Совещание
Вступительное слово Дмитрия Медведева
Доклад Дмитрия Кобылкина о ситуации с лесными пожарами в СФО
Сообщение губернатора Красноярского края Александра Усса
Сообщение полномочного представителя Президента в СФО Сергея Меняйло
Сообщение руководителя Роспотребнадзора Анны Поповой
Из стенограммы:
Д.Медведев: Я собрал вас в Красноярске по теме, которая касается Сибири в целом и отдельных областей Дальнего Востока, – по проблематике пожаров. Скорректировал график: я лечу в Читу, но решил сделать остановку на месте, здесь с вами обсудить эту тему. Вчера по ситуации, которая сложилась, мне было сделано два доклада – Министром по чрезвычайным ситуациям и Министром природных ресурсов. Коллеги, которые представляют ведомства, сегодня на совещании присутствуют.
Сегодня также после проведения заседания Правительства в Москве я обсуждал ситуацию с Министром по чрезвычайным ситуациям и Министром обороны в части, касающейся дополнительных возможностей по линии Министерства обороны. Такое решение Президентом поддержано, поэтому эти возможности будут использоваться.
Участники совещания
-
PDF
206Kb
Список участников совещания о ситуации с лесными пожарами на территории Сибирского федерального округа, 31 июля 2019 года
Ситуация такая. Положение сложное, горит много лесов, над рядом населённых пунктов наблюдается смог, задымление. Что касается правового состояния, режим чрезвычайной ситуации в Красноярске действует на протяжении практически месяца, в других регионах также этот режим введён. Но сам по себе режим никаких задач не решает, это просто общая правовая оболочка. Есть объективные сложности, есть проблемы расстояний, труднодоступных мест, погодные условия. Прогноз, который существует в настоящий момент, неблагоприятный. Если говорить о сути доклада, который прозвучал вчера, то вывод пока сделан такой: непосредственной опасности для людей нет, но это не повод считать, что всё пройдёт само собой под влиянием погодных факторов или каким-то иным образом. Работу по тушению пожаров надо усилить везде, прежде всего в регионах, которые в наибольшей степени этими пожарами затронуты, чтобы не было того, что мы хорошо помним. А мы помним 2010 год. Я ещё раз напоминаю всем, кто присутствует: тогда горела практически вся страна, были десятки погибших, сожжённые населённые пункты, не говоря уже о лесных угодьях и других важных для страны объектах. Поэтому самая главная задача, ещё раз повторяю в самом начале совещания, – не допустить распространения огня на населённые пункты.
Пожары в нашей стране – это нередкое явление. Очень большая страна с разными природными условиями. Есть факторы климатических изменений, которые всем известны. И в прошлом году были значительные объёмы пожаров, и в этом году. Надо готовиться – это простая вещь, но, несмотря на свою очевидность, абсолютно справедлива и в этой ситуации, – нужны системные меры, каждый на своём месте должен знать, за что он отвечает. Если не хватает компетенции, полномочий, мы можем эти вопросы оперативно рассмотреть на федеральном уровне. Вопрос поддержки и помощи регионам по линии федерального центра, бюджета Российской Федерации мы окажем. Но ещё раз обращаю внимание всех региональных руководителей, а также руководителей муниципалитетов: это ваша ответственность, поскольку тушить пожары надо здесь, а не из окон Министерства по чрезвычайным ситуациям или Министерства природных ресурсов. Очевидная вещь, просил бы всех ещё раз вспомнить об этом.
И по нормативным документам, которые принимаются на уровне регионов, и федеральным нормативным документам надо пройтись. Есть такое понятие – «установление зон контроля». Может быть, есть смысл эти документы пересмотреть, поскольку они сейчас охватывают только места, где непосредственно пожар, где уже пламя бушует, но не распространяются, например, на зоны задымления. И есть целый ряд других идей на эту тему.
