке труда в регионах, прежде всего в моногородах, где с этой точки зрения есть повышенные риски. При необходимости выделим региональным бюджетам дополнительные субсидии для выплаты пособий по безработице.
Также в еженедельном режиме мы будем мониторить ситуацию с выплатой заработных плат. Кроме того, усилим контроль за тем, чтобы и увольняемые сотрудники получали все полагающиеся им по закону выплаты.
Но мы понимаем, что всё это, как и увеличивающиеся выплаты по больничным в связи с карантинными мероприятиями, – дополнительная финансовая нагрузка на бизнес. Чтобы её снизить, мы запустили особый механизм оплаты таких карантинных больничных – с первого дня средства из Фонда социального страхования идут напрямую гражданам. На случай, если ситуация с занятостью изменится, Правительством будет представлен пакет мер по поддержке людей и бизнеса. В том числе мы организуем дистанционное опережающее профессиональное обучение с выплатой стипендии. Мы также возместим часть затрат работодателям, которые трудоустраивают высвобождаемых сотрудников. Поддержим безработных, если они решат открыть собственное дело. Также с учётом ситуации на валютном рынке мы усиливаем мониторинг состояния крупнейших системообразующих предприятий. Определён их конкретный перечень. В течение двух недель профильные министерства и ведомства совместно с ведущими банками должны организовать стресс-тестирование предприятий, которые попадают в зону риска. По результатам при необходимости мы будем также готовить меры поддержки.
Коллеги, работа у нас большая, сроки – жёсткие, надо действовать максимально энергично, чтобы без проволочек принимать необходимые решения.
Конечно, необходимо смотреть, как складывается ситуация с обеспечением людей и предприятий топливом. С 2019 года в России действует «демпфирующий механизм», который направлен на стабилизацию цен на автомобильный бензин и дизельное топливо на внутреннем рынке. Его применение позволяло компенсировать нефтяным компаниям выпадающие доходы при продаже топлива по ценам ниже мировых. А теперь должно компенсировать и снижение поступлений в федеральный бюджет из-за падения мировых цен.
За прошлый год из федерального бюджета было выплачено более половины триллиона рублей как компенсация между ценой экспорта нефтепродуктов и ценами на внутреннем рынке в адрес НПЗ. Сейчас обратная ситуация, и этот механизм, который был разработан Министерством финансов, позволяет нам стабилизировать бюджет. Я бы хотел особо отметить работу Министерства финансов, которое этот механизм в прошлом году ввело и активно администрировало.
Ещё одна важная тема – мировые цены на нефть. Сегодня глобальная экономика переживает очень волатильный период, который непосредственно сказывается и на нефтяном рынке. Цена на нефть упала с начала года более чем на 60%, из которых 55% пришлось на последний месяц – на фоне влияния коронавируса на мировую экономику и риска наращивания предложения. Перепады в цене на нефть в некоторые дни превышают 10%, что само по себе уже является чётким показателем неопределённости участников рынка относительно следующих шагов.
Хочу выделить несколько факторов, которые сегодня больше всего влияют на рынок. Это эффект коронавируса и закрытие ряда стран на карантин. А также ожидания дальнейшего распространения инфекции и ответных мер различных стран, приводящих к резкому замедлению экономического развития.
В результате мы наблюдаем существенное падение спроса на нефть, в первую очередь в транспортном секторе, который составляет около 60% от мирового спроса. Сегодня мы видим падение и в Америке, и в Европе. Но при этом важно отметить начало уверенного восстановления спроса в Китае.
Ещё одним важным фактором является высокая вероятность роста предложения на коротком отрезке времени.
Сегодня по реакции рынка видно, что негативный эффект на экономику от коронавируса является основным триггером падения котировок нефти. Это значит, что мировая экономика начнёт постепенное восстановление только после нормализации эпидемиологической обстановки в мире. Так, как это происходит в Китае.
Российская нефтяная отрасль готова к такой волатильности, она одна из наиболее конкурентоспособных в мире. Добыча сохраняется, компании работают в полном объёме. На данный момент Россия продолжает размещать свою продукцию на ключевых рынках.
Что касается цен на бензин, то Правительство и Минэнерго в ежесуточном режиме обеспечивают мониторинг поставок нефтепродуктов на рынок в нужном количестве и контроль за ценами.
Сегодня я также хотел бы послушать выступления председателя Банка России Эльвиры Сахипзадовны Набиуллиной, Министра финансов Антона Германовича Силуанова, Министра экономического развития Максима Геннадьевича Решетникова.
Давайте начнём работу.
Пожалуйста, Эльвира Сахипзадовна.
Э.Набиуллина: Уважаемый Михаил Владимирович! Уважаемые коллеги!
