Совещание
Вступительное слово Дмитрия Медведева
Доклад Александра Козлова об основных мерах по социально-экономическому развитию Забайкалья
Сообщение временно исполняющего обязанности губернатора Забайкальского края Александра Осипова
Перед совещанием Председатель Правительства посетил один из центров государственных и муниципальных услуг, Краевую детскую клиническую больницу, а также осмотрел специализированную лесопожарную технику, поставленную в 2019 году в Забайкальский край за счёт средств федерального бюджета в рамках национального проекта «Экология».
Из стенограммы:
Д.Медведев: Добрый день, уважаемые коллеги!
Сегодня мы обсудим основные меры по развитию Забайкальского края.
Но прежде чем я перейду к этой теме, хочу всех проинформировать: вчера я проводил совещание в Красноярске в связи с пожарами, которые в настоящий момент зарегистрированы на территории Сибирского и Дальневосточного округов, и сказал, что будет подготовлен перечень поручений по итогам этого совещания.
Как я и обещал, перечень подготовлен и мною с утра подписан. Он будет опубликован. В частности, он касается усиления группировки сил и средств, которые задействованы в тушении лесных пожаров в различных местах, предложений о выделении МЧС, Минобороны, субъектам Российской Федерации из резерва Правительства денег для покрытия расходов на тушение лесных пожаров, улучшения нормативно-правового регулирования отдельных вопросов, связанных с тушением пожаров и обеспечением безопасности, созданием новых структур, которые этим будут заниматься в регионах, увеличением численности лесных инспекторов, другими вопросами кадрового обеспечения.
Здесь также содержится и целый ряд иных предложений, решений, которые касаются отдельных ситуаций, включая обеспечение в населённых пунктах, которые могут подвергнуться задымлению от лесных пожаров, контроля за содержанием вредных (загрязняющих) веществ в атмосферном воздухе, состоянием здоровья населения, а также проведения информационных кампаний, для того чтобы людям было понятно, что и как происходит и в каком направлении развивается.
Ещё раз повторяю: документ будет опубликован. Надеюсь, что в те сроки, которые установлены поручением, будут приняты все необходимые решения. Контроль обеспечит само Правительство.
Теперь к теме сегодняшнего совещания.
Участники совещания
-
PDF
132Kb
Список участников совещания об основных мерах по социально-экономическому развитию Забайкальского края, 1 августа 2019 года
Буквально несколько месяцев (полгода, чуть больше) прошло с того момента, как по указу Президента Забайкалье и Бурятия вошли в состав Дальневосточного федерального округа. Это действительно важное событие в регионах.
Но интеграция в экономическое пространство Дальнего Востока важна не с географических позиций, а, конечно, прежде всего с точки зрения новых возможностей, которые такая интеграция даёт, поскольку и Забайкалье, и Бурятия могут пользоваться всеми дальневосточными преференциями. В частности, «Дальневосточным гектаром». Эта программа заработала в этих регионах с сегодняшнего дня. Сейчас земельные участки в безвозмездное пользование вправе получить те, кто зарегистрирован в Забайкальском крае и Бурятии. Через год это будет касаться всех граждан России.
Мы сейчас заходили в многопрофильный центр, который занимается различными операциями в интересах граждан. Там как раз оформляются документы, причём в электронной форме, на дальневосточный гектар. Люди в этой программе с удовольствием участвуют. В основном, берут эти участки для того, чтобы заниматься жилищным строительством. Но кто-то и для бизнеса берёт. Так что, надеюсь, свой вклад эта программа внесёт и в развитие Забайкальского края.
Под программу «Дальневосточный гектар» отдана почти половина территории Забайкалья – 46%. Это около 20 млн га. Важно, чтобы люди получали землю побыстрее, без нервотрёпки. Прошу обратить на это особое внимание.
Что ещё хотел бы сказать? Теперь жители Забайкальского края имеют право на льготные авиабилеты. Причём в течение всего года, а не только с 1 марта по 1 декабря, как было раньше. Выросло и число льготных маршрутов – до 134.
И в-третьих, это формирование специальных зон, которые дают возможность для более быстрого развития, в частности территорий опережающего развития. Хотел вас известить о том, что я подписал постановление Правительства о создании ТОР «Забайкалье». Там планируется реализовать 15 проектов в сфере промышленности, сельского хозяйства, добычи полезных ископаемых на сумму почти 200 млрд рублей. Должно быть создано более 9 тыс. новых рабочих мест.