Давайте послушаем коллег по этим вопросам, потом я подведу короткий итог. Начнём с доклада Министра природных ресурсов. Дмитрий Николаевич (обращаясь к Д.Кобылкину), пожалуйста.
Д.Кобылкин: Ухудшение лесопожарной
обстановки в сибирских регионах фиксируется с 26 июня. Режим чрезвычайной ситуации
регионального характера действует в двух субъектах – в Красноярском крае и
Иркутской области, а также в трёх муниципальных районах на Дальнем Востоке.
Наиболее сложная обстановка на сегодня в Иркутской области, в Красноярском крае и Республике Саха (Якутия). Площадь лесных пожаров с зонами составляет 2,7 млн гектаров – это на 12% больше уровня прошлого года. На тушение пожаров в помощь региональным силам задействовано 95% личного состава федеральной авиалесоохраны и вся имеющаяся техника. С учётом переброски парашютистов-десантников из соседних субъектов численность составляет на сегодня 430 человек. Несмотря на принимаемые меры, сохраняется угроза задымления населённых пунктов. Росгидромет ведёт постоянный мониторинг состояния ПДК. Ни один субъект не вводил режим неблагоприятных метеоусловий. Для сибирских регионов основной причиной пожаров в удалённых районах является по-прежнему природный фактор – сухие грозы. Безусловно, важно после остановки огня провести лесопатологическое обследование и принять решение о необходимых видах и объёмах лесовосстановления.
Прогноз пожарной опасности на территории Сибирского федерального округа по-прежнему неблагоприятный. Существует вероятность превышения средних значений температуры в ряде территорий других федеральных округов. Учитывая текущую ситуацию, предлагаю усилить группировку авиационных сил и средств пожаротушения за счёт МЧС России. Также прошу предусмотреть дополнительные средства на оплату этих работ из Резервного фонда Правительства Российской Федерации – ориентировочно от 2,5 до 3 млрд рублей.
Д.Медведев: Теперь просил бы выступить первого заместителя Министра по чрезвычайным ситуациям Александра Петровича Чуприяна.
А.Чуприян: Я начну с того, что действительно в настоящее время нет опасности населённым пунктам. Мы продолжаем мониторить ситуацию вокруг них, но в то же время, я хочу сказать, что для 32 населённых пунктов такая потенциальная опасность была, с населением 11 тысяч. Группировка отстояла, можно сказать, эти населённые пункты, и в данном случае угрозы нет. Согласно данным космического мониторинга, которые мы получаем постоянно онлайн, 25 населённых пунктов находятся вблизи этих пожаров, особенно 4‒5-километровой зоне. Всё держится на контроле и работы, соответственно, проводятся.
Вы упомянули 2010 год, так вот из практики того же 2010 года эффективность применения сил и средств при тушении лесных пожаров наиболее значительна, когда применяется как наземная группировка, так и воздушная, причём в полной гармонии друг с другом. Поэтому за вчерашний день, Вы приняли вчера решение об использовании авиации МЧС России, мы увеличили наземную группировку на 290 человек, и она у нас сейчас уже составляет более 3 тысяч в целом, плюс семь воздушных судов. Со вчерашнего дня воздушные суда МЧС России уже приступили к тушению. Лично летал, и эффект есть.
Хотел сказать ещё о том, что 950 спасателей находятся в суточной готовности для усиления группировки в трёх субъектах Российской Федерации, наиболее горимых, и они будут буквально в считанные дни сюда переброшены, плюс ещё пять воздушных судов МЧС России. Я услышал о планируемых действиях Министерства обороны. Как только силы и средства прибудут, мы их задействуем в ликвидации, тушении лесных пожаров.
Задачи, поставленные перед МЧС России, понятны, мы обязательно их выполним.
Д.Медведев: Теперь по ситуации сначала в Красноярском крае, а потом в целом в Сибирском федеральном округе. Александр Викторович Усс, потом – Сергей Иванович Меняйло.
