Рассмотрен ход реализации федерального проекта «Развитие региональных аэропортов и маршрутов».
Открывая заседание, Заместитель Председателя Правительства Максим Акимов отметил, что тема носит комплексный характер, выходя за рамки мероприятий, предусмотренных Комплексным планом. «Необходимо принятие системных решений, которые касаются всех четырёх существенных аспектов организации региональных воздушных перевозок, – это наземная инфраструктура, воздушные судна, экипажи и те, кто этим управляет, обеспечивает предоставление транспортной услуги, – сказал вице-премьер. – По всем этим направлениям есть большие блоки проблем, не решив которые, даже сделав почти 70 аэропортов, предусмотренных федеральным проектом, мы не получим результата».
Глава Росавиации Александр Нерадько доложил о благоприятном прогнозе по достижению целевых показателей федерального проекта на 2019 год: авиационная подвижность составит 0,75 полетов на 1 жителя России в год; объём перевозок, минуя Москву, превысит 16 миллионов человек; количество субсидированных маршрутов на внутренних воздушных линиях уже составляет 130 единиц (с начала года на таких маршрутах перевезено в 3 раза больше пассажиров, чем за аналогичный период прошлого года); по программе субсидирования лизинга в рамках постановления №1212 будет поставлено 11 воздушных судов.
В части аэродромной инфраструктуры Комплексный план предусматривает в 2019 году введение в эксплуатацию трёх взлетно-посадочных полос. По двум объектам работы уже завершены (Норильск и до конца августа Саратов). По третьему – аэродрому Хабаровска – Росавиация просит перенести ввод на 2020 год. Как пояснил Александр Нерадько, строительство непосредственно плоскостного сооружения завершено, но существует риск невыполнения объекта в целом до конца этого года, так как необходимо уточнение проектной документации по дренажно-водосточной сети, очистным сооружениям и светосигнальному оборудованию. «В Хабаровске работает один из сильнейших строительных подрядчиков, но и ему не удалось справиться с задачей в отведённый срок», – сказал глава Росавиации.
Участники проектного комитета детально обсудили сложности, с которыми сталкивается авиационная отрасль в инфраструктурном строительстве.
В 2019 году в рамках развития аэропортовой инфраструктуры запланировано 45 мероприятий с общим бюджетом 23,7 млрд рублей, включая 17 мероприятий, реализация которых началась в предыдущие годы, и 28 новых. Однако поздний срок доведения лимитов бюджетных обязательств по новым объектам существенно – на 4-5 месяцев – сдвинул сроки начала конкурсных процедур (по словам Александра Нерадько, по 13 объектам лимиты были доведены только 8 мая, по 12 объектам – в июне). В итоге на данный момент на заключение контрактов вышли только по 4 объектам, по остальным идут конкурсные процедуры, а по двум аэродромам Камчатки, включённым в планы 2019 года, Росавиация уже сейчас предлагает перенести старт начала работ на 2020 год.
«По результатам мониторинга реализации федерального проекта наши проблемы: позднее доведение лимитов, заключение контрактов только со второй половины августа, – сообщил глава Росавиации. – В климатических условиях Дальнего Востока и Сибири строительный сезон 2019 года фактически утрачен, в связи с чем существует риск неосвоения в этом году средств в объёме около 7 млрд рублей».
Административные особенности – только часть проблемы. Например, по 8 объектам даты конкурсных процедур и заключения контракта сдвигаются, так как они неинтересны подрядчикам. «Подрядные организации не могут предоставить обеспечение исполнения контрактов (а это 10-30% от стоимости контракта), у них отсутствуют оборотные средства для приобретения материалов и оборудования в условиях казначейского обеспечения, в ряде регионов фактическая стоимость строительных материалов выше стоимости, предусмотренной проектно-сметной документацией, отсутствуют подрядные организации с достаточным опытом работ», – перечислил Александр Нерадько и сформулировал предложения Росавиации.
В частности, он предложил отменить норму о казначейском обеспечении обязательств по контрактам в отношении объектов, включённых в Комплексный план, при сохранении казначейского сопровождения использования целевых средств. Другие предложения: разработка индексов изменения сметной стоимости строительно-монтажных работ за третий квартал 2019 года с учётом реальной ресурсно-технологической модели регионов; актуализация методики определения стоимости строительной продукции на территории России, предусматривающая обязательное включение в сводный сметный расчёт полного перечня фактических затрат на строительно-монтажные работы; формирование начальной максимальной цены контракта по проектам, уже получившим положительное заключение Главгосэкспертизы, с пересчётом из базового уровня цен в текущий с применением индекса аэродромов гражданского назначения.
