Совещание состоялось 10 октября 2019 года.
Из стенограммы:
Вопрос: Виталий Леонтьевич, каковы итоги совещания, какие точки роста будут определены для проблемных регионов, как они будут развиваться в дальнейшем? И планируете ли Вы как-то курировать работу членов Правительства, которые теперь ответственны за это?
В.Мутко: Есть поручение Председателя Правительства о том, чтобы мы разработали дополнительные индивидуальные планы развития 10 регионов с наиболее низким уровнем социально-экономического развития. По основным направлениям – это прежде всего уровень доходов людей, размер бедности, вопросы инвестиционного климата, развития экономики, вопросы безработицы. Также решение ряда сложных вопросов, которые сдерживают развитие тех или иных регионов.
В целом это повестка Правительства. Мы должны сделать всё, чтобы уровень развития регионов, доходы на душу населения выравнивались в субъектах Российской Федерации. Вот такая стратегическая цель. Она погружена во все национальные проекты и должна решаться. Но при этом Председателем Правительства было принято решение, чтобы мы 10 регионов смогли развивать более ускоренными темпами и оказывать им полнейшую поддержку.
Здесь были назначены кураторы из членов Правительства Российской Федерации – министры были закреплены за этими субъектами. Им было дано время, чтобы они изучили все эти вопросы с выездом на место, встречаясь с бизнесом, с командами….
Министерство экономики разработало методические рекомендации,
подходы к составлению индивидуальных программ развития. И сегодня мы послушали
первые итоги. Были сформированы некоторые общие принципы и предложения по
реализации и мерам поддержки, они касаются стимулирования, активизации
экономических процессов, создания новых дополнительных мест. Это первый блок
вопросов. Здесь очень много индивидуальных решений. Так, в восьми из десяти
субъектов сегодня уровень тарифов на электроэнергию значительно ниже, чем в
соседних регионах. Потому что, как правило, в больших регионах есть
перекрёстное финансирование, когда большой бизнес оплачивает тарифы за малый. В
этих регионах нет большого бизнеса, поэтому уровень тарифа низкий, и здесь
такие системные решения.
Второе решение. Во многих регионах есть такие «спящие» лицензии по разработке полезных ископаемых. Должна быть проведена полная ревизия этих лицензий или их актуализация.
Дальше. Есть ряд инвестиционных проектов частно-государственного партнёрства в ряде субъектов, которые долгие годы не реализовывались, – необходимо дать им толчок в этих регионах. Всё в целом в области экономики.
Другие вопросы связаны с бедностью, с доходами. Но есть ряд вопросов, связанных с методологическими подходами. В некоторых регионах рождаемость выше, поэтому и дохода соответствующего меньше. И здесь мы должны тоже кое-какие акценты поставить.
Здесь ряд механизмов сегодня предлагается – вплоть до, может быть, ипотечного кредитования под более низкий процент, чем в целом по России. Это с точки зрения уровня жизни.
Дальше – социальная сфера, обеспеченность социальной сферы.
И блок вопросов, связанных, с окружающей средой, с проблемными вопросами, в частности с водоподготовкой.
Это такой набор из четырёх-пяти главных блоков. И мы сегодня договорились, что Министерство экономического развития аккумулирует все те предложения, которые наработали наши федеральные министры и по которым сегодня в основном были сделаны доклады, они методически доведут эти программы до кондиции. И сегодня все федеральные ведомства получили задачу сделать приоритизацию своих национальных проектов, которые реализуют в этих регионах. И плюс договорились, что будет выделено пока, предварительно, в районе 100 млрд дополнительно на ближайшие пять лет по финансированию наиболее острых проблем.
Цель одна – чтобы были определённые результаты. Установлены некие индикаторы по повышению. И, может быть, мы ещё посмотрим – хотя это касается всех субъектов Федерации – по бюджетной обеспеченности. Сегодня тоже это звучало, потому что большая закредитованность. Часть регионов очень медленно проводят реструктуризацию своей задолженности, много кредитов в коммерческих банках. Можно было бы рассмотреть по этим регионам специально замещение этих кредитов как минимум бюджетными. В год до 700 млн некоторые субъекты платят в коммерческие банки. Поэтому, конечно, там можно было бы реинвестировать.
В целом мы рассматриваем по всем субъектам (и вчера в Думе мы на эту тему говорили), что до 500 млрд можно было бы сегодня им в этой части оставить на их экономический потенциал.
Председатель в целом подходы одобрил. Договорились, что каждая программа развития этих 10 субъектов будет оформлена распоряжением, методически, организационно будет координироваться Министерством экономического развития.