Были рассмотрены вопросы совершенствования контроля экспорта необработанных и первично обработанных лесоматериалов и порядка определения их таможенной стоимости, введения требований об оснащении лесозаготовительной и лесовозной техники системой ГЛОНАСС, а также проанализированы промежуточные результаты проверки законности заключения и исполнения договоров аренды лесных участков, предоставленных для заготовки древесины.
Основной проблемой учёта экспорта необработанных и первично обработанных лесоматериалов является разница в таможенных пошлинах на разные товарные позиции лесоматериалов. К примеру, необработанная или грубо обработанная древесина, которая практически не отличается от кругляка, не облагается таможенной пошлиной, что влечёт злоумышленное «перетекание» лесоматериалов из одной позиции в другую. Соответственно, использование продольного распила лесоматериалов в качестве одного из инструментов ухода от уплаты таможенных пошлин уменьшает объём экспорта лесоматериалов товарной позиции 4403 ТН ВЭД ЕАЭС и увеличивает объём лесоматериалов товарной позиции 4407 ТН ВЭД ЕАЭС. В структуре товарной позиции 4407 ТН ВЭД ЕАЭС на лесоматериалы, обработанные шлифованием, строганием (товары с более высокой степенью переработки), приходится порядка 8%, а 92% – на прочую древесину, полученную распиловкой.
«Действующая модель регулирования очевидно несовершенна и мотивирует недобросовестных предпринимателей объединяться в преступные сообщества с целью получения сверхдоходов. Такая преступная деятельность должна быть пресечена, а система администрирования упорядочена», – отметил в своём выступлении Алексей Гордеев.
Одним из возможных решений этой проблемы, по мнению ФТС, может стать временное количественное ограничение (квотирование) на вывоз лесоматериалов, классифицируемых в товарной позиции 4407 ТН ВЭД ЕАЭС, и выравнивание таможенных пошлин в отношении товаров, классифицируемых в товарных позициях 4403 и 4407 ТН ВЭД ЕАЭС. В связи с этим вице-премьер дал поручение профильным ведомствам дополнительно проработать вопрос введения экспортных таможенных пошлин в отношении лесоматериалов позиции 4407 ТН ВЭД ЕАЭС с низкой добавленной стоимостью (не обработанных строганием, шлифованием) и представить конкретные предложения для рассмотрения на совещании в Правительстве.
Отдельной темой обсуждения стали результаты проверки законности заключения договоров аренды лесных участков, предоставленных для заготовки древесины. По информации Рослесхоза, к началу октября агентство провело проверку части договоров аренды лесных участков крупнейшими лесозаготовителями с объёмом расчётной лесосеки от 100 тыс. куб. м, которые не ведут переработку древесины. Проверки прошли в 53 субъектах Российской Федерации, в отношении более чем тысячи договоров выявлены нарушения. Всего проанализировано более 1800 договоров аренды лесных участков, заключённых с 835 лесопользователями. В ходе проверок выявлено около 2 тыс. нарушений.
В большинстве случаев к нарушителям применены меры административного взыскания – предостережения, неустойки, штрафы. Часть договоров требует расторжения или признания недействительными. На сегодняшний день по итогам судебных разбирательств расторгнуто порядка 30 договоров аренды лесных участков с расчётной лесосекой более 1,8 млн куб. м. По итогам всех проверок в правоохранительные органы направлена соответствующая информация для принятия мер реагирования.
Всего на территории России заготовку древесины осуществляют порядка 5 тысяч арендаторов на основании около 8 тыс. договоров с объёмом расчётной лесосеки более 250 млн куб. м. Учитывая продолжительность судебных и проверочных процедур, по итогам заседания рабочей группы было принято решение продлить срок проверки договоров аренды лесных участков на 2020 год.
«Цель таких проверок заключается не только в том, чтобы выявить и пресечь нарушения, но и в том, чтобы сформулировать предложения по совершенствованию нормативно-правового регулирования лесной отрасли и сделать так, чтобы по ходу проверок уже шли изменения», – подчеркнул Алексей Гордеев.
По итогам обсуждения Рослесхозу было поручено провести системный анализ выявленных нарушений и подготовить предложения по совершенствованию отношений в сфере лесопользования.
Кроме того, вице-премьер отметил важность взаимодействия и синхронизации планов рабочей группы по борьбе с незаконной заготовкой и оборотом древесины при Правительстве и рабочей группы по совершенствованию лесного законодательства Совета Федерации, в том числе с целью внесения верхней палатой парламента законодательных инициатив.
В отношении введения требований об оснащении лесозаготовительной и лесовозной техники системой ГЛОНАСС было предложено ускорить рассмотрение вопроса о принятии соответствующего ГОСТа и внесении изменений в технический регламент Таможенного союза.
Основные направления деятельности рабочей группы будут отражены в актуализированном плане мероприятий по решению проблем в сфере борьбы с незаконной заготовкой и оборотом древесины. Минприроды России с участием заинтересованных ведомств дано поручение подготовить предложения по актуализации плана мероприятий для его утверждения на очередном заседании рабочей группы до конца года.
В совещании приняли участие представители ключевых профильных министерств и ведомств.