Ключевой проект – это Удоканское месторождение меди, одно из крупнейших в мире. Оно было разведано, как известно, в советское время. Но приступить к его разработке и строительству горно-металлургического комбината так и не удалось. Благодаря режиму ТОР можно снизить финансовую нагрузку на проект, реализовать его в более короткие сроки. И конечно, строительство предполагает развитие всей сопредельной инфраструктуры, прежде всего транспортной инфраструктуры.
Интеграция Забайкалья с Дальним Востоком даёт возможность реализовывать здесь и план социального развития центров экономического роста – аналогичный тем, что действуют в других регионах Дальневосточного округа. Правительство выделило на эти цели 9,4 млрд рублей на период 2019–2021 годов. Благодаря этому должны быть отремонтированы 7 больниц, закуплено 54 автомобиля скорой помощи, медицинское оборудование для местных больниц и поликлиник. Краевую детскую клиническую больницу я только что осмотрел. Она в плохом состоянии, это старая больница. Надо строить новую. Будет подготовлена проектно-сметная документация. Надеюсь, что вместе с подготовкой будут окончательно просчитаны все варианты строительства и представлены на рассмотрение в Правительство.
В плане – строительство и капитальный ремонт детских садов и школ, сельских культурно-досуговых центров, спортивных комплексов, ремонт дорог, благоустройство территорий краевых городов и посёлков.
По многим мероприятиям контракты заключены, начаты работы по строительству, капитальному ремонту, поставке оборудования.
Этим работа не может ограничиваться, есть и другие направления. В частности, такая важная для страны тема, как переход на цифровое телевещание. Хочу сообщить: я подписал распоряжение Правительства о предоставлении Забайкальскому краю более 76 млн рублей, которые пойдут на обеспечение людей оборудованием для приёма цифрового сигнала (документ мной подписан и выпущен), включая комплекты спутникового телевидения в районах, которые находятся вне зоны охвата «цифрой». Это важная гарантия того, чтобы не допустить так называемого цифрового разрыва, чтобы все люди независимо от того, где они живут, могли получать информацию из информационных источников, универсальных для всей страны.
В целом из федерального бюджета на поддержку Забайкальского края в текущем году выделяется более 35 млрд рублей – рост приблизительно на треть к уровню 2018 года. Такие деньги субъект Федерации никогда не получал, поэтому на региональной власти лежит ответственность за их эффективное использование. Мы об этом говорили сегодня с губернатором. Использование заключается прежде всего в том, чтобы люди видели результат работы этих денег, чувствовали результаты на себе.
Здесь есть такая тема, как поддержка тех, кто пострадал от природных пожаров, которые охватили Забайкалье в апреле этого года. Тогда был подписан указ о мерах по ликвидации последствий. Мы перечисляли средства на оказание финансовой помощи, поскольку в результате пожаров было уничтожено много домов – порядка 160. Согласно информации правительства Забайкальского края, пострадавшими признаны 898 человек, им предоставлены выплаты. Часть семей уже заселились в новые дома. Другие регистрируют право собственности. Где-то начато строительство индивидуального жилья. Необходимо завершить этот процесс как можно быстрее, чтобы зима для пострадавших людей прошла в нормальных условиях. До 15 октября должны быть восстановлены все объекты жилищно-коммунального хозяйства, энергетики, социальная инфраструктура, чабанские стоянки, налажена работа сельхозтоваропроизводителей. На компенсацию ущерба забайкальским аграриям был выделен почти 821 млн рублей.
Важно сделать всё возможное, чтобы повысить уровень пожарной безопасности населённых пунктов. Эта тема сейчас сквозная. Давайте об этом тоже поговорим.
Начнём работу по вопросам повестки дня. Послушаем информацию по основным мерам социально-экономического развития.
А.Козлов: Уважаемый Дмитрий Анатольевич, уважаемые коллеги! Нашему
министерству было поручено вести интеграцию, 6 ноября мы создали проектный
офис. Идёт интеграция по двум основным направлениям – социальный и
экономический блок. В рамках точек социального развития мы определили 11 таких
центров из 58, которые существуют на Дальнем Востоке. Дмитрий Анатольевич, Вы 7
мая утвердили финансирование: 9,4 млрд рублей были выделены на финансирование
этих точек экономического роста. Деньги поступили на счёт региона полностью,
поэтому сейчас мы от региональной власти требуем чёткого контроля и досконального
выполнения всех обязательств. Это подготовка проектной документации,
прохождение госэкспертизы, конкурсных процедур на этапе строительства и,
конечно, помощь муниципалитетам, потому что многие мероприятия – это в основном
муниципальный уровень.
