Основная тема брифинга – исполнение федерального бюджета за девять месяцев 2019 года.
Заседание Правительства состоялось 12 декабря 2019 года.
Из стенограммы:
Вопрос: Исходя из параметров, не беспокоит ли Вас неизрасходованный триллион…?
А.Силуанов: Действительно, по нашим оценкам, общий объём остатков, переходящих на следующий год, составит около 1 трлн. В этом плане мы солидарны с оценками Счётной палаты.
Много это или мало и почему так получается? В первую очередь хочу сказать, что мы проводим политику, которая заключается в том, чтобы не выпускать из бюджета деньги любой ценой. Можно было сделать так, что остатки будут практически нулевые. Это было несколько лет назад. Но куда эти деньги выходили? Эти деньги перечислялись на счета предприятий, на депозиты в банках с этих счетов предприятий и, по сути дела, не участвовали в решении задач, для которых они были предусмотрены.
Сейчас налажен более жёсткий казначейский контроль за исполнением бюджета. Каждая бюджетная копейка направляется строго на определённые цели и не может быть направлена на иные, не предусмотренные законом мероприятия. Жёстче контроль, строже спрос. Соответственно, и остаются ресурсы неисполненные в бюджете.
Как говорил Президент, мы не должны любой ценой исполнять национальные проекты, государственные программы. Это происходит и сейчас.
Тем не менее постановка вопроса справедливая. Конечно, предусмотренные в бюджете ресурсы должны максимально, в полном объёме направляться на решение задач, для которых эти деньги предусмотрены в бюджете.
Что для этого делается – для того, чтобы не допускать перехода больших остатков на очередной финансовый год?
В первую очередь мы приняли решение о том, чтобы все решения, касающиеся начала финансирования, возможности финансирования, были у наших министерств и ведомств начиная с января очередного финансового года. Мы заключим с субъектами Российской Федерации до начала года все соглашения о перечислении трансфертов в регионы. В прошлые годы такого не было. В прошлые годы мы лишь в феврале-марте, а по некоторым трансфертам в июне-июле заключали такие соглашения. Эти деньги не использовались. Сейчас всё будет заключено с регионами до начала финансового года.
Второе, что необходимо отметить, это, конечно, сложные процедуры заключения контрактов в рамках закупочного законодательства. Так называемый 44-й Закон. Приняли решение об упрощении процедур 44-го Закона. Соответственно, меньше будет тратиться времени на прохождение этих процедур, быстрее эти деньги пойдут в экономику.
Такие решения были приняты в текущем году ещё в весеннюю сессию. И второй пакет поправок по упрощению закупочного законодательства сейчас подготовлен – мы надеемся, также будет оперативно рассмотрен и в Правительстве, и в Государственной Думе.
Поэтому, возвращаясь к остаткам, хочу сказать, бóльшая часть остатков из триллиона с небольшим миллиардов рублей – более 400 млрд рублей – это контрактуемые обязательства, то есть обязательства, по которым уже заключены контракты. И эти контракты не выполнены, потому что не будут сданы соответствующие работы. Соответственно, нет оснований, чтобы эти деньги перечислять соответствующим получателям. Деньги придут к ним в I квартале следующего года.
Второе. Ряд позиций по силовым ведомствам, по которым мы переносим контракты. Часть переносимых денег – это средства для оплаты наших обязательств перед регионами.
Мы рассматривали сегодня на Правительстве ход исполнения бюджета за девять месяцев. Председатель Правительства дал чёткие указания о том, чтобы принять необходимые меры по снижению переходящих остатков. И в следующем году, уверен, эта сумма переходящих средств уменьшится.
Вопрос: Вопрос по беспошлинной интернет-торговле. Какие здесь приняты решения?
А.Силуанов: Беспошлинная интернет-торговля в последнее время набирает обороты, и каждый год значительно увеличиваются объёмы такой торговли. Вопросы торговых отношений регулируются не Российской Федерацией, а решениями Евразийской экономической комиссии. Мы являемся членами ЕАЭС, и поэтому вопросы таможни, вопросы международной торговли регулируются этими решениями.
Какие были приняты решения в этой области? У нас объём беспошлинной торговли в прошлом году составлял 1000 евро, в этом году 500 евро, в следующем году меняется порядок установления правил беспошлинной торговли – устанавливается порог 200 евро. Но этот порог будет применяться не за период покупок, торговли (в текущем году и в предыдущие годы это был месяц), а такой порог в 200 евро, не облагаемый пошлиной, будет установлен за одну покупку.
Меняется порядок
определения порога беспошлинной торговли. Ещё раз повторю: если раньше мы
считали исходя из объёма покупок в течение месяца, то начиная со следующего
года решением Евразийской комиссии определён порог – 200 евро за покупку. То
есть это большой шаг вперёд для потребителей, поскольку объём таких покупок
может быть значительно больше в течение месяца, конечно, это дополнительные
льготы.
Кроме того, что важно, меняется и ставка пошлины. Если сегодня ставка пошлины сверх необлагаемого порога составляет 30%, то начиная со следующего года она сокращается в два раза и будет составлять 15%.
Все страны идут по тому пути, чтобы налаживать контроль и прозрачность этого вида торговли, интернет-торговли. Потому что такая торговля, по сути дела, является альтернативой обычной торговли. И всё больше и больше мы видим, что оборот интернет-торговли увеличивается. Поэтому мы договорились в рамках Евразийской комиссии постепенно понижать этот порог. И если в следующем году он 200 евро – мы будем рассматривать вопрос о понижении этого порога, с тем чтобы выравнивать условия конкуренции как обычной торговли, так и интернет-торговли, и принимать меры по прозрачности в торговле через интернет. Такие предложения у нас будут рассматриваться в рамках нашей Евразийской комиссии, и эти решения будут приниматься в отношении пятёрки стран ЕАЭС.