Совещание
Вступительное слово Михаила Мишустина
Доклад Владимира Якушева о программе модернизации коммунальной инфраструктуры малых городов
Сообщение губернатора Ярославской области Дмитрия Миронова
Вопрос депутата Государственной Думы от Ярославской области Валентины Терешковой
Сообщение руководителя Федерального агентства по туризму Зарины Догузовой
Перед совещанием Михаил Мишустин ознакомился с проектами Ярославской области, победившими во Всероссийском конкурсе лучших проектов создания комфортной городской среды в малых городах. Председателю Правительства были представлены проекты благоустройства общественных пространств городов Переславль-Залесский, Ростов Великий и Углич.
Всероссийский конкурс лучших проектов создания комфортной городской среды в малых городах и исторических поселениях организован по поручению Президента Владимира Путина и впервые состоялся в 2018 году. Конкурс проводится ежегодно в рамках реализации национального проекта «Жильё и городская среда» с призовым фондом 5 млрд рублей. В конкурсе могут участвовать малые города с численностью населения до 100 тысяч человек включительно, а также исторические поселения федерального и регионального значения.
Переславль-Залесский (гранты 75 млн и 90 млн рублей, 2018 и 2020 годы). Единственный город региона, победивший в конкурсе дважды. Реализованный проект благоустройства Народной площади, которая является центральной площадью города, и примыкающей к ней набережной реки Трубеж – это первый этап преображения центрального общественного пространства города, места проведения общественных и культурных мероприятий, ярмарок, городских праздников.
Проект благоустройства, победивший в 2020 году, предусматривает создание набережной Плещеева озера с городским пляжем, местами отдыха, спортивными игровыми площадками, необходимыми для комфортного досуга бытовыми объектами, а также нестационарными объектами торговли, проката.
Ростов Великий (грант 50 млн рублей, 2018 год). Реализация проекта позволила благоустроить территорию Соборной площади – главной площади Ростова Великого, с которой открывается основной вид на Ростовский кремль. Также благоустроена часть исторической улицы Каменный Мост – главного подъезда и подхода к кремлю. Эти территории стали первым этапом комплексной программы благоустройства центра Ростова Великого. Преображение Соборной площади реализовывалось синхронно с реставрацией (воссозданием) уникального памятника истории и культуры – Ростовского конюшенного двора – при поддержке Министерства культуры.
Углич (грант 75 млн рублей, 2020 год). В проекте – формирование
связного пешеходного маршрута от автовокзала до набережной Волги вдоль
Каменного ручья через парк Победы, организация ярмарочной торговли местных
производителей сувенирной продукции.
Совещание о развитии малых городов
Из стенограммы:
М.Мишустин: Добрый день, уважаемые коллеги!
Сегодня мы проводим совещание в рамках региональных поездок в замечательном городе Переславле-Залесском. Такой выбор неслучаен. Посещая Ярославскую область, мы намеренно приехали не в столицу региона, чтобы на месте, на примере Переславля, посмотреть, с какими трудностями сталкиваются люди именно в малых городах. Они все очень разные, но многие проблемы общие: изношенные коммунальные сети, сложности с газификацией, плохие дороги, нехватка средств на городские нужды – всё это мы видим. В таких городах живёт почти 30 миллионов человек. По сути, это бóльшая часть нашей страны, 86% всех городов, которые есть в России, и мы не должны о них забывать. Уровень жизни наших людей везде, в любой точке страны, должен быть достойным, а бытовые условия – комфортными.
Сегодня малым городам не под силу решить многие проблемы, и сейчас мы подробно об этом говорили на представлении проектов, которые нам показали руководители нескольких городов Ярославской области.
Правительство принимает меры, чтобы поддержать малые города, сделать их лучше, удобнее для людей. Региональные власти должны уделять им внимание, а не концентрироваться только на крупных центрах. И находить для этого новые формы, которые подходят именно для этих малых городов.
Например, при поддержке Правительства уже не первый год проводится Всероссийский конкурс лучших проектов создания комфортной городской среды в малых городах и исторических поселениях. Только что мы видели презентации его призёров – это проекты развития Углича, Переславля-Залесского и Ростова Великого.
По инициативе Президента России конкурс проводится с 2018 года в рамках национального проекта «Жильё и городская среда». Ежегодно мы определяем не менее 80 победителей. Призовой фонд был 5 млрд рублей, но со следующего года мы его в два раза увеличим. Средства идут на реализацию самых удачных проектов, 80 из которых уже воплощены в жизнь.
Участники совещания
-
PDF
139Kb
Список участников совещания по вопросам развития малых городов, 13 марта 2020 год
Есть ещё одна новость: финал этого конкурса мы будем проводить в сентябре. То есть сделаем это гораздо быстрее, чтобы те, кто что-то не успел доделать или не предусмотрел в своих проектах, могли реализовать это за достаточно короткое время.
Очень важно, что жители с самого начала участвуют в разработке и обсуждении таких проектов. Как Вы сегодня сказали, Анатолий Геннадьевич (А.Курицин, глава Угличского муниципального района), именно жители придумали, а Вы как представитель этих жителей представили этот проект. Это их инициативы и пожелания, будущее их родных городов. И им решать, где будут парки, пешеходные зоны, новые детские и спортивные площадки. Хорошо, что выбор победителей происходит открыто и понятно для тех, кто проживает в этих городах.
