Дмитрий Медведев выступил на пленарном заседании форума «Российская экономика: возможности для опережающего развития».
Московский финансовый форум – специализированная площадка для профессиональной дискуссии в области финансовой политики для повышения конкурентоспособности экономики России.
Организаторами форума выступают Министерство финансов Российской Федерации совместно с правительством Москвы.
Впервые Московский финансовый форум прошёл 23 сентября 2016 года и заложил традицию встреч финансистов в сентябре каждого года для обсуждения наиболее актуальных проблем и выработки эффективных решений, затрагивающих финансовый базис экономики России.
Тема форума в этом году – «Российская экономика: возможности для опережающего развития».
Выступление Дмитрия Медведева:
Добрый день, уважаемые коллеги, уважаемые дамы и господа!
Всех приветствую в тёплой Москве. Стало хорошей традицией встречаться в начале осени, чтобы обсудить ключевые проблемы, которые существуют в финансовой сфере.
Но прежде чем мы это сделаем, хочу поздравить всех с Днём финансиста, который традиционно отмечается 8 сентября. Как принято у нас в стране говорить, раньше не отмечают, а позже можно сколько угодно. Поздравляю вас и хочу поблагодарить всех вас за работу. Ваши усилия, действительно, непосредственно влияют на экономику в целом. Желаю вам удачи и всего самого лучшего.
Вчера мы обсуждали в том числе финансовые проблемы с экспертами в формате программы «Диалог». Эта программа касалась национальных целей. Ваш вклад в эту работу, безусловно, очень существенный.
Ситуация сейчас, как мы нередко любим говорить, непростая. Иными словами, не самая благоприятная. Я силюсь вспомнить, была ли она когда-нибудь благоприятной вообще на нашей памяти. По-моему, нет. Но то, что она сейчас не самая благоприятная, – это абсолютно точно, медицинский факт.
Главный глобальный риск – это, конечно, торговые войны, протекционизм. В отношении нашей страны ещё санкциями это всё усугубляется. Эти проблемы сохраняются. Но вопреки тем же самым санкциям интерес инвесторов к нашим проектам также сохраняется. Это заметно и по работе Консультативного совета по иностранным инвестициям, и по запросам на сделки с российскими активами, которые иностранные компании совершают.
Это происходит прежде всего потому, что мы за последние годы (я имею в виду все последние годы) серьёзно укрепили стабильность нашей финансовой системы и бюджета. Раньше колебания нефтяных котировок, которые постоянно происходили (особенно в августе, скажем), заставляли Минфин сильно нервничать. Сейчас благодаря бюджетному правилу у нас большой профицит. Хотя это тоже, естественно, предмет обсуждения и даже споров – и среди экспертов, и среди членов Правительства.
Я сегодня даже, когда выступал на заседании Правительства, не стал называть объём профицита. И сейчас не буду, потому что, как только называешь объём, сразу появляется желание всё это раздербанить, а делать этого нельзя. Тем не менее это само по себе – такая подушка безопасности, которая существует в нашей стране и отличает нашу экономику сегодня от других.
Умеренной остаётся инфляция. Это позволило Банку России буквально на прошлой неделе снизить ключевую ставку до 7%. В последний раз такое было в 2014 году, то есть это неплохой уже результат.
Фонд национального благосостояния достиг 7% валового внутреннего продукта (даже 7,5% на 1 сентября), то есть минимально безопасный уровень резервов мы уже сейчас обеспечили.
Есть разные идеи, в какие активы инвестировать дополнительные доходы дальше. Но подчеркну главное: мы должны подходить к таким вложениям рационально, чтобы они обеспечивали достойную доходность будущим поколениям, а с другой стороны – развивали экономику прямо сейчас, стимулировали привлечение частных инвесторов.
Эти наши усилия в целом неплохо оцениваются международными рейтинговыми агентствами. Хотя это, наверное, и не самое главное, но всё-таки важное условие для того, чтобы мы все чувствовали себя уверенно.
Макроэкономическая стабильность – хорошая основа для развития. Завершается подготовка проекта бюджета на следующие три года. Через неделю, 19 сентября, мы планируем обсудить его на заседании Правительства и после этого внести в парламент.
При вёрстке бюджета мы руководствовались несколькими принципами. Ещё раз их обозначу. Мы сфокусировали поддержку на перспективных проектах с долгосрочной отдачей. На достижении национальных целей, которые установлены указом Президента от 7 мая прошлого года. Перераспределили структуру бюджетных расходов в пользу создания удобной инфраструктуры, технологической модернизации экономики, включая цифровое развитие, и развития социальной сферы.
Ещё в прошлом году появился такой элемент, как национальные проекты. Это уже вторые наши национальные проекты, если брать последние два десятилетия. Они предполагают иной тип управления. Мероприятия структурированы по срокам, по ответственным, и, самое главное, они измеряются во вполне конкретных результатах.
С учётом положительного опыта, который мы получаем (мы получаем, конечно, не только положительный опыт, но и отрицательный, тем не менее мы договорились, что всё-таки здесь положительного больше), подобный подход мы договорились распространить на всю систему государственных программ, то есть, по сути, на всю систему государственного управления.