Банк России вчера опубликовал пакет мер по поддержке экономики. По нескольким направлениям мы работали. Мы этот пакет мер вырабатывали в диалоге с представителями бизнеса, с финансовыми институтами.
Мы действительно уже сейчас видим негативное влияние от распространения пандемии. Со сложностями сталкиваются предприятия целого ряда отраслей – это и транспорт, и туризм, малый бизнес. Мы знаем, что сейчас предприятия этих отраслей, а также заболевшие люди будут обращаться в банки для того, чтобы реструктурировать свои кредиты и пролонгировать кредиты, чтобы пережить эти временные сложности. Поэтому мы приняли решение по регуляторным послаблениям, чтобы банки охотнее это делали, чтобы не надо было, как в обычных условиях, создавать дополнительные резервы. Это касается предприятий транспорта, туризма, малого бизнеса и людей, заболевших коронавирусом.
Мы будем мониторить ситуацию, и, если потребуется расширять эти перечни на иные категории, мы, конечно, будем рассматривать и будем готовы это делать. Хочу отметить, что это касается не только банков, но и микрофинансовых организаций, потому что многие люди берут займы там, предприятия малого и среднего бизнеса также берут займы в микрофинансовых организациях.
Второе направление касается ипотеки. Мы по просьбе многих банков включили сейчас ипотечные ценные бумаги в ломбардный список, облегчаем регулирование, с тем чтобы банки охотнее выдавали ипотеку с небольшим первоначальным взносом.
У нас было достаточно жёсткое регулирование по ипотечным кредитам, где первоначальный взнос меньше 20%. Это для того, чтобы и качество кредитов было соответствующим, и люди не попадали потом, что называется, в долговую кабалу. Мы сейчас приняли решения, которые помогут банкам, дадут больше возможностей выдавать кредиты с первоначальным взносом от 20 до 15%.
Готовим ещё меры по ипотечному кредитованию. Понимаем, что они дополнительно нужны будут. Прорабатываем.
Отдельно по малому и среднему бизнесу я хотела сказать, потому что это тот сектор экономики, который нуждается в особом внимании в этот период.
Кроме реструктуризации кредита, у нас есть специнструменты. У нас уже в течение многих лет действовал инструмент – по нему лимит 175 млрд рублей. Этот инструмент направлен на то, чтобы стимулировать банки снижать процентные ставки для малого и среднего бизнеса. И по этому инструменту мы, Центральный банк, раньше предоставляли средства банкам по ставке 6%, сейчас будем предоставлять по ставке 4%. Соответственно, банки будут также обязаны по этой программе снизить процентные ставки для малого и среднего бизнеса. Раньше они были дифференцированы – 9,1–10,1, сейчас мы устанавливаем предел 8,5.
Плюс к этому убираем все ограничения. Раньше программа была направлена на то, чтобы поддерживать в основном производственные предприятия малого и среднего бизнеса, но сейчас мы видим, что и маленькие магазинчики, малый бизнес в сфере услуг сталкивается с проблемами, поэтому мы по своей программе сняли все отраслевые ограничения.
И второе. Мы действительно ввели большую программу (у нас таких больших программ ещё не было) – 500 млрд. Эта программа направлена на поддержание объёмов кредитования. Потому что мы видим, что банки могут начать сворачивать объёмы. Да, они могут реструктурировать существующие кредиты, но, если кредиты погашаются малым и средним бизнесом, не выдавать новые. Мы хотим, чтобы они поддерживали определённые объёмы. В этой программе будут участвовать банки, которые готовы поддерживать эти объёмы кредитования, и на определённую часть своего портфеля они также будут получать этот дешёвый ресурс (относительно дешёвый – 4%), именно выполняя эти требования по объёму. Причём для банков с высоким рейтингом (по российской шкале – три ступени высшего рейтинга) это будут беззалоговые кредиты. И таких банков, по нашей оценке, сейчас около 30. Остальные также смогут участвовать в этой программе, но если будет поручительство нашей Корпорации по развитию малого и среднего предпринимательства. В целом объём программы сейчас – 675 млрд рублей. Мы будем смотреть, как она работает. Если будет необходимо, готовы её калибровать, уточнять. Но основная задача, конечно, сейчас – поддержать финансовыми средствами малый и средний бизнес.