Конечно, малым городам России нужны площадки для развлечений и отдыха, а известным историческим местам и центрам туризма, таким как Переславль, – ещё и новые гостиницы, кемпинги, просто современная, комфортная инфраструктура.
При этом повседневная жизнь людей требует самого насущного, без чего комфорт невозможен. Это, как мы уже говорили, и новые трубы, и канализация, и электросети. Благополучие каждого муниципалитета прямо зависит от того, насколько надёжны его инфраструктура и ЖКХ. С этим напрямую связано строительство жилья, дорог, развитие бизнеса, улучшение экологии – всё то, чем мы занимаемся в рамках наших национальных проектов.
Именно поэтому Правительство разработало программу помощи малым городам. Она предусматривает модернизацию объектов коммунальной инфраструктуры с общим износом более 60%. На эти цели в 2020 году будет выделено 1,5 млрд рублей. И Переславль-Залесский вошёл в число пяти пилотных регионов при реализации этой программы. Запланировано направить 300 млн рублей на эти цели в 2020 году.
Я бы хотел, чтобы мы сейчас обсудили, как реализуется программа поддержки малых городов по всей стране и конкретно в Ярославской области. Хочу передать слово Министру строительства и ЖКХ Российской Федерации Владимиру Владимировичу Якушеву и потом попросить выступить Дмитрия Юрьевича Миронова, губернатора Ярославской области.
Пожалуйста, Владимир Владимирович.
В.Якушев:
Уважаемый
Михаил Владимирович, уважаемые коллеги! Действительно, сейчас были представлены
проекты, которые реализованы на территории Ярославской области по конкурсу
малых городов и исторических поселений, когда граждане определяют, какие
общественные пространства сегодня необходимо благоустроить в малых городах и
исторических поселениях. Мы видим, какой хороший эффект мы имеем. Эффект,
естественно, социальный, потому что сами люди определяют, какие пространства
сегодня необходимо благоустроить. И помимо этого мы видим, конечно,
экономический эффект, потому что вокруг этих общественных пространств
развивается малый бизнес. У нас малые города и исторические поселения всегда
претендуют на то, что у них активно должен развиваться туризм, и такие результаты
при реализации этих проектов мы тоже замечаем.
Михаил Владимирович, Вы сейчас уже сказали во вступительной речи о том, что разработана программа «60+». Эта программа начиналась с поручения после Сочинского инвестиционного форума по предложениям бизнес-сообщества. И «60+» – это как раз та коммунальная инфраструктура, где износ составляет более 60%.
Когда мы запросили все проекты с территории нашей огромной страны, от субъектов Российской Федерации, конечно, это были большие запросы. Я даже не буду называть сумму, которую запросили субъекты – она была достаточно приличной. Но когда мы начали задавать вопросы и вникать в эти проекты, приглашая субъекты Российской Федерации для их обсуждения в министерства, то мы увидели, что используемые сегодня в большинстве субъектов технологические решения, особенно там, где речь идёт о схемах теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения, требуют достаточно серьёзной актуализации. Поэтому министерство вышло в Правительство с предложением в этом году подготовить пять пилотных проектов. И на основе пяти пилотных проектов показать те эффекты, которые мы можем получить в конкретных муниципальных образованиях, и эффекты не только социальные, когда люди начинают получать качественные услуги, но и экономические, потому что у нас всегда существует некое мнение о том, что деньги, вложенные в жилищно-коммунальное хозяйство, это не всегда эффективно. Поэтому на примере этих пяти муниципальных образований мы как раз и хотим показать, что данные проекты имеют в том числе и экономическую эффективность.
У нас на представленных слайдах обозначены ключевые цели и задачи, которые мы ставили перед собой. Естественно, это системное обновление объектов коммунальной инфраструктуры, но главная задача, которую мы ставили, – что должны применяться новейшие технологии, такие как установка систем погодного регулирования, бестраншейная прокладка всей инфраструктуры, а также переход на пластик. Также это снижение аварийности на объектах, повышение качества коммунальных услуг и, естественно, обеспечение комфортных условий проживания наших граждан.
Что очень важно: если мы даём так называемый федеральный грант, то у нас повышается ликвидность имущественного комплекса в жилищно-коммунальном хозяйстве, а это, соответственно, делает возможным привлекать туда частного инвестора. Также мы создаём условия для реализации национальных проектов, потому что достаточно хорошая коммунальная инфраструктура – это возможность для развития жилищного строительства в наших городах. Те национальные проекты, которые связаны сегодня со строительством социальных объектов, очень часто упираются в то, что наша коммунальная инфраструктура не может обеспечить технологическое подключение к этим объектам.
Следующий вопрос: основания формирования программы. Мы к этому относили высокую аварийность, низкую надёжность, сверхнормативный износ, ухудшение качества предоставления коммунальных услуг. При этом доля сетей со степенью износа свыше 60% в сфере теплоснабжения в Российской Федерации составляет 52,8%. Что касается сферы водоснабжения и водоотведения – это 60,5%.
