Совещание
Вступительное слово Дмитрия Медведева
Брифинг Татьяны Голиковой по завершении совещания
Вступительное слово Дмитрия Медведева:
Мы договаривались обсудить вопрос
обеспечения жильём детей-сирот. Эту тему мы обсуждали и в Правительстве, и с Алексеем Леонидовичем
Кудриным я тоже это обсуждал.
Проблема носит застарелый характер. Такие дети по разным причинам остались без родителей, и очень часто, кроме как на государство, им рассчитывать не на кого. Поэтому решения здесь нужно принимать. Вопрос в том, какие и за счёт чего.
Участники совещания
-
PDF
126Kb
Список участников совещания об обеспечении жильём детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, 17 декабря 2019 года
Нам предстоит в ближайшие годы обеспечить жильём около 280 тысяч детей-сирот и детей, которые остались без попечения родителей. Их число, конечно, не является жёстко фиксированным, оно меняется. В такую очередь на жильё попадает ребёнок, которому исполнилось 14 лет. И по понятным причинам решается эта проблема в разных местах по-разному.
Ситуация далека, мягко говоря, от идеальной. В последние годы несколько усовершенствована была работа по этому направлению. Теперь региональные власти должны следить за сохранностью квартир и домов, которые закреплены за детьми-сиротами, в случае если речь идёт о жилых помещениях, где ребёнок, например, жил до того, как попал в детский дом. C ними ничего не должно случиться до момента, когда он сможет распоряжаться таким имуществом, то есть до совершеннолетия. Но, к сожалению, ситуации бывают разные.
Мы также вносили изменения в законодательство, чтобы упростить процедуру закупки квартир для детей, которые остались без попечения родителей. С этого года жилое помещение можно купить у физического лица, в том числе у собственника квартиры или дома, что актуально для территорий, где темпы стройки не очень высокие.
И есть специальная информационная система, в которой можно прогнозировать потребность в таких новых квартирах и планировать расходы.
Предоставление жилья сиротам – это прежде всего обязательство регионов. Но с этим обязательством многие регионы не справляются. Поэтому с 2007 года федеральный центр софинансирует эти расходы из федерального бюджета. На 2019 год это приблизительно 7,4 млрд рублей. На последующие годы эта цифра увеличивается до 7,7 млрд рублей. Но очевидно, что этого не хватит. В 2018 году было обеспечено жильём около 25 тысяч детей-сирот. По итогам этого года цифра вырастет приблизительно на полторы тысячи – до 26,5.
Есть несколько моментов, на которые надо обратить внимание.
Во-первых, это неэффективное использование регионами субсидий из федерального бюджета. Если брать этот год, хотя он ещё не закончился, то использовано приблизительно две трети федеральной субсидии. Одни и те же регионы три года подряд не полностью используют предоставленные деньги. Надо разобраться, почему так происходит, и, может быть, скорректировать эти обязательства при распределении субсидий, чтобы деньги не простаивали, а пошли на эти цели.
Кроме того, регионы могли бы и свои остатки как-то иначе использовать. Давайте проработаем этот вариант, обсудим, насколько это возможно и целесообразно.
Во-вторых, качество жилья, которое выделяется, должно быть надлежащим.
В-третьих, длительные очереди. По правилам ребёнок должен получить жильё сразу, как ему исполнится 18 лет. Тем не менее очередь есть. В разных регионах она разная, в некоторых регионах – до 10 лет. Людям приходится идти в суд. Конечно, это неправильно. Не скрою, ко мне тоже неоднократно обращались те, кто имеет право на эту льготу.
Наконец, есть и такая проблема. Это обязательство перед детьми-сиротами в таком классическом варианте возникло ещё в советские времена. Надо посмотреть, каким образом его модифицировать, чтобы оно было более современным и не просто превращало такого рода решения в обязанность государства приобрести это жильё. Ситуации бывают разные. Напомню, что для того, чтобы ребёнка, который был сиротой или остался без попечения родителей, обеспечить жильём, могут использоваться различные правовые механизмы, не только договор социального найма, который очень часто трансформируется потом в приватизацию и последующую продажу этого жилья. В таких случаях, к сожалению, очень часто возникает необходимость искать какое-то другое жильё. Это уж точно является неправильным с точки зрения государственных интересов и интересов конкретного гражданина.
Давайте послушаем предложения на эту тему.