Третье направление, которое, на мой взгляд, очень важно, и нам, наверное, здесь нужно тоже подумать о совместных мерах. Мы видим, что уже сейчас растёт спрос на покупки в интернете. И он будет расти. Одновременно у людей появляется больше потребности переводить деньги своим близким, которые могли попасть в сложную ситуацию. Поэтому мы воспользовались своим правом, которое у нас есть по законодательству, – установить предельные тарифы для переводов – сейчас пока между физическими лицами, в системе быстрых платежей. И это, соответственно, требование будет по отношению к банкам. Банки должны будут придерживаться этих лимитов, когда люди переводят эти деньги. И мы также будем готовы воспользоваться правом, которое у нас есть по законодательству, – установить такой тариф на эквайринг по покупкам в интернете. Совершенно неправильно будет, если цены для людей на онлайн-покупки – а это лучший выбор, когда люди стараются снизить риски заражения, – будут выше из-за высокой стоимости эквайринга. Сейчас там нет регулирования как такового, и мы хотим его установить.
Плюс к этому, помимо других мер, мы ввели регуляторные ограничения. Банки нас очень просили в связи с такой резкой динамикой цен на финансовые активы, движением валюты – мы даём возможность до 30 сентября на балансах не переоценивать стоимость валютных активов, обязательств, фиксируем на 1 марта, и также по стоимости активов.
Также снижаем наши требования по отчётности. Кстати, по проверкам финансовых институтов: мы их все приостанавливаем, кроме тех, которые нуждаются в неотложном реагировании. Такие случаи могут быть, а так мы приостанавливаем все проверки, понимая, что и в финансовых организациях часть персонала может быть переведена на дистанционные формы работы.
Ещё раз хочу повторить, что мы готовы весь этот набор мер, если что, уточнять, корректировать и вместе с Правительством дополнять по мере развития ситуации.
М.Мишустин: Да, большое Вам спасибо.
Пожалуйста, Антон Германович Силуанов.
А.Силуанов: Уважаемый Михаил Владимирович! Коллеги!
Министерство финансов начало реализацию положений, которые включены в план первоочередных мероприятий по реагированию на нынешнюю ситуацию.
План включает целый ряд финансовых мер поддержки бизнеса, населения. Речь идёт об отсрочках по налогам, предоставлении гарантийной поддержки, прямой финансовой поддержки.
Определён объём финансовых ресурсов – 300 млрд рублей – для реагирования на складывающуюся ситуацию.
Уже сегодня мы приняли решение о нулевой ставке таможенной пошлины по ввозимым лекарственным препаратам и медикаментам. Внесён в Правительство Российской Федерации проект закона по предоставлению отсрочек предприятиям и организациям. Мы надеемся, что после рассмотрения на Правительстве парламент оперативно рассмотрит соответствующие предложения.
Также внесены в Правительство предложения по упрощённому порядку закупок для государственных нужд в рамках 44-го закона, где Правительству предоставляется право оперативно принимать решения по таким закупкам. И мы направили письмо участникам внешнеэкономической деятельности о льготном регулировании в случае, если иностранными контрагентами своевременно не выполняются контрактные обязательства. Здесь мы предложили внести соответствующее льготное регулирование.
На этой неделе Государственная Дума приняла в первом чтении закон, который даёт больше возможностей Правительству Российской Федерации оперировать бюджетными ресурсами. Это позволит нам оперативно перенаправлять ресурсы на приоритетные направления, на приоритетные цели. Во втором и в третьем чтении предусматривается рассмотрение через неделю этого законопроекта. Также будем просить парламентариев оперативно рассматривать эти вопросы.
По экономической ситуации мы видим, что, согласно данным Министерства экономики, в целом экономика пока развивается в рамках тех трендов, которые мы планировали: за два месяца рост экономики составил 2,3%. В целом бюджет (пока за два месяца) также исполняется по плану. Мы детально мониторим ситуацию в регионах. Хочу сказать, что субъекты Российской Федерации очень внимательно подошли к формированию своих бюджетных планов. Поэтому рост, который сегодня есть, находится в рамках плановых назначений, даже опережает их.
Мы особое внимание уделяем регионам, в экономике которых присутствуют предприятия, связанные с нефтедобычей и нефтепереработкой. Будем мониторить их. Мы создадим специальный фонд поддержки субъектов Российской Федерации в виде дотаций на сбалансирование субъектов Российской Федерации. Так что будем оказывать оперативную поддержку при необходимости регионам для выполнения их первоочередных обязательств.
М.Мишустин: Спасибо, Антон Германович. Продолжаем работать. Пожалуйста, Максим Геннадьевич (обращаясь к М.Решетникову).
М.Решетников: Уважаемый Михаил Владимирович!
Уважаемые коллеги!
Действительно, как Вы сказали, следим за ситуацией в экономике – и на потребительских рынках, и по секторам экономики, и на рынке труда. Реализуем план, который во вторник Вами был утверждён. Там всего, скажем так, 49 содержательных пунктов, поручений, где реально надо принять решения. Так вот, из них по тринадцати уже решения приняты, оформлены, по двенадцати находятся в высокой степени готовности, то есть, в общем, уже наполовину мы оперативно план реализуем.
