Первый вопрос повестки – о предварительных итогах проведения в 2019 году Всероссийской диспансеризации взрослого населения.
Вступительное слово Дмитрия Медведева
Выступление главы администрации Тамбовской области Александра Никитина
Выступление губернатора Камчатского края Владимира Илюхина
Из стенограммы:
Принятые решения
Д.Медведев: Добрый день, коллеги!
Мы сегодня начнём с предварительных итогов диспансеризации за 2019 год. Речь идёт о взрослом населении.
Важнейшие задачи в области здравоохранения, демографии – это снижение смертности от различных болезней, увеличение продолжительности жизни. И понятно, что диспансеризация здесь имеет особое значение.
Теперь по новому порядку каждый человек в возрасте от 18 до 39 лет может ежегодно проходить профессиональный осмотр, раз в три года – диспансеризацию, а те, кто старше 40 лет, – делать это ежегодно.
В этом году, как и намечено национальным проектом «Здоровье», профосмотр должны пройти более 61 миллиона человек. А к 2024 году мы планируем охватить такими осмотрами более 70% граждан нашей страны. Разумеется, для тех, кто имеет полис обязательного медицинского страхования, это бесплатно. Причём начиная с текущего года у нас впервые в Программе госгарантий на оказание бесплатной медпомощи установлены нормативы на проведение профессиональных осмотров и диспансеризации. Изменения в территориальные программы госгарантий внесли практически все регионы за исключением Якутии, Ивановской области и Санкт-Петербурга. Нужно, безусловно, завершить это.
Какие есть результаты?
За девять месяцев, по данным Минздрава, профосмотры и диспансеризацию прошли более 24 миллионов человек старше 18 лет, а всего, включая детей, – более 41 миллиона человек. У нас есть регионы, где ситуация хуже, чем в целом по стране, по разным причинам. Это Крым, Камчатский и Приморский края, Еврейская автономная область и ряд других. Кстати, здесь присутствуют коллеги-губернаторы, представляющие регионы, где по-разному всё это организовано, мы послушаем их.
Повестка заседания
Самое очевидное – надо сделать так, чтобы людям было удобно проходить диспансеризацию (это всегда, что называется, дело добровольное, но если это ещё и неудобно, то люди просто не придут). Для этого важно, чтобы это было организовано в течение одного рабочего дня, по нынешним правилам, вечером или в субботу. Такие решения мы специально ради этого принимали. И большинство медицинских организаций изменили режим работы.
В сельских территориях людей надо возить в поликлиники и обратно, активнее использовать мобильные медицинские бригады. Я знаю, что ряд территорий, ряд местностей – больших и удалённых, таких как Камчатка, Приморский и Хабаровский края, Тыва, планируют организовать диспансеризацию на основе вахтового метода. Наверное, можно и таким образом поступить.
Есть вопросы и к тому, как поставлена информационная работа. Но ещё важнее, чтобы диспансеризация была не формальной, а приносила результаты. Поэтому мы расширили программу её проведения, ввели дополнительные обследования, включая онкоскрининги.
Участники заседания
-
PDF
175Kb
Список участников заседания Правительства, 14 ноября 2019 года
За девять месяцев удалось обнаружить впервые более 2 млн заболеваний. На первом месте стоят, как всегда, сердечно-сосудистые и онкологические заболевания.
Очень важно, чтобы было современное оборудование, препараты для лабораторных исследований. У регионов есть возможность всё это закупать в рамках работы по модернизации первичного звена здравоохранения. Мы эту деятельность продолжим. И главы регионов должны делать всё необходимое, чтобы у людей не возникало проблем с прохождением диспансеризации. Послушаем, как это организовано по линии Минздрава и в регионах.
В повестке дня – пакет из трёх законопроектов, который должен обеспечить реорганизацию Федеральной службы судебных приставов, с тем чтобы повысить эффективность исполнения судебных решений. С 1 января 2020 года статус судебных приставов меняется, и они будут относиться к государственной службе иного рода. Это означает, что они получат права и обязанности, которыми обладают сотрудники силовых ведомств. Естественно, они должны будут соблюдать ряд ограничений, для того чтобы трудиться, включая отсутствие двойного гражданства, приём на работу на основе контракта, применение спецсредств, оружия только в предусмотренных законом ситуациях. При этом они смогут получить и офицерские звания, и дополнительные гарантии социальной защиты.
