В повестке: о Концепции создания цифровой аналитической платформы предоставления статистических данных, о компенсации НДС иностранным гражданам при вывозе приобретённых в России товаров, о ситуации с транзитом газа через территорию Украины.
Вступительное слово Дмитрия Медведева
Сообщение Дмитрия Козака о ситуации с транзитом газа через территорию Украины
Из стенограммы:
Д.Медведев: Начну наше сегодняшнее совещание с документа, который я подписал. Это распоряжение Правительства, которое утверждает Концепцию цифровой аналитической платформы предоставления статистических данных.
Вообще, о статистике сейчас много говорят. Многие высказывают своё недовольство тем, как статистические исследования ведутся, обработкой статистических данных. Сейчас, если не считать Росстата, более 60 министерств и ведомств этим вопросом занимается. Инструменты, которые ими применяются – и в этом, наверное, основная проблема, – очень далеки от совершенства. Из-за этого разночтения в методиках, форматах, показателях и, естественно, различные интерпретации. В результате зачастую нет объективной картины того, что происходит в экономике. Я уже не говорю о том, что очень часто подобная статистика носит бумажный характер.
Поэтому в рамках концепции мы постепенно переводим статистический учёт в цифровое измерение, внедряем современные технологии. Это позволит получать статистические данные буквально в онлайн-режиме, с использованием всех современных технологических решений, включая так называемые решения в формате больших данных, или big data. Это уже даже в чём-то не статистика, а точная информация о том, что происходит, то есть не выборка, а абсолютно точные данные. Поэтому цифровая платформа должна автоматизировать все процессы создания, распространения статистических данных, должна быть интегрирована с системами органов власти. Ведомства должны будут начать пользоваться одной методологией, действовать через «единое окно». Таким образом, мы избежим дублирования и задвоения информации и уменьшим расходы бизнеса на статистику.
Концепция определяет организационные и технологические моменты такой работы. Понятно, что цифровая платформа появится не за один день. Переходить к новой модели будем поэтапно. Полностью она должна заработать к 2024 году. Но, естественно, двигаться вперёд нужно максимально быстро – насколько позволяют обстоятельства.
Ещё один вопрос касается развития туризма в нашей стране. Число иностранных туристов у нас продолжает расти, это хорошо для страны. Чтобы усилить эффект для экономики в целом, мы должны развивать инфраструктуру, повышать качество услуг. И конечно, увеличивать узнаваемость и привлекательность российских товаров, которые зарубежные туристы покупают в наших магазинах. Для этого была внедрена система компенсации иностранцам налога на добавленную стоимость (система, которая существует во многих странах) при вывозе российских товаров за пределы Евразийского союза. Я подписал новое постановление, которое не только продлевает срок действия этого пилотного проекта – до 31 декабря 2020 года, но и позволяет расширить географию и число участников этого процесса.
К 13 регионам, где это всё действует, добавится ещё три: Ленинградская область, Приморский и Хабаровский края. И мы снимаем привязку магазинов, где происходят покупки, к конкретным адресам, которые оговаривались в предыдущей версии постановления. Теперь в проекте смогут участвовать не только организации, которые зафиксированы в конкретных домах или на улицах, а вся розничная торговля региона. Разумеется, если она ведётся российскими юридическими лицами.
Антон Германович (обращаясь к А.Силуанову), там есть ещё какие-то дополнительные нюансы?
А.Силуанов:
Действительно, последние два года проводился эксперимент по внедрению так
называемой системы такс-фри. Он показал себя удачным. Мы видим, что в прошлом
году было оформлено таможенными органами около 42 тыс. чеков, а в этом году
количество чеков уже за период 11 месяцев выросло больше чем на треть, на 35%.
Общий товарооборот по такс-фри составил более 17 млрд рублей.
Д.Медведев: Это оборот или объём возврата?
А.Силуанов: Это оборот торговли, который…
Д.Медведев: …попал в систему возврата такс-фри.
А.Силуанов: Да. Действительно, мы расширяем, как Вы сказали, количество регионов.
Что ещё важно? Вводится новация в системе возмещения налога на добавленную стоимость, упрощается процедура. За счёт чего? Электронный документооборот – теперь уже необязательно заполнять в бумажном виде все необходимые документы, всё будет осуществляться в электронном виде, и это значительно упростит порядок получения возврата налога на добавленную стоимость. Для этого нам, конечно, следует принять необходимые нормативные акты. В первой половине следующего года мы планируем принятие таких актов, с тем чтобы эта система была ещё более доступной и комфортной для граждан, которые пользуются системой такс-фри. И конечно, эта система увеличит привлекательность нашей страны для иностранных туристов и облегчит получение возврата денег.
Д.Медведев: Хорошо. Эта система действительно себя зарекомендовала в других странах. Не вижу оснований, почему бы ей не быть эффективной и в нашей стране и почему она не может применяться и создавать дополнительные удобства для иностранных туристов, посещающих нашу страну.
На протяжении довольно значительного периода времени, особенно в конце прошлой недели коллеги наши из Правительства и из «Газпрома» работали над урегулированием проблемы с Украиной и в двустороннем, и трёхстороннем формате, то есть с участием Европейской комиссии. Результаты известны, коллеги об этом рассказывали, тем не менее, Дмитрий Николаевич (обращаясь к Д.Козаку) проинформируйте, пожалуйста, чем это завершилось и какие обязательства в данном случае возникли.
