Совещание
Вступительное слово Дмитрия Медведева
Доклад Дмитрия Кобылкина о ходе реализации федерального проекта «Оздоровление Волги»
Сообщение временно исполняющего обязанности губернатора Астраханской области Игоря Бабушкина
Сообщение губернатора Нижегородской области Глеба Никитина
Сообщение губернатора Самарской области Дмитрия Азарова
Сообщение временно исполняющего обязанности главы Республики Калмыкия Бату Хасикова
Перед совещанием Дмитрий Медведев осмотрел комплекс очистных сооружений муниципального унитарного предприятия Астрахани «Астрводоканал».
Южные очистные сооружения канализации «Астрводоканала» предназначены для очистки бытовых и близких к ним по составу промышленных сточных вод и обслуживают центральную, южную и северо-западную части Астрахани.
Комплекс введён в эксплуатацию в 1968 году с проектной производительностью 36 тыс. куб. м / сутки. После реконструкции в 1974 году производительность объекта увеличена до 100 тыс. куб. м / сутки. В 2012 году в эксплуатацию введена станция УФ-обеззараживания сточных вод.
Численность персонала комплекса – 43 работника.
В настоящее время
применяемые технологии очистки сточных вод не позволяют очищать их до
нормативных показателей. Откачка сырого осадка и избыточного ила производится
ежедневно на иловые площадки, занимающие 25 га и расположенные на расстоянии
5,6 км от очистных сооружений в районе аэропорта и жилой застройки. На иловых
площадках происходит обезвоживание (до 70% влажности), обезвреживание и
обеззараживание осадка способом выдерживания в условиях IV климатического
района не менее одного года.
Совещание о развитии водохозяйственного комплекса в бассейне реки Волги
Из стенограммы:
Д.Медведев: Прошёл первый Каспийский экономический форум 12 августа. В том числе мы обсуждали с партнёрами по «каспийской пятёрке» перспективы экономического сотрудничества в бассейне Волги, экологическую ситуацию, совместные проекты. Наша инициатива провести второй Каспийский экономический форум 2021 года в России встретила поддержку. Пройдёт он именно здесь, в Астрахани. Хочу всех проинформировать: я подписал распоряжение о создании оргкомитета. В нём будут принимать участие, естественно, федеральные служащие, и, конечно, глава Астраханской области тоже входит в состав. Уверен, что проведение этой международной конференции в нашей стране будет способствовать расширению нашего сотрудничества с прикаспийскими государствами во всех областях – от экологии до образования.
Теперь к основной теме совещания. Напомню (многие из присутствующих участвовали в этом мероприятии): в августе 2017 года после совещания в Волгограде мы приступили к плотной разработке комплексной стратегии оздоровления Волги.
Наша цель – сделать так, чтобы изменения к лучшему каждый человек, который живёт здесь, на Волге, мог увидеть своими глазами. Мы с вами знаем, что непосредственно в бассейне Волги у нас проживает огромное количество людей, просто беспрецедентно большое. По сути, треть страны. Даже не задумываешься подчас об этом. Кажется: ну да, конечно, это важнейшая артерия. Но это треть страны. Нам нужны здесь чистые берега, новые причалы, новые туристские возможности, теплоходы в том числе. И конечно, окружающая среда, природа, та же рыба, которой должно стать больше. На это и направлен федеральный проект «Оздоровление Волги», который мы реализуем с 2018 года в рамках национального проекта «Экология». Задача этого проекта – свести к минимуму, по возможности окончательно ликвидировать вред, который человек за десятилетия причинил самой большой реке в европейской части нашей страны. На эти цели до 2024 года планируем выделить около 205 млрд рублей, бóльшая часть – средства федерального бюджета.
Участники совещания
-
PDF
145Kb
Список участников совещания о развитии водохозяйственного комплекса
в бассейне реки Волги, 30 августа 2019 года
Но хочу сказать не только о деньгах, хотя они очень важны. Хочу сказать о главном – нашей ответственности за ситуацию вокруг Волги, ответственности на всех уровнях. В проекте оздоровления Волги при существенной финансовой поддержке федерального центра участвуют 16 регионов нашей страны. Естественно, это всё приволжские регионы. Успех во многом зависит от вас, уважаемые коллеги, от вашей активности. Один из критериев оценки работы руководителей на местах – это эффективная реализация национальных проектов. На сегодня в рамках федерального проекта уже проведена значительная работа: организационная, проектировочная, правовая, экспертная. Утверждены планы действий и ответственные за эти планы.
Кратко остановлюсь на ключевых направлениях дальнейшей работы. Также хочу вернуться к исполнению решений, принятых на совещании в Волгограде в 2017 году.
Первое. В федеральном проекте
предусмотрено до 2024 года втрое сократить объём загрязнённых сточных вод,
которые сбрасываются в Волгу и её притоки. Цифры именно такие, то есть речь
идёт об уменьшении с 3,17 до 1,05 куб. км к 2024 году. Уменьшить
сбросы более чем на 2 куб. км в год мы сможем в первую очередь и
прежде всего за счёт строительства и модернизации коммунальных очистных
сооружений. На эти цели предусмотрено более 140 млрд рублей, в том числе из
федерального бюджета – около 85 млрд.