Система принятия решений в этом случае более гибкая. Даже все сроки подготовки документов были нами максимально сближены, «сплющены». Это иногда вызывает проблемы в работе Аппарата Правительства, в работе ведомств, но зато позволяет быстро принимать решения. Вырастает и скорость реакции на изменяющиеся условия.
Конечно, этого невозможно достичь без сквозной цифровизации процессов, без перевода системы принятия решений, а также мониторинга и последующего контроля на единую цифровую платформу. Причём в один контур здесь нужно интегрировать и стратегическое планирование, и бюджетное планирование, и, конечно, финансовый контроль. В ближайшее время (буквально в ближайшие несколько дней) я подпишу поручение Минэкономразвития и Минфину до 1 октября подготовить концепцию новой системы управления и детальный план её внедрения, что должно произойти в течение следующего года.
Эти наши шаги направлены на повышение эффективности государственных инвестиций. Конечно, мы продолжим работу по привлечению частных вложений в экономику, и здесь я остановлюсь тоже на нескольких, на мой взгляд, важных позициях.
Первое – это, конечно, то, о чём сейчас много говорят, реформа контроля и надзора. Система норм и требований должна быть удобной, эффективной. Вчера мы в очередной раз обсуждали эту тему, и я подписал поручение о том, чтобы постараться выйти на практически полный пересмотр всей системы подзаконных актов в нашей стране и отказ от актов, которые утратили актуальность. Подчёркиваю: актуальность, а не просто тотальная отмена того, что было сделано с 25 октября 1917 года. Такой цели нет. Хотя, конечно, большинство этих актов уже никакого значения, ни юридического, ни содержательного, не имеют.
Во-вторых, мы и дальше будем формировать справедливые конкурентные условия. Это касается и улучшения налогового администрирования.
В-третьих, уделим большее внимание снижению административной нагрузки. На это направлен новый механизм – «Трансформация делового климата».
В-четвёртых, продолжим создавать благоприятные условия для возвращения отечественного бизнеса в национальную юрисдикцию.
И последнее. Безусловно, мы должны улучшить условия гарантий для инвесторов. Мы, скажем прямо, с большим трудом, но практически завершаем работу над законопроектом о защите и поощрении капитальных вложений. Мы его многократно обсуждали. Даже у меня три или четыре совещания на эту тему прошло. Конечно, обсуждали с представителями деловых кругов, и в этом законе предлагаются довольно важные решения.
Первое – это определение законодательных гарантий стабильности условий ведения бизнеса и введение в действие любых каких-то законов, иных правил работы, которые влекут дополнительные издержки, запреты на предпринимательскую деятельность или усиление ответственности, только по прошествии определённого периода. То есть оно должно быть отложено. Срок этого отложения как раз должен позволить бизнесу адаптироваться к новым условиям. Это общее правило, которое там должно быть.
Второе – это особые условия для тех, кто получит к определённому сроку или запустит к определённому сроку крупные инвестиционные проекты. В этом случае они могут рассчитывать на отдельные, особые условия.
Где эти условия могут быть? По этому поводу была довольно активная дискуссия. Всё-таки большинство её участников склоняется к тому, чтобы инвестор мог заключить с государством специальное инвестиционное соглашение и при выполнении обязательств получить гарантии неизменности условий ведения бизнеса на тот период, который там определён, то есть более длительный период.
При этом чрезвычайно важно (почему и обсуждали идею этих соглашений), что даже если государство что-то не сделало или законодательство пересмотрело (государство имеет право это сделать, хотя последствия могут быть разными), при наличии соглашения интересы инвестора будут защищены лучше, потому что такого рода соглашение носит, как говорят юристы, гражданско-правовой характер и подлежит защите в суде, даже если нормативный акт, на основе которого это соглашение было заключено, утратил силу или в него внесены какие-то изменения. В документе должно быть предусмотрено возмещение затрат на инфраструктуру инвестора за счёт вновь поступающих от реализации проекта налогов и целый ряд довольно интересных новелл.
Рассчитываю, что документ будет в ближайшее время окончательно подготовлен, согласован и мы его уже внесём в Государственную Думу. По оптимистическим подсчётам – а они у нас всегда оптимистические на эту тему, – он позволит аккумулировать, в том числе в рамках национальных проектов, инвестиции где-то от 20 трлн рублей.
Ещё один инструмент должен также принести пользу, это так называемый СПИК 2.0, то есть специальный инвестиционный контракт. Мы пересмотрели ряд правил, и надеюсь, что этот закон тоже будет полезным.
Конечно, к работе по снижению препятствий для инвестиций мы привлекаем и представителей деловых кругов. Специальная группа, которая была создана с РСПП, как раз прорабатывает те ограничения, которые могут быть по отдельным проектам. Безусловно, мы ожидаем более плотного вовлечения в эту работу наших институтов развития.
Уважаемые коллеги! Вы начинаете работать. Я обозначил некоторые ключевые задачи, которые нам предстоит решать. При этом, конечно, потребуются общие усилия и Правительства, и региональных властей, и муниципальных властей, и, конечно, бизнеса, экспертного сообщества, чтобы выйти на те результаты, которые у нас запланированы.
Надеюсь, что и Московский финансовый форум этому будет способствовать. Желаю вам успеха!