А.Усс: Прежде всего я хочу поблагодарить Президента Российской Федерации и Вас за внимание, которое вы проявили к проблеме, возникшей у нас этим летом. Что касается ситуации и работы, которую проделал край вместе с Рослесхозом и другими федеральными структурами, эта картина известна. Я коротко остановлюсь на некоторых предложениях, которые вытекают из наших текущих потребностей, и, если речь идёт о проблемах безопасности в сфере лесопользования, на некоторых перспективных задачах, которые нам видятся с точки зрения интересов края и Сибири в целом.
Первое. У нас есть потребность приблизительно в 350 млн рублей, для того чтобы мы могли увеличить интенсивность использования авиации, в том числе и в зоне контроля. В зоне охраны у нас на сегодня пожары на площади 5 тыс., я думаю, в течение трёх дней они будут ликвидированы. Второй момент. Говоря о пересмотре границ зоны контроля, я хотел бы предложить создать на севере специализированный лесопожарный центр, который будет заниматься обслуживанием этой территории с одноимённым, если хотите, названием «Север». Если мы будем иметь такую базу подскока, у нас появится реальная возможность площади, находящиеся в зоне контроля, перевести частично в зону охраны, когда в этом будет возникать необходимость.
У нас в крае есть две достаточно болезненные темы, которые заслуживают внимания и решения. Прежде всего это порядка 1 млн га, поражённых шелкопрядом. Это очень пожароопасная территория, эту тему необходимо закрывать, ликвидировать сухостой и нейтрализовать эту опасность. И кроме этого, чтобы в лесной отрасли и в лесу был порядок, конечно, нам необходимо увеличить численность лесных инспекторов и довести её до норматива. Убедительно прошу дать соответствующее распоряжение, чтобы эти предложения края и части сибирских регионов были рассмотрены.
Будучи председателем попечительского совета нашего Сибирского федерального университета, Вы знаете, что в крае существует серьёзное учебное заведение с большой историей, которое готовило специалистов в области лесопользования. Я думаю, что сейчас назрела необходимость усилить его материальную базу и сделать этот учебный и научный центр основой для подготовки кадров и ведения научных исследований для всех сибирских регионов.
И последнее. Чтобы деятельность в области тушения лесных пожаров стала более понятной людям, более прозрачной, доступной, мы намерены в процесс подготовки решений и в рамках оперативных штабов, и, возможно, даже краевой комиссии (КЧС) включать представителей науки, экологов и общественность. Думаю, это может позитивно повлиять на общественное настроение и добавит эффективности принимаемым решениям.
С.Меняйло: На сегодняшний день в округе имеется 252 очага лесных пожаров на площади почти 1,5 млн га. В Красноярском крае – 111 пожаров на территории 1,1 млн га в семи районах края. Девять пожаров на территории арендуемых земель. Зона контроля занимает 99%. Это 90 пожаров. В Иркутской области действует 140 пожаров на территории 709 тыс. га, из них на арендуемых землях – 45 пожаров и в зоне контроля – 110, это 80%.
Меры по тушению пожара принимаются и в Красноярском крае, и в Иркутской области. Дмитрий Анатольевич, в добавление к тому, что было сказано Александром Викторовичем: полностью поддерживаю Ваше поручение пересмотреть лесопожарное зонирование, особенно зоны обслуживания там, где мы можем тушить пожары, и, естественно, зоны контроля. Граница этих зон требует пересмотра. Если мы эту работу выполним (предложения такие у нас готовы, мы их представим), то в принципе мы в первые часы сможем среагировать в ходе мониторинга на возгорание и своевременно принять соответствующие меры. Как правило, эффект в первые сутки-двое бывает очень высоким.