При этом мы должны сделать более жёсткой систему контроля и, соответственно, штрафы за несанкционированный сброс сточных вод, загрязнение водоёмов и прибрежных территорий – как от предприятий, так, собственно, и от отдельных граждан. Мы на эти цели выделяем деньги. У нас есть регионы, которые сбрасывают больше – в силу понятных причин. Это самые крупные регионы, промышленные регионы. Всем регионам, кстати, кроме Москвы, из федерального бюджета выделяются субсидии для сокращения объёма загрязнённых стоков.
При этом хочу обратить внимание, коллеги, у нас финансирование в текущем году идёт неравномерно. В Минстрой документы на получение субсидий представили 13 регионов. В трёх регионах осуществлён перенос. В четырёх регионах такой перенос планируется. Я не знаю конкретных причин, вы можете об этом потом мне сказать. Но вообще это неправильно. Надо деньги выбирать, иначе у нас никакая работа не пойдёт.
Второе. Кардинальные меры, многомиллиардные вложения требуются и для решения проблем Волго-Ахтубинской поймы. Это тема тоже не новая, очень важная. Федеральный проект предполагает строительство комплекса гидротехнических сооружений, чтобы обеспечить дополнительный приток воды в Ахтубу из Волгоградского водохранилища. Нужно чистить каналы, по которым идёт на нерест рыба, строить новые системы подачи воды для нужд сельского хозяйства и многое другое. В 2019 году тоже есть определённые цифры по длине, протяжённости расчищенных мелиоративных каналов – их должно быть как минимум на 30 км, эта работа должна быть проведена.
Третье. Нужно постараться сделать Волгу судоходной везде, где это возможно, обеспечить гарантированную глубину судового хода не менее 4 м. Кроме очистки берегов и углубления фарватера нужно будет поднять со дна реки и утилизировать бесхозные затонувшие суда. Их почти 100 штук. Но это те, что на учёте стоят. Я уверен, что их объективно больше, просто нужно заниматься этим.
Нужно провести экологическую реабилитацию притоков и водохранилищ. Пока не решены эти проблемы, сложно рассчитывать на развитие таких отраслей, как грузовое и пассажирское судоходство, гражданское судостроение, туризм. Водный транспорт на сегодня, да и, наверное, в ближайшей перспективе, самый дешёвый и экономичный. Доставка грузов по реке – это важный компонент успешной реализации многих национальных и федеральных проектов. Большое значение для экономики имеет и развитие пассажирского речного транспорта, запуск туристических круизов. Таким образом мы дадим импульс и развитию малого бизнеса в сфере туризма, увеличим число самозанятых, дадим работу большому количеству людей.
В рамках проекта «Внутренние водные пути» также выделяются деньги на реконструкцию судоходных гидротехнических сооружений, их содержание и обслуживание до 2024 года. Там сумма пока порядка 55 млрд рублей. Речь идёт о гидротехнике в разных местах – и на канале имени Москвы, и на Рыбинском, Городецком, Саратовском, Чебоксарском, Самарском гидроузлах. Тут есть известные проблемы и даже споры о том, что строить и как строить. Давайте сегодня тоже обсудим эту тему.
Отдельная проблема – отсутствие современного, комфортабельного пассажирского флота на Волге. Средний возраст волжских судов на сегодня – около 40 лет. Мы знаем и все проблемы, и даже трагедии, к сожалению, с этим связанные. Инвестиции в строительство новых судов практически отсутствуют, так как стоимость их постройки велика, а рентабельность не такая высокая. Но всё равно нужно думать, что предпринять для того, чтобы такой пассажирский флот на Волге появился.
Есть и другие проблемы. Давайте потом ещё коротко остановимся на том, что сделано в рамках реализации решений 2017 года. А сейчас поговорим о ходе реализации федерального проекта «Оздоровление Волги».
Послушаем коллег-министров с короткими сообщениями, а потом я просил бы губернаторов, которые приглашены специально для этого, также высказаться.
Дмитрий Николаевич Кобылкин, Министр природных ресурсов.
Д.Кобылкин: На оздоровление Волги по нацпроекту «Экология» предусмотрено 205 млрд рублей, в 2019 году – 14,6 млрд из средств федерального бюджета. Бóльшая часть является софинансированием мероприятий по строительству и реконструкции очистных сооружений жилищно-коммунального хозяйства.
Работы начались во всех 16 регионах-участниках. Трудности с реализацией в ряде субъектов Российской Федерации связаны с тем, что проектно-сметная документация на объекты устарела и приводится в соответствие с требованиями нацпроекта в части применения наилучших доступных технологий.