Очень важно было определиться с критериями отбора регионов и самих проектов, поэтому, когда мы выбирали для «пилотов» проекты, мы должны были получить определённые результаты поле их реализации. Что необходимо? Фактический износ объектов коммунальной инфраструктуры после реализации всех мероприятий должен снизиться не менее чем на 10%. Для проектов, которые мы взяли для реализации, на данный момент нет возможности финансирования за счёт собственных и заёмных средств и они не являются объектами инвестиционных программ. Уровень софинансирования регионов мы предложили в объёме не более 2–4% – это соответствует тем требованиям, которые применяются сегодня при реализации национальных проектов. Срок реализации проекта не должен превышать трёх лет, а совокупные операционные эффекты обеспечивают окупаемость проекта в срок не более пяти лет.
Также хочется отметить, что проект нормативно-правового акта сегодня находится на стадии межведомственного согласования. Если сегодня, Михаил Владимирович, мы получим от Вас конкретные поручения, то мы готовы в достаточно короткий срок отработать, для того чтобы согласовать данный проект.
Что касается технологических эффектов, это обновление самой системы, это оптимизация схем тепло- и водоснабжения и водоотведения, без которых невозможна реализация этих проектов. Это и снижение аварийности, обеспечение территории объектами инфраструктуры в рамках реализации нацпроектов.
Говоря об экономических эффектах, мы прежде всего отмечаем повышение ликвидности активов; обеспечение безубыточности деятельности предприятий ЖКХ (это очень важно); снижение удельных операционных затрат и исключение оснований для вынесения предписаний и штрафов. Вся система жилищно-коммунального хозяйства в муниципальном образовании, если она имеет высокий износ, постоянно находится под угрозой уплаты больших экологических штрафов, поэтому всё это было учтено, когда мы разрабатывали подходы к данной программе.
И конечно, необходимо, чтобы в дальнейшем было
благоустройство территорий после реализации этих мероприятий, а также
синхронизация с мероприятиями других национальных проектов и федеральных
программ, что создаёт серьёзный мультипликативный эффект в конкретных
муниципальных образованиях.
Теперь о конкретных муниципалитетах. Это Оренбургская область, город Орск; это Ярославская область, город Переславль-Залесский, где мы сегодня находимся; это Республика Марий Эл, город Козьмодемьянск; Алтайский край, город Новоалтайск; Кемеровская область, городской округ Белово. Проекты, осуществляемые в этих городах, которые мы сегодня предлагаем рассмотреть, реализуются в сферах теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения.
Если мы говорим о городе Орске, то расходы составляют порядка 385 млн рублей, и эти денежные средства реализуются в два этапа в течение двух лет. Причём экономический эффект, который мы получаем с учётом уменьшения операционных затрат, экологических штрафов и, самое главное, того, что у нас не увеличиваются тарифы, составляет порядка 1 млрд 435 млн рублей. Поэтому здесь мы видим конкретный экономический эффект.
Что касается Переславля-Залесского... Я думаю, что коллега продолжит потом моё выступление – мы вместе отрабатывали этот проект, – подтвердит в том числе наши совместно рассчитанные экономические эффекты. Расходы на проект составят порядка 916 млн рублей, а эффект, который мы получаем, – это 945 млн за три года. Поэтому от реализации данного проекта есть тоже экономический эффект.
Что касается Марий Эл: расходы – 327, эффекты – 461. Новоалтайск: расходы – 630, эффект – 1 млрд 485 млн. Кемеровская область: расходы – порядка 900 млн рублей, а эффекты, которые мы получаем, – 1 млрд 200 млн рублей.
Естественно, главный оппонент здесь у нас, с кем мы обсуждали эти программы, это Минфин, – поэтому нам было важно доказать как раз, что финансовые ресурсы, наложенные на правильные технологические решения дают в том числе и экономический эффект при реализации этих проектов.
В нашей презентации также – предпосылки для реализации. Они здесь перечислены.
Наверное, Михаил Владимирович, главное предложение, которое мы сегодня выносим на эту площадку и надеемся на поддержку, – мы хотим предложить реализовывать данный проект среди малых городов также на конкурсной основе. Тот опыт, который мы получили при реализации конкурса малых городов и исторических поселений, сподвигнул нас как раз на данное предложение.
Что мы получили от реализации конкурса малых городов и исторических поселений? У нас растут компетенции в рамках наших муниципальных и региональных команд. В рамках реализации проекта идёт постоянный обмен лучшими практиками. Мы видим, что каждый год те проекты, которые заявляются на конкурс, становятся всё сильнее. Мы видим, что сегодня, когда местом сборки этих проектов становится муниципалитет, здесь уже идут дополнительные эффекты. Потому что в городе собираются другие национальные проекты, такие как «Безопасные и качественные дороги», «Жильё и городская среда». И естественно, здесь мы можем говорить ещё и о том, что будет работать такая серьёзная программа, как капитальный ремонт нашего жилого фонда. И когда такие возможности появляются, то лицо наших городов меняется, настроение наших граждан будет улучшаться, и, конечно же, мы получим в том числе и экономические эффекты.
Когда мы посмотрели компетенции наших региональных и муниципальных команд, здесь есть над чем работать. Я думаю, если мы изберём конкурсный подход, это даст возможность нам сформировать компетенции в наших муниципалитетах, сделать специалистов, которые работают сегодня в сфере жилищно-коммунального хозяйства, ещё более подготовленными. И, естественно, те технические и технологические решения, которые будут применяться (а обмен лучшими практиками позволит более сильным муниципалитетам подтягивать несколько слабые муниципалитеты), в конечном итоге сыграют на получение положительного эффекта в рамках страны.
