Обсуждались актуальные вопросы социально-экономического развития региона.
Вступительное слово Михаила Мишустина
Из стенограммы:
М.Мишустин: Добрый день, уважаемые коллеги!
Мы только что провели совещание по социально-экономическому развитию региона и сейчас встречаемся с вами. Я так понимаю, что это Совет по стратегическому развитию Курганской области вместе с представителями общественности.
Мы только что утвердили программу индивидуального развития Курганской области на 5 млрд рублей до 2024 года, с чём я вас поздравляю. Это первая программа, утверждённая Правительством, по помощи 10 соответствующим регионам, где есть достаточно серьёзные проблемы.
Как я уже сказал, в Курганской области отсутствует сырьевая база, и необходимо делать точки роста всеми способами, которые возможны. Здесь Вами, Вадим Михайлович (Шумков), была проведена огромная работа. И вот результат.
Участники встречи
-
PDF
139Kb
Список участников встречи с членами Совета по стратегическому развитию Курганской области и представителями общественности
По итогам совещания я дал ряд поручений, в том числе о реализации программы в целом и отдельно – о развитии здравоохранения в регионе. Это, наверное, самый непростой вопрос. Мы выделим средства за счёт резервного фонда Правительства на капитальный ремонт и на оснащение больницы скорой медицинской помощи – этим займутся Министерство здравоохранения и Министерство финансов России. Также предстоит построить хирургический корпус в онкологическом диспансере, о чём все просили. Это задача также для Минздрава, Минфина и Минэкономразвития. Кроме того, в рамках доработки региональной программы модернизации первичного звена здравоохранения правительство Курганской области должно включить в неё строительство двух поликлиник, что мы поддерживаем, одна из них детская. Ещё необходимо будет обеспечить медиков дополнительно автомобилями скорой помощи. Мы сегодня дали это обещание. Это тоже будет реализовано.
Мы также обсуждали очень важную тему энерготарифов. Для населения Курганской области стоимость электроэнергии ниже, чем в большинстве субъектов Российской Федерации. Но проблема в том, что для предпринимателей она выше намного, в том числе если сравнивать стоимость в среднем по России. Но здесь есть, конечно, и субъективные, и объективные факторы.
В
этой теме нам необходимо разобраться детально. Считаю, что её нужно обсуждать
серьёзно и открыто, прежде всего с региональными властями. Я уже дал поручение
Федеральной антимонопольной службе, Минэнерго и Минэкономразвития ещё раз
проанализировать проблему и подготовить конкретные предложения, а моему
заместителю – Юрию Ивановичу Борисову – обеспечить координацию этой работы и
доложить мне по результатам. Я думаю, что в ближайшие две недели мы должны
прийти к конкретным решениям в этой области и постараться эту проблему каким-то
образом закрыть.
Все вы, я убеждён, – неравнодушные люди, вне зависимости от того, являетесь ли вы членами Совета по стратегическому развитию Курганской области или представляете другие общественные организации. Я уверен, что вы все делаете всё возможное, чтобы жизнь здесь, в регионе, становилась лучше. Мы также будем в этом смысле стараться провести все необходимые мероприятия, о которых сегодня с губернатором договорились.
Правительство сейчас направляет свои усилия на решение двух ключевых задач: повышение доходов людей и увеличение темпов экономического роста, что позволит получить широкий эффект и по другим направлениям – в образовании, науке, инновациях, социальной сфере. И конечно, в бизнесе, представители которого также есть в этом зале.
Здесь мы выполняем именно те задачи, которые перед нами поставил Президент Российской Федерации, в том числе сформулированные в национальных проектах и национальных целях.
Сегодня я предлагаю обсудить факторы, которые сдерживают движение вперёд. С какими конкретными сложностями вы сталкиваетесь? Мы также обсудим проблемы, с которыми, с вашей точки зрения, сталкивается регион – конкретно Курганская область, и чем могло бы быть здесь полезно Федеральное Правительство. Прошу говорить открыто – уверен, что мы абсолютно все заинтересованы в развитии и процветании вашего региона.
Н.Плотников: Добрый день. Плотников Николай Валерьевич. Я работаю врачом-эндокринологом в областной больнице. И кроме этого, я работаю в общественной организации медицинских работников Курганской области и общественном совете по здравоохранению при департаменте здравоохранения Курганской области.