Вместе с тем, по информации Минстроя, уже заключено контрактов на 1,4 млрд рублей. Продолжаются работы на Нижней Волге в Волгоградской и Астраханской областях по линии Росводресурсов и Росрыболовства. Общая протяжённость восстановленных водных артерий достигнет 32 км, площадь очищенных акваторий – 8,3 тыс. га, что позволит улучшить состояние рыбоходных каналов и нерестовых массивов.
Волгоградской областью заключён госконтракт на проектирование комплекса гидротехнических сооружений для улучшения экологического благополучия реки Ахтубы и прилегающей поймы. По проекту в феврале текущего года было принято положительное решение Правительства Российской Федерации.
Минсельхоз также приступает к расчистке 28 км мелиоративных каналов и проектированию 6 ГТС. Росприроднадзором на постоянной основе проводятся контрольно-надзорные мероприятия по выявлению и пресечению фактов несанкционированных сбросов в Волгу и её притоки.
Все вышеуказанные мероприятия проводятся при обязательном научном сопровождении. Пользуясь случаем, хочу поблагодарить и губернаторов, и Минобрнауки, и институты Российской академии наук за поддержку наукоёмких мероприятий национального проекта.
В настоящее время коллеги завершают разработку концепции по снижению поступлений загрязняющих веществ в реку с естественных ландшафтов, земель сельхозназначения, промышленных площадок. Рекомендации будут сформулированы до конца года.
Отдельно остановлюсь на социально важных аспектах для Волги.
Первое – повышение рыбопродуктивности, о чём постоянно говорят люди. Мы предлагаем дополнить федеральный проект такой программой. Росрыболовством она готовится, ожидаем её рассмотрения в ближайшее время.
Второе предложение связано с созданием защитных лесов по берегам Волги, что приведёт к снижению поступлений загрязняющих веществ с поверхностным стоком. Предварительно сформированная программа предусматривает лесоразведение на площади порядка 3 тыс. га, финансирование оценивается на уровне 2 млрд рублей. Республика Татарстан готова приступить к этой работе уже в 2020 году.
Прошу руководителей других регионов также внимательно отнестись к этой инициативе. В случае Вашего согласия Минприроды России готово сформировать соответствующие запросы на изменения для рассмотрения на заседании президиума совета.
Несмотря на объективные трудности в реализации столь важных мероприятий по оздоровлению великой водной магистрали России, мы понимаем всю ответственность перед миллионами россиян, живущих на берегах Волги, испытывающей высокую антропогенную нагрузку.
Мы сделаем всё возможное, чтобы достигнуть показателей 2019-го и последующих годов по нацпроекту.
Д.Медведев: Владимир Владимирович Якушев, пожалуйста, Министр строительства.
В.Якушев:
У нас стоит очень амбициозная цель – в три раза уменьшить сбросы загрязнённых
сточных вод в реку Волгу. Минстрой сегодня в рамках национального проекта
«Экология» ведёт федеральный проект «Оздоровление Волги». Первоначальный этап,
как мы говорим, упаковки самого федерального проекта прошёл. Хочу поблагодарить
коллег, мы достаточно плотно работали в этом направлении. Сейчас перешли к
ответственному моменту, когда необходимо заканчивать все необходимые процедуры
с проектно-сметной документацией, получать положительное заключение экспертизы
(сегодня уже есть возможность не заходить с этими проектами в
Главгосэкспертизу, принято постановление Правительства, что можно на
альтернативной основе с этими проектами идти в региональные экспертизы), затем
проходить согласования в Минстрое, чтобы мы подтвердили, что технологии,
которые используются сегодня, актуальны. Учитывая, что все эти проекты идут по
процедуре ФАИП, мы проходим согласования в Минэкономразвития.
Что происходит на сегодняшний день? Из 57 объектов, запланированных в 2019 году, 56 объектов на общую сумму 10,6 млрд рублей согласованы министерствами и направлены на согласования в Минэкономразвития России. Готовясь к сегодняшнему совещанию, мы ещё раз с коллегами из Минэкономразвития посмотрели, основная масса замечаний, которые сегодня получили субъекты, носит технический характер. В ближайшее время они будут сняты. Нужно как можно быстрее проводить конкурсные процедуры коллегам в субъектах. На данный момент у нас законтрактовано 17 объектов на сумму 1,4 млрд рублей.
Когда мы начинаем работать с проектно-сметной документацией, бывает, что эти проекты были сделаны ранее и требуют актуализации. Либо решения, которые предлагаются на сегодняшний день, устарели, есть более современные технологии, не такие дорогие. Поэтому мы с коллегами очень плотно в этом отношении отрабатывали. Часть коллег приняли решение по переносу финансирования непосредственно строительно-монтажных работ на 2020 год. Учитывая, что эти проекты у нас достаточно крупные и мы планировали, что финансирование этих объектов будет проходить в несколько этапов и их окончание не в 2019 году, в этом году это можно допустить, но на следующий год мы должны приложить максимум усилий, чтобы эти деньги были освоены.
Напомню, какие переносы у нас были.