Мы предложили здесь объёмы финансирования, но это только предложения для обсуждения, естественно. Если Вы дадите поручение, то мы готовы совместно с Минфином подготовить эти поручения. Но главное предложение, которое мы сегодня формулируем, – поддержать наши малые города в рамках программы «60+» на конкурсной основе. Тогда появится второй конкурс у малых городов, что даст возможность достаточно активно двигаться, получать федеральные гранты и реально работать на то, чтобы наши малые города менялись, и мы не только получали красивые общественные пространства и хорошую коммунальную инфраструктуру, но и развивали экономический потенциал наших малых городов.
Д.Миронов: Уважаемый Михаил Владимирович, уважаемые коллеги! Я рад приветствовать вас сегодня здесь, в Ярославской области, и благодарен, что вопросы развития малых городов России мы обсуждаем на древней Переславской земле.
Переславль – это лишь один город нашего региона из целого ожерелья малых городов, с большой историей. В 2021 году в Переславле-Залесском пройдут торжественные мероприятия, посвящённые 800-летию со дня рождения князя Александра Невского. Переславль-Залесский открывает ярославскую часть старейшего в России туристского маршрута «Золотое кольцо», в который также входят и Ростов Великий, и Углич, столицей «Золотого кольца» является город Ярославль.
В регионе есть и другие, тоже по-своему уникальные города – Гаврилов-Ям, Тутаев (в прошлом Романов-Борисоглебск), Данилов, Пошехонье, Любим, Мышкин, и правительство области видит свою задачу в том, чтобы в малых городах развивалась экономика, туризм, культура, чтобы в них было удобно и комфортно жить, чтобы люди гордились своей малой родиной.
До недавнего времени большинство из них строились по принципу моногородов, когда вся жизнь и все ресурсы замыкались на градообразующие предприятия. Сегодня эта практика не работает, поэтому мы взяли курс на создание в малых городах территорий опережающего социально-экономического развития. Такие территории в нашем регионе созданы в Тутаеве, Ростове и Гаврилов-Яме.
Буквально перед совещанием Вы, Михаил Владимирович, познакомились с результатами участия муниципальных образований Ярославской области во Всероссийском конкурсе по созданию комфортной городской среды в малых городах и исторических поселениях. Этот конкурс был организован по поручению Президента России Владимира Владимировича Путина. За три года нам удалось многое сделать. Реализовано несколько знаковых проектов.
Я хотел бы поблагодарить Минстрой и Министерство финансов за поддержку и высокий уровень взаимодействия. Мы прекрасно понимаем, что своими силами нам не решить все вопросы, которые длительное время копились в регионе, поэтому подобные конкурсы – это хороший, действенный инструмент, которым мы успешно пользуемся.
При этом мы стараемся задействовать и другие возможности для развития малых городов. В частности, область активно включается в проекты Минстроя. Владимир Владимирович (Якушев) уже об этом говорил. Например, в программу модернизации объектов коммунальной инфраструктуры со степенью износа свыше 60% на 2020–2022 годы. В нашем регионе особо остро стоит этот вопрос как раз в Переславле-Залесском.
Мы стараемся реализовывать комплексный подход к благоустройству территорий. Помимо федеральных программ максимально задействуем средства регионального, местных бюджетов. Это даёт нам возможность поддерживать и развивать малые города. Мы привлекаем к работе по благоустройству городской среды и активных жителей.
В 2019 году была продолжена реализация губернаторского проекта «Решаем вместе!». Он направлен на поддержку инициативного бюджетирования. Проект реализуется с 2017 года и очень популярен среди населения. Население поддерживает и активно включается в эту работу. За три года нам удалось благоустроить около 1,5 тыс. объектов. Все они выбираются по инициативе жителей и благоустраиваются при их непосредственном участии.
Также я хотел бы отметить, что малые города – это своего рода стержень России. Я считаю, что мы должны приложить максимальные усилия для их сохранения, их развития.
Хотел бы ещё раз поблагодарить, что такое важное совещание мы проводим здесь, в Ярославской области, на Переславской земле.
М.Мишустин: Спасибо за выступления, уважаемый Владимир Владимирович, уважаемый Дмитрий Юрьевич.
Первое, что я считаю необходимым, – принципиально поддержать эту программу. Для нас это особая социальная задача. Задача, если хотите, особой важности. Здесь должны быть предложены достаточно комплексные подходы, выверенные и точные технические решения, чтобы средства были вложены с максимальной эффективностью. И очень хорошо, что вы с Министерством финансов всё это проработали. Потому что основная причина аварий наших коммунальных систем – это их крайний износ. Все это знают, но, к сожалению, в последнее время таких ЧП становится больше и больше. И решение, конечно, только одно – обновить и модернизировать объекты ЖКХ. Это и есть основа развития российских городов на многие годы вперёд, о чём сказал Владимир Владимирович. Правильная модернизация этой устаревшей инфраструктуры даст возможность получить и экономический, мультипликативный эффект, в том числе развивать строительство и обустроить наши города.