Во-первых, уважаемый Михаил Владимирович, хотелось Вам сказать большое спасибо за те решения, которые были приняты две недели назад с привлечением общественности по оказанию медицинской помощи онкобольным детям.
И очень важное решение – урегулировать этот вопрос в отношении не только детей, но и взрослых пациентов, чтобы они тоже имели возможность получить необходимые им лекарственные препараты. И мы знаем, что использование современных схем лечения даёт шанс онкологическим пациентам на полное выздоровление. Это очень важно. В связи с этим, возвращаясь к региональным проблемам, которые Вы сейчас озвучили, хочется попросить Вас поддержать правительство нашей области в части финансирования строительства нового хирургического корпуса областного онкологического диспансера. Это для нас является очень актуальной задачей. Поэтому от медицинской общественности просим Вас поддержать это.
М.Мишустин: Я абсолютно поддерживаю это. Мы сегодня также посещали больницу. Но скажу сразу, что это национальный проект «Здравоохранение», который сейчас формируется. То есть объекты там формируются, и, соответственно, нужно провести активную работу для того, чтобы соответствующая проектно-сметная документация была представлена. Мне губернатор сегодня сказал о том, что это всё уже практически готово, правильно? Поэтому мы поддерживаем. И думаю, что после утверждения Программы этот объект там будет построен.
Н.Плотников: Спасибо.
В.Воробейчик (генеральный директор ООО «ДомСтройМонтаж», президент КРОО «Союз строителей»): Раз я занимаюсь этим видом деятельности, у меня возникает вопрос, связанный со строительством. Строительство – это и капремонт, и реконструкция, и непосредственно строительство самих государственных объектов. В данном случае можно обсудить всё, что связано с государственными объектами. Госзакупки, госконтракты – это больша́я часть в суммарном выражении в экономике региона и хороший объём работ для местных строительных предприятий. Потому, что это стабильный объем работ, что очень важно для стабильных предприятий, у которых сложился коллектив профессионалов. Мы прекрасно понимаем, что такие коллективы не должно лихорадить, не должно так быть, что сегодня с работой, а завтра – без работы. В таком случае можно или потерять коллектив, или уйти в кредиты, чтобы содержать этот коллектив. Процедура определения подрядчика определяется в том числе и по 44-му ФЗ – всем известный закон, который много лет работает, с которым мы сталкиваемся каждый день в обсуждениях, в спорах. Получается, на протяжении многих лет строительные предприятия нашего региона сталкиваются с большим количеством вопросов. Их на самом деле очень много, я могу сформулировать чуть позже и в виде документа. Но если обозначить сейчас, один из ключевых вопросов – это отбор участников на этапе приёма документов. Это ключевой момент, на который нужно обратить внимание. Это выгодно и заказчикам, и бодрым и живым строительным предприятиям региона. В конце концов это выгодно региону, это выгодно государству. От того, как будут выбраны подрядчики, как они выполнят работы… Это те же самые нацпроекты.
На начальном этапе необходимо предусмотреть
возможность исключения неблагонадёжных участников, обратить внимание именно на
качественные показатели тех, кто участвует в этом мероприятии.
Необходимо предусмотреть возможность для заказчиков оперативного расторжения контрактов с недобросовестными подрядчиками. Очень часто в аукционы заявляется много потенциальных компаний, и зачастую бывает так, что выигрывают компании, которые, скорее всего, и выполнить-то эти контракты не смогут. А в 44-м законе так сформулировано, что не обойти этого. И заказчик остаётся в непонятной ситуации: у него есть подрядчик, про которого, в принципе, уже через неделю понятно, что не построит, но расторгнуть договор заказчик не может, потому что это возможно только через суды, а это время. Ведь уже прописано, сколько времени на строительство данного объекта. Заказчику приходится в прямом смысле мучиться с подрядчиком и достраивать этот объект, а может быть, и не достраивать, и, скорее всего, это уходит на просрочку.
Поэтому с точки зрения заказчика нужно предусмотреть варианты, чтобы он мог легко расторгнуть контракт по ускоренной упрощённой схеме, для того чтобы повторно объявить аукцион.