Дмитрий Анатольевич, на заседании президиума Совета
при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию под Вашим председательством
было принято решение о переносе на общую сумму 2,6 млрд рублей. Полный объём финансирования
по 2019 году: Астраханская область – 344 млн рублей, Ивановская область – 645
млн рублей, а также частично Самарская область – на 1,6 млрд рублей из 2,5 млрд
рублей, предусмотренных на финансирование в этом году.
Также сегодня к нам поступили ходатайства по переносу денежных средств на 2020 год: это Ульяновская область – 890 млн рублей, Нижегородская – 250 млн рублей, Ярославская – 1,1 млн рублей, Республика Марий Эл – 14 млн рублей, но у них 356 млн рублей, поэтому перенос небольшой. Итого общая сумма ‒ 1,3 млрд рублей, которые планируются к переносу.
Мы с коллегами ещё сейчас точечно работаем, выверяем. Очень не хотелось бы, естественно, чтобы мы каким-то образом здесь поторопились, потому что очень важно качество. Мы с Вами сейчас были на одном из объектов. Это действительно объекты технологичные, поэтому проект – это 80, если не 90% успеха. Мы здесь готовы всячески помогать, для того чтобы в строительно-монтажные работы зайти с качественными проектами. Вот это очень важный момент, который мы сегодня проходим. Поэтому, с одной стороны, мы, конечно, должны торопиться, с другой стороны, что мы и делаем сегодня с коллегами, это, конечно, качественная проектно-сметная документация.
Данные средства планируется в текущем году освоить в рамках федерального проекта обеспечения устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда с последующим возвратом этих средств в 2020–2022 годах. Это возможно по нашим правилам, когда мы можем делать перекидку в рамках федеральных проектов внутри одного национального проекта. Поэтому здесь у нас никаких нарушений нет, но я ещё раз заостряю внимание, что мы должны в этом вопросе двигаться вперёд.
То, что касается контрольных точек, которые должны достигнуть 15 субъектов. У нас 16 регионов – участники, напомню. Москва как один из основных загрязнителей проводит полностью все мероприятия за счёт собственных средств. И 15 субъектов – это те субъекты, которые получают деньги из федерального бюджета. Контрольные точки, которые мы должны выполнить, ‒ все субъекты их в этом году выполняют. Мы не видим каких-либо рисков, поэтому здесь в общем-то взаимодействие неплохое.
Дмитрий Анатольевич, хотелось бы сегодня озвучить несколько предложений, которые на практике вместе с субъектами выработаны нами. Я думаю, коллеги потом ещё выскажутся.
Что
показала практика и что мы предлагаем сделать и учесть в правилах? Это возможность компенсации за счёт средств
федерального бюджета расходов по строительству и модернизации очистных
сооружений, находящихся не только в собственности, а у нас сегодня так сформулированы
правила, что это только МУПы, ГУПы, и акционерные общества. Потому что сегодня, в том числе у коллег,
которые присутствуют здесь, предприятия функционируют, имея
организационно-правовую форму акционерного общества со 100% участием разных
уровней власти. Поэтому здесь целесообразно это добавить, для того чтобы не
было каких-то проблем.
Далее. Очень серьёзный возник вопрос, особенно у субъектов Российской Федерации, которые имеют низкую бюджетную обеспеченность. Мы знаем, что было принято решение не выделять финансирование на подготовку проектно-сметной документации, и коллеги в процессе с этим столкнулись, потому что из своих бюджетов не у всех получается выделить денежные средства на эти мероприятия. Очистные сооружения – мероприятие достаточно дорогое, и здесь, конечно, идут определённые затраты. Поэтому мы с коллегами, неоднократно общаясь, просили сегодня обратить внимание на то, чтобы добавить в наши правила компенсацию на проведение проектно-изыскательских работ, не увеличивая финансирование в целом по национальному проекту.
Также хотелось бы отдельно остановиться на коллекторах. Потому что если мы сегодня делаем очистные сооружения, но не делаем коллекторы, то, соответственно, мы не получаем того эффекта и не получаем чистую воду, которую мы хотим получить в конце процесса. Потому что, увеличивая мощность, а коллектор если остаётся на старых мощностях, мы никогда не пропустим эти очищенные воды.
И ещё один момент. У коллег также в нескольких субъектах Российской Федерации мы столкнулись с тем, что есть недозагруженные мощности достаточно хороших очистных сооружений. И не проводя модернизацию очистных сооружений, они просто за счёт коллектора могут догрузить эти очистные сооружения, по деньгам это дешевле. Поэтому просили бы поддержать, мы с Минэкономразвития и Минфином проводили согласительные процедуры, думаю, что коллеги тоже нас услышат. Поэтому мы подготовили такой проект постановления и, если Вы дадите поручение, то мы сегодня готовы его внести.