Министр транспорта Евгений Дитрих поддержал позицию главы Росавиации, напомнив, что с теми же проблемами сталкиваются и при реализации дорожных объектов, но благодаря решениям Государственного совета, состоявшегося 26 июня 2019 года, большинство из них будут сняты.
Максим Акимов поручил организовать работу со стороны Правительства по тиражированию решений Госсовета на инфраструктурные объекты транспортной части Комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры. В этом его поддержал помощник Президента Игорь Левитин.
Ещё одним препятствием к развитию аэродромной инфраструктуры Александр Нерадько назвал нередко чрезмерные нормативные ограничения по безопасности. «У нас два параллельных законодательства. Одно – об авиационной безопасности, сформированное на основании требований Международной организации гражданской авиации. Второе – о транспортной безопасности. Требования по транспортной безопасности часто избыточны, - пояснил он. – Например, аэропорт Итуруп. Высота ограждения 2,43 м. Высота снежного покрова зимой превышает высоту ограждения. После того, как приходит весна, снег просто рвет его. И десятки миллионов рублей каждый год мы выбрасываем на восстановление этого ограждения».
Максим Акимов дал поручение дополнительно рассмотреть обоснованность обязательных требований по транспортной безопасности в увязке с фактическими условиями эксплуатации объектов, что позволит существенно снизить издержки аэропортов, особенно малых, но при этом обеспечит безусловный уровень безопасности гражданской авиации.
Заместитель министра промышленности и торговли Олег Бочаров проинформировал о мерах поддержки по выведению на рынок авиационной техники. Так, в 2019 году предусмотрено 5,8 млрд рублей на субсидии для лизинговых компаний по погашению части процентных ставок по кредитам для обеспечения лизинговой деятельности в гражданской авиации. В 2020 году запланировано 6,97 млрд рублей, на 2021 год – 9,4 млрд рублей. Этих средств на данный момент достаточно. Но дополнительный флот, прибытие которого ожидается в следующие три года (90 самолетов SSJ-100 и 18 МС-21), не обеспечен финансовой поддержкой по действующей программе субсидий в полном объёме, что создает у лизинговых компаний неопределённость. «Мы с Минфином ждём заключения всех текущих контрактов, чтобы к концу года выйти с конкретными предложениями по перспективе до 2030 года», – сообщил Олег Бочаров.
Он перечислил направления, на которых сосредоточилось министерство в части поддержки региональной авиации. Это авиационный парк для местной авиации – самолеты L-410, в 2023-2024 годах – «Байкал», который придёт на смену Ан-2, а также перспективные L-610 и Ил-114. «Мы видим, что плановое развитие этого парка через субсидии возможно только с государственной лизинговой компанией. Банковским лизинговым компаниям этот сегмент не особенно интересен», – пояснил замглавы. Минпромторга. Следующее направление – лизинг двигателей, а в перспективе – лизинг салонов, чтобы эксплуатанты из-за узости своего сегмента могли использовать воздушные суда в разных вариантах. «Особенно это важно для региональных авиакомпаний, которые получат L-410 с тремя вариантами салона. У них должна быть возможность или купить салон, или взять в управление. Взять, например, медицинский салон в лизинг и через три года его отдать», – добавил Олег Бочаров. Кроме того, министерство прорабатывает комплексные подходы по рынку вторичных самолётов так, чтобы он, с одной стороны, не деноминировал инвестиции государства в инфраструктуру, с другой – дал рынку экономически обоснованное предложение. Наконец, в рамках развития послепродажного обслуживания разрабатывается возможность предоставления услуг для малой авиации по льготным расценкам.
Подводя итоги заседания, Максим Акимов отметил, что через развитие инфраструктуры и субсидирование цели, заложенные Указом Президента и обозначенные в Комплексном плане, будут достигнуты, но «есть более масштабная задача, связанная с формированием модели региональных перевозок». «У нас нет необходимости воссоздавать аэродромную сеть образца 1970-х годов, если аэродромы при этом будут стоять пустыми, когда летать не на чем и, тем более, некому. А именно этот риск пока существует в нашей программе – она не связана с воздушными судами и с подготовкой лётного состава», – обратил внимание вице-премьер.
Заместитель Председателя Правительства дал поручение Минтрансу проработать комплексную модель авиационных перевозок, которая предусмотрит потребности во флоте и экипажах во взаимосвязи с перспективной маршрутной сетью.