Я хотел бы кратко на них остановиться. Будет построено 40 ФАПов, два детских сада, одна школа, семь культурно-досуговых центров, библиотеки, спортивные комплексы, спортивные площадки, приобретено оборудование для больниц, квартиры для врачей, детские площадки, тренажёрные комплексы. Много ремонтных работ и транспортная инфраструктура – больше 20 км дорог только в одной Чите. Мы считаем, что давно такого финансирования не было. И здесь региону нужно обязательно принять меры, чтобы мобилизовать весь строительный комплекс своего региона, чтобы эти деньги были потрачены вовремя и люди дождались этих объектов.
Дмитрий Анатольевич, Вы сказали про субсидирование авиабилетов. Для Дальнего Востока это очень важная мера, и Ваше решение увеличило финансирование в три раза. Мы на сегодня на год получили 8,2 млрд рублей. Что это для Забайкалья? По магистральным направлениям 50 тысяч забайкальцев могут воспользоваться льготными авиабилетами, улететь в такие города, как Москва, Екатеринбург, Новосибирск. 177 млн рублей – на региональные воздушные перевозки. 18 тысяч пассажиров могут воспользоваться этой мерой. Это почти в два раза больше, чем раньше.
Ещё остаётся один вопрос, связанный с программой «плоских тарифов», которую нам предоставляет «Аэрофлот». Мы сейчас вместе с губернатором по этому поводу работаем. «Аэрофлот» нам направил письмо о том, что готов рассмотреть и вернуть в расписание с 2020 года эту меру. Мы работаем в этом направлении.
Очень важным, болезненным вопросом остаётся субсидирование местных воздушных перевозок внутри региона, потому что расстояния между городами очень большие, по 500–600 км. Мы прорабатываем связанные с этим меры. Просим Вашей поддержки – дать поручение нам, Минтрансу, Минфину просчитать это всё и предоставить Вам доклад для последующего принятия решения. Как пример, мы посчитали, только для Забайкалья до 2025 года потребуется 265 млн рублей. Это важно, потому что доступность является самой главной проблемой. Если Вы не возражаете, мы этим займёмся.
Ещё одна преференция, Вы о ней сказали, – это «Дальневосточный гектар». По данным ВЦИОМа, 53% людей, которые хотят получить дальневосточный гектар, хотят строиться.
Д.Медведев: Мы сейчас с Вами маленькое социологическое исследование провели, когда зашли в МФЦ. Там все берут для того, чтобы строиться. ИЖС. Это хорошо. Это решает важнейшую задачу, я считаю. Тем более здесь это можно делать прямо в черте города. Это на самом деле для людей дополнительная возможность.
А.Козлов: Дмитрий Анатольевич, мы провели срез по Дальнему Востоку. Все люди, которые получили дальневосточный гектар под ИЖС, – а таких 8231 человек – хотели бы, чтобы им оказали меры поддержки. Мы сейчас прорабатываем программу ипотечного кредитования под 2% для тех, кто хочет строиться на гектаре, и для молодых семей. Занимаемся с нашими коллегами. В ближайшее время представим в Правительство на обсуждение этот документ.
Это кратко по социальному блоку.
С точки зрения экономики мы видим потенциал Забайкалья – это запасы природных ресурсов, агропромышленный, лесопромышленный комплекс и выгодное транспортное, географическое приграничное расположение. При этом есть ключевые факторы, которые сдерживают развитие этого потенциала, – это низкая плотность транспортной, энергетической инфраструктуры на севере Забайкалья, где сосредоточены основные запасы полезных ископаемых, ненормативное состояние приграничной инфраструктуры и низкая геологическая изученность.
В первую очередь мы распространяем на регион систему налоговых льгот и преференций (Вы о ней сказали и подписали документ). Это территории опережающего развития, а также инфраструктурная поддержка проектов по постановлению, которое было утверждено Вами ранее, в 2014 году, и №1055 – это когда мы помогаем проектам, строим для них инфраструктуру: ЛЭП, дороги, мосты и другие объекты, необходимые для реализации проектов.