Д.Козак: Действительно, в Минске в пятницу вечером завершились переговоры между компаниями при участии Правительства Российской Федерации, Администрации Президента Украины, Правительства Украины и Европейского союза – в удалённом режиме. Мы поддерживали связь с заместителем председателя Европейской комиссии Марошем Шефчовичем. Завершилось это подписанием соответствующего протокола об урегулировании всех вопросов, связанных с сотрудничеством, начиная с 1 января 2020 года. Он предусматривает прекращение взаимных претензий по всем действующим контрактам – как по рассмотренным судами, так и по ещё не рассмотренным спорам между «Нафтогазом Украины» и «Газпромом», а также прекращение взыскания штрафа, который Антимонопольный комитет Украины затребовал с «Газпрома». Это тоже должно быть обнулено, урегулировано. В то же время «Газпром» обеспечит исполнение решения Стокгольмского арбитража.
Были попытки посчитать, кто выиграл, кто проиграл. На самом деле можно очень долго разбираться в десятилетней истории поставок газа на Украину и транзита газа через Украину. Бесперспективно спрогнозировать математическим способом, кто кому больше должен. Поэтому было принято такое решение – одним махом разрубить это гордиев узел, обнулить все взаимные требования, чтобы с 1 января 2020 года и «Газпром», и украинские партнёры, которые участвуют в транзите газа, работали в известных условиях.
Таким образом, до 29 декабря мы должны урегулировать все взаимные претензии. И к этому времени должно быть подготовлено межоператорское соглашение – между оператором газотранспортной системы Украины и «Газпромом» – по транспортировке газа через Украину. Оно носит технический характер. Речь идёт прежде всего об определении точек подключения российской газотранспортной системы к украинской. А «Нафтогаз Украины» станет организатором поставок, транзита российского газа через Украину.
При этом мы договорились и зафиксировали в соответствующих протоколах размер платы «Газпрома» за оказание этих агентских услуг по транспортировке газа, который является твёрдым и определён на все пять лет. А риски, связанные с тарифным регулированием на транспортировку газа, риски, связанные с изменением законодательства, – это будут риски «Нафтогаза Украины». Или выигрыш – в случае если украинской стороне в соответствии с законодательством Украины, которое теперь должно соответствовать и нормам Европейского союза, будут установлены низкие тарифы на транспортировку газа.
Представляется, что такое соглашение даёт нам определённые гарантии, обеспечивает диверсификацию маршрутов доставки. Мы, несмотря на имеющиеся у нас мощности, и этот канал доставки европейским потребителям газа должны сохранить.
Определили также объёмы транзита газа – они являются
твёрдыми, и «Нафтогаз Украины» должен забронировать эти мощности в 2020 году –
это 65 млрд кубов, и в 2021–2024 годах по 40 млрд кубических метров газа будут
транзитом поставляться на Украину.
Что касается прямых поставок газа из России на Украину, то договорились после Нового года, после того, как все эти вопросы будут урегулированы, можем ещё раз обсудить и эти вопросы.
Сегодня на Украине разгорается «буря в стакане» по поводу того, что уже есть какие-то пять контрактов с украинскими компаниями, которым мы будем поставлять газ. Это не соответствует действительности – у нас нет никаких контрактов помимо договорённостей с Правительством Украины. Мы будем действовать строго в рамках этого протокола.
Д.Медведев: Хорошо, очевидно, что это компромисс, который нужно было найти. Много работали над этим – коллеги, Вы, другие коллеги из Правительства, из «Газпрома». Результаты таковы, как были названы, тем не менее их нужно закрепить. Вот Вы упомянули 29 декабря. Конечно, нужно отследить, чтобы всё, что положено, что вытекает из этого протокола (потому что это всего лишь протокол пока), – было реализовано на практике. Речь идёт и о самой мировой сделке, и о целом ряде других решений, включая решения, связанные с транзитом. То есть это уже решения, которые принимаются на уровне компаний. Нужно всё это будет сделать.
Бессмысленно сейчас анализировать то, каким образом принимались те или иные судебные решения. Мы исходим из того, что это судебные решения, принятые уполномоченным на тот момент Стокгольмским арбитражным институтом, хотя совершенно очевидно, что при принятии этих решений не обошлось без политики – это было зафиксировано непосредственно в тексте. С другой стороны, это решение, которое принято компетентным судом, поэтому оно подлежит исполнению. Надеюсь, что и другие решения, которые могут быть приняты, – я не имею в виду газовые споры, а в целом решения, которые могут быть приняты иностранными судами, истцом в которых выступает Российская Федерация (я имею в виду прежде всего спор, касающийся возврата государственного кредита, выданного государству Украина), – также будут надлежащим образом исполнены. Так что просил бы коллег, которые эту тему ведут, и юридические фирмы, которые в этом завязаны, естественно, тоже за этим процессом следить.
Не могу не сказать несколько слов в отношении очередных американских санкций, которые в очередной раз носят абсолютно антиконкурентный характер. Я имею в виду санкции в отношении «Северного потока – 2». Очевидно, что они бьют по интересам значительного количества европейских стран, о чём руководители Европы уже недвусмысленно сказали. Это действительно методы неконкурентной борьбы, противоречащие всем международным договорённостям и принципам международного права и международной торговли. Поэтому просил бы коллег из Правительства в рамках ранее принятого указа Президента об ответных ограничительных мерах в отношении целого ряда стран, в том числе Соединённых Штатов Америки, посмотреть на возможности каких-либо иных ограничительных мер в отношении Соединённых Штатов и доложить мне предложения, которые будут вами проработаны с точки зрения их эффективности. Попросил бы это сделать.
<…>