Ещё один момент, на который также хотел обратить внимание. У нас сегодня все объекты капитального строительства являются частью федеральной адресной инвестиционной программы, поэтому мы представляем все проекты в Минэкономразвития. Там есть условие предоставления проектов-аналогов, и если по проекту «Волга» у нас достаточно крупные сооружения (это очистные сооружения, и там проекты-аналоги найти несложно, коллеги испытывают затруднения, но всё-таки можно), но вот то, что касается «Чистой воды», у нас там количество объектов будет более тысячи, и поиск аналогов, конечно, затрудняет нам процедуру. Коллеги из Минэкономразвития тоже разделяют нашу позицию, хотя у них есть определенные вопросы. Но мне кажется, что там можно было пойти на это и увеличить планку: проекты-аналоги искать в том случае и предоставлять в Минэкономразвития, если сумма строительно-монтажных работ превышает 1,5 миллиарда. До этого можно было бы, мне кажется, обойтись без этой процедуры. Естественно, под контролем Министерства строительства, и Минэкономразвития в любом случае эти проекты будет смотреть. Мы бы тогда гораздо быстрее могли двигаться в этом процессе. Потому что я сейчас доложил о переносе денег по «Волге», а то, что касается «Чистой воды», вот коллеги тоже подтверждают, они сегодня выходят с предложением перенесения денег в мелкие объекты. Их много, они нужны, и мне кажется, что эта процедура помогла бы нам двигаться более активно.
И.Бабушкин:
Исторически сложилось, что все населённые пункты Астраханской области
расположены по берегам водных объектов, которые являются не только источником
хозяйственно-бытового водоснабжения, но и местом отдыха, обеспечивают
пропитанием население области, служат транспортными артериями.
Астраханская область активно включилась в работу по реализации майских указов Президента Российской Федерации. В целом по региональному проекту «Оздоровление Волги» до 2024 года запланированы 62 мероприятия по расчисткам водных объектов общей протяжённостью 447, 5 км и экологическая реабилитация четырёх водных объектов протяжённостью 23,9 км. Необходимый объём финансирования составляет более 8 млрд рублей, в том числе проектные работы ‒ 400 млн рублей. В рамках проекта на период 2020–2024 годов запланирована реконструкция северных и правобережных очистных сооружений канализации №1 города Астрахани как основных крупнейших объектов потенциальных загрязнителей реки Волги.
В 2019 году за счёт регионального бюджета (99 млн рублей) осуществляется разработка проектно-сметной документации, а реконструкция очистных сооружений начнётся с 2020 года со сроком окончания в 2024 году. Предварительная стоимость проекта составляет 5,3 млрд рублей. По итогам реализации этого мероприятия объём отводимых в реку Волгу загрязнённых сточных вод будет снижен в четыре раза.
В 2019 году в рамках реализации регионального проекта «Оздоровление Волги» завершены работы по объекту «Расчистка протоки Царёв» в Приволжском районе Астраханской области. В соответствии с контрольными точками паспорта регионального проекта завершение реализации данного мероприятия планировалось в 2020 году. Фактически мероприятие выполнено досрочно уже в этом году.
Первоочередным и важным мероприятием считаем работы по проектированию дальнейшей расчистки одного их крупнейших рукавов реки Волги Ахтубы. В 2020 году за счёт средств федерального бюджета планируется разработка проектно-сметной документации по данному мероприятию, начало выполнения подрядных работ запланировано в 2021 году.
В рамках подготовки к реализации регионального проекта «Оздоровление Волги» была проведена предварительная работа, которая показала, что из всей протяжённости реки Ахтубы на территории Астраханской области (это около 400 км) в оздоровительных мероприятиях нуждаются порядка 115 км.
Одними из первых к реализации в рамках нацпроекта запланированы водные объекты, расположенные внутри Астрахани. С учётом комплексного подхода начаты мероприятия, которые находятся в зелёной папке Президента. Разрабатывается проект установки подкачивающей насосной станции для восстановления проточности. За счёт средств бюджета Астраханской области в этом году разработана и направлена на согласование в Росводресурсы проектно-сметная документация по экологической реабилитации ерика Казачий. Начало строительно-монтажных работ запланировано в 2020 году. До конца года будет разработана проектно-сметная документация по экологической реабилитации ещё трёх внутригородских водоёмов.
Актуальной проблемой в регионе остаётся недостаточное заполнение водными ресурсами уникальной системы – зоны Западных подстепных ильменей. Для решения данного вопроса в рамках федерального проекта запланированы мероприятия по расчистке водных объектов и строительству гидротехнических сооружений. А именно: 19 мероприятий по расчистке водных трактов, включающих в себя более 60 водных объектов (объём средств федерального бюджета составляет более 2 млрд рублей), 18 мероприятий по строительству водопропускных гидротехнических сооружений (объём средств федерального бюджета и бюджета Астраханской области в целом составляет 400 млн рублей). В этом году началось строительство гидротехнического сооружения на ильмене Бунтур в Наримановском районе Астраханской области. Запланированный срок ввода в эксплуатацию – 2020 год. Работы ведутся в соответствии с графиком. Лимит финансирования на 2019 год определён в размере 10,6 млн рублей.