У нас в повестке дня также распределение субсидий на 300 млн рублей. Мы выделяем деньги Курганской области на развитие коммунальной и инженерной инфраструктуры региона. Речь идет о реконструкции очистных сооружений в городе Шадринске и строительстве системы водоснабжения.
Также не могу не упомянуть об одном трагическом происшествии, которое произошло в колледже в Амурской области. К сожалению, это не первый раз. Несмотря на принимаемые меры, такие происшествия случаются. Понятно, что все акценты расставит следствие, определит и меру вины тех, кто был обязан наблюдать за всеми процессами, которые происходят в учебном заведении, обеспечивать безопасность и так далее. Но в любом случае Министр просвещения должна самым внимательным образом проанализировать, что и как организовано в Амурской области. Имею в виду и ранее данные поручения, и конкретную ситуацию в данном учебном заведении: исполнение тех требований, которые существуют, их не формальное исполнение, а исполнение на деле. Естественно, и ответственность местных руководителей системы образования и просвещения. Понятно, что это очень тяжёлое происшествие. И работу в рамках поручений, которые давались, необходимо продолжить.
Подготовьте мне на эту тему полноценный отчёт.
В.Скворцова: Уважаемый Дмитрий Анатольевич! Уважаемые коллеги!
Профилактические медицинские осмотры и диспансеризация являются основным инструментом раннего выявления заболеваний и факторов риска их развития.
С 2013 года в стране возвращено широкомасштабное проведение диспансеризации населения, принята вся необходимая нормативная база, определяющая порядок проведения профилактических медицинских осмотров и двухэтапной диспансеризации.
Внедрена система индивидуального sms- и телефонного оповещения граждан, подлежащих диспансеризации, силами страховых представителей. Благодаря этому в 2018 году по сравнению с 2014 годом объём проведённых профилактических мероприятий увеличился на 38%, охвачено по результатам 2018 года 60 миллионов человек. В результате выросла выявляемость онкологических заболеваний на ранних стадиях с 52 до 66%, туберкулёза – свыше 98%, увеличился охват диспансерным наблюдением пациентов с сердечно-сосудистыми заболеваниями и сахарным диабетом – до 88%, а с онкологическими заболеваниями – до 97%.
Уважаемый Дмитрий Анатольевич, чрезвычайно важную роль в развитии профилактического направления сыграло принятое Вами решение о проведении в 2019–2020 годах Всероссийской диспансеризации взрослого населения.
В марте были актуализированы правила и порядки профилактических осмотров и диспансеризации. Как Вы и сказали во вступительном слове, теперь каждый гражданин может проходить бесплатные комплексные профилактические осмотры ежегодно, кроме того, расширенную диспансеризацию в возрасте до 40 лет – один раз в три года и с 40 лет – ежегодно.
Содержание профилактических мероприятий также обновлено в соответствии с возрастными особенностями пациентов и гармонизировано с международными подходами, в том числе расширены онкоскрининги с четырёх до семи наиболее распространённых локализаций рака. Все субъекты Российской Федерации составили перечень поликлиник, способных провести полную диспансеризацию в соответствии с порядком и регламентом, их адреса доведены до населения. Проведена активная поддерживающая коммуникационная кампания.
С 2019 года Трудовым кодексом Российской Федерации установлено право работников освобождаться от работы на один рабочий день раз в три года для прохождения диспансеризации, а для работающих граждан предпенсионного и пенсионного возраста – на два дня ежегодно.
С учётом изменившегося порядка проведения профилактических мероприятий Минтрудом совместно с Минздравом подготовлены изменения, предусматривающие право работника, достигшего 40 лет, для прохождения диспансеризации освобождаться на один рабочий день ежегодно.