Очень много тонкостей в законодательстве о закупках, которые могут являться причиной ошибок как для добросовестного участника, так и для заказчика. Так, например, сейчас существует порядка десяти способов закупок. На своём опыте скажу. Мы много лет работаем, в том числе на госзакупках по 44-му закону, и мы прекрасно понимаем: чтобы быть участником строительства и согласно 44-му выигрывать конкурсы, у нас сметно-договорной отдел ровно в два раза больше, чем необходимо. Это подготовка бешеного объёма документов. Извините, это опять же накладные расходы, это себестоимость и всё, что из этого вытекает. Поэтому моё предложение: по данному вопросу, может быть, возможно уменьшить как минимум в два раза количество способов закупок? В дальнейшем я готов по вашему требованию подробно рассказать всё, что связано со строительством и с 44-м законом.
М.Мишустин: Уважаемый Владлен Александрович, спасибо за Ваше выступление. Вы знаете, у меня тоже из личного опыта есть очень много вопросов к 44-му ФЗ. Мы об этом говорили на Правительстве, буквально в предыдущий четверг, очень подробно, и соответствующие поручения были даны, в том числе Антону Германовичу Силуанову, по изменению контрактной системы, по соответствующим изменениям, которые необходимо внести в 44-й ФЗ. Что здесь очень важно, то, что Вы как раз сказали.
Первое, это то, что форма проведения торгов гораздо важнее содержания и результата. Это так получается. Все это знают. И в этом смысле и федеральный орган исполнительной власти, и подрядчики соответствующие по государственным заказам, неважно, в контрактной системе кто работает – все об этом говорят. И, конечно, это надо изменить. Мы должны по сути смотреть, если хотите, в корень, кто из подрядчиков будет способен соответствующим образом выполнить все необходимые работы, а не понимая уже на входе, к сожалению, что многие не смогут даже и подойти к работам. Поэтому это тот первый блок, над которым сейчас Министерство финансов уже работает. Второе – это то, что вы сказали о способах закупок, их 11. Конечно, их нужно уже сокращать. Я уже знаю, что сегодня мы работаем над тем, чтобы их было три и совершенно прозрачным и простым способом они были сформулированы в соответствующих нормах закона.
Я бы попросил Вас, уважаемый Владлен Александрович, во-первых, передать все соображения по этому поводу прямо здесь Министру финансов Антону Германовичу Силуанову. И, соответственно, при необходимости приезжайте, мы это обсудим, поскольку у нас рабочая группа уже работает, срок установлен. Мы знаем эту проблему, я очень надеюсь, что мы в ближайшее время примем соответствующее решение и с законодателями будем работать над изменениями норм 44-го ФЗ.
В.Воробейчик: Я с удовольствием поучаствую, это очень нужно для нашего региона.
М.Исламов (председатель совета директоров АО «Кургансемена», депутат Курганской
областной Думы): Уважаемый Михаил Владимирович, правительством области при поддержке
Министерства сельского хозяйства России проводится комплекс мероприятий по
решению финансовых проблем Курганской государственной сельскохозяйственной
академии имени Т.С.Мальцева. Академия для жителей Зауралья имеет очень важное
социальное и экономическое значение, так как мы являемся аграрным регионом, и
для нас важно сохранение и развитие данного научного учебного заведения.
Хотелось бы сегодня выразить слова большой благодарности Правительству и
Министерству сельского хозяйства, лично заместителю Министра сельского
хозяйства Максиму Иосифовичу Увайдову за оказываемую поддержку в решении
проблем академии.
В настоящее время в академии разработана и реализуется антикризисная программа и «дорожная карта» по сокращению расходов и увеличению доходов. И всё это согласовано с Министерством сельского хозяйства Российской Федерации и правительством нашей области. Это нам позволило снизить кредиторскую задолженность на 257,6 млн рублей, в том числе на 10,8 млн рублей за счёт собственных источников академии. Из внебюджетных источников нам удалось привлечь 2 млн рублей – хочу подчеркнуть такой момент – на оплату государственной пошлины на прохождение аккредитации академии. Финансов даже на это не было у нас. В целях дальнейшей реализации антикризисного плана по сокращению расходов и увеличению доходной части предусматривается комплекс мероприятий. Он большой – я здесь не буду перечислять. В 2019 году при академии создан фонд «Академия» по привлечению внебюджетных средств.