Строительство ещё четырёх водопропускных сооружений начнётся в 2020 году. Кроме того, за счёт регионального бюджета в 2019–2020 годах запланирована разработка проектно-сметной документации ещё на 14 водопропускных сооружений.
Одним из направлений регионального проекта является ликвидация объектов негативного воздействия, в том числе объектов прошлого экологического ущерба, оказывающих негативное влияние на экологическое состояние Волги. В рамках реализации нацпроекта разработана проектно-сметная документация по экологической реабилитации объекта «Соколовские нефтяные ямы». Имеется положительное заключение государственной экологической экспертизы проектно-сметной документации. Объект включён в государственный реестр объектов накопленного вреда окружающей среде. Данные мероприятия планируются к реализации в 2020–2021 годах.
В Астраханской области также требует решения вопрос, характерный для всего Поволжья, – подъём затонувших судов. В рамках федерального и регионального проектов «Оздоровление Волги» предусмотрены мероприятия, направленные на снижение негативного воздействия затонувших судов. В соответствии с соглашением о реализации проекта «Оздоровление Волги» с Министерством природных ресурсов Российской Федерации планируется за период с 2022 по 2024 год на территории региона поднять 33 затонувших судна. Объём финансирования составляет 1,252 млрд рублей. Реализация комплекса мероприятий федерального проекта «Оздоровление Волги» позволит обеспечить жителей области качественной водой, будет способствовать восстановлению природных комплексов, развитию сельского и рыбного хозяйства региона и других отраслей экономики.
Г.Никитин: Нижегородская
область по проекту «Оздоровление Волги» является регионом-лидером по объёму
выделенных ресурсов и по количеству мероприятий, которые мы планируем
осуществить. Так, в 2019 году из федерального бюджета выделено 3 млрд 279 млн
рублей. Мы начали реализовывать 23 мероприятия общей сметной стоимостью 6 млрд
рублей. То есть с учётом того, что они являются переходящими, очевидно, что
есть ресурсы, для того чтобы все средства федерального бюджета были направлены
на осуществление этих мероприятий в установленные сроки.
Вообще, в зоне строительства очистных сооружений, которые создаются в соответствии с этим планом, с этими мероприятиями, проживает более миллиона человек. Это 15 органов местного самоуправления, девять районов и шесть городов. Понятно, что это серьёзно влияет на общую ситуацию в регионе и на качество жизни нижегородцев. Все эти мероприятия будут осуществлены в установленные сроки, в этом нет никаких сомнений. Показатели национального проекта тоже будут выполнены.
Однако есть текущие вопросы, на которые хотелось бы сделать акцент.
Во-первых, вы знаете, что мы определяли соответствующие объёмы финансирования по всем федеральным проектам в рамках национального проекта «Экология и природные ресурсы», предоставляя в качестве обоснований в Министерство природных ресурсов, в Министерство строительства и в Министерство финансов конкретные мероприятия, которые мы планируем осуществить по конкретным очистным сооружениям в конкретных районах. Проходили очень серьёзную работу по согласованию этих мероприятий и получили те решения, которые были приняты по объёмам финансирования, за что хотел бы поблагодарить министров за очень конструктивную работу и за поддержку.
После этого были заключены соглашения с Министерством строительства и были доведены соответствующие ресурсы, лимиты бюджетных обязательств до регионов. Но осуществлять оплату средств мы не можем до подписания дополнительного соглашения. Дополнительное соглашение – это дополнительное рассмотрение опять этого же перечня объектов сначала в Министерстве строительства и Объединённой дирекции по строительству (это подведомственное учреждение, которое детальнейшим образом смотрит эти объекты и очень квалифицированно смотрит), затем уже после этого рассмотрения дирекцией Минстрой направляет документы в Минэкономразвития. Происходит повторное рассмотрение всех этих вопросов.
Мы неоднократно на различного рода совещаниях рассматривали вопрос об оптимизации процедур реализации национальных проектов, принимали ряд решений очень правильных, даже законодательство меняли, 44-й ФЗ например. И мне кажется, что здесь стоит посмотреть на предмет необходимости этой процедуры повторного рассмотрения несколькими органами исполнительной власти, по сути, одного и того же перечня. При этом мы предоставляем документы с заключением Главгосэкспертизы или региональной экспертизы. Минэкономразвития начинает сравнивать объекты-аналоги, которые тоже проходили государственную экспертизу. По сути, мы сравниваем вещи с тем же самым, с теми же самыми экспертными заключениями. На мой взгляд, это, безусловно, повторная работа и никакой необходимости в ней нет.