При этом о первоочередных мерах, которые приняты, Вы уже сказали: это больничные листы, это мониторинг рынка труда (вчера на комиссии у Андрея Рэмовича детально разбирали этот вопрос). И конечно, очень важно сейчас мониторить не просто безработицу, а перевод на трёхдневную рабочую неделю, вот эти вещи, которые, скажем так, являются предвестниками того, что ситуация с занятостью может обостриться. Такие поручения даны.
Одновременно с этим реализуем большой пакет мер, связанных с поддержкой отраслей. Первая отрасль, которая пострадала, – это туризм. Решение об отмене взносов в резервный фонд «Турпомощь» уже Вами принято, постановление подписано. Законопроект, который даёт право Правительству приостанавливать платежи в так называемые именные фонды, из которых урегулируются убытки туроператоров, – такой проект закона в Правительстве подготовлен и на следующей неделе будет внесён в Государственную Думу.
В пятницу вечером, то есть вчера, мы внесли проект постановления по урегулированию убытков между туроператорами и авиаперевозчиками. Мы вместе с туроператорами и авиакомпаниями его разрабатывали. Понятна оценка средств, которые уже необходимы для этого, соответствующие решения тоже предложены.
По авиаперевозкам: там время есть, и сейчас Минтранс урегулирует эти вопросы.
Вы сказали уже о сфере медицинских товаров, лекарственного обеспечения. Тоже необходимые решения приняты.
Одновременно с этим был принят ряд решений, связанных с нормальным обращением товаров. Уже Антон Германович сказал по поводу валютного контроля, то же самое касается ещё и сертификации продукции. Мы тоже приняли там ряд решений, которые дают возможность… Ведь в связи с коронавирусом есть перебои в инспекционных проверках по сертификации, и мы нашли временное решение вместе с Минпромторгом, как это делать, чтобы у нас нормально шёл поток товаров.
Пакет послаблений для бизнеса. О многом уже сказано: мораторий на проверки, который Вашим поручением введён, отсрочка налогов, которая тоже сейчас сделана административно, но будут изменения в Налоговый кодекс, и они подготовлены – Антон Германович сказал об этом.
Внесли мы в Правительство в пятницу вечером предложения по докапитализации региональных гарантийных фондов, а также микрофинансовых организаций, которые в регионах созданы. Дополнительные средства должны помочь именно микропредприятиям, которые сейчас в наибольшей степени страдают.
При этом есть Ваше поручение, и мы его оперативно реализуем, по поводу моратория на банкротство, то есть приостановить эти процессы в связи со сложной ситуацией. Такой проект закона разработан, согласован и тоже оперативно внесён.
Одновременно с этим мы приветствуем те решения, которые Банк России принял. Вместе с коллегами, мы, конечно, понимаем, что сейчас спрос будет не на новые кредиты, а спрос будет на рефинансирование и реструктуризацию. Поэтому мы внесли изменения в действующую программу – в пятницу также был внесён проект соответствующего постановления в Правительство, который предполагает изменения уже действующих правил.
Плюс к этому работаем дальше над новыми предложениями.
Вы уже сказали, что организована работа по системообразующим предприятиям, более 600 предприятий у нас сейчас в перечне. Вчера на комиссии рассмотрели и утвердили, и со следующей недели (всё, как Вы сказали) начинаем работать, проводить стресс-тесты вместе с отраслевыми органами власти.
При этом надо сказать, что сейчас, конечно, в зоне беспокойства регионы, потому что ситуация очень по-разному складывается в разных регионах: кого-то уже очень сильно затронуло, как крупнейшие города, а где-то пока всё нормально. У нас есть опасения, что вот этот негатив и туда дойдёт, поэтому по поручению Андрея Рэмовича готовим большой селектор с регионами по корректировке их экономической политики, чтобы они были более готовы к тому, если действительно малый бизнес столкнется с крупными проблемами.
Одновременно с этим мы по Вашему поручению готовим второй пакет мер, потому что понимаем, что число отраслей, которые существенно задела эта ситуация, растёт. В первую очередь это общепит и гостиницы. Буквально сейчас проводим встречи с представителями бизнеса, вырабатываем дополнительные меры. Соответственно за следующую неделю сделаем необходимые обобщения и по Вашему поручению подготовим предложения во второй пакет мер.
Плюс, конечно, постоянная работа с малым бизнесом. Он самый пострадавший, ему необходимы наибольшее внимание и первоочередные предложения.
Работаем.
М.Мишустин: Спасибо, Максим Геннадьевич.
<…>