Поэтому я хотел бы поручить Минстрою подготовить проекты решений о финансировании работ в пяти пилотных регионах. Но ещё до завершения поручаю Минстрою и Минфину до 1 июля 2020 года проработать вопрос о том, чтобы с 2021 года распространить программу модернизации коммунальной инфраструктуры на другие города с населением до 100 тысяч человек. Конечно, наладить систему мониторинга за состоянием инфраструктуры ЖКХ – со степенью износа, как мы уже говорили, более 60%. Мне кажется, это правильно. И надеюсь, что мы совместно примем соответствующие выверенные решения.
Теперь предлагаю перейти к вопросам и предложениям участников совещания. Пожалуйста, если есть желающие, прошу.
И.Щеголев (полномочный представитель Президента в Центральном федеральном округе): Дмитрий Юрьевич (Миронов) уже упомянул, что в следующем году будет празднование
800-летия со дня рождения Александра Невского. Переславль-Залесский не просто город,
связанный с его памятью, это его родина, здесь он крестился. Указом Президента в 2014 году
создан организационный комитет, который традиционно возглавляет Министр культуры. И я попросил бы
Правительство обновить состав этого комитета в связи с прошедшими изменениями и
поддержать заявку (областные власти достаточно скромные) по ряду работ на территории
города, которые приурочены к этому празднованию и связаны, в частности, как раз со Спасо-Преображенским собором,
где и крестился Александр Невский.
М.Мишустин: Спасибо. Обязательно примем.
С.Курах (член Торгово-промышленной палаты Ярославской области, заместитель генерального директора ОАО «Залесье», Переславль-Залесский): Я представляю интересы бизнеса города Переславля-Залесского. Город Переславль-Залесский уникален тем, что является как бы мини-фотографией всей Ярославской области. Здесь богатейшая история, потрясающие, уникальные природные ландшафты и памятники и очень хорошо развитые промышленность и бизнес. На население в 40 тысяч человек в Переславле-Залесском приходится более 300 предприятий различных форм собственности – от индивидуальных предпринимателей до крупного бизнеса и предприятий, входящих в список предприятий, имеющих федеральное значение.
В городе, как и во многих городах России, есть территория, включённая в охранную зону, – национальный парк «Плещеево озеро». И социально-экономическая деятельность хозяйствующих субъектов, а также проекты развития населённых пунктов – всё согласовывается с 33-м Федеральным законом «Об особо охраняемых природных территориях» и находится в юрисдикции Министерства природных ресурсов и экологии. Проблема связана с тем, что нет правил, не разработан административный регламент, в результате всё согласование происходит, во-первых, в длительные сроки, от полугода и более. Потому что – и здесь нет вины Минприроды, нет вины людей, которые работают здесь, на территории, – просто нет правил, по которым нужно вести эту работу, нет соответствующего административного регламента. И в результате развитие бизнеса буксует, как и развитие муниципального образования. Всё должно согласовываться исключительно с Минприроды.
Поэтому летом 2019 года был размещён проект такого административного регламента на соответствующем федеральном сайте, но, к сожалению, результата никакого нет. Актуальность на сегодняшний день достаточно высока. И поэтому просим вернуться к вопросу публичного обсуждения этого административного регламента и принять его в этом году, для того чтобы можно было нормально развиваться.
М.Мишустин: Спасибо, Светлана Геннадьевна. Я скажу несколько слов и попрошу ещё Викторию Валерьевну (Абрамченко) прокомментировать. Вообще в рамках национального проекта «Экология» мы планируем сформировать инфраструктуру экологического туризма в 32 национальных парках. У нас на долю посетителей особо охраняемых природных территорий приходится около 10% турпотока. Это очень важно, и этим давно и долго занимаются. Я знаю, что избыточные требования к бизнесу достаточно серьёзные. Все боятся что-то нарушить, а на самом деле не можем ничего построить, даже какие-то простые объекты, которые достаточно очевидны для людей, которые там живут, и не навредят точно экологии. Мы этим будем заниматься. И просил бы два слова сказать Викторию Валерьевну. Пожалуйста.
В.Абрамченко: Уважаемый Михаил Владимирович, уважаемые коллеги. Спасибо. Очень хороший вопрос. По Вашему поручению мы уже работаем в этом направлении. Вместе с сенаторами подготовили соответствующий законопроект, который снимает ограничения, о которых Вы, Светлана Геннадьевна, говорите.
Это действительно ограничения, связанные с оборотом земельных участков и с возможностью реконструировать либо строить объекты капитального строительства на территории населённых пунктов, которые расположены внутри ООПТ и, соответственно, национальных парков.
По такому законопроекту сейчас Правительством готовится положительное заключение, и с учётом Ваших предложений мы его доработаем ко второму чтению. В этом году этот закон будет принят.
Что касается административного регламента. Уже ускорились, и в этом году этот административный регламент также будет принят.
Относительно поддержки туристического потока на территории ООПТ «Плещеево озеро». Федеральное финансирование в необходимом объёме выделено, заключено соглашение. Я знаю, что региональная команда прорабатывает сейчас другие направления, та самая синергия, о которой говорил Владимир Владимирович (Якушев), – это раздельный сбор мусора на территории и это очистные сооружения.
С.Курах: Это действительно системная проблема. В том, что касается экологического туризма, мы, наверное, и 5% того потенциала, который у нас есть, не используем. Мы просто всё зарегламентировали, запретили, у нас поэтому, собственно, и не развивается вся эта история. Поэтому мы готовы тоже активно, Виктория Валерьевна, в этот процесс включиться.