У нас заявилось 15 проектов. Это как крупный, так и малый бизнес, суммарный объём инвестиций составит 196 млрд рублей с созданием 9210 новых рабочих мест. Планируемые налоговые отчисления в бюджеты всех уровней за 10 лет составят 31 млрд рублей.
По некоторым проектам для успешной реализации нам необходима инфраструктурная поддержка со стороны государства. Например, Вы сказали про крупный проект – Удоканское месторождение меди. Байкальская горная компания будет его реализовывать в посёлке Удокан. От Читы на поезде – более двух с половиной суток, поэтому оптимальным является авиасообщение с ближайшим аэропортом Чара. В период строительства комбината – до 2022 года – на объекте будет находиться 3,5 тысячи человек, а после стройки – с 2022 года – прибудет 2 тысячи новых работников. Аэропорт потребуется, чтобы привозить людей, чтобы они могли сообщаться с областным центром. Аэропорт Чара стоит (и финансирование на него предусмотрено) в комплексном плане развития по программе Минтранса, но с 2022 года. Дмитрий Анатольевич, мы хотели бы попросить поддержки, чтобы с 2022 года перенести на начало 2020 года. Наши коллеги из Минтранса нас поддерживают, потому что они сейчас видят по остальным стройкам, как у них есть деньги, и готовы начать. ПСД у нас будет готова в ноябре, инвестор эту стройку взял на себя. Если это будет поддержано, то в принципе можно строительство взлётной полосы (1800 м) начать уже с 2020 года. И как раз к сдаче комбината она будет готова и позволит завозить туда людей и им сообщаться с областным центром.
Ещё один проект – освоение месторождения золота Наседкино, инвестор – «Дальцветмет». Для реализации этого проекта необходимо построить 54 км линий электропередачи и подстанцию мощностью 110 кВт. Наседкино относится к месторождениям с невысоким уровнем обеспеченности запасами, средним содержанием золота в руде. Мы посмотрели – мультипликатор, который предоставляет инвестор, позволяет помочь. Он будет вкладывать 12,8 млрд рублей, а стоимость поддержки – 762 млн рублей. Создаст почти 600 новых рабочих мест. На подкомиссии в августе, на площадке Юрия Петровича (Ю.Трутнев), рассмотрим и представим все документы Вам на подпись для поддержки этого проекта. Тоже просьба поддержать.
Я сейчас говорил о новых предприятиях, но внимание уделяется и действующим предприятиям. В моногороде Краснокаменске, втором по величине после Читы, в связи с исчерпыванием запасов урана на действующих рудниках планировалось закрытие градообразующего предприятия «Приаргунское производственное горно-химическое объединение». Могло быть сокращено 5 тысяч человек. Благодаря выделению бюджетных средств на инфраструктуру начато строительство рудника №6, что позволило сохранить бóльшую часть рабочих мест. Первые деньги, почти 1 млрд рублей, выделены в конце 2018 года, 1,882 млрд – средства, предусмотренные в федеральном бюджете. Для доведения субсидий до инвестора необходимо внесение изменений в распоряжение Правительства №2735 от 8 декабря. Наши коллеги из Минэкономразвития все документы подготовили, внесли в Правительство, Дмитрий Анатольевич, Вам на подпись. Тоже большая просьба поддержать и сохранить рабочие места на этом предприятии.
Очень важный вопрос – мы говорим о создании новых рабочих мест. Наша позиция: работать должны местные, и готовить их необходимо уже сейчас. Что уже сделано в этом направлении? В следующем году в Забайкальском государственном университете появится подразделение Московского института стали и сплавов. На кафедре будут готовить специалистов по профилю «Горное дело». Это очень важно, потому что в основном здесь горные разработки.
В 2020–2021 годах в крае откроется 9 новых профессиональных образовательных программ. Это 175 бюджетных мест в колледжах и 55 мест в вузах. Мы в программе социально-экономического роста предусмотрели 7 образовательных учреждений Забайкалья, которые получат 170 млн рублей на оборудование, которое сегодня используется на производстве, чтобы дети потом не переучивались. Учиться надо на том, на чём будешь работать. Подготовкой кадров надо заниматься сейчас, пока инвесторы только начинают строить производства.