В результате сельскохозяйственная академия планирует
в этом году снизить затраты на 61,9 млн рублей и увеличить доходность на 15,5
млн рублей. С учётом перечисленных мероприятий дефицит в 2020 году составит
39,2 млн рублей без учёта кредиторской задолженности, а кредиторская
задолженность на сегодняшний день составляет 119,7 млн рублей, в первом
полугодии этого года она может составить в общей сумме 140–145 млн рублей.
Хотелось бы попросить Вас, Михаил Владимирович, чтобы Минсельхоз России
продолжил работу по поддержанию нашей сельскохозяйственной академии. Она носит
имя знаменитого академика Терентия Семёновича Мальцева и является нашей
визитной карточкой.
М.Мишустин: Уважаемый Марат Нуриевич, готовясь к поездке, мы проводили совещание с Минсельхозом. Хочу Вас обрадовать: у нас есть информация, что в этом полугодии ваше обращение и потребности академии в погашении кредиторской задолженности будут учтены.
М.Исламов: Спасибо большое.
А.Ильтяков (депутат Государственной Думы, член правления Общероссийской общественной организации «Национальный союз мясопереработчиков России»): Уважаемый Михаил Владимирович, во-первых, позвольте поприветствовать Вас на гостеприимной Курганской земле и выразить чувство благодарности и признательности за слова, которые Вы произнесли в Государственной Думе. Вы сказали прямо: не стоит начинать свою деятельность с обмана. Поэтому вижу в Вас конструктивного человека.
У меня больная тема. Так как я очень хорошо знаком с аграрным комплексом Курганской области, перейду к нему. Знаю, что на территории Курганской области за прошлый год было произведено 16 тыс. т мяса свинины, а 38 тыс. т мяса свинины привезли извне. Таким образом, дефицит во внутреннем потреблении мяса (свинина) – 500 тыс. голов.
Посмотрите, что происходит у нас с землёй сегодня. Около 1 млн га площадей простаивает, зарастает бурьяном. Даже в 1959 году у нас 3 млн га было пашни, на сегодняшний день 1,4 млн пашни мы используем. То есть мы могли бы сами себя обеспечить. Население нищает, становится непривлекательной территория области, и люди выезжают отсюда. За последние восемь лет, по статистике, 40 тысяч человек у нас уехало из Курганской области. Кто будет строить завтра экономику, если мы не думаем о людях? На них всё держится.
У нас ещё и профицит зерна 700 тыс. т. Каждый год по осени наши аграрии не знают, куда девать это зерно, продают его, по сути дела, за бесценок. Нет стабильной гарантированной цены.
Я по поводу этого обращался в Министерство сельского хозяйства, и мне неоднократно приходили ответы о том, что программа свёрстана, программа больше не работает, мы больше не поддерживаем развитие свиноводства, потому что у нас уже профицит мяса. Но я вам только что привёл данные... В первую очередь мы должны накормить себя, не вывозить из области, не выхолащивать территорию в финансовом отношении. Mы также имеем хороший экспортный потенциал в связи с тем, что находимся на границе с Казахстаном. Понимаю, что сегодня есть сложности с договорённостями с другими странами, тем не менее мы должны подготовить сегодня эту почву. Не стоит забывать и о том, что многие хозяйства, аграрные комплексы свиноводческие уже исчерпали свой ресурс. Они ещё во вчерашнем веке находятся.
У нас есть сегодня в Курганской области два великолепно, высокоэффективно работающих свинокомплекса. Построены за свой счёт, без всяких государственных субсидий. Они работают уже на протяжении восьми лет и показывают высокую эффективность.
Что нам дадут эти свинокомплексы, про которые я говорю? Первое – не менее 50 тыс. рабочих мест в сельхозтоваропереработке, в производстве, на земле.
М.Мишустин: Сколько сейчас там людей занято, сколько рабочих мест?
А.Ильтяков: В аграрном секторе в целом по Курганской области? Я могу сказать, что 40% населения в Курганской области – это аграрное население.