Что касается темы сегодняшнего совещания по малым городам. Мы очень внимательно и в прошлом году, и в этом году этот вопрос рассматривали. Что мы увидели? По сути, туризм является либо ключевым фактором экономического роста этих городов, либо одним из ключевых. Что даёт качественное, правильное и системное развитие туризма на этих территориях? Во-первых, рабочие места. Молодёжь остаётся в этих регионах. Туризм – самый большой мультипликатор, и одно гостиничное место позволяет создать до 10 рабочих мест ещё и в смежных отраслях. Это самая МСП-ёмкая, если так можно выразиться, отрасль экономики, она генерирует больше всего малого и среднего предпринимательства. Мы даже считали: если мы приводим в туристически привлекательное состояние два километра улицы, то это автоматически генерирует создание порядка 350 малых и средних предприятий, не говоря уже о сохранении культурного потенциала, желании людей ездить по этим городам, наслаждаться атмосферой, изучать культуру и историю нашей страны.
Какие системные проблемы мы видим? Если туризм – отрасль экономики, она должна приносить доход. Мы видим, что по городам низкий средний чек, малое количество ночёвок, богатый иностранец практически не едет, молодёжь наша практически перестала ездить по Золотому кольцу, практически нет возвратных туристов.
М.Мишустин: У меня есть предложение, давайте дослушаем вопросы, а потом я дам слово, и Вы расскажите о концепции.
И.Казин (совладелец ООО «Сеть туристических агентств "Яроблтур"», председатель комитета по туризму Торгово-промышленной палаты Ярославской области): Уважаемый Михаил Владимирович, я представляю сферу реального туризма. Каждый выступающий уже сказал, что мы здесь, в Переславле, в уникальном месте. У меня короткое и конкретное предложение. Прошу Вас поддержать проект в сфере экотуризма по созданию экокурорта федерального уровня путём создания особой экономической зоны туристско-рекреационного типа «Переславль-Залесский». Если этот механизм будет реализован, то, о чём мы все сейчас говорим, то это даст толчок развитию не только в Переславле-Залесском, где потенциал во многом не используется, но и всех малых городов Ярославской области.
А.Клячин (председатель совета директоров AZIMUT Hotels): Я тоже хотел поддержать. Клячин Александр Ильич, «Азимут». Хотел, во-первых, поблагодарить Михаила Владимировича, Дмитрия Юрьевича за то, что это совещание проходит в нашей гостинице, которой мы управляем. Это очень почётно, большая честь для нас.
Хотел поддержать то, что сказали предыдущие коллеги, и то, что говорили представители Ростуризма. Мы с Ростуризмом и с Минэкономразвития как раз обсуждаем в целом программу и понимаем, что развитие туристического потенциала таких городов, как Переславль-Залесский, конечно, комплексное. Тут и транспортная инфраструктура, тут и приведение в порядок ЖКХ, центра города, о чём говорили предыдущие ораторы. Но здесь в дополнение к колоссальному культурно-познавательному или религиозному потенциалу, конечно, должно быть развитие экотуризма. Человек, приезжающий сюда, один день ходит, смотрит, условно, те памятники архитектуры, которые здесь есть, и если ничего здесь больше нет, то он и уедет. А он современный человек. Если мы хотим привлечь, как Зарина Валерьевна (Догузова) говорила, другое, новое поколение людей, не пожилых иностранцев, которые ездят, смотрят исторические места, если мы хотим привлечь москвичей, других жителей центральных городов, то им нужны и велодорожки, им нужны и дорожки для шведской ходьбы – всё то, к чему мы уже привыкли в нашей жизни, и в этом нет никакого противоречия с экологическим статусом, со статусом ООПТ. Просто действительно должен быть чёткий регламент. На сегодняшний день 100% города и 25% городского округа – это режим ООПТ и, как правильно сказала Светлана Геннадьевна, нет чёткого порядка. Может, все и готовы это соблюдать, и всё соответствует, но... Чем велодорожка помешает режиму ОПТ? Но как конкретно это согласовать, непонятно. Мы, управляя этим отелем, чувствуем эту проблему на себе. Одна ночёвка, а так могли бы быть длинные выходные – две-три.
М.Мишустин: Поговорим ещё о туризме в конце.
Первое. Абсолютно поддерживаю, что необходимо и дальше, сделав такой якорь, гостиницу, поддерживать мультипликативный эффект, который даёт туризм, то есть создавать и развивать такие зоны. В рамках нацпроекта «Экология» мы такую работу ведём. И как раз «Плещеево озеро» вошло в число проектов по созданию инфраструктуры экотуризма. Это уже очень хорошо.
Я знаю, что из федерального бюджета уже около 6 млн рублей на «Кладовую солнца» выделено. Конечно, этого, наверное, недостаточно. И здесь нужно бережно сохранять и приумножать те самые ландшафты, о которых Вы говорили.
Хочу дать поручения Вам, Виктория Валериевна (Абрамченко), и Зарине Валерьевне (Догузовой) совместно с правительством Ярославской области разработать концепцию развития экологического туризма в национальном парке «Плещеево озеро». Прямо на этом сосредоточьтесь конкретно. А правительству Ярославской области – дать предложения по развитию экологического туризма для малого и среднего бизнеса. Я абсолютно уверен, что это можно сделать.
