На заседании комитета, состоявшемся 14 октября, рассматривался проект федерального бюджета на 2020-2022 годы.
Из стенограммы:
А.Силуанов: Добрый день, Андрей Михайлович (обращаясь к А.Макарову, председателю Комитета Государственной Думы по бюджету и налогам)! Добрый день, уважаемые коллеги!
Цели развития определены указом Президента. Бюджет – это инструмент для реализации целей развития. Основные задачи – на базе обеспечения экономического роста увеличить доходы населения, увеличить продолжительность жизни, повысить качество услуг, которые предоставляет государство. В первую очередь это здравоохранение, образование и социальная поддержка.
Хотел бы остановиться на том, как бюджет решает задачи на предстоящие годы. Бюджет составлен на трёхлетку, и мы можем посмотреть, как эти задачи реализуются по годам.
В первую очередь хочу сказать, что бюджет сконцентрировал в себе необходимый объём ресурсов и по своей доле в процентном отношении к валовому внутреннему продукту беспрецедентен – 35,1% валового внутреннего продукта в следующем году будет перераспределяться через бюджетную систему. Такого объёма перераспределения никогда не было. Приведу цифры 2018 года – это 32,8%, 2006 год – 28,9%.
Поэтому очевидно, что сейчас значительный объём средств сконцентрирован именно на реализации задач, поставленных Президентом в указе. Мы это реализовали как за счёт налоговых изменений, так и за счёт увеличения заимствований. И это увеличение будет осуществляться до 2024 года включительно.
Важно, что делается это в условиях, когда бюджет структурно сбалансирован, и мы увеличиваем расходы без каких-либо рисков для устойчивости бюджетной системы. Поскольку бюджет сформирован с учётом бюджетных правил, устойчивости бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов внебюджетных фондов, с учётом умеренно консервативных цен на энергоресурсы, бюджет защищён от изменений внешних факторов, внешней конъюнктуры, будь то ограничения санкциями или изменение цен на наши энергоресурсы.
Действительно, бюджет в последние годы формировал запасы, резервы. И как сказал Андрей Михайлович, в следующем году у нас будет превышена 7% планка Фонда национального благосостояния, и мы сможем дополнительно, сверх бюджета, простимулировать в первую очередь привлечение частных инвестиций.
Нам необходимы частные инвестиции, потому что для обеспечения экономического роста необходимы именно новые вложения, новые рабочие места. Стоит задача – обеспечение роста инвестиций в экономику до 25%. Сегодня, к сожалению, этот показатель составляет 20,6%. Поэтому нам необходимо всеми мерами, в первую очередь бюджетными, стимулировать и привлекать частные инвестиции.
Мы рассчитываем, что использование средств Фонда национального благосостояния будет осуществляться с мультипликативным эффектом, который позволит на рубль наших резервов привлечь несколько рублей частных инвестиций.
Также важно, и Алексей Леонидович (А.Кудрин) нас часто критикует, что мы не пересматриваем бюджетные правила. Бюджетные правила говорят о том, что каждый год мы уточняем базовую цену на нефть. Если несколько лет назад это было 40 долларов за баррель, то в 2020 году это уже 42,4 доллара за баррель, а в 2022 году – 44,2 доллара за баррель. Эксперты предлагали повысить до 45 долларов за баррель. В трёхлетке мы уже практически достигаем этой величины без каких-либо рисков для устойчивости бюджетной системы.
Важно, что так называемый дефицит, без учёта нефти и газа, стабилизировался и составляет величину чуть ниже 6%. Это наиболее оптимальный вариант для обеспечения балансировки бюджета.
По расходам. Все наши ограничения, бюджетные правила тем не менее приводят к тому, что ежегодно расходы увеличиваются более чем на триллион рублей. Это огромная величина. То есть, несмотря на то, что мы руководствуемся нашими принципами, расходы увеличиваются. Если посмотреть по субъектам Российской Федерации, то их бюджеты прирастают на сумму чуть меньше триллиона рублей – где-то порядка 800 млрд рублей. В целом по бюджетной системе существует значительный объём ресурсов, которым нужно эффективно распорядиться, чтобы он дал свой вклад в развитие экономики и, соответственно, в достижение ключевых целей развития, о которых мы с вами говорили.
Приоритеты. Это, конечно, национальные цели и инструмент для национальных целей – национальные проекты. В следующем году объём финансирования национальных проектов составит 2 трлн рублей и увеличится на 200 млрд по сравнению с уровнем текущего года. При этом каждый год объём финансирования будет увеличиваться и составит 2,2 трлн рублей в 2021 году, 2,7 трлн рублей в 2022 году. Вопрос, ещё раз повторю, в эффективности использования этого ресурса.
Если посмотреть на структуру бюджета, то в первую очередь это социальная направленность. Около 36% – это расходы социального характера. Они увеличатся по сравнению с текущим годом более чем на 8,4%.
Важно, что наряду с ростом социальных расходов растёт и инвестиционная направленность бюджета. На поддержку экономики будет выделено 16,6%, тоже с ростом почти на 2% по сравнению с уровнем текущего года.
