Тема дискуссии – «Россия – АСЕАН: развитие взаимосвязанности на Евразийском пространстве в условиях Четвёртой промышленной революции».
Выступление Дмитрия Медведева на сессии Делового инвестиционного саммита АСЕАН – 2019:
Уважаемые дамы и господа!
Рад возможности выступить на Деловом инвестиционном саммите АСЕАН и представить тем, кто присутствует в этом зале, – бизнесменам, политикам, экспертам государств Азиатско-Тихоокеанского региона, как, на наш взгляд, будет развиваться экономика региона, мировая экономика в условиях четвёртой промышленной революции.
На наших глазах складывается абсолютно новый экономический уклад. Быстрыми темпами происходит цифровизация нашей жизни. И это цифровое будущее уже совсем рядом.
Визит
-
Встреча Дмитрия Медведева с Премьер-министром Лаоса Тхонглуном Сисулитом
-
Встреча Дмитрия Медведева с Премьер-министром Камбоджи Хун Сеном
-
Встреча Дмитрия Медведева с Премьер-министром Королевства Таиланд Праютом Чан-Очой
-
Встреча Дмитрия Медведева с Султаном и Верховным главой Брунея Хассаналом Болкиахом
Россия, как и другие страны, ищет пути адаптации к новой экономической реальности. На карте цифрового мира Россия находится на седьмом месте по вовлечённости людей в цифровую экономику. А по числу пользователей смартфонов мы находимся на пятом месте. То есть, по сути, у нас пятое место по использованию различных гаджетов людьми.
Мы активно развиваем инфраструктуру связи. Свыше 85% населения нашей страны пользуются возможностями, связанными с мобильным интернетом. И приблизительно 70% взрослых россиян это делают каждый день. У нас весьма доступный безлимитный трафик среди развитых государств – по стоимости он в 9 раз ниже, чем в Японии, в 14 раз дешевле, чем в Соединённых Штатах Америки, и в 17 раз – чем в Республике Корея.
Главное для нас – создавать такие технологии, которые будут работать на благо людей, делать их жизнь комфортной, экономить их время. На это, собственно, и направлены наши усилия. Притом что в России, как известно, очень сильные школы математики, физики, информационных технологий. За российских специалистов бьются информационные гиганты, IT-гиганты, такие как Google, Apple, Huawei. И конечно, это тоже даёт определённые результаты.
С другой стороны, нам, как и другим странам, есть над чем работать. Что мы и продолжаем делать в рамках национальной программы «Цифровая экономика», которая действует уже с 2017 года. К реализации этой программы привлечены наши деловые круги. Мы устраняем цифровое неравенство между частями страны. Вы знаете, Россия – страна огромная, самая большая по территории. И конечно, то, что называется цифровым разрывом, является проблемой. Формируем доступную информационную инфраструктуру. Готовим кадры. Российские технологии должны прийти и в государственное управление на основе «цифры». Отдельное внимание уделяем кибербезопасности.
Россия готова делиться со странами АСЕАН опытом, который приобрела, а также использовать успешные практики наших асеановских коллег. Тем более что перед нами стоят схожие задачи. По экспертным оценкам, к 2030 году цифровые технологии в регионе будут генерировать до 8% ВВП. А значит, нужно создавать условия для их внедрения.
Тема внедрения инноваций, «цифры» – одна из главных в работе наших совместных органов. На последней встрече министров экономики Россия – АСЕАН (она была в сентябре 2019 года здесь, в Бангкоке) были рассмотрены предложения по использованию российских решений для интеграции удалённых территорий, в том числе через развитие цифрового государственного управления, телемедицины, дистанционного образования.
Действует и российско-асеановская Рабочая группа по научно-технологическому сотрудничеству. Её очередное заседание запланировано в Москве на следующей неделе. Созданная в прошлом году Рабочая группа по образованию даёт хорошую возможность для подготовки совместных обучающих программ в области «цифры», которые предполагают среди прочего обмен студентами технических специальностей, повышение квалификации специалистов.
Стремимся наладить кооперацию и по теме так называемых умных городов. Уже сейчас Сингапур, у которого действительно очень хороший опыт управления транспортным комплексом, консультирует Санкт-Петербург. Профильные российские ведомства выступили с инициативой создать постоянную платформу взаимодействия с «десяткой» по этой теме.
Совместные
проекты, которые касаются цифровизации транспортной инфраструктуры и удалённых
территорий, подготовки IT-специалистов и
в целом внедрения передовых технологий, важны для взаимосвязанности на
евразийском пространстве.
Мы приветствуем интерес АСЕАН к опыту других интеграционных объединений, возможности сопряжения асеановского Генерального плана по взаимосвязанности с другими региональными инициативами. И вообще выступаем за формирование Большого евразийского партнёрства с участием государств – членов Евразийского экономического союза, АСЕАН, ШОС и других заинтересованных структур.