Второй момент. МЧС России обеспечивает тушение пожара при возникновении угроз населённым пунктам. Тушение пожаров за границами осуществляет субъект за счёт субсидий. Есть предложение более внимательно рассмотреть субсидии от Рослесхоза. Есть предложение внимательнее рассмотреть вопросы финансирования переданных полномочий. И второе – наличие необходимых для контроля и тушения сил, средств и техники, как в субъекте, так и у лесопользователя, потому что, по нашим данным, сегодня процентов 20–30 – это на землях лесопользователя, которые в принципе должны применять соответствующие меры и технику.
Вот такие два предложения. Более конкретные предложения, Дмитрий Анатольевич, в Ваш адрес с докладом я подготовлю. Это для всех субъектов Сибирского федерального округа.
Д.Медведев:
Да, хорошо. Я понимаю, это предложения не только в отношении конкретной
области.
Люди, естественно, обеспокоены тем, что происходит, и всеми этими выбросами, продуктами горения. Никому это не приятно, очевидно абсолютно. Какова общая санитарно-эпидемиологическая ситуация там где сейчас пожары, и, в частности, в Красноярске и в других местах, где сейчас такие проблемы существуют? Анна Юрьевна, пожалуйста.
А.Попова: На территориях всех субъектов, где есть лесные пожары, задействованы все сегменты системы наблюдения и лабораторного контроля. Организован постоянный мониторинг состояния атмосферного воздуха, и количество контролируемых ингредиентов по разным территориям в зависимости от необходимости достигает 18 показателей. Установлено взаимодействие с постами наблюдения Росгидромета, с региональными системами наблюдения в министерствах природных ресурсов субъектов. Сводится общий анализ ситуации. Он на сегодня показывает, что регистрируются единичные превышения содержания в атмосферном воздухе CO, взвешенных веществ и мелкодисперсных фракций пыли. В зависимости от направления ветра и ситуации от 1 до 4 ПДК мы регистрируем, но не более 5 ПДК, что критично для оценки состояния здоровья.
В связи с тем что очаги пожара находятся далеко от населённых мест, ситуация по содержанию вредных веществ в воздухе на сегодняшний день именно такая. Раздражающий фактор запаха там, где есть мелкодисперсные фракции пыли, безусловно, имеет место. Анализ обращаемости в скорую помощь (и по Красноярскому краю, где более выраженная ситуация) показывает, что в самые пиковые дни, где мы наблюдали до 5 ПДК превышения, обращаемость не была более 10%. Таких дней единицы – один день есть превышение, на второй день нет. С учётом небольшой экспозиции воздействия высоких рисков для здоровья на сегодняшний день нет и в связи с тем, что очаги удалены. Установлено наблюдение, проводятся подворные обходы в тех районах, где есть высокие риски, подворные обходы людей с хроническими заболеваниями системы дыхания. Они наблюдаются, пожилые люди и дети. Из Эвенкийского района в основном дети отдыхают: мы провели мониторинг, они вывезены за территорию, где максимальные уровни превышения зарегистрированы. В стационарах – а я сегодня посетила пульмонологическое отделение больницы скорой медицинской помощи в Красноярске – увеличения поступлений нет, дополнительных коек не требуется. Так же и по остальным регионам: ни в Иркутской области, ни в Республике Саха (Якутия) осложнений ситуации по заболеваемости болезнями органов дыхания, обострению хронических заболеваний нет. Хочу отметить ещё, что летних оздоровительных учреждений в зонах задымления на сегодняшний день нет. Мы мониторим эту ситуацию, она остаётся на контроле.
Д.Медведев:
Коротко прокомментирую, что прозвучало. В любом случае результатом нашей
сегодняшней работы будет не только общее укрепление усилий, которые направлены
на тушение пожаров, но и соединение возможностей различных ведомств.
