Тема выступления Первого вице-премьера – Министра финансов: об исполнении федерального бюджета за 2018 год.
Из стенограммы выступления:
А.Силуанов: Когда мы рассматриваем отчёт, то всегда подводим итоги и сравниваем их с теми целями и задачами, которые были сформулированы на отчётный год. В 2018 году ключевыми задачами были повышение темпов роста экономики и роста благосостояния. Это базовые задачи, от которых зависит благосостояние граждан и оценка нашей работы.
Первое. За прошлый год экономика выросла на 2,3%. Рост реальных заработных плат составил 8,5%, реальных денежных доходов – 1,1%.
Второе. За прошлый год нам, наконец, удалось стабилизировать бюджет. Мы достигли состояния, когда бюджет практически не зависит от внешних факторов, включая санкционные режимы и цены на энергоресурсы. Мы начали пополнять Фонд национального благосостояния в прошлом году. Мы действительно много сделали с точки зрения структурных решений – в два раза повышен МРОТ, число бедных сократилось на 500 тысяч человек.
Прошлый год – это год, когда мы подводили итоги реализации майских указов 2012 года, которые явились основанием для выработки национальных проектов на предстоящий шестилетний период. Мы выполнили задачу по обеспечению темпов роста заработных плат бюджетной сферы, выполнили задачу по переселению граждан из аварийного жилья. К сожалению, нам не удалось выполнить задачи, поставленные в области экономики – не обеспечен рост инвестиций, производительности труда и т.д. Почему? В первую очередь, причина в том, что наши задачи не были структурированы по проектным принципам. Исходя из этого, мы выработали новый подход – национальные проекты, которые реализуются, начиная с текущего года. Это решение, принятое на основании итогов, которые мы сегодня рассматриваем. Второе – регионы вовлекались не так, как это требовалось, ведь основные задачи в области социального развития, инвестиций решаются на уровне субъектов Российской Федерации.
Сейчас, когда мы реализуем национальные проекты, мы гораздо плотнее стали работать с субъектами Российской Федерации и чётче определять им целевые показатели, по которым мы вместе работаем (федеральный центр и субъекты Федерации), изменили подход к распределению финансовой помощи на те задачи, которые мы решаем. Мы приняли решение о том, что будем раньше доводить ассигнования до субъектов Российской Федерации. Мы сделали выводы из того, что происходило в 2018 году и за предыдущие шесть лет.
Если говорить о региональных финансах, то в 2018 году мы продолжили их оздоровление. Государственный долг сократился в номинальном выражении. Если посмотреть объём доходной базы субъектов, то если в критические времена долг доходил до 36,5% от объёма собственных доходов, то в прошлом году он сократился до 25%, а в этом году снизится ещё больше. То есть задачи по снижению долговой нагрузки, рисков исполнения бюджетов мы выполнили.
В 2018 году бюджеты 70 регионов исполнены с профицитом, в 2017 году – 38. Долг сократился в 66 субъектах Российской Федерации. Поэтому, уважаемые члены Совета Федерации, произошло оздоровление и бюджетов субъектов Российской Федерации.
Выводы, сделанные нами по итогам 2018 года, уже использованы в новых подходах к бюджетному планированию на предстоящую трёхлетку.
<…>