Особая экономическая зона туристического типа в этом смысле – это целый набор инструментов, о которых надо подумать, о чём сказала Зарина Валерьевна. И также в рамках этой работы надо подумать над изменениями в законодательство для того, чтобы дать импульс развитию экологического туризма.
В.Терешкова (депутат Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от Ярославской области): Михаил Владимирович, мы все, ярославцы (и не только ярославцы), обеспокоены состоянием реки Волги. Она загрязнена, и все учёные подтверждают это, но самая большая опасность, которая сейчас грозит, – это строительство целлюлозно-бумажного комбината на берегу Рыбинского водохранилища. Это верховье Волги, рядом Дарвинский заповедник, это место, где любят отдыхать наши жители. И естественно, все наши попытки направлены на то, чтобы убедить, что этого делать нельзя, будет погублена река. Поэтому я прошу Вас: пожалуйста, поддержите нас. Мы обращались и к Президенту, обращаемся к Вам: помогите нам сохранить нашу Волгу.
М.Мишустин: Валентина Владимировна, мы изучали этот вопрос. Хочу сказать, что мы понимаем, что ресурсы Рыбинского водохранилища практически исчерпаны, они просто не справятся с дополнительными сбросами от производства целлюлозы, и значит, соответственно, пострадает качество воды и инфраструктура вокруг, экология. Полностью согласен с теми жителями области, которые считают, что заводу здесь не место. Все хотят дышать нормальным воздухом, пить чистую воду, а завод повлияет нелучшим образом на экологическую ситуацию в регионе, её сильно ухудшит. Я знаю, что компания не предоставляет документы и информацию, которые могли бы это опровергнуть. Поэтому Правительство однозначно не поддерживает эту идею. Я думаю, что на этом мы вопрос закроем.
Ю.Герасимов (заместитель директора Института биологии внутренних вод имени И.Д.Папанина Российской академии наук, доктор биологических наук): Михаил Владимирович, большое спасибо за поддержку в плане нестроительства целлюлозного завода на берегу Рыбинского водохранилища, потому что там и так крайне неблагоприятная ситуация, а дополнительная нагрузка сыграла бы очень плохую роль в жизни Рыбинского водохранилища.
Я представляю Институт биологии внутренних вод имени И.Д.Папанина Российской академии наук. Мы проводим мониторинг по всей Волге. Каждый год у нас судно ходит и снимает все необходимые показатели. Кроме этого целлюлозного завода нас беспокоят проблемы, которые есть у большинства больших городов на Волге, – это загрязнение. Это мощное загрязнение в черте города и ниже, буквально шлейф идёт от этого загрязнения. Всё это связано с большим износом очистных сооружений, которые с советского времени ещё не ремонтировались. В городе Ярославле нас очень беспокоит качество воды и ниже Ярославля тоже – шлейф доходит до границы с Костромской областью. Связано это с очень высоким износом, 60% и больше, очистных сооружений, которые являются собственностью акционерного общества «Ярославский водоканал». В настоящее время очистные сооружения не входят в федеральную программу оздоровления Волги, без чего невозможно достичь показателей национального проекта «Экология». В этой связи, я думаю, может быть, целесообразно всё-таки включить реконструкцию этих очистных сооружений в национальную программу, чтобы исправить эту ситуацию, потому что с точки зрения специалиста качество воды здесь очень нехорошее.
М.Мишустин: Да, абсолютно поддерживаю. Но поскольку «Ярославльводоканал» на балансе у вас, да, Дмитрий Юрьевич? Тогда можно послушать местную власть?
Д.Миронов: Виктор Станиславович, пожалуйста, прокомментируйте ситуацию.
В.Неженец (заместитель председателя правительства Ярославской области): Уважаемый Михаил Владимирович, уважаемый Дмитрий Юрьевич! В настоящий момент при реализации национального проекта «Экология» в разрезе федерального проекта «Оздоровление Волги» у региона возникла проблема с включением мероприятий по реконструкции очистных сооружений и канализации в городе Ярославле, принадлежащих на праве собственности акционерному обществу «Ярославльводоканал», которое является самым крупным загрязнителем реки Волги на территории области и 100% акций которого принадлежит правительству Ярославской области. Акционерным обществом завершается сегодня разработка проектно-сметной документации на реконструкцию очистных сооружений и канализации Ярославля. Без реализации данных мероприятий невозможно будет достичь целевого показателя проекта оздоровления Волги на территории региона, который предусматривает сокращение в три раза доли загрязнённых сточных вод, отводимых в реку Волгу. Действующими правилами, являющимися приложением к государственной программе Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильём и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», предусмотрено выделение субсидий из федерального бюджета только на объекты капитального строительства и реконструкции, находящиеся в муниципальной или государственной собственности. Таким образом, региональные предприятия, находящиеся в 100-процентной собственности субъектов, получить данную субсидию не могут. Прошу, Михаил Владимирович, если есть возможность, оказать содействие в решении данного вопроса.
М.Мишустин: Спасибо. Вообще очищение Волги в
рамках нацпроекта – это важнейшее мероприятие для всех нас.
Великая река и улучшение экологии этой реки, мне кажется, благотворно скажется
на качестве жизни миллионов людей. Если законодательство этому препятствует,
надо исправлять. Поэтому я хочу поручить Минстрою до 1 мая представить в
Правительство поправки к правилам предоставления субсидии регионам из федерального
бюджета и именно разрешить выделять средства на строительство и реконструкцию
очистных сооружений, которые находятся в собственности акционерных обществ. Так
мы это и сделаем, и тем более это оправданно в случае с «Ярославльводоканалом»
– основным загрязнителем Волги в этом районе, на территории этого региона.