Такие идеи были обсуждены лидерами АСЕАН и поддержаны во время саммита Россия – АСЕАН в 2016 году в Сочи. В долгосрочном плане эта идея позволит состыковать крупные интеграционные и инфраструктурные проекты. При этом мы исходим из того, что такое партнёрство должно выстраиваться на принципах взаимного уважения, общей выгоды, быть открытым для присоединения всех заинтересованных государств.
Мы, кстати, уже сделали шаг в этом направлении – был подписан Меморандум о взаимопонимании между Евразийской экономической комиссией и АСЕАН в области экономического сотрудничества. Началась его практическая реализация – в октябре утверждена программа сотрудничества.
Мы стремимся создать на территории Евразийского экономического союза максимально благоприятную для бизнеса деловую среду. С чёткими, понятными правилами для бизнеса. Интерес к торговле с союзом растёт. Один из членов АСЕАН – Вьетнам – стал первой страной, с которой ЕАЭС подписал в 2015 году Соглашение о свободной торговле. Недавно аналогичный документ был подписан с Сингапуром. Ведётся работа по этой теме с другими партнёрами из ассоциации – Евразийская экономическая комиссия подписала документы о сотрудничестве с Камбоджей, Таиландом, буквально две недели назад – с Индонезией. Реализация этих договорённостей станет дополнительным стимулом и откроет новые возможности для совместной работы бизнес-сообществ наших стран.
Безусловно, новые технологические решения – это большие возможности для людей, и, наверное, в этом их самая главная ценность. Это возможности для бизнеса и государств. Но нам нужны совместные решения не только по тем возможностям, которые эти технологии открывают, но и по тем вызовам, с которыми сталкиваются наши страны и которые несёт четвёртая промышленная революция в мировом масштабе.
С приходом новых технологий более ощутим социально-экономический разрыв между странами, потому что всё находится в режиме, что называется, реального времени. Именно эти технологии во многом определяют уровень материального благосостояния государства. Все мы знаем, что среди крупнейших мировых технологических компаний есть лидеры, пять из них – из Соединённых Штатов Америки, две – из Китая. А государства, у которых нет собственных цифровых платформ, могут потерять если не суверенитет, то во всяком случае огромное количество возможностей и в принципе – право на будущее в условиях меняющегося мира. Когда нет собственных технологий, получается, что нет и собственного развития. И этого допустить нельзя.
Компании и целые страны всё больше зависят от оборудования, от программного обеспечения. Бóльшими возможностями здесь обладают, по сути, несколько корпораций, которые часто доминируют на рынке. Это мешает и здоровой конкуренции, и внедрению новых перспективных идей, не лучшим образом сказывается на информационной и сетевой безопасности. Поэтому Россия выступает за совместные усилия по демонополизации этой сферы, развитию конкуренции в этой сфере, созданию новых решений и в области программных продуктов, и в области технологий.
И конечно, совместные усилия нужны в сфере кибербезопасности. Мир в этом смысле становится всё более и более уязвимым. Каждые 14 секунд – вдумаемся в эту цифру – происходят кибератаки. Бороться с этим вызовом можно более эффективно, если сотрудничество будут осуществлять все заинтересованные страны и межгосударственные объединения.
Мы рассматриваем асеановскую «десятку» и Региональный форум АСЕАН как важные площадки по обеспечению международной информационной безопасности. Мы уже заложили фундамент для диалога по этому вопросу, приняв в прошлом году в Сингапуре, на саммите Россия – АСЕАН, совместное заявление по проблематике использования информационно-коммуникационных технологий. Пора переходить к практической работе, как можно скорее начать переговоры по этому направлению.
Нужно формировать и общую среду доверия в киберпространстве, которая будет работать в интересах всего международного сообщества. Среду, где персональные данные человека будут в максимальной безопасности. Для этого предстоит синхронизировать технологии и нормативное регулирование в области защиты и оборота персональных данных. Технологии, конечно, синхронизировать гораздо проще, чем нормативное регулирование, поскольку для этого требуются решения практически всех государств. Но надеюсь, что мы сможем договориться.
В заключение хочу сказать следующее: в нашем распоряжении, уважаемые дамы и господа, есть все инструменты для решения стоящих перед нами задач. Но самое главное – у нас есть желание координировать наши усилия, работать вместе в формате Азиатско-Тихоокеанского региона. Я уверен, что, если мы так будем делать, мы добьёмся успехов.
Хочу вас поблагодарить за внимание и пожелать всем участникам сегодняшнего форума интересных дискуссий и новых интересных проектов.