В повестке: о мерах по организации проектной деятельности и финансирования национальных проектов в 2020 году.
Вступительное слово Михаила Мишустина
Доклад Андрея Белоусова о мерах по организации проектной деятельности в 2020 году
Из стенограммы:
М.Мишустин: Добрый день, уважаемые коллеги! Сегодня мы проводим первое заседание президиума Совета по национальным проектам в новом составе. Указ о его формировании Президент подписал в конце прошлой недели. Хочу сказать, что эта работа начинается у нас не с чистого листа: подготовлена серьёзная база, есть целевые показатели и сроки, в бюджете заложены все необходимые на это средства.
В прошлом году началась практическая реализация национальных проектов. Сегодня обсудим, как организовать проектную деятельность более эффективно. Надо, чтобы уже в ближайшее время люди увидели реальные результаты нашей работы. Я дал соответствующее поручение Минэкономразвития и руководителям нацпроектов – до 20 февраля представить предложения по уточнению единого плана достижения наццелей и нацпроектов, в том числе с учётом новых задач, которые были поставлены Президентом в Послании Федеральному Собранию.
Участники заседания
-
PDF
129Kb
Список участников заседания президиума Совета при Президенте по стратегическому развитию и национальным проектам, 12 февраля 2020 года
Координировать эту работу будут мои заместители. Прошу вице-премьеров – кураторов национальных проектов выстроить чёткую управленческую вертикаль. Как я уже говорил, нам надо добиться жёсткой связки – от Правительства до муниципалитетов. Важно видеть общую картину исполнения нацпроектов на всех уровнях. Совместно с министрами – руководителями нацпроектов вести оперативный мониторинг того, что происходит, в режиме онлайн. Для этого будет создана информационно-аналитическая система мониторинга реализации национальных проектов, которая интегрирует данные практически всех ведомств. Это позволит нам оценивать риски и предупреждать о возможных отклонениях в достижении национальных целей и целевых показателей.
Все финансовые вопросы должны решаться оперативно, средства до исполнителей доходить в установленный срок, а не к концу года, как у нас иногда бывает. Здесь любое затягивание сроков я буду считать недопустимым. Прошу всех это иметь в виду.
Уже сегодня середина февраля, а работа по принятию нормативных актов, которые необходимы для начала финансирования мероприятий в рамках нацпроектов, не завершена. Просил бы всех ускориться.
И хочу ещё раз подчеркнуть, что прошлый год с точки зрения исполнения национальных проектов был особенным. Это был старт практической работы. Механизмы исполнения национальных проектов только ещё отлаживались. И поэтому на законодательном уровне было принято решение о возможности переноса неиспользованных средств с прошлого года на этот год, это порядка 148 млрд рублей. Значительная часть их приходится на Комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры, нацпрограмму «Цифровая экономика» (я не называю цифры, вы все их хорошо знаете, руководители нацпроектов), нацпроект «Демография».
Здесь наша задача – разобраться с причинами, по которым возникла эта ситуация, и принять все меры, чтобы это больше не повторялось. Решение о переносе неиспользованных средств с 2019 на 2020 год было, ещё раз повторю, исключительным. В этом году такого быть не должно.
Также сегодня рассмотрим вопросы заключения соглашений с регионами о предоставлении субсидий и иных межбюджетных трансфертов на национальные проекты. Почти все они заключены, но важно оперативно довести эту работу до конца.
Переходим к обсуждению. Андрей Рэмович (обращаясь к А.Белоусову), Вам слово.
А.Белоусов: Уважаемый Михаил Владимирович, коллеги! Прежде всего хотел бы коротко
остановиться на четырёх небольших изменениях, которые предложил бы ввести в
нашу работу по нацпроектам, не меняя сложившихся алгоритмов, процедур и так
далее.
Первое. Это то, на что обратил внимание Михаил Владимирович, о чём неоднократно говорил Президент: результатом реализации наших проектов являются изменения в жизни людей, люди должны чувствовать эти изменения. Понятно, что это общая установка, нам её надо превратить в конкретную практическую работу. Для этого предлагается следующее. Во-первых, по каждому проекту определить, выделить и актуализировать перечень результатов, которые мы к концу года сможем предъявить людям. Такая работа уже проделывалась, такой перечень вместе с коллегами был разработан, когда я ещё работал в Администрации Президента. Он есть, довольно внушительный, но нам важно определить и чётко отслеживать реализацию действий, которые ведут к этому результату, и на этом сосредоточить наше внимание. Показатели показателями, это, безусловно, важно, общее достижение вех и так далее, но прежде всего нам надо отслеживать цепочку, которая приведёт к достижению результата, который мы надеемся получить как общественно значимый результат.
Для осуществления такого мониторинга в режиме онлайн для рассмотрения вопросов, в том числе проблемных, предлагаю создать при нашем президиуме компактную группу в 10–12 человек, которая регулярно – пока я предложил бы на еженедельной основе – рассматривала бы разные вопросы, проблемы достижения общественно значимых результатов, естественно, с приглашением руководителей рабочих групп Госсовета по соответствующим направлениям, руководителей самих проектов, ответственных сотрудников министерств и так далее.
Второе – это связь с регионами. В настоящее время в субъектах Российской Федерации реализуется более 4 тыс. региональных проектов, это почти 50 проектов на один субъект Российской Федерации. И вот всё это огромное количество, вся эта огромная работа координируется проектными офисами. Хочу доложить, что в среднем в проектном офисе в субъекте Российской Федерации работают шесть человек, и эти шесть человек ежедневно и еженощно занимаются тем, что пишут разного рода справки, отчёты и доклады как для полпредов, так и отвечая на запросы федеральных органов. Поэтому приходится констатировать, что за исключением нескольких субъектов, эта работа внутри региона не координируется или координируется крайне недостаточно.