Из приоритетов социалки. Конечно, это здравоохранение. Расходы на здравоохранение увеличатся на 50%, или более чем на 340 млрд рублей. Если посмотреть в структуре бюджета, расходы на здравоохранение составят 3,6%. В этом году – 3,4%, в 2018 году – 3,2%. То есть на эти цели растёт и доля в процентном отношении к валовому внутреннему продукту расходов. Здесь задачи – это снижение смертности, более эффективное оказание услуг, как с точки зрения высокотехнологичных медицинских услуг, так и первичной медицинской помощи. Президент поставил задачу сконцентрировать ресурсы и силы именно на первичном звене, это нашло отражение в трёхлетнем бюджете.
Не буду приводить цифры, сколько будет построено ФАПов, онкологических центров. Все эти данные есть в приложениях к материалам бюджета.
Социальная политика. Также учтены задачи, которые были поставлены и в послании, и на прямой линии Президента. Речь идёт о мерах по стимулированию и повышению рождаемости, поддержке семей, которые имеют детей, росту доходов населения.
Образование. Рост на образование составит примерно 6%, или около 50 млрд рублей. В целом по бюджетной системе рост расходов на образование в 2020 году составит 3,8% к валовому внутреннему продукту. В текущем году – 3,7%, в 2018 году – 3,5% от валового внутреннего продукта.
Мы видим, что идёт рост средств, перераспределяемых через бюджет на ключевые социальные расходы и цели. Речь идёт о поддержке как высшего, так и среднего образования: подключении школ к интернету, ликвидации третьей смены, направлении дополнительных денег на техническое дополнительное образование детей, в том числе технопарки, выявление талантов – всё то, что необходимо нам для конкурентоспособности на мировом рынке образовательных услуг.
Инвестиционная активность. Мы уже говорили о том, что без роста инвестиций невозможно добиться других целей. У нас задача – привлечь частные инвестиции. Здесь есть взаимодействие с деловым сообществом, в том числе через принятие структурных мер. Мы обсудили в Правительстве законопроект, который будет давать гарантии для частных инвестиций с точки зрения неизменности условий. Мы обсудили его с деловыми кругами, в том числе с Александром Николаевичем Шохиным, деловое сообщество ждёт этот закон. Поэтому надеемся, что эта структурная мера также позволит нам обеспечить стимулирование частных инвестиций.
ФНБ. В следующем году ожидаем, что около 1,7 трлн рублей – это цифра, которая сложится сверх 7-процентного уровня. Мы обсуждали в Правительстве принципы использования, инвестирования этих средств. Договорились, что эти принципы должны быть состыкованы с денежно-кредитной политикой Центрального банка, чтобы не вызывать укрепления курса рубля и, соответственно, не снижать нашу экспортную конкурентоспособность. Поэтому принцип такой: часть этих средств, 15–20%, можем инвестировать. А также принцип привлечения на рубль инвестиций – несколько рублей частных инвестиций. И конечно, это должны быть отрасли и направления, которые обеспечивают кумулятивный эффект для всей экономики.
Субъекты Российской Федерации. Значительная часть задач национальных целей реализуется через субъекты. Продолжим поддерживать регионы. Мы предлагаем, как было сказано председателем Государственной Думы, обеспечить за счёт субъектов Российской Федерации дополнительные инвестиционные стимулы. Предлагаем ко второму чтению вместе с депутатами Государственной Думы проработать вопрос о механизмах реструктуризации бюджетных кредитов и возможности дополнительных заимствований с учётом направления изыскиваемых средств на инфраструктуру, чтобы стимулировать экономический рост субъектов Российской Федерации и экономики в целом. Такие предложения сформулированы, отработаем ко второму чтению.
Кроме того, нас беспокоит следующий вопрос. Эти решения в Правительстве уже приняты, Председатель Правительства дал поручение о необходимости заключения всех трансфертов, порядков и соглашений в текущем году без перехода на следующий финансовый год. Напомню, по действующим порядкам мы соглашения по субсидиям с регионами заключаем до 15 февраля, а по иным межбюджетным трансфертам вообще срок отсутствует. Поэтому во исполнение поручений будут приняты такие структурные меры.
Также хочу отметить, что у нас увеличивается объём межбюджетных трансфертов субъектам Российской Федерации до 2,5 трлн рублей плюс 6,3%. Особое внимание будет уделено выравниванию и подтягиванию тех регионов, которые сегодня имеют низкий потенциал. Для этого в Правительстве в этом году будут приняты программы по государственной поддержке десяти наиболее нуждающихся регионов, в первую очередь это касается стимулирования экономического роста, инфраструктуры и социальных целей.
Также в следующем году будут предусмотрены дополнительные ресурсы на поддержку субъектов для обеспечения сохранения пропорций по заработной плате по сравнению со средними по экономике региона. Кроме того, на трёхлетку сохранены деньги на стимулирование регионов для обеспечения целей и задач, поставленных в указе Президента.
В целом, уважаемые коллеги, хочу ещё раз подчеркнуть, что бюджет как инструмент нацелен на решение задач, поставленных в указе Президента. Всеми необходимыми ресурсами эти задачи обеспечены.