Средства на реконструкцию очистных сооружений в Ярославле есть. Это, кстати, около 7 млрд рублей до 2024 года. Поэтому так и сделаем.
З.Догузова (руководитель Федерального агентства по туризму): Туризм, конечно, не является большой темой нашего совещания, но я затрону три системные проблемы и сделаю конкретные предложения.
У нас Золотое кольцо, этот маршрут знают все, Москва, 20-миллионный город и входные ворота для миллионов туристов со всего мира, – нам нужно эти потоки куда-то ещё направлять и перенаправлять кроме Санкт-Петербурга, куда они сейчас в основном ездят.
Поэтому для нас ревитализация Золотого кольца, его переосмысление, его редевелопмент в туристическом смысле этого слова – мне кажется, эта необходимость назрела. Двадцать лет этот проект не менялся. Если посмотреть по трём системным проблемам, то это прежде всего создание туристически привлекательных центров городов. Причём тут недостаточно одной улицы, одной набережной, потому что турист гуляет три минуты и упирается в площадь, где он не может комфортно посидеть, выпить кофе, насладиться атмосферой.
Если подытожить, то в городах не хватает атмосферы, которую создаёт общественное пространство, фасады зданий, большинство из которых в центрах городов в неудовлетворительном состоянии, и так далее.
Второй момент – это недостаточное количество отелей и качественного номерного фонда. Я подчеркну: у нас в стране только 7% качественных гостиниц, где хочется останавливаться. У нас было конкретное предложение по субсидированию процентной ставки, мы его с Министерством финансов уже обсуждали. Это не только отели, но и многофункциональные центры, которые позволяют городам переходить на круглогодичность, когда туристы ездят круглый год, не только летом. Когда часть многофункционального комплекса – это отельный фонд, часть – аквапарк, конгресс-центр – в зависимости от того, какие виды туризма мы хотим развивать.
Третья составляющая – это транспорт. Мы сейчас не можем комфортно добраться из Переславля-Залесского в Углич, из Переславля в Суздаль. Если мы хотим, чтобы туристы комфортно ездили, путешествовали из города в город, хотели возвращаться, наслаждались атмосферой, нам надо эти транспортные связи восстанавливать. Мы с Министерством транспорта эту тему обсуждали. Многие дороги передаются в федеральную собственность. Я думаю, что мы комплексно этот вопрос с ними тоже проработаем.
Если переходить к конкретным предложениям. Может быть, мы с нашими коллегами из Министерства ЖКХ, с регионом определим пилотные и важные с точки зрения развития туризма города и системно подойдём к их развитию в туристическом плане, именно на них целенаправленно направим меры поддержки, которые мы сейчас в рамках своей программы разрабатываем. Чтобы посмотреть, какой экономический эффект может давать туризм в стране, если мы системно подходим к развитию этого вопроса. Извините, что вношу небольшую ложку дёгтя, но мы же здесь для того, чтобы делать страну лучше, конкурентнее, в том числе в мировом масштабе. У нас, строго говоря, на всём Золотом кольце нет ни одного по-настоящему комфортного в туристическом плане, туристически привлекательного города. Везде потенциал серьёзно недораскрыт. Мы с губернатором в прошлом году проехали по очень многим городам.
Закончу примером из Углича. Приезжаешь в Углич, заходишь во всем известную церковь, чуть-чуть гуляешь вокруг, и дальше, если хочешь побыть на центральной площади и насладиться атмосферой, купить сувенир, выпить чашку кофе, тебе просто негде это сделать. И эта ситуация повторяется из города в город.
Мы готовы изменить ситуацию, если Вы нас поддержите, и выйти с конкретными, уже обоснованными предложениями.
М.Мишустин: Мы поддержим все эти идеи, но недостаточно только средств федерального и регионального бюджетов, для того чтобы сделать то, о чём Вы говорите. Дело в том, что такие вещи, как комфортное пребывание и прочее, нуждаются в малом и среднем предпринимательстве, которое должно вокруг, как мы говорили, этих якорей аккумулировать лучшие решения: кафе, инфраструктуру, парки – всё то, что может притягивать людей.
В этом смысле, мне кажется, очень важно, чтобы и местные власти, и ваше агентство, и Правительство – все мы работали над тем, чтобы вокруг таких якорей создавать систему территориального планирования, для того чтобы туризм состоялся. То, о чём Вы говорите, важно, без сомнения. Но не только расходы федерального и регионального бюджетов должны быть здесь главным элементом.
Вот построен замечательный отель, в котором мы сейчас находимся, сюда хочется приезжать. Мы зашли, и все те, кто в первый раз сюда приехал, и те, кто здесь уже был, улыбнулись, потому что эта инфраструктура располагает к тому, чтобы здесь остаться. Я абсолютно согласен с коллегами, которые говорили, что если сюда приятно приехать, то здесь нужно проводить приятно время. А это, как Вы правильно сказали, и кафе, и места, и экологический туризм – всё вместе. Поэтому я надеюсь, что территориальное планирование этих городов будет одним из важных элементов нашего развития.