Очень важный вопрос – реконструкция приграничной инфраструктуры. На территории Забайкальского края расположены два пункта пропуска – автомобильный и железнодорожный. Оба находятся в неудовлетворительном состоянии. Время прохода границы порой достигает трёх суток, это неприемлемо. 30 июля мы собирались на площадке двух вице-премьеров – Юрия Петровича Трутнева и Максима Алексеевича Акимова. Минтранс заверил нас, что оба пункта пропуска получат приоритет по срокам финансирования и реконструкции. Эти сроки будут уменьшены. Ждём от них этих решений и исполнения.
В конце доклада – коротко о том, что благодаря вхождению края в ДФО иностранные граждане могут приехать в Забайкалье по иностранной визе – через аэропорт Кадала в Чите. И, Дмитрий Анатольевич, на Правительстве в среду Вы утвердили изменения в федеральный закон, которые распространят упрощённый порядок въезда в Забайкалье ещё и на автомобильный пункт пропуска «Забайкальск» на территории российско-китайской границы.
А.Осипов: Дмитрий Анатольевич, хотел бы доложить о системном
подходе к формированию будущего и развитию Забайкальского края.
Мы вошли в 11 национальных проектов из 12. Активно в них участвуем. Благодарим всех федеральных коллег, Дмитрий Анатольевич, Вас за то, что оказываете поддержку во всём. Участвуем активно в мероприятиях Плана социального развития, о котором сейчас докладывал Александр Александрович. Хотел бы помимо этого доложить Вам о том, что можно сделать для обеспечения стабильного, поступательного развития Забайкальского края.
Сначала очень коротко о том, в каком состоянии сегодня Забайкальский край, какова отправная точка для будущего движения. К сожалению, начиная с 2011 года, все последние годы снижался ВРП в среднем в год по 1% и снижались реальные доходы населения. Поэтому снижение ВРП составило 9%, почти 10%, реальные доходы снизились на 13%. Крайне усложнилась структура экономики: бюджетные отрасли заняли 40%, транспорт – 20%, добыча полезных ископаемых – 15%, промышленность – только 4%. Край в последние годы практически не реализовывал экономические программы. Если в среднем в стране у субъектов Федерации на экономику в бюджете выделяется от 2% до 3%, в крае выделялось менее 1%.
К сожалению, получается, что сегодня расположение края играет против него: 3 тыс. км у нас до восточных портов и до Москвы 6 тыс. км, 2,5 тыс. км – до наиболее населённых городов Сибири. Высокие тарифы на тепловую и электрическую энергию и стоимость бензина ограничивают развитие края.
По социальному развитию. У нас 4300 объектов социальной сферы, 999 их них – объекты в деревянном исполнении, у них срок службы уже более 60–70 лет, многие требуют капитального ремонта.
Что мы планируем? Нами проведена вместе с Минвостокразвития, Минфином и Минэкономразвития России тщательная работа по собиранию экономического потенциала, первоочередного для реализации. В результате проведённой работы сформирован пакет проектов и приоритетов инвестиционного экономического развития. Он позволяет к 2030 году увеличить ВРП Забайкальского края более чем в два раза в ценах 2018 года. В первую очередь в качестве приоритетов выбраны: добыча полезных ископаемых (привлечение инвестиций может составить 423 млрд рублей), деревопереработка (60 млрд рублей), сельское хозяйство (160 млрд рублей), транспорт и логистика (400 млн рублей).
Основные проекты базируются на более 300 месторождениях нераспределённого фонда или недоосвоенного – это 17 трлн запасов в наших недрах. Это использование 1 млн га сегодня неиспользуемых сельскохозяйственных земель. Когда-то Забайкальский край был одним из крупнейших по сельскохозяйственным площадям – 7,5 млн гектаров. И, наконец, использование нашего трансграничного потенциала. Мы собрали все эти проекты, 15 первых проектов будут реализовываться на территории опережающего развития, они составляют 200 млрд рублей, но это только 20% от всего нашего потенциала. Для того чтобы подготавливать следующий пакет проектов, необходимы наши общие усилия. С чем они связаны? В первую очередь это развитие энергетической инфраструктуры. Как пример возьму Красночикойское и Зашуланское месторождения каменного угля. Инвесторы En+ и Shenhua. Для того чтобы реализовать проект, необходимо строительство железнодорожной станции, необходимо строительство технологической автомобильной дороги более 180 км и электрических сетей.