Для приоритизации профилактики с 2019 года все профилактические мероприятия выведены из подушевого финансового норматива ОМС в самостоятельный тариф. С 2020 года запланировано выведение из подушевого норматива наиболее сложных видов диагностических исследований, необходимых на втором этапе диспансеризации, прежде всего для диагностики онкологических заболеваний. Это позволит сократить предельные сроки ожидания диагностических исследований в случае подозрения на онкологическое заболевание до семи рабочих дней, для других заболеваний – до 14 дней. С 2020 года также вводится дополнительное стимулирование медицинских работников за выявление онкологических заболеваний на ранних стадиях.
На текущий момент 3381 медицинская организация участвует во Всероссийской диспансеризации. Расширен график проведения диспансеризации, теперь в подавляющем большинстве организаций её можно пройти в вечернее время и в субботу. Со следующего года все уполномоченные поликлиники будут поддерживать комфортный для работающих граждан график работы. Помощь в составлении индивидуальных расписаний будут осуществлять страховые представители.
Благодаря проведённому комплексу мероприятий за девять месяцев 2019 года полностью прошли диспансеризацию и профмедицинские осмотры более 41 миллиона человек, из них 24,2 миллиона взрослых граждан, что превышает 69% от запланированного объёма на 2019 год. Вместе с тем, по предварительным данным, охвачено профилактическими мероприятиями уже более 49 миллионов человек (80% от запланированного объёма на год).
Хотелось бы поблагодарить за активную работу и высокие показатели диспансеризации Республику Саха (Якутия), Тамбовскую область, Астраханскую область, Республику Алтай, Хабаровский край. При этом, как уже было отмечено, в ряде регионов охват профилактическими мероприятиями много ниже среднероссийского уровня. Субъектам Российской Федерации необходимо принять дополнительные меры для активизации работ.
Особое внимание уделяется качеству и комфортности проведения диспансеризации. С 2016 года совместно с государственной корпорацией «Росатом» был запущен проект по внедрению новой организационной модели поликлиники. На сегодняшний день проект реализуют уже более 3 тыс. поликлиник в 82 регионах, это позволило уже в 65% правильно организовать профилактические мероприятия и проводить первый этап диспансеризации в день обращения, тогда как в 2014 году это требовало от пяти до семи посещений.
Вместе с тем существующее состояние инфраструктуры медицинских организаций первичного звена здравоохранения и дефицит медицинских кадров в первичном звене не в полной мере позволяют обеспечить оптимальную логистику и сжатые сроки прохождения диспансеризации. В связи с этим особое внимание при реализации региональных программ модернизации первичного звена здравоохранения будет уделяться профилактическому направлению.
Для малонаселённых районов страны мы продолжаем развивать выездные формы профилактической работы. Общее число передвижных структурных подразделений выросло до 3,8 тыс., а число выполненных ими осмотров в 2018 году превысило 4,2 млн, в рамках нацпроекта «Здравоохранение» будет дополнительно закуплено 1,3 тыс. мобильных диагностических комплексов.
Результаты промежуточного анализа свидетельствуют о том, что целевые показатели диспансеризации и профилактических осмотров, запланированных на 2019 год, в целом по стране будут достигнуты. Это позволит нам в соответствии с «дорожной картой» к 2024 году обеспечить охват более 70% граждан – более 100 миллионов человек.
Д.Медведев: Спасибо, Вероника Игоревна.
Это действительно предварительный отчёт, но он свидетельствует о том, что наши усилия всё-таки приносят пользу. Ещё совсем недавно диспансеризация напоминала только о советском прошлом, казалось, что сейчас такого рода медицинские осмотры уже и проводиться не могут, тем не менее всё это можно возродить. И это, безусловно, на пользу здоровью людей и на пользу реализации целей, которые стоят перед нашей страной в сфере здравоохранения и демографии.
Надо ещё послушать наших коллег, потому что ситуация в разных регионах разная, о чём и я говорил, и Вероника Игоревна.
Давайте послушаем руководителя администрации Тамбовской области Александра Валерьевича Никитина и губернатора Камчатского края.
А.Никитин (глава администрации Тамбовской области): Уважаемый Дмитрий Анатольевич! Уважаемые коллеги!