Было несколько поручений Правительства Российской Федерации, минимум два, по формированию этих офисов, штатной численности и так далее, они в полной мере не исполнены. Предлагается ещё раз напомнить субъектам Российской Федерации о необходимости резко активизировать работу в региональных проектных офисах, сформировать необходимую штатную численность, укомплектовать их и, что очень важно, подчинить региональные проектные офисы непосредственно главе субъекта и его ключевому заместителю, наделённым необходимыми полномочиями. Кроме того, обеспечить выполнение решения Правительства Российской Федерации, которое было принято, о том, что необходимая информация (эта информация известна), которая формируется на региональном и муниципальном уровне, должна вноситься в «Электронный бюджет».
Сейчас в «Электронном бюджете» эта информация заполняется частично, поэтому мы очень часто просто не видим, что там происходит. Конечно, нельзя перегружать регионы соответствующей работой. Тем не менее с точки зрения мониторинга это надо в необходимых объёмах вести.
Третье – работа с гражданами. Здесь я бы предложил пока это всё сформулировать в режиме проработки. Но у нас есть очень хороший опыт Минтранса – я имею в виду систему «Эталон». Мы смотрели недавно с министром, как она работает.
Есть аналогичная система в ОНФ, которая что позволяет делать? Любой гражданин, зная, что в его районе в зоне шаговой доступности строится какой-то объект – в данном случае речь идёт о дорогах, которые ремонтируются, – может найти на электронной карте соответствующую дорогу и начать её контролировать: войти туда в интерактивном режиме, написать какие-то замечания, суждения и так далее. И соответственно, Минтранс все эти вещи начинает отрабатывать. Эта обратная связь дала очень большой эффект, потому что сняла практически полностью недовольство граждан состоянием этих объектов. 90% недовольства связано на самом деле с непониманием и незнанием.
Я предлагаю, чтобы кураторы проектов по своим направлениям проработали возможность создания аналогичных систем – в тех случаях, когда существует большое количество региональных объектов. Создать такую интерактивную карту – это потребует времени, не очень больших, сразу скажем, денег, но зато обеспечит вовлечение граждан в реализацию национальных проектов в буквальном смысле этого слова.
И последнее, четвёртое, касается упрощения процедур управления национальными проектами. Последняя итерация была проведена летом прошлого года, были существенно расширены полномочия проектных комитетов и кураторов национальных проектов по внесению и самостоятельному принятию решений о внесении изменений в паспорта проектов и «Электронный бюджет». Но судя по тому, какая тут складывается ситуация, эта работа должна быть продолжена. Мы предлагаем провести ещё одну итерацию. Соответствующий департамент в Аппарате Правительства соберёт предложения, мы их обобщим, Вам доложим. Нам тут надо идти на радикальные изменения, потому что система номинально гибкая, а на деле оказывается, что иногда месяцы приходится тратить на то, чтобы внести изменения в «Электронный бюджет».
Теперь о создании проектного офиса, о том, что Вы сказали. Предполагается функции проектного офиса разделить между тремя структурами. Сутевые, что называется, функции отнести к Минэкономразвития. Речь идёт о мониторинге реализации проектов, оценке рисков недостижения целей, подготовке предложений по снижению этих рисков, оценке взаимосвязей между целями и задачами мероприятий проектов, оценке достаточности предлагаемых мероприятий, а также об оценке влияния национальных проектов на достижение национальных целей развития – что до сих пор не делалось. Это обычная проектная работа – аналитическая, мониторинговая, которая сейчас ведётся в приглушённом состоянии, а там надо сделать центр, который будет за это дело отвечать.
Департамент организации проектной деятельности Правительства Российской Федерации – это организационные функции, организационное и аналитическое обеспечение деятельности президиума совета и проектных комитетов и аппаратное сопровождение, включая всё документарное сопровождение, подготовку справочных материалов, проектов протокольных решений и так далее.
И наконец, третий центр – это Аналитический центр при Правительстве Российской Федерации. Это важнейшая (о чём Вы упомянули во вступительном слове) техническая – не совсем, конечно, техническая – функция, связанная с созданием и развитием информационно-аналитической системы мониторинга реализации национальных проектов. Сразу хочу подчеркнуть: никакого дополнительного внесения руками никакой информации в эту информационно-аналитическую систему быть не должно. Вся информация должна собираться снизу. Источники информации – это прежде всего «Электронный бюджет», это данные казначейства, чуть попозже, наверное, ФНС (они видят реальные платежи) и, безусловно, информация министерств и ведомств, которая находится в их информационных системах.
Мы договорились, что такая информационная система будет развёрнута в рамках первого этапа, но уже как рабочая версия, к 31 июля. Соответственно, до 15 марта определим функциональные требования и интерфейсы, до 15 апреля – технические требования. И работающую версию, как я уже сказал, – до конца июля.
Ещё хотел напомнить, что Президентом подписан указ, в рамках которого обновлён состав Совета по стратегическому развитию и национальным проектам и состав нашего президиума. Соответственно, предлагается сегодняшним решением утвердить кураторов национальных проектов по прилагаемым перечням и закрепить за кураторами из числа заместителей Председателя Правительства Российской Федерации и руководителей проектов (это министры) персональную ответственность за реализацию национальных проектов. И с этого момента, с момента такого утверждения, решения проектных комитетов становятся полностью легитимными, их также можно утвердить.
Благодарю за внимание.
<…>