М.Мишустин: Вы
сказали о том, что это даст плюс 50 тыс. рабочих мест. Вопрос: сколько сейчас там рабочих мест?
Прирост какой будет: плюс 50 тыс.?
А.Ильтяков: Это будет плюсом 50 тыс., если мы будем развиваться, совершенно верно. Да, это плюсом 50 тыс. – в сфере переработки, в сфере выращивания, в сфере убоя, элеваторных мощностей, комбикормовых заводов.
Дальше что это принесёт? 35 тыс. рублей – средняя ежемесячная заработная плата. Налоговых поступлений только по заработной плате – 2 млрд 740 млн рублей по году. Плюс 600 млн от выручки. То есть около 3 млрд рублей мы получаем только поступлений налогов в бюджет. Это и есть точка опоры, это и есть точка роста для целого региона, если мы сегодня поддержим эту отрасль.
М.Мишустин: Александр Владимирович, куда сбывать? Вопрос же экспорта.
А.Ильтяков: Для внутреннего потребления хотя бы произвести 500 тыс. голов.
М.Мишустин: В Курганской области?
А.Ильтяков: Но мы сегодня импортируем продукт? Тем самым выводим отсюда финансовую составляющую. Регион беднеет. Возьмём Москву: регион, который притягивает к себе все финансы, 95% держателей всех активов, у нас там сегодня триллионные бюджеты. И возьмём Курганскую область. Но если мы о таких регионах, которые отстающие, будем забывать и не ставить на точки роста экономики, то будем упразднять их, по сути дела. А ведь мы создавались в 1943 году как аграрная территория, которая будет кормить фронт. Если мы будем об этом забывать, я опять вернусь к началу… От чего мы будем отталкиваться? Как мы будем развивать свою экономику? По этой теме я бьюсь с 2011 года. Вот Вы говорите: куда сбывать? Цена упадёт на рынке и так далее. Она и сегодня упала. Но почему упала? Из-за неплатёжеспособности населения. Но некоторые компании выставляют сегодня лоты на аукцион по продаже той же свинины. Что такое лот? Кто даст больше. Потому что мяса не хватает. Я привёл Курганскую область. 16 тыс. т мы только по свинине производим (я не беру говядину, баранину, я беру только свинину), а 38 тыс. т ввозим. Переведите на килограммы, потушно, это выходит 500 тыс. голов как минимум для своего внутреннего обеспечения. Цена будет невысокой. Даже сегодня по экономике тех предприятий, которые работают, свинокомплексов, себестоимость мяса на кости в убое составляет 90 рублей. То есть если мы будем продавать свинину по 120 рублей, мы сделаем низкую цену, увеличим потребспособность населения, людей накормим мясом. Вот такое предложение. Поэтому позвольте мне попросить за всю Курганскую область: нам необходимо предоставление долгосрочных инвестиционных кредитов из федерального бюджета, нам необходима помощь – 30% возмещения капзатрат. Знаю, что вопрос не имеет простого решения, но Курганская область – это точка опоры, точка роста, как я уже сказал. Прошу вашего внимательного подхода к изучению данной темы.
М.Мишустин: Спасибо, Александр Владимирович, за выступление. Без сомнения, точки
роста – это и то, о чём Вы говорите. Это возможность нарастить, если такой
кластер сложился, есть профессиональные люди и вы понимаете хорошо, что можете
заместить тот импорт, который есть, своим качественным продуктом… Конечно, в
это нужно и вкладываться, привлекать сюда соответствующие ресурсы, средства, о
чём Вы говорите.
Что я предлагаю?
Во-первых, здесь нужно ещё и по экспортным возможностям поработать. Вы вначале
об этом сказали вскользь – экспорт
в том числе в Казахстан, в другие регионы. И здесь я хочу поручить Министерству
сельского хозяйства провести масштабную кампанию по информированию нас об
экспортных возможностях, в том числе по продукции животноводства.
И второе, я Вас приглашаю в Москву для встречи с вице-премьером Абрамченко Викторией Валериевной, которая курирует как раз и Министерство сельского хозяйства, чтобы мы более подробно поговорили, в том числе об инвестиционных возможностях.
<…>