Обсуждались вопросы участия госкорпорации в поддержке инвестиционных проектов в сфере градостроительства и развития городской среды.
Из стенограммы:
Д.Медведев: Игорь Иванович, обычно, когда вспоминают о ВЭБе как о корпорации развития, в голову приходят всякие крупные экономические проекты. Это правильно, потому что ВЭБ им так или иначе способствует, либо кредитуя их, либо выступая в качестве гаранта, либо участвуя на каких-то партнёрских началах. Тем не менее ВЭБ занимается и другими важными вещами.
Я не так давно был в Туле и встречался с архитекторами, представителями строительной отрасли. Мы обсуждали развитие городских пространств. Там и ваш представитель, кстати, был. Знаю, что эта тема тоже стала одним из важных направлений, которыми занимается ВЭБ как институт развития, и вы в это вкладываете и интеллектуальный, и финансовый ресурсы. Расскажите об этом чуть подробнее.
И.Шувалов: Дмитрий Анатольевич, мы действительно в рамках наблюдательного совета под Вашим руководством регулярно рассматриваем крупнейшие сделки, которые способствуют развитию экономики Российской Федерации. Мы подготовили несколько таких крупных сделок. В ближайшие дни проведём под Вашим руководством наблюдательный совет. Это будут интересные сделки. Если отвечать на Ваш вопрос по городскому развитию и городской экономике, мы этому сейчас уделяем очень много внимания.
Мы внимательно следили за подготовкой встречи в Туле, как она проходила. Очень интересно прошла, там были представлены молодые архитекторы и те, кто занимается урбанистикой. И новое законодательство по корпорации развития «ВЭБ.РФ» – по функции и координации – нам сейчас позволяет, Дмитрий Анатольевич, подходить к вопросам городского развития совершенно иначе. Как Вы тогда определили, в систему координации входит «ВЭБ.РФ», РЭЦ, «ДОМ.РФ» и Корпорация по развитию малого и среднего бизнеса.
Мы сейчас смотрим на различные сегменты городской экономики – что каждый может привнести. Мы определили сейчас 100 городов, 100 крупнейших городов Российской Федерации, за исключением Москвы и Санкт-Петербурга. Это не значит, что мы не занимаемся проектами в этих городах…
Д.Медведев: Они способны сами разобраться.
И.Шувалов: Они под непосредственным руководством, если так можно сказать, и Правительства, и Президента. И пользуются всеми этими возможностями.
Сотня городов, которыми мы сейчас занимаемся. Мы договорились, что отдельный трек – это обучение городских команд, тех, кто управляет городской экономикой. И отдельно рассматриваем (сейчас у нас в папке) 109 проектов в 45 городах из этой сотни. Эти проекты касаются чистой воды, очистных сооружений, обновления городского транспорта, создания современного жилищного фонда, преобразования сервиса в городах – а это как раз на плечах малого и среднего предпринимательства. Используем при этом все инструменты, которые есть в каждой из организаций развития, и активно используем в том числе лизинговые схемы.
Организуем бизнес-миссии, выезжаем в города. Мы такие бизнес-миссии вместе провели уже во Владивостоке, в Южно-Сахалинске, в Иваново. Заранее работают все наши команды, смотрят проекты. И когда мы собираемся все вместе, мы не просто заслушиваем – мы как будто проводим защиту по этим проектам. И затем наши бизнес-подразделения эти проекты берут в разработку. Мы договариваемся, что в течение определённого времени будут подписаны кредитные соглашения, для того чтобы проект пошёл. Мы уже имеем конкретный результат, например, в Ульяновске, Нижнем Новгороде мы готовимся к принятию кредитных соглашений. И готовим сейчас большую поездку в Удмуртию – мы там были год назад, и сейчас уже посмотрим, как эти проекты пойдут. В целом работа идёт очень интересно, слаженно. Мы здесь работаем при непосредственном взаимодействии с Министерством экономического развития – для них тема урбанистики и городского развития тоже очень близка. А с Министерством финансов мы, например, сейчас работаем по обновлению общественного городского транспорта при партнёрстве с такими крупными организациями, как Трансмашхолдинг и «Синара». С Трансмашхолдингом у нас есть хороший проект в Москве, и мы пытаемся этот опыт перенести на другие города. Будем просить Вашего согласия задействовать для этих целей средства Фонда национального благосостояния. А с Минфином в рабочем порядке мы конкретные детали таких проектов прорабатываем.
Д.Медведев: Вы ещё с Минстроем работайте, потому что, строго говоря, градостроительная политика в их руках, а не в компетенции Минфина или Министерства экономического развития.
Это тема, которая волнует огромное количество людей, живущих в городах. Мы понимаем, что люди, которые живут в городах – особенно не в столицах, даже не в столицах регионов, а в небольших городах, – хотят, чтобы их жизнь по комфорту хоть как-то приближалась к современной жизни в крупнейших городах нашей страны.
И вот это действительно очень важно сделать. Как это сделать? Дело в том, что наша градостроительная политика советского периода не была идеальной, но она в любом случае перестала работать, поскольку изменились требования и хозяйственные условия. И сейчас создание новой градостроительной политики, подготовка современных команд, то, о чём Вы сказали, – это исключительно важная тема.
Вот когда я был в Туле, я там посмотрел: если бы не приход новой команды, если бы не работа этих людей, которые приехали развивать те или иные проекты, то, наверное, там бы ничего не получилось.
Поэтому нужно помогать нашим регионам и отдельным городам формировать компетенции и набирать людей, которые готовы этим заниматься. Кто-то, конечно, может приехать и из столиц, но вообще нужно опираться на местные силы, готовить их. В этом смысле у ВЭБа самые широкие компетенции. Надеюсь, что Вы ими будете пользоваться.
<…>