Первое. По поводу усиления группировки МЧС вместе с возможностями Министерства обороны. Соответствующие денежные средства на это требуются. Я дам поручение деньги выделить из резервного фонда Правительства, чтобы такого рода работа была более активной. При этом просил бы и МЧС, и Министерство обороны провести быструю координацию возможностей и усилий. Здесь в настоящий момент семь воздушных судов МЧС, плюс пять на подходе. Есть соответствующие возможности у Министерства обороны, они создали оперативный штаб. Прошу вступить в немедленную координацию по этим вопросам с ними.
По поводу населённых пунктов, которые расположены вблизи пожаров. Да, как было сказано, непосредственных угроз нет, а там, где они были, эти угрозы ликвидированы, тем не менее нужен максимальный контроль со стороны муниципальных властей, лесопользователей, региональных властей и Министерства по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям. Просил бы этот контроль обеспечить, потому что 2010 год – это то, чего ни в коем случае нельзя допустить.
По поводу потребностей Красноярского края. Были названы потребности по авиации – хорошо, подготовьте мне записку, я обязательно её рассмотрю, и мы постараемся удовлетворить в самое ближайшее время. Пересмотр границ зон контроля и создание соответствующего центра на севере. Это вместе с тем, что сказал Сергей Иванович Меняйло: надо обобщить и подготовить укрупнённые предложения и по Красноярскому краю, и по Сибирскому федеральному округу, а в принципе и по Дальневосточному федеральному округу. Пожары никаких границ не разбирают, на Дальнем Востоке тоже пожары идут. Завтра мы в Чите об этом поговорим.
Различного рода изменения – Вы упомянули изменения, связанные с климатом, проблемы, связанные с шелкопрядом. Конечно, на это надо обращать внимание, привлечь все научные организации, поскольку это тоже благотворная среда для распространения пожаров. Допустим, ещё вчера этого не было, а сегодня появилось. Это надо принимать в расчёт, чтобы готовить предложения по борьбе с пожарами. Надо это сделать, не грех проконсультироваться со странами, где эта проблема так же, как у нас, существует. На Аляске эти пожары бушуют, да и в Европе пожары постоянно. У них тоже есть научные подходы к этому. Проведите консультации, я думаю, в этой ситуации это абсолютно не вредно.
Возможности, связанные с увеличением количества лесных инспекторов, обучения кадров. Безусловно, всё это надо максимально быстро изучить и подготовить, чтобы мы могли определиться в самое ближайшее время. Ещё одна правильная идея прозвучала: вопросы информированности. Это ключевой момент. Опыт последнего времени и предыдущих лет показывает, что от этого зависит всё, начиная от безопасности людей, если что-то происходит, заканчивая эмоциональными проблемами. Надо уделить этому внимание на уровне муниципалитетов, регионов. Это прежде всего задача местных властей. Ещё раз повторяю, из Москвы мы не сможем рассказывать о каждой ситуации, это должны делать власти на местах. Надо привлекать к этому общественность, экспертов, экологов, они заинтересованы в том, чтобы давать точную оценку ситуации.
По поводу полномочий, которые переданы, и их финансирования, ответственности лесопользователей, вопросов зонирования. Сергей Иванович, подготовьте мне доклад с Юрием Петровичем (Ю.Трутнев), я обязательно его рассмотрю.
По тому, что было сказано Анной Юрьевной (А.Попова). Понятно, что пока ничего сверхпечального не происходит, хотя всё равно это тяжело и трудно. Всё равно надо следить за нормативами, которые сейчас находятся в пределах допустимого, то есть за ПДК – предельно допустимыми концентрациями, за выбросами, за здоровьем людей. Дайте инструкции своим представителям на местах, чтобы они всем этим занимались вместе с гидрометеорологической службой и другими структурами, которые имеют соответствующую информацию.
Всё, что мы сейчас обсудили, что я сказал, коллегами было названо, – я прошу, Константин Анатольевич (обращаясь к К.Чуйченко), Вас как Руководителя Аппарата в самое короткое время сформулировать и с утра в Чите представить мне на подпись.
<…>