Я хотел бы поддержать Владимира Владимировича (Якушева) в том, что объекты-аналоги не только по «Чистой воде», но и по «Оздоровлению Волги» найти очень сложно. По «Оздоровлению Волги» даже может быть ещё сложнее, потому что они все индивидуальные. Они зависят от конкретных климатических, географических и территориальных особенностей строительства сетей или стоковых сооружений. Поэтому просьба рассмотреть вопрос внесения изменений в правила, которые утверждены постановлением Правительства №1710, – то, о чём сказал Владимир Владимирович, но, может быть, даже в более радикальном ключе: чтобы рассматривал эти пакеты только Минстрой как профильный орган исполнительной власти и, безусловно, чтобы не требовалось предоставления со стороны регионов, особенно предоставления объектов-аналогов. Причём там объекты повторного применения тоже не могут рассматриваться.
Второй вопрос чрезвычайно важный. Владимир Владимирович о нём сказал, но я хотел бы ещё раз на нём сделать акцент, потому что здесь прямо в текущем режиме уже идёт работа с Министерством экономического развития, ‒ по поводу строительства коллекторов. Просто на примере. Вот мы планируем построить коллектор из городского округа Навашинский до биологических очистных сооружений в рабочем посёлке Досчатое. Он стоит где-то 150 миллионов рублей. Если же мы будем строить или реконструировать собственные очистные сооружения в посёлке Навашинский, это будет стоить 500 миллионов рублей. То есть мы решаем проблему населённого пункта практически в три раза дешевле. Причём решаем в том же самом объёме, потому что биологические очистные сооружения в этом самом рабочем посёлке Досчатое городского округа Выкса позволяют переработать этот объём. Зачем строить очистные сооружения, тем более, водосток в Волгу будет вместо двух один. Понятно, что для Волги-матушки будет это лучше. Ещё два примера. 42 миллиона ‒ стоимость очистных сооружений в селе Ясенцы Павловского района, а коллектор проложить ‒ всего 7 миллионов, то есть в шесть раз дешевле. И сейчас пока правила не позволяют этого делать. И по имеющейся информации Минэкономразвития, например, три объекта из тех, которые сейчас находятся на рассмотрении в Минэкономразвития по нашей области, из-за того, что там коллекторы, планируют не согласовать и отклонить. Поэтому очень прошу поддержать Владимира Владимировича с его предложением о том, чтобы коллекторы строить можно было.
И последнее предложение. Я, кстати, хотел сделать акцент на том, что все эти пункты, о которых я говорю, нашли отражение в протоколе рабочей группы Госсовета, то есть единогласно все члены рабочей группы поддержали эти предложения.
По поводу проектной документации, причём не только по тому проекту, который мы рассматриваем, а в целом. К сожалению, у нас складывается ситуация, что мы по множеству направлений финансируем не те объекты, которые, может быть, было нужнее всего финансировать, а те, на которые есть проектная документация. Просто объёмы выделяются исходя из этого.
Д.Медведев: А как нам выделять деньги? На те, которые важные, но без проектной документации?
Г.Никитин: Дмитрий Анатольевич, самый яркий пример – это проект по накопленному ущербу, ликвидации накопленного ущерба. Это самый яркий пример, потому что стоимость проектной документации, во-первых, очень большая, во-вторых, мы не можем оценить до того, как её сделаем, в принципе объём этих затрат. Потому что там всё время неизвестный химический состав объектов накопленного ущерба, необходимо проводить очень серьёзную работу. У нас по одному из наших объектов 550 млн только проектная документация стоит. Возьмём, к примеру, программу, которая сейчас рассматривается по туризму вместе с Ростуризмом и Минэконоразвития ‒ на 30 млрд потенциальных объектов, это значит 3 млрд проектная документация. Если кто-то полагает, что субъект сейчас выделит 3 млрд из собственных средств…
Предложение следующее (мы это фиксировали в протоколе, и Владимир Владимирович об этом сказал): чтобы органы исполнительной власти, как это происходило на этапе утверждения нацпроектов, сначала определяли проекты, которые необходимо реализовывать, и на них без увеличения объёмов финансирования в рамках лимитов, которые есть, выделяли средства на разработку в том числе проектной документации.
Множество субъектов Российской Федерации просто не в состоянии эти деньги выделять. Мы, конечно, в состоянии, но тоже не на все объекты, и не хотелось бы выделять на те, по которым нет понимания, а будут ли средства на СМР? То есть у меня очень много за прошлые годы разработано проектной документации, которая лежит на полке, она не получила поддержки. Чтобы этого не было, сначала принимаем решение, что, да, это надо делать. После этого можно финансировать проектную документацию, в том числе софинансировать. Затем мы вместе идём дальше уже к реализации…
Д.Медведев: А если получится, что проект неудачный и экономически неэффективный? Как нам из этого порочного круга-то выйти?
Г.Никитин: Мы, безусловно, можем на уровне предпроекта, на уровне ТЗ понимать параметры проекта. Мы это можем делать вместе с федеральными органами. Рассмотреть эту концепцию, определиться, что, например, развитие туристического потенциала Волги ‒ понятно, что надо делать набережную в Городце. Это понятно, там все согласились. И что она не может стоить больше 400 млн. Это тоже понятно. Всё, приняли решение, что делаем этот проект, можно выделять средства на проектную документацию.