При организации диспансеризации взрослого населения в текущем году мы постарались учесть весь перечень поручений, утверждённый Правительством Российской Федерации, по данному направлению.
План диспансеризации 2019 года в нашем регионе не только выполнен (я про текущий момент говорю), но и перевыполнен на 5%. С уверенностью можно сказать, что к 2024 году мы реально сможем охватить диспансеризацией более 70% населения.
На чём основывается наша уверенность? Во-первых, мы внедрили новый порядок, о котором Вы упомянули во вступительном слове, порядок диспансеризации, утверждённый приказом Минздрава России. Все медицинские организации перешли на работу в вечернее время и субботние дни. Только эта мера позволила увеличить пропускную способность медицинских организаций на 30%. Конечно, для проведения диспансеризации были подключены врачи стационаров.
Во-вторых, увеличен охват диспансеризацией сельского населения. Первый этап диспансеризации осуществлялся в том числе на базе фельдшерско-акушерских пунктов, оснащённых необходимым оборудованием, куда подъезжали мобильные флюорографы, маммографы, другие диагностические медицинские комплексы. На следующий год мы планируем закупить ещё 10 таких установок и таким образом увеличить охват сельского населения.
Там, где требуются дополнительные диагностические исследования, во всех муниципалитетах разработаны планы-графики доставки граждан в медицинские организации. Для этого используются поставленные в рамках национального проекта «Демография» 23 единицы специализированного транспорта для маломобильных групп населения – это очень серьёзное подспорье для нас.
В-третьих, решение вопросов кадрового обеспечения. На момент начала диспансеризации медицинский персонал территориальных поликлиник и ФАПов прошёл соответствующее обучение. Много это или мало, но для нас это достаточно высокая цифра – фактически 1 тысяча специалистов прошли соответствующее обучение. Мы подготовили врачей по ультразвуковой диагностике, эндоскопии, их обучение осуществлялось параллельно с переоснащением медицинским оборудованием соответствующих медорганизаций.
Активно внедряются методы раннего выявления онкологических заболеваний. Например, только в текущем году мы внедрили раннюю диагностику колоректального рака: за первые 10 месяцев более 12 тыс. исследований проведено, в 6% онкопатология подтвердилась, и пациенты уже получают специализированную медицинскую помощь.
Одной из главных проблем диспансеризации, конечно, остаётся поиск механизмов дальнейшей мотивации медицинского персонала к качественному проведению диспансеризации. Для этого в соответствии с утверждённой программой госгарантий у нас в регионе предусмотрены выплаты стимулирующего характера за проведение диспансеризации.
Мы также поддерживаем предложение Правительства, которое касается стимулирования врачей и среднего медицинского персонала за каждый случай выявленного на ранней стадии заболевания в области онкологии.
Для повышения мотивации населения к прохождению диспансеризации усилена информационно-разъяснительная работа, что Вы справедливо заметили, Дмитрий Анатольевич. Привлекая общественные организации, мы, конечно, получаем совершенно иной эффект, вместе с ними и высшие учебные заведения, волонтёрские отряды, средства массовой информации.
Также для прохождения диспансеризации работающего населения мы активно решаем задачу подключения руководителей предприятий реального сектора экономики. Это самостоятельное направление, которое заслуживает отдельного рассмотрения, и у нас есть свой положительный опыт в этой части.
Пока, конечно, преждевременно утвердительно говорить об изменении структуры здоровья населения. Но тем не менее считаю необходимым сообщить, что за девять месяцев текущего года в Тамбовской области смертность снизилась на 5,5% к уровню аналогичного периода 2018 года, в том числе от онкологии – на 3,5% и от болезней системы кровообращения – почти на 5%. Это очень важный результат, с нашей точки зрения.
Д.Медведев: Спасибо. Естественно, на Камчатке всё сложнее организовать по понятным причинам. Владимир Иванович, как у Вас там дела и какие есть проблемы?
В.Илюхин (губернатор Камчатского края): Уважаемый Дмитрий Анатольевич! Уважаемые коллеги!
Действительно, в первом полугодии текущего года диспансеризация в крае проходила с отставанием от утверждённого плана-графика. Мы крайне обеспокоены сложившейся ситуацией.
