О реформе контрольно-надзорной деятельности.
Заседание Правительства состоялось 28 ноября 2019 года
Из стенограммы:
Вопрос: Понятно, что работа Правительства по КНД ещё не закончена. Какие дальнейшие действия будут в рамках реформы КНД? Когда законопроекты будут внесены в Госдуму?
К.Чуйченко: В ближайшее время проекты законов будут внесены в Государственную Думу. На площадке Государственной Думы мы уже будем производить их доработку, потому что на сегодняшний день мы не можем сказать, что они совершенны и представляют собой готовый продукт. Это объясняется прежде всего тем, что у нас в стране не было ни науки, ни отрасли знаний «контрольно-надзорная деятельность». По сути, эту главу книги познаний мы читали первый раз.
На протяжении пары месяцев Минэкономразвития вместе с Аппаратом Правительства будет произведена доработка, на площадке Государственной Думы будет обсуждение, и ко второму чтению будут внесены правительственные поправки. Надеемся, что принятие произойдет в весеннюю сессию.
Вопрос: Как Вы оцениваете замечания коллег по доработке законопроектов?
К.Чуйченко: Позитивно. Мы признаём, что предмет для этих замечаний есть, и будем над ними работать. Могу сказать, что и по другим направлениям есть необходимость производить доработку. Мы в первый раз идём этим путём, на протяжении нескольких месяцев создать совершенный продукт невозможно.
Вопрос: Как Вы оцениваете предложение ЦБ по изменению конкретно для них сроков введения обязательных требований – с 1 марта и с 1 сентября?
К.Чуйченко: Это предложение подлежит оценке. Оно, наверное, не лишено здравого смысла.
Вопрос: В чём именно будет заключаться доработка законопроектов? Сейчас ведомства, не дожидаясь принятия законопроектов, активно разрабатывают свои акты о сохранении регуляторных полномочий. Проверяются ли такие инициативы на соответствие будущим законам или придётся их потом перерабатывать?
К.Чуйченко: Собственно говоря, мы поэтому и поторопились вносить законы, чтобы ведомства при осуществлении этой большой работы ориентировались на эти законопроекты и эту работу осуществляли в соответствии с правилами, которые эти законы устанавливают.
Какие нормы будут дорабатываться? Что касается процессуального закона, с точки зрения юридической техники там надо проводить очень существенную доработку. Мне кажется, возможно произвести редакционное сокращение этого объёмного закона. Насколько я помню, объём составляет где-то 250 страниц машинописного текста.
Что касается закона об обязательных требованиях, возможно, там надо будет принимать решения по развилкам, которые этот закон содержит. Может быть, делать какие-то изъятия в отношении отдельных видов надзора. Мы также предполагаем, что как материальный, так и процессуальный закон будут содержать ещё особенные части, где особенности по каждому виду надзора будут воплощены. Плюс материальный закон у нас ещё будет содержать направления или сферы, в которых должен осуществляться тот или иной вид надзора. Мы исходим из того, что полномочия по вмешательству в частную жизнь граждан, компаний, бизнеса, учреждений в соответствии с Конституцией должны производиться в соответствии с законом или в порядке, установленном законом. Из этого мы исходим. Особенной частью мы этот порядок и сферы установим и очертим, скажем так, те сферы влияния, в которых будет осуществляться контрольно-надзорная деятельность.
Если общая часть устанавливает правила, по которым обязательные требования должны устанавливаться, каким признакам и принципам они должны соответствовать, то особенная часть, о чём я говорил, будет устанавливать, где это вмешательство может быть произведено.
Вопрос: Может ли быть учтено замечание, пожелание Центробанка о том, чтобы они могли сохранить за собой функции и контроля, и надзора?
К.Чуйченко: Поскольку это установлено законом, я думаю, конечно, для постановки такого вопроса есть все основания.
Вопрос: Можете поделиться текстами законопроектов? Мы их не видели – в той редакции, которая была представлена сегодня.
К.Чуйченко: Конечно, можем.
Вопрос: Дмитрий Анатольевич до 18 ноября поручил Минэкономразвития указать сферы деятельности, в которых в первую очередь необходимо снизить излишние требования. Есть понимание, какие это сферы?
К.Чуйченко: Да, понимание есть. Я хотел бы анонсировать, что 2 декабря Дмитрий Анатольевич будет проводить совещание, где этот вопрос будет обсуждаться. Минэкономразвития подготовило позицию, что к таким сферам относятся ресторанный и гостиничный бизнес.
Вопрос: Стало известно, что единый госорган по КНД появится в регионах, но непонятен пока его функционал.
К.Чуйченко: Неправильно Вы формулируете вопрос. Регионы самостоятельно вправе принимать решение о том, сколько органов будут осуществлять региональный надзор. Если регион примет решение, что ему необходим один орган, – это его право. Соответственно, этот орган будет осуществлять надзор по всем видам регионального надзора. Какие-то регионы вправе принять решение, что каждый вид регионального надзора будет осуществляться отдельным органом. Это тоже их право. Кто-то может сгруппировать по определённым признакам эту работу и поручить нескольким органам её проводить. Но хотел бы сказать, что в соответствии с конституционным принципом это компетенция регионов – определять структуру контрольно-надзорных органов, которые будут заниматься региональным надзором.