Д.Медведев: Понятно.
Г.Никитин: Это замкнутый круг. Он везде во всех проектах один и тот же.
Д.Медведев: Это действительно замкнутый круг, и непонятно, что здесь опасней. Но тем не менее проблема есть, согласен. Пожалуйста, коллеги, кто продолжит?
Д.Азаров:
Согласен с предложениями, связанными и с коллекторами и канализационным сетями,
и с согласованием проектов аналогов, и с проектированием. Кроме того, считаю,
что крайне важно к работе по реализации федерального проекта привлекать
профильные научные организации и институты, которые на протяжении многих лет
осуществляют мониторинг состояния акватории.
При реализации мероприятий федерального проекта необходимо всесторонне подходить к решению вопроса не только по очистке сточных вод, но и комплексного использования водных ресурсов, проводить научные исследования и разрабатывать новые технологии.
Долгие годы на территории Самарской области работает крупнейший научный центр – Институт экологии Волжского бассейна Российской академии наук. Привлечение научных институтов, их изысканий крайне важно, чтобы в дальнейшем мы сконцентрировали свои усилия на наиболее эффективных решениях. Мы зачастую лечим, не поставив диагноз, как учёные мне сказали. Я считаю, эту работу крайне важно организовать.
Уважаемый Дмитрий Анатольевич, некоторые сложности мы сегодня испытываем и во взаимодействии с бизнесом. Как Вы знаете, целый ряд проектов по очистке стоков, выбросов в атмосферу в национальных проектах предусмотрен за счёт внебюджетного финансирования. Но порядок отчётности по проведению этих работ не установлен. Я знаю, что Вы проводили совещание, дали поручение в этой части. Надеемся, мы вместе с коллегами из федеральных органов власти, бизнес-сообщества придём здесь к разумному консенсусу и сможем контролировать эту работу.
И третье. Дмитрий Анатольевич, Вы в своём вступительном слове очень точно сказали, что оздоровление Волги – это не только экологическая задача, но и экономическая. Волга, как раньше говорили, это главная улица России. Мы проводим беспрецедентную работу по приведению в порядок автомобильных магистралей, улично-дорожной сети, знаем каждую дорогу назубок, имея в виду, что нам нужно улучшить и товаропроводящую сеть при безусловном приоритете безопасности. А главная дорога страны с учётом плотности расселения в Волжском бассейне – Волга, используя терминологию Минтранса, у нас в ненормативном состоянии. Вопросы и проблемы судоходства, дноуглубления, причальных стенок, портового хозяйства, износ речного флота… В Самарской области, например, пассажирские суда имеют возраст от 25 до 56 лет, а мы по речным перевозкам в стране на 3-м месте после Москвы и Санкт-Петербурга. У нас очень высокая плотность в том числе маломерных судов. Также эти вопросы стоят очень остро.
Целый ряд населённых пунктов на территории Самарской области в последние годы лишились возможности подходов судов к причалам. Город Сызрань – 170 тысяч жителей – недоступен для туристического и крупнотоннажного грузового флота на сегодняшний момент. 170 тысяч жителей. У нас не все столицы субъектов Федерации имеют такое население. Это 3-й город по численности в Самарской области.
Дмитрий Анатольевич, как Вы отметили, остро стоит и вопрос рыбохозяйственного комплекса. С учётом этого прошу включить в протокол совещания проработку предложений по включению в нацпроекты мероприятий по решению указанных проблем.
Б.Хасиков: Калмыкия никак не участвует в проекте «Оздоровление Волги». В 2013 году был предложен не совсем целесообразный проект – создание тракта из Волгоградского водохранилища по древнему руслу Волги. Проанализировав этот проект с Минприроды России, мы пришли к выводу, что это совершенно нецелесообразно. Высокие капитальные затраты, дефицит воды в Нижней Волге, большие потери на испарении, фильтрации, отсутствие стопроцентного охвата республики водоснабжением. Тем не менее через Калмыкию протекает 12 км Волги, и Волга здесь мелеет. Поэтому прошу нас подключить к этой программе. Возможно, сделать анализ. Мы бы с большим удовольствием внесли свой вклад в оздоровление Волги.
Ещё один момент касается непосредственно уровня качества чистой воды и количества жителей, потребляющих эту воду. За последние два года резко снизились показатели качества воды с 70 до 7%. В рамках реализации программы «Чистая вода» нам до 2024 года планируется выделить 640 млн. На рабочей встрече с Президентом Российской Федерации Владимиром Владимировичем Путиным я доложил о том, что показатели качества воды понизились. Под руководством Минприроды мы разработали перечень мероприятий, входящих в индивидуальный комплексный план развития нашего региона. Получается большой недостаток финансирования. В данном случае я Вас прошу поддержать реализацию данных мероприятий с учётом того, что у нас очень острый дефицит качественной чистой питьевой воды.
<…>