Были проанализированы причины, и можно сказать, что они носят, к сожалению, как объективный, так и субъективный характер. В целом ряде учреждений, оказывающих первичную медико-санитарную помощь, недостижение показателей было связано со слабой организацией работы по реализации профилактических мероприятий.
Что касается объективных причин, и это прозвучало в докладе, то в первую очередь это дефицит медицинских кадров в первичном звене. И если в отдалённых населённых пунктах, и Вы об этом говорили, Дмитрий Анатольевич, мы решаем эту задачу с помощью выездных бригад, то в Петропавловске-Камчатском, Елизово, Вилючинске, где сосредоточена основная часть населения, проблема по-прежнему стоит остро. Укомплектованность врачебными кадрами составляет немногим более 50%.
Работа по привлечению медицинских кадров проводится на постоянной основе. Так, в 2018 году и в первом полугодии 2019 года на Камчатку было привлечено более 160 специалистов, а в сентябре этого года мы привезли ещё восемь терапевтов, что в том числе ускорило темпы проведения медосмотров. Но мы понимаем, что этого явно недостаточно.
По-прежнему остаётся серьёзной проблема недооснащения наших медицинских организаций диагностическим оборудованием, в том числе для обеспечения профилактических мероприятий. В текущем году заменены шесть рентгеноустановок и маммограф. В следующем году работа по обновлению устаревшего диагностического оборудования будет продолжена, для этого мы значительно увеличили бюджетные ассигнования.
В крае разработан и действует расширенный комплекс принимаемых мер для исправления ситуации. Так, начиная с августа организована работа медицинских учреждений в вечернее время, в выходные дни, привлечены внешние совместители, ведётся обучение специалистов по актуальным вопросам медпрофилактики.
С целью сокращения времени пребывания граждан в поликлинике при прохождении диспансеризации отработан порядок маршрутизации пациентов, минуя регистратуру. Усовершенствована система планирования и контроля объёмов диспансеризации, определён понедельный объём. Проводится ежедневный мониторинг. В критерий оценки деятельности главных врачей внедрены показатели по охвату профосмотрами.
Кроме того, значительно активизирована кампания по информированию населения посредством социальных сетей, средств массовой информации, персональных приглашений. Максимально задействованы различные рекламные площади, а также реализуется информационно-коммуникационная кампания Минздрава России «Ты сильнее!».
Комплекс этих мер позволил увеличить ежемесячный охват населения Камчатского края профмедосмотрами и диспансеризацией почти на треть. Вместе с тем 72% населения Камчатского края – это работающие граждане. И согласно нормам действующего законодательства на территориях Крайнего Севера, на территориях, приравненных к ним, работодатели обязаны обеспечить сотрудникам ежегодное прохождение периодического медицинского осмотра. Мы понимаем, что это не полный комплекс обследования, но вместе с тем на сегодняшний день более 30 тысяч человек уже прошли данный вид профосмотра.
Таким образом, по оперативным данным на 1 ноября текущего года, охват населения профилактическими медицинскими мероприятиями превышает 60%.
Уважаемый Дмитрий Анатольевич, я заверяю, что мы предпримем все возможные меры, чтобы до конца текущего года максимально приблизиться к достижению целевых показателей.
Д.Медведев: Будем надеяться, что так и будет сделано, поскольку мы понимаем значение всех этих мероприятий, понимаем также и сложности, которые объективно существуют на Камчатке, на Дальнем Востоке. Тем не менее всё равно нужно выходить на те цифры, которые заложены. Будем надеться, что совместными усилиями это будет достигнуто.
Прошу Минздрав внимательнее относиться к тем регионам, где есть проблемы с обеспечением кадрами, медицинской техникой или просто есть большие сложности, допустим, в доставке людей или большие расстояния между населёнными пунктами. Всё это надо учитывать.
Есть какие-то ещё комментарии? Нет?
Хорошо.
Давайте тогда примем решение, и прошу обратить особое внимание именно на те регионы, где пока плановые показатели по диспансеризации не достигнуты, с тем чтобы они могли восполнить упущенное.
<…>