Обсуждались актуальные вопросы в сфере регулирования рынка труда, в частности, возможность введения четырёхдневной рабочей недели, а также участие бизнес-сообщества в процессе реформирования системы государственного контроля и надзора.
Из стенограммы:
Д.Медведев: Александр Николаевич, мы с Вами вчера присутствовали на открытии большого мероприятия – чемпионата мира по профессиональному мастерству по методике WorldSkills. Это действительно существенное мероприятие, ребята соревнуются в профессиональных навыках по рабочим профессиям. Хотя сейчас этот термин уже потерял своё прежнее значение, особенно с учётом того, что вчера показывали: это, конечно, высокие технологии. Это всё самым прямым образом – а именно изменения, которые происходят в профессиональных навыках, в технологиях, – отражается на регулировании рынка труда. И этот процесс идёт по всему миру, повсеместно.
Мы с Вами принимали участие и в заседании юбилейной сессии МОТ. Так вот, на что хотел бы обратить внимание? Очевидно, что нам тоже нужно думать об изменениях в трудовом законодательстве на будущее, имея в виду различные формы регулирования труда, включая удалённый труд и гибкий график работы, а также в перспективе, может быть, и переход к четырёхдневной рабочей неделе. Но, естественно, это нельзя понимать сейчас слишком буквально – это, конечно, не сию секунду. И абсолютно точно в этом случае нужно будет учесть все нюансы, связанные с запросами как работника, так и работодателя. Очевидно, что это должно сопровождаться ростом производительности труда, с одной стороны, если речь идёт о полноценной рабочей неделе, и конечно, сохранением той заработной платы, которая имеется, а не её уменьшением (или каким-то другим образом чтобы с ней поступили). Очевидно, что эта дискуссия назрела, – по итогам этой сессии, а также с учётом обсуждения, которое идёт в экспертных кругах. Я дал поручения министерствам проработать вопросы, связанные с регулированием процессов, происходящих в трудовой сфере, и просил бы Вас как руководителя самого крупного нашего объединения работодателей тоже к этой работе подключиться. Тем более что это непосредственно связано с позицией, которую занимают сами работодатели, организации, которые выступают в качестве работодателя, по отношению к работнику.
Есть, наверное, и другие темы, которые можно было бы обсудить.
А.Шохин: Во-первых, Дмитрий Анатольевич, спасибо Вам за эту возможность регулярно обсуждать с Вами как Председателем Правительства результаты нашего диалога – диалога бизнеса и власти.
Безусловно, темы, которые Вы затронули, и в нашей повестке дня имеют приоритетное значение.
Что касается 45-х соревнований по стандартам WorldSkills, безусловно, это очень важно, но, мы считаем, это надводная часть айсберга, под которой скрывается ещё очень много вопросов. Частично Вы их отразили.
В частности, для нас, действительно, современное трудовое законодательство, которое учитывает все изменения, в том числе и новые формы занятости – гибкую, дистанционную, фриланс, о чём мы говорили на сессии Международной конференции труда в июне, – безусловно, очень важно, и нам надо успевать за изменениями в реальных компетенциях работников, в реальном изменении характера труда. Та же цифровая трансформация, безусловно, не может не быть отражена в трудовом законодательстве.
Мы сейчас разрабатываем
(это я уже говорю как председатель совета при Президенте по профессиональным
квалификациям) стратегию развития национальной системы квалификаций. Просил бы
поддержки в том смысле, чтобы ключевые министерства – Министерство труда и
социальной защиты, Министерство науки и высшего образования, Министерство
просвещения, отраслевые министерства – подключились к этой работе. Мы хотели бы
в конце года эту обновлённую стратегию представить на заседании национального
совета и чтобы Правительство тоже восприняло её со вниманием.
Когда Вы выступили с этой идеей, мне показалось, что это чересчур радикально – переход на четырёхдневную рабочую неделю.