Решения об этом ещё не приняты, это мешает проектировать соответствующие предприятия. По таким предприятиям у нас 72 проекта, и они требуют соответствующей работы. Мы вместе с Леонидом Владимировичем (Л.Горнин, заместитель Министра финансов) проводили эту работу, собрали большую часть проектов. Для того чтобы их обеспечить инфраструктурой и ресурсами для исполнения, необходимо конкретизировать эти проекты. Мы бы просили, Дмитрий Анатольевич, Вашего поручения уполномоченным федеральным органам разработать программу ускоренного экономического развития Забайкальского края, использующую ресурсный, сельскохозяйственный и экспортный потенциал.
Благодаря национальным проектам и Плану социального развития мы сегодня реализуем почти 226 объектов, проектов и мероприятий по социальной сфере. Но, к сожалению, как я докладывал, только в деревянном исполнении у нас почти тысяча объектов. Поэтому мы просили бы в дополнение к национальным проектам или в рамках национальных проектов разработать по нам отдельную программу по восстановлению социальной инфраструктуры.
По жилищно-коммунальному комплексу и коммунальной системе. Менее 30% населённых пунктов края обеспечено централизованным водоснабжением, канализованием, очистными сооружениями. Те, которые существуют, ‒ значительная часть из них пришла в негодность. Ввиду природно-климатических особенностей очень часто населённые пункты питаются водоводами более чем в 50 км от водозабора. Канализационные и очистные сети тоже протяжённые. Из-за недостатка денежных средств жилищно-коммунальная инфраструктура пришла в ветхое состояние. Это приводит к завышенной стоимости тарифа и невозможности его, с одной стороны, поднять, а с другой стороны, к экономической неприемлемости для населения. Мы предложили бы (уже обсуждали с Минстроем России и с Владимиром Владимировичем (В.Якушев)) подготовку программы по восстановлению и модернизации жилищно-коммунального хозяйства Забайкальского края.
У нас существует пункт пропуска, крупнейший по объёму товарооборота с Китаем, – Забайкальск. Возможна организация при нём трансграничной зоны, которая бы использовала экспортный потенциал Забайкальского края. Китайские туристы, приезжая к нам, активно покупают мороженое, кондитерские изделия, шоколадные изделия, растительные масла, различные другие продовольственные товары, товары лакшери-класса. Было бы целесообразно выделить соответствующую зону в районе Забайкальска, понимая, что около 15 миллионов туристов приезжают в приграничную территорию со стороны Китая, разместить там объекты туризма, общепита, гостиницы, производства, склады и таким образом использовать наш экспортный потенциал. Оценка показывает, что можно привлечь инвестиции в размере до 250 млрд рублей, но для этого нужна разработка специального преференциального режима.
И последнее, Дмитрий Анатольевич. Этим всем можно сегодня заниматься. При Вашей поддержке и поддержке федеральных органов исполнительной власти, я уверен, мы этот потенциал в 1 трлн рублей инвестиций реализуем. Это позволит сбалансировать бюджет Забайкальского края. 0,5 млрд рублей дополнительных доходов может быть получено уже к 2022 году, на безубыточность мы можем выйти к 2029–2030 году, то есть Забайкальский край может стать полностью самостоятельным по бюджету.
К сожалению, на этот период времени сейчас, на ближайшую двух- или трёхлетку, необходимо принятие решения. Я предложил бы принять решение о среднесрочной сбалансированности бюджета Забайкальского края, понимая, что у нас очень много ещё неурегулированных проблем. Просил бы у Вас отдельно на эту тему собраться.
Д.Медведев: Мы с вами уже собрались, для того чтобы все эти вопросы обсудить. Мы ещё с Вами поговорим потом вдвоём. Очевидно, что за последние годы Забайкальский край попал в очень сложное положение. Я сейчас не буду, что называется, проводить разбор полётов, в чём здесь были объективные причины и субъективные, но в любом случае общая сбалансированность должна быть достигнута, это абсолютно очевидно, чтобы мы каждый год не подкидывали вам просто деньги на то, чтобы свести концы с концами, чтобы просто зарплаты платить.
Тем более – что скрывать – край-то очень богатый. Те инвестпроекты, о которых Вы сказали, о которых министр доложил и о которых я вначале говорил, должны позволить это сделать и создать условия для стабильного полноценного социально-экономического развития края в ближайшие годы.
Давайте по этим вопросам ещё пройдёмся дополнительно и по некоторым мероприятиям, связанным с последствиями природных пожаров.
<…>