Д.Медведев: Я сказал аккуратно: в будущем.
А.Шохин: Но контекст, который Вы отметили, позволяет нам увязать все аспекты, связанные с трансформацией технологической базы, ростом производительности труда, изменением трудового законодательства. Безусловно, тут должен быть выбор и у работников, если повышается производительность: может быть, кому-то захочется больший доход получать, кому-то – получить свободное время.
Мы готовы включиться в эту работу вместе с Правительством и оценить все аспекты, позицию всех заинтересованных сторон. На Российской трёхсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений мы эту тему в ближайшее время рассмотрим.
Д.Медведев: Я обязательно затрону эту тему в общении с нашими коллегами из профессиональных союзов. Вы правильно сказали про трёхстороннюю комиссию. С другой стороны, правильно отметили, что если говорить об изменениях в регулировании, то они должны быть гибкими. Кто-то хочет работать больше, кто-то хочет работать меньше, но при понимании того, что сохраняется система оплаты труда, которая изначально предусмотрена трудовым договором. Это первое.
Второе. Такие возможности должны быть предусмотрены трудовым законодательством. Я напомню, что ещё совсем недавно – в историческом плане – в нашей стране была шестидневная рабочая неделя. И это рассматривалось как норма. Сейчас нормой является пятидневная рабочая неделя. Общество развивается, технологии не стоят на месте, именно поэтому эти вопросы появляются в повестке дня.
Договорились, в таком ключе и будем работать.
Ещё один вопрос хотел задать – по поводу избыточных административных барьеров и того, что получило образное название «регуляторная гильотина», то есть нормативное отсечение избыточного и устаревшего регулирования. Как здесь идут дела?
А.Шохин: Мы здесь плотно работаем с Правительством, с Аппаратом Правительства прежде всего, с рядом министерств и ведомств, федеральными контрольно-надзорными органами. В сентябре должна завершиться первая часть работы. В частности, речь идёт о двух законопроектах, которые Правительство будет вносить, надеюсь, в ближайшее время в Государственную Думу. Это так называемый материальный закон – об основных обязательных требованиях – и процессуальный закон, который прописывает процедуры проверок, надзорных действий и так далее.
Должен сказать, что мы по многим этапам этой работы высказывали замечания, предложения, многие из них учтены, и можно считать, что здесь достаточно высокий уровень взаимодействия. Но при этом стопроцентного взаимопонимания ещё нет. И в этой связи, Дмитрий Анатольевич, хотел бы затронуть такой вопрос. Мы пытаемся внедрить оценку регулирующего воздействия законопроектов, принимаемых Думой во втором чтении. Понятно, Дума суверенна в процедурах, регламенте и так далее. Кое-что в регламенте Думы в этом направлении сделано. Мне кажется, что и Правительство тут действует очень правильно, предлагая, например, к своим же законам, внесённым в Государственную Думу, поправки, которые обсуждаются публично и рассматриваются на заседании Правительства.
Д.Медведев: Да, мы такую практику внедрили, раньше этого не было. И теперь, действительно, по сути, дважды рассматриваем закон. Но это неплохо, это позволяет качество контролировать.
А.Шохин: Я хотел бы, чтобы и по этим законопроектам нам дали возможность такую же процедуру провести в публичном уже пространстве. Это не будет означать, что мы критикуем предложения Правительства. Мы будем искать совместные решения.
Д.Медведев: Хорошо, Александр Николаевич. Давайте посмотрим, я дам указания Аппарату Правительства. Зачастую ко второму чтению законопроект уже приобретает совершенно другое содержание, здесь Вы правы. Именно поэтому мы и стали рассматривать это на заседании Правительства, хотя это, казалось бы, повторение работы. Но, повторяю, между первой версией закона и вторым чтением может быть колоссальная разница. В этом плане, наверное, и оценка регулирующего воздействия имеет значение. Я поручу Аппарату, пусть этим займутся.
<…>